бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Вопросы психологии бесплатно рефераты

Во-вторых, деятельность — это такое отношение, которое ре­гулируется осознаваемой целью как идеальный образ будущего ре­зультата. Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важ­нейшее отличие деятельности от иных форм активности челове­ка (скажем, от импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется именно целью (изготовле­ние какого-либо продукта, получение каких-либо знаний).

Деятельность — это целеустремленная активность, реализую­щая потребности субъекта.

Наряду с этими аспектами существуют и иные, также важней­шие общепсихологические свойства деятельности.

1. Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на опре­деленный «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности.

2. Субъектность деятельности. Деятельность всегда со­циально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в поня­тиях языка, социальных ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.

3. Адаптивность деятельности, т. е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации.

4. Системность деятельности. Деятельность предстает не рядоположенной суммой своих компонентов, а их организо­ванной целостностью. При этом особо важно то, что у дея­тельности как целостности возникают такие новые свой­ства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, — так называемые системные качества деятельности.

 Деятельность является, одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем.

13. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА


1. Традиционно принято считать, что основным и психоло­гически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение како­го-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат явля­ется не общественно, а индивидуально значимым и со­стоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфиче­ским признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступа­ет сам процесс деятельности, а не ее результат. Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая — это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологиче­ских новообразований человека на какой-либо ступени его развития.

2. Столь же фундаментальным и общим является разделе­ние индивидуальной и совместной деятельности. Совмест­ная деятельность реализуется в отличие от индивидуаль­ной так называемым коллективным субъектом, т. е. дву­мя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной дея­тельности являются пространственное и временное при­сутствие участников деятельности, ролевая и инструмен­тальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компо­нента — либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразде­ляется на подтипы: например, на непосредственно-со­вместную — «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную — «деятельность рядом».

3. Наиболее традиционной является, видимо, классифика­ция видов деятельности по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. В результате выделя­ются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий. Так, существует классификация, разработанная Е. А. Климо­вым, где выделяется пять основных типов профессио­нальной деятельности: «человек — техника», «человек — человек», «человек — природа», «человек — знак», «чело­век — художественный образ».

4.Деятельность принято разделять также на исполнитель­скую и управленческую (организационную). Первая харак­теризуется тем, что субъект труда непосредственно воз­действует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обыч­но не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархию их соподчинения.

5. В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную. В первом случае человек непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает инфор­мацию от него. Во втором случае информация о предмете труда передается человеку через опосредствующие зве­нья: в виде таблиц на экране или в любом другом знако­вом виде. Таковой является, например, деятельность опе­раторского типа.

2.Основные этапы в истории становления психологии

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н. э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

7. Понятие личности и ее структура


Наиболее общим является понятие "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.

Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки.

 

5. Основные методы психологии.


Методологическая основа изучения психики: принцип системности, принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, комплексный принцип, принцип объективности (максимальной независимости от личности и среды).

Методы:

1) Организационные: сравнительное, лонгэтюдное, комплексное исследования;

 2) Эмпирические методы: наблюдение (изучает явление в развитии; контролир.-неконтрол., полевое, лаборат., случайное – внешнее и со стороны,  внутреннее (самонаблюдение) свободное, стандартизированое, включенное; эксперимент (лаборат., естествен., констатирующ., формирующ.), моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое), психодиагностика (тесты, опросы (очный-заочный), анкета, интервью, беседа, социометрия) опрос (устный, письменный, свободный. стандартизированный),– материальные и временные затраты, анализ продуктов деятельности (количество и качество изделий, интенсивность труда, период утомления);

3) методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализ, описательная статистика. Методы моделирования, прогнозирования (универс. и спец.), анализ ошибочных действий;

 4) методы коррекции: групповой тренинг, аутотренинг, психотерапия.

Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы.

Естественнонаучная парадигма (номотетический подход) требует отыскивать закономерности, затем исследователь совершает монологический подход. Задача исследователя - предсказать поведение человека. для этой парадигмы характерно - объективный метод исследования (наблюдение, эксперимент). Создается общая психическая жизнь человека, затем прогнозирование.

Гуманистическая парадигма подчеркивает, что объект исследование - это субъект, знания о нем можно получить только диалогически. Предвидеть поведение человека весьма затруднительно. Поведение детерминируется целями человека. Эта парадигма считает, что человек - это существо безмерное, многомерное, его нельзя познать окончательно. Бахтин говорил: "Человек больше, чем человек. Человек не равен самому себе". Способ познания - понимание человека. Нужно вжиться в него, встать на его место. Представители этих парадигм спорят между собой.

Здесь нельзя обойтись без номотетического подхода. Принцип объективности в психологическом исследовании и критика интроспекционизма. Основное требование научной психологии - объективность исследования, т.е. получение надежных проверяемых данных. Эти данные можно получить, если мы исходим из деятельностного подхода, который предполагает исследование психики и сознания через внешние реалии (поведение, деятельность человека, его общение с другими людьми). В деятельностном подходе доминирует принцип единства психики, сознания и деятельности. Психика, сознание - внутренний план внешней деятельности, а внешняя деятельность регулируется психикой и сознанием. Именно отсюда мы можем получить объективные данные. По внешнему протеканию акта мы определяем его внутреннюю природу. Этот подход противостоит интроспекционизму. Когда в ходе самонаблюдения мы переживаем какое-либо явление, то мы не познаем это явление. Переживание это не знание. К явлению нужно подойти опосредованно. Ребенок не способен к интроспекции, значит, нет детской психологии. Самонаблюдение - не метод исследования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6