Вопросы психологии
Объем внимания
измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.
Обычно объем
внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного
опыта, от поставленной цели, от особенностей
воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются
в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания
равен 4—6 объектам. Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания
на объекте (объектах).
Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем
концентрированнее внимание.
Концентрация
внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений,
вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его
назначении, конструкции, форме.
Концентрация,
направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально
организованной работы по развитию данных качеств.
Распределение
внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или
вести наблюдение за несколькими процессами,
объектами.
С точки зрения
физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре
головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь
частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять
одновременно выполняемыми действиями.
Таким образом,
чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.
Устойчивость
внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на
конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью
понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На
устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес.
Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или
выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам
предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Физиологически
это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же
раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же
участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.
Свойством,
противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое
объяснение отвлекаемое— это или внешнее торможение, вызванное посторонними
раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.
Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой
периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.
Колебания
внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что
объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного
мозга. К свойствам внимания относится и переключение внимания.
Переключение
внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на
другой.
Различают
переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное
(непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при
изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях
применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания
сопровождается участием волевых усилий человека.
Непреднамеренное
переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых
усилий.
Для диагностики
В. Используют методики: для определения объема внимания методика Вундта, Кеттела;
для опред. Концентрации и устойчивости-корректурный тест Бурдона; для опред.
Скорости переключения В-метод таблиц Шульте.
3. Основные направления
психологии 20 века.
Новая психология
начинается с Вунда(1879). Открыл лабораторию, в основе лежат идеи: 1 .Рене
Декарта(дуализм),Вильгейм Лейбниц(идеализм), Джон Локк(материализм).
Предмет
П-исследование сознания. Основной метод-метод эксперим. Интроспекции.
Вунд Высшие псих.
Функции- память,мыш,речь. А сознание можно разделить на отдельные
элементы:ощ,восп,предст,эмоции. Заслуги Вунда культурно истор.
Теория,трехмерная модель эмоций(раздраж,ощ,эмоц).
ЭББИНГАУЗ-начинает
применять эксперименты над памятью,мыш,речью чем оказывает,что их можно
исследовать(кривая забывания).
МЮЛЛЕР продолжил
эксперименты и показал, что обучение происходит не механически, а при участии
самого человека. Выдвинул теорию забывания(результат наложения нового на
старое).
ТИТЧЕНЕР предмет
П.-изучение сознательного опыта. Сознание=переж+ощ+воспр.
ФУНКЦИОНАЛИ3М(Джемс,Дьюи) их интересовала функция психики и сознания, которую
они видели в адаптации организма. ПСИХОАНАЛИЗ-Фрейд-З уровня ИД(движет либидо
или тонатос)ЭГО,СУПЕРЭГО. ЮНГ-либидо-жизненная нергия.
АДЛЕР-понятие
социального интереса,чувство и комплекс неполноценности,порядок рождения детей
в семье. БИХЕВИОРИЗМ-поиск объект. Методов исследование псих. Явлений.
ГуМАНИСТИЧЕСКАЯ-Роджерс-человек изначально наделен +качествами.
МАСЛОУ-пирамида
потребностей.
ПИАЖЕ-теория
развития интеллекта.
20.Воображение.Виды
воображения, его индивидуальные оеобенности и развитие.
Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности
человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек
наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или
зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает
новые образы.
Воображение — это психический процесс
создания нового в форме образа, представления или идеи.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не
воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и
явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным
с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении,
неопределенностью проблемной ситуации.
Процесс воображения свойствен только человеку
и является необходимым условием его трудовой
деятельности.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность
человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и
как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ
материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической
деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный
итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает
человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.
Физиологическую основу
воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей,
которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже
имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового
предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не
вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения
представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные
образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления
образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их
удержания, закрепления, их изменения.
Воображение
всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник
воображения — объективная реальность. Воображение
— это образное конструирование содержания понятия о предмете (или
проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а
схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале
выражение).
Для воображения
характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как
своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже
произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается
в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению
к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ
ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.
В психологии
различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется,
например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и
художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой
доминанты, второе — в сновидениях, так называемых неизменных состояниях
сознания и т. д.
Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее
отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального
результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем
мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Можно выделить
несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное.
Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и
непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное
воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое,
воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится
эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и
чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...
В условиях
депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо
привести их характеристики.
Активное
воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами
конкретной информации в определенной области, их перемещением
в различных
комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает
объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между
зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении
мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено
в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е.
человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и
обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью
и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец,
и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и
поддается волевому контролю.
Воссоздающее
воображение — один из видов активного воображения,
при котором происходит конструирование новых образов, представлений у
людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных
сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.
Антиципирующее
воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека —
предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д.
Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня
со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и
перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или
предугадывания логики развития событий.
Творческое
воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно
создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или
общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные
оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым
компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Образы
творческого воображения создаются посредством различных приемов
интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два
типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых
формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых
перерабатывается готовая продукция.
Один из первых
психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции:
диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительная
операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате
такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое
сочетание.
Без
предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация —
первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность
диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация —
создание целостного образа из элементов вычлененных. единиц образов.
Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют
и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с
частным и чисто случайным сходством.
Пассивное
воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.
Пассивное
воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования
осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются
неудовлетворенные, большей частью неосознаннее потребности личности. Образы и
представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение
положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций
и аффектов.
В ходе процессов
пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо
потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от
реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое
удовлетворение потребностей.
Материалами
пассивного воображения, так же, как и активного, являются образы,
представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью
опыта.
19.Мышление. Общая
характеристика. Основные формы и виды мышленияТеоретические и экспериментальные
подходы к исследованию мышления.
Мышление - высший познавательный
процесс. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе
творческого отражения и преобразования человеком действительности. Как особый
психич. процесс М. имеет следующие харак-ки:
1 .обобщённое отражение
действительности
2.опосредованной познание объективной
реальности (анализ косвенной информации)
З.М.всегда связано с решением той или
иной задачи
4.неразрывная связь с речью.
М.присутствует опирающийся на непосредственное во всех других познават.
Процессах. М. по форме:
наглядно-действенное(- вид мышления,
восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с
предметами.)
наглядно-образное(характеризующийся
опорой на представления и образы),
Словесно-логическое мышление — вид
мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
По характеру М. бывает теоретическим(образное) и практическим.
Основные формы М.
ПОНЯТИЕ-отражение общих и
существенных свойств предметов или явлений.Понятие могут быть общими (класс
однородных предметов) и еденичными (совокупность знаний о каком либо одном
предмете). Усвоение этапов сложный процесс, основной является
практика:стратегия экземпляра,стратегия проверки гипотезы.
ПОНИМАНИЕ-способность постичь смысл и
значение чеголибо(выделяют глубину понимания,отчётливость осознания связей
отношений,)
ИНТЕЛЕКТ-совокупность
самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех
гiозновательной деятельности человека. Функции интелекта
:успешностьсоциально-психической адаптации,гарантия личной свободы,проф.успешность.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и
вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей.
Теоретическое
мышление — это познание законов, правил.
Основная задача
практического мышления — подготовка физического преобразования
действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схечы.
Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется
следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном
случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения. Проводится
также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно
используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный
(членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность).
Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в
значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.
Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко
выраженных этапов, является минимально осознанным. Реалистическое мышление
направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а
аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал
желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин
“эгоцентрическое мышление”, оно характеризуется прежде всего невозможностью
принять точку зрения другого человека.
Важным является
различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на “степени
новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению
к занятиям субъекта”. Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные
процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и
Целенаправленное решение мыслительных задач. По С.Л.Рубинштейну, всякий
мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной
задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается
с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является
естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при
недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой
мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное
в начале и удовлетворенное в конце. Первый признак мыслящего человека -
умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов(что
характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем
больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление
предполагает наличие каких-то начальных знаний. От осознания проблемы мысль
переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами.
Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для
решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и
переосмыслить ситуацию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|