Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе
Данные таблицы 1
показали, что чаще всего встречаются следующие речевые ошибки:
·
неудачный подбор
антонима;
·
ошибки в подборе
многозначных слов;
·
нарушение
сочетаемости слов.
В таблице 2 представлены
речевые ошибки, допущенные учениками контрольного класса:
Таблица №2
Контрольный класс
|
Испытуемый №
|
Виды ошибок
|
Нарушение сочетаемости слов
|
Неразлич. Оттенков зн. синонимов
|
Неудачный подбор антонима
|
Ошибки в подборе многозн. слов
|
Смешение видо-врем. ф. гл.
|
Некоррект. Использов. местоимений
|
1
|
|
|
+
|
+
|
|
|
2
|
|
|
+
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
5
|
|
|
+
|
+
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
7
|
+
|
|
+
|
|
|
|
8
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
9
|
|
|
+
|
|
|
|
10
|
+
|
|
+
|
|
|
|
11
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
12
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
13
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
14
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
15
|
|
+
|
|
+
|
|
|
16
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
17
|
|
+
|
+
|
|
|
|
18
|
|
|
|
+
|
|
+
|
19
|
|
|
+
|
+
|
|
|
20
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
21
|
|
|
|
|
|
|
22
|
|
|
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
|
|
Всего:
|
6
|
7
|
14
|
10
|
3
|
5
|
Итого:
|
26%
|
30,4%
|
60,9%
|
49,5%
|
13%
|
21,7%
|
Данные таблицы 2 показали,
что чаще всего встречаются следующие речевые ошибки:
·
неудачный подбор
антонима;
·
ошибки в подборе
многозначных слов;
·
неразличение
оттенков значений синонимов.
Речевые ошибки,
достаточно часто встречающиеся в работах учеников экспериментального и контрольного
классов наиболее полно отражает таблица 3.
Таблица №3
№
п/п
|
Виды ошибок
|
Количество ошибок, допущенных учащимися
|
Экспериментальный класс
|
Контрольный класс
|
1
|
Неудачный подбор антонима
|
11
|
14
|
2
|
Нарушение сочетаемости слов
|
6
|
6
|
3
|
Подбор многозначных слов
|
9
|
10
|
4
|
Неразличение оттенков значений синонимов
|
3
|
7
|
Всего:
|
29
|
37
|
Таким образом,
констатирующий эксперимент выявил типичные речевые ошибки в работах учащихся,
показал, что на начало экспериментальной работы контрольный и экспериментальный
классы не имеют существенных различий.
Вывод: уровень
сформированности речевых навыков является невысоким, поэтому необходимо
проводить специальную работу в этом направлении, выполнять особую систему
упражнений, предупреждающую подобный вид ошибок в работах учащихся.
3.2 Обучающий эксперимент
Анализ данных, полученных
в ходе констатирующего эксперимента, позволил выделить задания, которые
вызывали трудности при их выполнении. Учащимися недостаточно уверенно
выполнялись такие задания, которые были связанны с подбором антонимов и
синонимов к слову, поиском многозначных слов. Выполнение их сопровождалось
постоянными вопросами учащихся, что свидетельствовало о непрочности знаний по
данному разделу языка. В них допущено наибольшее число ошибок. Данный факт позволил
определить содержание упражнений по предупреждению речевых ошибок и разработать
в соответствие с этим систему упражнений.
Главный вопрос при
создании системы заключался в определении оптимальной последовательности
упражнений. Как расположить их, чтобы обучение было эффективным?
На наш взгляд,
последовательность заданий должна удовлетворять принципу градуальности: задания
располагаются по нарастающей сложности и с расширением объема информации (от
простого к сложному). Они должны быть разнообразными с точки зрения
деятельности учащихся.
За основу при составлении
нашей системы упражнений мы взяли классификацию упражнений, разработанную проф.
Г. Н. Приступой ( при описании классификации к каждому виду мы будем приводить
примеры, взятые из нашей системы). В ней он выделяет следующие виды упражнений:
1.Пропедевтические,
подготовительные упражнения.
Цель этих упражнений -
обеспечить учащимся первичное восприятие слова, а именно: дать семантическое
определение слову, соотнося его с внеязыковой реалией, т. е. с предметом или
явлением действительности.
Примеры упражнений:
·
Что означают
употребляемые в этом в стихотворении слова язычок, глазок, горлышко, ножка?
Какие ещё значения имеют эти слова? Итак, слова, которые имеют не одно, а
несколько значений называются многозначными.
·
Какие слова
называют синонимами? Вспомните, какие примеры приводили Незнайка и его друзья.
·
Зачем нужен был
лисице гребешок? Какие значения имеет слово гребешок? Чем похожи гребешок для
расчёсывания на гребешок петуха?
2.Иллюстративные упражнения.
Цель их -
продемонстрировать учащимся образцы употребления слова. Вставляя новое слово в
предложение, повторяя вслух или записывая образцы словосочетаний и предложений,
ребенок усваивает значение слова в данном конкретном контексте, овладевает его
сочетаемостью (синтагматическими связями этой лексической единицы),
одновременно постигая грамматику слова.
Примеры упражнений:
·
Рассмотрите
таблицу "Найди друзей". На ней два столбика слов. К словам левого
столбика надо найти близкие по смыслу слова из правого. Пять первых пар
запишите в тетрадях.
·
Выпишите из
рассказа Л. Толстого "Лебеди" два предложения, в которых есть
антонимы. (Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли; Они летели
день и ночь.)
·
Какие значения
есть у слова баранка? Почему шофёр не мог съесть баранку? Что общего у баранки
(руля автомобиля) и баранки (колечка, испеченного из теста)?
3.Основные,
закрепительные упражнения.
В результате этих
упражнений дети овладевают парадигматическими связями слов, у учащихся
вырабатываются умения подбирать к слову синонимы, антоним, находить их в речи
или тексте; ребенок усваивает структурно-семантические связи слов.
Примеры упражнений:
·
Отгадайте загадку
и выпишите из нее антонимы.
"Бывает он в холод,
бывает он в зной,
Бывает он добрый, бывает
он злой.
В открытые окна нежданно
влетит,
То что-то прошепчет, то
вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
примчится опять,
То вздумает по морю волны
гонять".
·
Можно ли заменить
в этом случае слово твердый синонимами? Замените близкими по значению прилагательными
слова: твердое (яблоко), твердое (мясо), твердые (знания).
·
Послушайте
рассказ и ответьте на вопрос: по какому признаку хвост зайца и лисы охотники
называют цветком и трубой?
4.Повторительно-обобщающие
упражнения.
Их цель - обеспечить
усвоение многозначности слова, его закрепление не только в пассивном словаре,
но и введение слова в активный лексический запас школьников. К упражнениям
этого типа относится, например, подбор учащимися собственных примеров,
иллюстрирующих употребление слова; составление (сначала устно, затем письменно)
собственных предложений; подбор слов по теме, объединение слов в
лексико-семантические группы, упражнения на и многозначность и т. п.
Примеры упражнений:
·
Что означает
выражение молоко убежало? Какими словами можно заменить слово бежит в
предложениях:1) Бежит время; 2) Бежит ручей; 3) Зерно бежит из комбайна в
машину?
·
В стихотворении,
которое вы услышите, надо не только найти синонимы, а к некоторым словам его
(они будут указаны) подобрать новые.
5.Творческие упражнения.
Цель таких упражнений -
научить пользоваться изученным языковым материалом в связной речи, дать
возможность ребенку высказаться по предложенной теме (как устно, так и
письменно), употребив изученную лексику в собственной речи, и на практике
продемонстрировать усвоение ее лексических и грамматических свойств.
Примеры упражнений:
·
Какие значения
имеет слово точка из первого стихотворения и слово перемена из второго?
Составьте по два предложения с каждым словом так, чтобы каждый раз у них было
новое значение.
·
Послушайте
следующий рассказ и попытайтесь закончить его так, чтобы всё завершилось в нём
благополучно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|