бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе бесплатно рефераты

Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе

Содержание


Введение

Глава I. Теоретические основы избранной проблемы

1.1 Психические особенности младшего школьника и психолого-педагогические основы организации учебного процесса

1.2 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку

1.3 Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку

1.4 Анализ программ и учебников по русскому языку с точки зрения проведения внеклассной работы

Выводы по главе I

Глава II. Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса

2.1 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку

2.2 Организация внеклассной работы по русскому языку

2.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку

2.4 Виды и формы внеклассной работы по русскому языку

2.5 Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе

Выводы по главе II

Глава III. Данные педагогических экспериментов

3.1 Констатирующий эксперимент

3.2 Обучающий эксперимент

3.3 Контрольный эксперимент

Выводы по главе III

Заключение

Литература


Введение


Актуальность: Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Большую роль в развитии самостоятельности мысли, познавательного интереса каждого ученика, активизации его творческих возможностей играет начальная школа.

Современный этап исторического развития характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех областях общественной жизни. Это ведет к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании. Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. В этих условиях большую актуальность приобретают проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку. К сожалению, в настоящее время такая работа в школе находится не на должном уровне.

"Родной язык - величайший наставник", - звучат непреложной истиной слова великого педагога К. Д. Ушинского. Действительно, язык и до школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается чутье языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в полной мере. Ни для кого не является секретом, что наша отечественная школа переживает очередной кризис. Этому много причин: и тяжелое экономической положение страны, и традиционно малое внимание властей к проблемам образования и воспитания детей, и остаточный принцип финансирования школы, и, по-прежнему массовая материальная необеспеченность учителя, и многое другое. Между тем от того, как будет развиваться школьное обучение и воспитание ребенка, зависит очень многое. Число же проблем, возникающих в общеобразовательной школе, весьма велико. Одни из них носят общий характер, другие относятся к преподаванию отдельных учебных дисциплин. Все вышеуказанное не могло не сказаться на организации внеклассной работы по русскому языку в современной школе. Дело в том, что проблема организации внеурочной деятельности по русскому языку отражена в трудах педагогов прошлых лет: Н. Н. Ушакова, Г. И. Суворовой, Л. И. Пастушенковой, Б. Т. Панова и др. Особый интерес к теме наблюдается в конце 70-х - начале 80-х годов. Однако большинство работ было посвящено вопросу формирования познавательного интереса к русскому языку средствами внеклассной работы. Наше обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации. Все перечисленные аргументы обуславливают значимость изучения данной проблемы и определяют выбор темы: внеклассная работа по русскому языку в начальной школе.

Цель: рассмотреть значение внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, приобретении прочных умений и навыков, воспитании интереса к русскому языку у младших школьников.

Задачи:

Ø    проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по избранной теме;

Ø    рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной школе с точки зрения состояния проблемы;

Ø    разработать систему упражнений с использованием эффективной формы внеклассной работы по предупреждению речевых ошибок у младших школьников;

Ø    провести исследование и сделать анализ полученных результатов.


Глава I. Теоретические основы избранной проблемы


1.1 Психические особенности младшего школьника и психолого-педагогические основы организации учебного процесса


При организации внеклассной работы в начальных классах учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников. Это поможет ему не только грамотно построить учебный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте становится учение, учебная деятельность, систематическое усвоение культурно-исторического опыта человечества, выраженного в системе научных знаний. В этом возрасте формируются и закладываются основы духовного и физического развития, ребенка, научно-теоретического и логического мышления, развиваются предметные и умственные действия посредством решения задач и выполнение других учебных заданий. У ребёнка развивается способность корректировать свои текущие действия в соответствии с запланированным результатом, критически оценивать итоги своей деятельности.

В этом возрасте у ребенка формируются фундаментальные психические новообразования - произвольные психические процессы и способность действовать в уме, во внутреннем плане действий, закладывается способность произвольно сосредотачивать внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что необходимо для решения текущей задачи. Ребёнок научается выделять цель действия, условия и средства её достижения. Наряду с наглядно-образным мышлением у него при современных методах обучения вырабатываются способности к абстрактному, теоретическому мышлению, обобщённому охвату конкретной ситуации [18, 242].

Интересы младших школьников, как указывают психологи и педагоги, характеризуются в первую очередь недифференцированностью, "разбросанностью", их привлекают многие "совершенно разные области знания без всякой их связи" [33, 386].

Дети проявляют интерес прежде всего к тем учебным предметам, по которым они хорошо успевают. Избирательное отношение к той или иной школьной дисциплине, дифференциация интересов свойственны больше третьеклассникам, да и то далеко не всем. Причем следует отметить, что в предпочтении того или иного предмета ученики "невольно" следуют за своим учителем, который нередко отдает симпатии какой-либо области знания.

Другой особенностью интересов в этом возрасте оказывается их неустойчивость, "недолговечность" (С. Л. Рубинштейн), "непостоянство" (А. А. Люблинская), способность легко переключаться с одних предметов на другие. Вчера детей могла интересовать математика, сегодня они заявляют о своей приверженности русскому языку. Такой вид интереса известный советский психолог Н. Г. Морозова называет эпизодическим, ситуативным, реактивным. Его возникновение зависит от способа изложения материала учителем, от особенностей деятельности учеников, от той ситуации, в которую они вовлекаются [36].

Эмоциональная неустойчивость учащихся начальных классов делает их недостаточно способными на длительные усилия. Они легко отвлекаются, если цель слишком далека, а ее достижение требует постановки ряда промежуточных задач. Поэтому лучше всего удаются младшим школьникам небольшие дела, близкие и конкретные по результатам, когда все дело - от замысла до завершения - они хорошо представляют.

Ученые отмечают также поверхностность интересов младших школьников, в частности учеников I-II классов. Их привлекают главным образом внешние факты, особенно яркие, необычные. Стремление углубиться в сущность предмета, интерес к его закономерностям наступает позднее, в III-IV классах. Вот почему процесс обучения младших школьников опирается прежде всего на их интерес к знанию вообще, на желание узнать новое. "Интуитивное принятие ребенком ценности самого знания,- замечает В. В. Давыдов,- необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета русского языка, математики и других дисциплин. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности" [13, 69].


1.2 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку


Организуя внеклассные занятия школьников по русскому языку, учитель в своей работе должен опираться на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук: принципы научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и многие другие.

В зависимости от особенностей предмета и специфики внеурочной деятельности применение принципов дидактики, безусловно, имеет определенные различия, потому что в силу своей предельной обобщенности дидактические принципы допускают построение весьма различных конкретных методик не только для разных школьных предметов (русского языка, математики, истории и т.д.), но даже для одного того же предмета [31, 126].

Во внеклассной работе приобретает большую актуальность принцип индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеклассная работа, призванная учитывать различные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.

Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем, т. е. её руководителем.

Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из этих условий можно использовать в каждом конкретном случае. Необходимо стремиться к тому, чтобы задания (особенно на первом этапе работы) давались бы с учетом подготовленности и общего развития, чтобы сильным не было все просто, а слабым - слишком трудно. И то и другое ведет к потере интереса.

Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся способствует тому, что внеклассная работа становится своеобразной формой воспитывающего обучения.

Руководитель внеклассных мероприятий всегда выступает в роли воспитателя. На обычных уроках даже опытным учителям не всегда удается найти самый короткий путь к сердцу ребенка, к познанию ученика. Во внеурочное время при индивидуальном подходе к каждому эти пути сокращаются. Учитель может узнать не только те языковые вопросы, которые привлекли внимание и которыми ученик интересуется, но и гораздо более: чем он интересуется вообще, каковы его индивидуальные склонности, стремления и вкусы, и, следовательно, более успешно на него влиять [41, 53].

Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся внеклассные занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.

Наблюдения показывают, что пренебрежение принципом систематичности и последовательности (нередко внеклассные занятия представляют собой разовые мероприятия, проводимые вне связи друг с другом и лишенные перспективности) приводит к тому, что эффективность таких занятий оказывается весьма невысокой, учащиеся, не удовлетворяющие своих интересов, перестают их посещать, а цепочка внеклассных занятий постоянно находится как бы на первом, начальном этапе, не имея закономерного продолжения.

Как и на уроках, материал на внеклассных занятиях должен раскрываться перед учащимися в определенной системе. Важно следить, чтобы между классными и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определенная преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу учителю удается лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учащихся от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному.

Осуществление принципа наглядности на внеклассных занятиях имеет огромное значение. Наглядность, используемая учителем в организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах, облегчает восприятие преподаваемого материала, является, одним из важных средств создания занимательности - необходимого компонента внеклассной работы.

Принцип связи теории с практикой предполагает формирование умения школьников применять полученные знания в учебной и общественно полезной деятельности; нацеливает на более тесную связь внеклассных занятий с классными, когда, например, теоретический материал урока получает во внеклассной работе дополнительное практическое подтверждение или, напротив, внеклассная работа обобщает ряд практических правил, подводит под них теоретическую базу.

Принцип сознательности и активности предполагает активную заинтересованность школьников внеклассной работой и творческую удовлетворённость её результатами. Участники внеклассных занятий могут оказаться и в роли "поглотителей" информации, и в роли активно добывающих её. Заинтересованность школьников незнакомыми сведениями, новыми фактами при пассивном их восприятии обычно скоро проходит. Активность (в посещении занятий, в реакции на сообщаемый материал) не подкрепляется в этом случае самостоятельной работой учеников, снижает сознательность усвоения знаний. Заинтересованность школьников должна, поэтому проявляться в увлеченности содержанием предмета через активную деятельность. Процесс такой работы приносит творческое удовлетворение, ощущение необходимости новых знаний, желание знать больше о предмете, углубиться в его сущность.

Принцип научности требует не превращать внеклассную работу по предмету в род забавы, развлечения. Любой материал, если даже он подается в необычной, неожиданной форме, должен соответствовать научным данным. Научные сведения, адаптируемые с учетом возрастных особенностей учеников (здесь можно говорить о действии принципа доступности) преподносятся на внеклассных занятиях без вульгаризации и упрощенчества.


1.3 Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку


Помимо общедидактических, внеклассная работа строится также на основе методических принципов, которые соответствуют этой форме учебной деятельности, позволяют организовать её в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами.

Методические принципы внеклассной работы по русскому языку вытекают из специфики этой формы учебной деятельности, из целей и задач внеурочной работы по данной дисциплине, из существующих особенностей русского языка, как учебного предмета.

Принцип избирательности. Конкретные условия, в которых организуется внеклассная работа: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому языку, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы и т.д., равно как и задачи, стоящие перед нею, требую ограничения содержания работы, будь то обязательная программа по русскому языку или тем более наука о языке во всей своей сложности.

Сказанное обусловливает действие во внеклассной работе принципа избирательности.

Учитель обычно самостоятельно устанавливает направление внеурочных занятий. При этом принимается во внимание теоретический и прикладной характер обучения русскому языку, учитывается многоплановость задач, стоящих перед руководителем внеурочной деятельностью школьников, разнообразие их лингвистических интересов, нужды определенного класса, условия работы школы. Поскольку оба направления - теоретическое и практическое - тесно между собой связаны, вопрос об их выборе не может решаться альтернативным путем: выбор одного из них и полное игнорирование другого. Имеется в виду, что во внеурочной работе учитель усиливает внимание к выбранному направлению, не пренебрегая другим. Предпочтение того или иного направления, однако, не означает завершение действия принципа избирательности. Необходимо уточнить этот выбор, определив не только направление, но и тему (чаще - темы) работы. Принцип избирательности действует и в выборе форм. Так, для начального этапа, выполняющего агитационную роль, характерно преобладание массовых форм. Позднее соотношение массовых и групповых форм меняется. На первый план выступают уже групповые формы, а участники их являются инициаторами проведения вечеров, соревнований, праздников. Последние служат и формой отчета о деятельности кружка или клуба. Выбор того или иного конкретного внеклассного занятия тоже определяется указанными выше условиями (возрастом учеников, этапом работы и др.). Так, трудно представить создание в школе клуба любителей русского языка, если в ней не было активно действующего кружка. Организация "Недели русского языка" большого школьного праздника – по-настоящему возможна при условии, если в школе сложились традиции в проведении вечеров, массовых соревнований и т.п. [53, 49]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8