бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Внеклассная работа по географии бесплатно рефераты

Конференции поводятся в форме игр, когда участвующим в них предлагается роль журналиста, посла страны, сотрудника НИИ и т. д. В этом случае учащимся приходится под руководством учителя продумывать вопросы и находить по книгам и журналам ответы на них (пресс-конференция) или же самостоятельно от имени какой-либо организации выступать с докладом и защищать поставленную проблему. Такого рода мероприятия играют большую воспитательную роль. Учащимся приходится отстаивать свои взгляды, мнения, у них формируется активная гражданская позиция, утверждаются коммунистические взгляды. Однако проводить конференции в форме игры можно в том случае, если учащиеся заинтересованы темой и обладают умениями самостоятельной работы. Если учитель сам распределит роли, раздаст необходимый материал, несколько раз отрепетирует «конференцию», польза от такой игры небольшая.

 

2.2.8. Устный журнал

Проведение устных журналов по географии призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеклассной работы он отличается широтой информации. Устный журнал включает в себя элементы занимательности, наглядности. Устные журналы по географии делятся на 2 типа: тематические, если они раскрывают одну тему, и обзорные, если в них затрагиваются различные вопросы. Обычно устный журнал имеет название «За страницами учебника географии», «Краевед» и т. д. Выпуск одного устного журнала состоит из 5–б страниц, каждая из которых имеет определенное название.

Проведение устного журнала требует от учащихся большой работы. Следует выделить ответственного за каждую страничку, помочь подобрать необходимую литературу, оформить ее в виде сообщения, сценки, монтажа, найти выразительные, яркие иллюстрации. Обычно устный журнал проводит ведущий, который открывает каждую страницу небольшими вступлениями или музыкальной вставкой.

Интересными являются устные журналы, посвященные определенной проблеме, например охране природы. Одну из страничек этого выпуска целесообразно посвятить знакомству с литературой по данному вопросу. Начинается страница обычно со знакомства с автором книги, дается краткая аннотация к ней, затем идут 2–3 сообщения по важнейшим разделам книги. Во многих школах к устному журналу выпускают стенные газеты, плакаты, оформляют выставки книг.

Таким образом, устные журналы – эффективная форма внеклассной работы, способствующая популяризации географии. Эта форма внеклассной работы тесно связана с другими формами: викторинами, конференциями и т. д., они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами географической науки.

 

2.2.9. Географические викторины и игры

Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель – повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. Географические викторины считаются универсальной формой внеклассной работы, так как они включаются в проведение географических вечеров, конференций и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.

Учителю следует помнить, что при проведении викторин следует учитывать возраст учащихся, иначе вопросы будут недоступны для многих из них, а это снизит познавательный интерес.

Географические викторины по географии подразделяются на две группы: тематические и смешанные. К тематическим относят викторины краеведческой тематики. Смешанные викторины содержат вопросы из различных областей географических знаний. Подобные викторины часто проводят на заседаниях географического кружка, во время походов, экскурсий. Смешанные викторины дают возможность расширить кругозор учащихся, проверить их эрудицию.

Наиболее распространенной формой географических викторин является устная викторина. Отвечает тот, кто первым поднимает руку. Основной недостаток устных викторин – неравные условия для участников. Но устные викторины имеют и достоинства: их можно проводить в любых условиях (в классе, походе).

Если есть условия, лучше проводить письменную викторину. Зачитывает вопрос, всем дается одинаковое время на обдумывание вопроса. После каждого ответа ученики ждут следующего вопроса. Для экономии времени участники викторины не записывают вопросы, а проставляют порядковый номер. Если на вопрос ученик затрудняется ответить, то против порядкового номера проставляется прочерк.

Наиболее ответственной работой в подготовке и проведении викторины является составление вопросов.

По содержанию и характеру вопросы географической викторины неоднозначны, их можно разделить на группы.

К первой группе относят вопросы на знание фактического материала: где на земном шаре днем можно увидеть Луну и звезды?

Вторая группа вопросов требует от учащихся правильного определения понятий, и, прежде всего, указанных в программе: чем заповедник отличается от заказника? Что такое карст?

Третья группа вопросов требует знания географической номенклатуры: Какой населенный пункт в стране вырос прямо в море?

Следующая группа вопросов требует сообразительности, определяет кругозор, эрудицию учащихся: в каких морях земного шара вода пресная?

Проведение викторин способствует закреплению знаний учащихся, развивает память учеников. Учитель в результате проведения викторин имеет возможность следить за общим развитием школьников, их начитанностью, любознательностью.

Географические игры позволяют моделировать поисковую деятельность учащихся, направленную на достижение общей значимой цели, получение конкретных результатов.

Во внеклассное время обычно организовывают игры сюжетно-ролевого характера, имитирующие различную деятельность: экспедиции, путешествия, пресс-конференции и т. п. Целью проведения таких игр являются закрепление, углубление, обобщение знаний учащихся, профессиональная ориентация, воспитание активной гражданской позиции. Для проведения и организации сюжетно-ролевой игры необходима значительная подготовка, включающая несколько этапов.

Подготовительный этап. Определение цели, программы, методики проведения игры. Учитель подбирает необходимый материал, знакомит учащихся с замыслом и условиями игры. Учащиеся, получив определенное задание, подбирают необходимую литературу, анализируют ее.

Игровой этап. Учитель выполняет роль ведущего, являясь одновременно и участником коллективных действий. В начале игры учитель знакомит участников с содержанием, правилами игры, напоминает ее тему и цели.

Учащиеся решают поставленные перед ними задачи, разыгрывают ситуации, обдумывают игровые действия. В роли ведущего может быть и ученик.

Заключительный этап. Анализ полученных результатов, выводы на будущее. Особенно важно после каждой игры принять значимое решение.

Не меньшей популярностью пользуется географическая игра «Что? Где? Когда?», которая проводится по аналогии с телепередачей. Основу игры составляют вопросы, традиционные для географических викторин, но организуют это мероприятие несколько иначе. В игре-викторине могут участвовать учащиеся и средних, и старших классов. Сложность вопросов соответствует уровню их общей подготовки. Вопросы для викторины готовят сами учащиеся.

Следующей формой внеклассной работы по географии являются игры-путешествия. В игре принимают участие команды из 10 человек.

У каждого экипажа имеется маршрут путешествия, лучше, если эти маршруты не пересекаются, чтобы на одной станции не скапливалось сразу много играющих. Пункт отправления команд – школа. Здесь они выполняют задание, которое дает им право отправляться в путь. На каждой станции по маршруту следования подготовлены задания для команд. Каждая станция оформляется участниками игры заранее.

Каждая команда получает маршрутный лист, по которому передвигается от станции к станции, где выполняет задания ведущего.

 

2.2.10. Неделя географии в школе

Неделя географии в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д.

Своеобразие недели географии заключается в том, что она включает в себя индивидуальную, групповую, массовую работу по предмету, привлекает школьников познавательной стороной, эмоциональностью, возможностью проявить себя. Основная задача проведения недели географии – развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.

В неделю географии включают следующие мероприятия:

—  подготовку и оформление плана проведения недели;

—  подготовку и проведение дня географии в каждом классе;

— конкурс рефератов по географии;

— выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету;

— проведение экскурсий в музеи, на предприятия, в институты, на метеостанции;

— демонстрации кинофильмов;

— проведение географических вечеров, игр;

— проведение конференций по географии;

— встречи с интересными людьми.

План проведения недели географии в школе вывешивают в вестибюле обычно за две недели до начала праздника. При подготовке к неделе географии каждый класс получает задания.

Каждая неделя географии имеет свою тематику, например, «Природа и искусство», «Наука на страже природы» и др.[14].

Программа недели географии зависит от конкретных возможностей школы и может включать в себя различные формы.

Это может быть лекторий для учащихся разного возраста, где учителя, родители или сами учащиеся читают лекции и проводят беседы на темы: «Своеобразие природы нашего края»; «У карты мира».

Могут быть организованы диспуты, на которых обсуждают наиболее актуальные проблемы о взаимоотношении природы и общества, о действенности и необходимости географических знаний.

Диспуты дают возможность вырабатывать у учащихся способность аргументированно и последовательно отстаивать свои взгляды. Предметом диспута может быть прочитанная книга, статья по географии, вызывающая различные суждения. Обычно обсуждение преследует утверждение какой-то важной идеи.

В заключение диспута подводят итоги дискуссии, утверждают главную идею. Чтобы у учащихся не пропал интерес к диспутам, не надо критиковать неудачные суждения, указывать на допущенные ошибки, но обращать внимание всех на наиболее меткие суждения, логику изложения, аргументацию выводов.

Неделю географии в школе следует максимально использовать для пропаганды научно-популярной, художественной литературы, которая оказывает влияние на формирование мировоззрения, познавательных интересов учащихся, возбуждает интерес к науке, оказывает влияние на выбор профессии.

Опытный методист Е.Д. Воробьева писала: «Свою внеклассную работу по географии я начинаю с организации внеклассного чтения. Через книгу, скорее всего можно узнать учеников, их интересы, стремления, мечты. Учащиеся любят и интересуются географией, и учитель должен всеми силами и возможностями поддерживать этот интерес через хорошую географическую книгу»[15].

Основными формами внеклассного чтения географической литературы являются коллективное чтение, написание отзывов и аннотаций на прочитанные книги, обсуждение их, читательские конференции, игры с привлечением прочитанных книг. Необходимым условием организации внеклассного чтения являются беседа и обсуждение прочитанного учащимися[16].

Темы читательских конференций по географии могут быть различны. Они могут быть направлены на обсуждение одной книги или двух-трех по одной проблеме.

Конференции дают возможность увязать программный географический материал с интересами учащихся, современными географическими проблемами.

Конкурсы рефератов по различным проблемам географии способствуют повышению качества знаний учащихся, знакомству с научно-исследовательской работой по географии, выбору профессии, связанной с географией и смежными с ней областями.

Для организации конкурса учитель предварительно должен провести определенную работу. Прежде всего, в стенной газете необходимо рассказать о проведении конкурса, указать основные темы рефератов.

Каждый школьник, готовящий реферат по географии, должен иметь научного консультанта и рецензента. Ими могут быть учитель географии, учитель смежных предметов, если тема реферата межпредметного характера, родители учеников и т. д.

Реферат должен сопровождаться рецензией. Защищающий реферат должен кратко (в течение 5–7 мин) сообщить основные положения работы, используя при этом схемы, графики, фотографии, слайды, таблицы.

Темы рефератов должны быть актуальными, а также связаны с работой со статистическим и краеведческим материалом, работой непосредственно в природе.

В число мероприятий, проводимых в рамках недели географии, входят вечера, конференции, диспуты, олимпиады.

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что обязательными условиями, обеспечивающими успех в проведении недели географии, являются:

— четкое и своевременное планирование всех мероприятии недели;

— опора при организации и проведении мероприятий на актив учащихся разных классов, работающих в географических кружках, клубах и т. д.;

— установление связей с учителями других предметов (истории, биологии, рисования, музыки, труда и т.д.), с родителями и шефами;

— выбор посильных заданий для участников разного возраста;

— сочетание различных форм и методов работы.

Важно из всего многообразия внеклассных мероприятий выбрать самые интересные для учащихся школы.

 

2.2.11. Школьные географические издания

Трудно себе представить внеклассную работу по географии без выпуска стенных газет.

Стенные газеты различают по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить на фотогазеты, которые выпускают после проведенных экспедиций, походов, конкурсов; газеты-монтажи и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии».

Рабочие номера газет отличаются строгостью, деловитостью в содержании, оформлении материала, манерой изложения. Тематические газеты обычно посвящают определенной тематике, например «Краевед», и т. д. Тематические газеты выпускают не чаще 2–3 раз в год. Экстренные стенные газеты, содержащие экспресс-информацию, предполагают особую четкость и точность мыслей, краткость изложения, яркость и выразительность оформления.

Учителю географии следует помнить, что оформление газеты должно соответствовать ее содержанию. Стенные газеты должны выпускаться, как правило, не реже одного раза в месяц, а также при подготовке к массовым мероприятиям по географии. Следует помнить и то, что воспитательное воздействие стенной газеты будет более эффективным, если ее содержание будет насыщено идейным смыслом, а также если газета будет иметь постоянное место.

При работе над стенной газетой необходимо определить ее ведущую идею или тему, затем подбирать статьи, а к ним иллюстрации. После этого следует составить схему предлагаемой газеты, а затем оформить ее.

Одна из статей газеты является главной, она определяет идею газеты. Другие статьи своим содержанием обычно дополняют ведущую идею. Эту же цель необходимо преследовать и при художественном оформлении газеты. Следует учесть, что по сложившейся традиции все наиболее важные и актуальные материалы помещают в левой части газеты (это связано с привычкой чтения слева направо). Менее значительные и развлекательные статьи – в правой, они обычно дополняют ведущую идею газеты. Каждая газета должна иметь название.

Кроме школьных стенных газет, к числу школьных географических изданий можно отнести журналы, сборники, альбомы, дневники, плакаты. Подготовка этих изданий – дело не только учителя географии, а результат совместных усилий ряда предметников: литератора, историка, биолога, учителя рисования. Такая совместная работа над какой-то определенной темой значительно увеличивает педагогическое воздействие внеклассной работы на учащихся, способствует более успешному достижению образовательно-воспитательных задач, стоящих перед школой.

Школьные географические журналы выпускают нечасто – два-три раза в год. Тематика их может быть весьма разнообразной: либо это подготовка и отражение знаменательных событий в жизни страны, родного края, либо знаменательные даты географической науки, либо освещение наиболее актуальных географических проблем современности. Например, основой для создания школьного журнала может послужить тема сочинения «Природа в произведениях русских и советских писателей», «Природа нашего края». Лучшие работы учащихся, с точки зрения учителей литературы и географии, составляют основу журнала. Оформить эти работы помогает учитель рисования. Как правило, журналы хранят в кабинете географии или географическом музее.

Также доступны всем, как и стенгазеты, – плакаты. В школах проводят тематические смотры-конкурсы плакатов «Берегите природу!», «О братьях наших меньших». В этих конкурсах принимают участие школьники разного возраста. Проведение конкурсов либо предваряет неделю географии, чтобы можно было использовать лучшие работы для оформления школы, либо является одним из составляющих мероприятий этой недели.

К числу географических заданий можно отнести и оформление альбомов по краеведению. По результатам работы географических краеведческих кружков, факультативов создают альбомы «Природа нашего края», «Топонимика нашего города» и т. д. Это очень ценный материал, который может быть широко использован как на уроках географии, так и во внеклассной работе.

Выпуск различных географических изданий имеет большое образовательно-воспитательное значение: помогает оформить результаты работы учащихся, сделать их всеобщим достоянием, убедить и самих исполнителей и других школьников в полезности данной работы, развивать у ребят вкус к исследовательской работе, прививать любовь к труду.

Опыт показывает, что создание таких географических изданий при школьном географическом кабинете, при географическом клубе или кружке является одним из лучших способов агитации школьников для участия во внеклассной работе по географии.

Заключение


Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Внеклассная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности. Специфика содержания предмета во многом определяет вклад внеклассной работы в дело воспитания и образования.

Особенность географии как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся получают целостное представление о мире, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей, бережного отношения к природе.

Все названные формы внеклассной работы в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления.

Общими условиями организации любой внеклассной деятельности учащихся являются:

— учет интересов и потребностей учащихся конкретного класса;

— четкое планирование внеклассной работы, определение ее конечных результатов;

— тесная связь внеклассной работы с основными курсами географии, использование предшествующего уровня подготовки учащихся;

— тесная связь с другими предметами при организации различных форм внеклассной работы;

– внимание к общественно полезной деятельности учащихся.

В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые рецепты по организации как учебной, так и внеклассной работы. Исходя из этого, в курсовой работе мы рассмотрели формы внеклассной работы, накопленные в теории и практике, раскрыли их особенности. Каждый учитель географии должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеклассной работы. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.

Литература


1.                 Аксакалова Г.П., Андреева Н.В., Голова В.П. Факультативные занятия по географии. – М.: Просвещение, 1985. – 125 с.

2.                 Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Педагогика, 1984. – 97 с.

3.                 Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания / Избр. пед. труды. Т. 2. – М.: Просвещение, 1980. – 196 с.

4.                 Внеурочная работа по географии / Под ред. И.И. Бариновой. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.

5.                 Воробьева Е. Д. Внеклассная работа по географии (из опыта работы). – Горький, 1971. – 73 с.

6.                 Даринский А.В. Методика преподавания географии. – М.: Просвещение, 1975. – 127 с.

7.                 Дик Н.Е., Валишин Ю.И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея.– М.: Просвещение, 1979. – 105 с.

8.                 Калечиц Т.Н., Кейлина 3.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. – М.: Просвещение, 1980. – 119 с.

9.                 Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М.: Просвещение, 1972. – 136 с.

10.            Крупская Н.К. Методика общественно полезной работы // Пед. соч.: В 10 т. – Т. 3. – 375 с.

11.            Крылова О.В. Интересный урок география: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 94 с.

12.            Максимов Н.А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение, 1988. – 179 с.

13.            Никонова М.Н. Практикум по географическому краеведению. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

14.            Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. – М.: Просвещение, 1981. – 97 с.

15.            Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. – М.: Просвещение, 1988. – 134 с.

16.            Прохорчик А.Ф. Организация внеклассной работы по географии. – Минск: Народна асвета, 1980. – 105 с.

17.            Сафиуллин А.З. Основы географического краеведения в сельской школе. – М.: Просвещение, 1976. – 64 с.

18.            Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии. – М.: Просвещение, 1979. – 89 с.

19.            Семенов И.В. Работа учителя географии по охране природы. – М.: Просвещение, 1977. – 115 с.

20.            Середа В.И. Система внеклассной работы по географии в средней школе.– М.: Просвещение, 1972. – 144 с.

21.            Школьные музеи / Под ред. В.Н. Столетова и М.П. Кашина. – М.: Просвещение, 1977. – 87 с.

22.            Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Сост. Г.В. Карпов. – М.: Педагогика, 1981. – 147 с.

23.            Уступ О.В. Урок внеклассного чтения в VII классе // География в школе. 1985. № 4. С. 45–46.

24.            Финошина А.И. Неделя охраны природы в сельской школе // География в школе. 1984. № 4. С. 54–58.


[1] Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М.: Просвещение, 1972. – С. 16.

[2] Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Педагогика, 1984. – С. 49.

[3] Внеурочная работа по географии / Под ред. И.И. Бариновой. – М.: Просвещение, 1988. – С. 21-23.

[4] Крупская Н.К. Методика общественно полезной работы // Пед. соч.: В 10 т. – Т. 3. С. 355.

[5] Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания / Избр. пед. труды. Т. 2. – М.: Просвещение, 1980. – С. 20.

[6] Калечиц Т.Н., Кейлина 3.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. – М.: Просвещение, 1980. – С.19-20.

[7] Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии. – М.: Просвещение, 1979. – С. 24-27.

[8] Середа В.И. Система внеклассной работы по географии в средней школе.– М.: Просвещение, 1972. – С. 14-16.

[9] Внеурочная работа по географии / Под ред. И.И. Бариновой. – М.: Просвещение, 1988. – С. 34.

[10] Даринский А.В. Методика преподавания географии. – М.: Просвещение, 1975. – С. 12.

[11] Аксакалова Г.П., Андреева Н.В., Голова В.П. Факультативные занятия по географии. – М.: Просвещение, 1985. – С. 34-35.

[12] Школьные музеи / Под ред. В.Н. Столетова и М.П. Кашина. – М.: Просвещение, 1977. – С. 24-25.

[13] Прохорчик А.Ф. Организация внеклассной работы по географии. – Минск: Народна асвета, 1980. – С. 19.

[14] Финошина А.И. Неделя охраны природы в сельской школе // География в школе. 1984. № 4. С. 54–58.

[15] Воробьева Е. Д. Внеклассная работа по географии (из опыта работы). – Горький, 1971. – С. 53.

[16] Уступ О.В. Урок внеклассного чтения в VII классе // География в школе. 1985. № 4. С. 45–46.


Страницы: 1, 2, 3, 4