Внеклассная работа по географии
Внеклассная работа по географии
Введение....................................................................................................... 3
Глава
1. Особенности внеклассной работы по географии.......................... 6
1.1.
Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение........... 6
1.2.
Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии 8
Глава
2. Характеристика форм внеклассной работы по географии.......... 14
2.1.
Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися.... 14
2.2.
Характеристика форм внеклассной работы по географии................. 18
2.2.1.
Географические кружки.................................................................... 18
2.2.2.
Географические факультативы......................................................... 20
2.2.3.
Школьные музеи............................................................................... 22
2.2.4.
Географические клубы...................................................................... 24
2.2.5.
Географические олимпиады............................................................. 27
2.2.6.
Географические вечера..................................................................... 29
2.2.7.
Проведение конференций по географии.......................................... 30
2.2.8.
Устный журнал................................................................................. 32
2.2.9.
Географические викторины и игры.................................................. 33
2.2.10.
Неделя географии в школе.............................................................. 35
2.2.11.
Школьные географические издания............................................... 39
Заключение................................................................................................. 42
Литература.................................................................................................. 44
В сложном и многогранном процессе повышения
эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит
органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы.
Учителей географии всегда отличало стремление
расширить круг обязательных знаний по предмету за счет внеклассной работы.
Внеклассные занятия по географии проводились в
школах России и в дореволюционное время. Но тогда они не могли получить
широкого распространения. Циркуляры министерства просвещения запрещали учителям
в свободное от уроков время организовывать кружки, общества, не имеющие прямого
отношения к учебным занятиям. За поведением учащихся устанавливался строгий
надзор. Они не могли без родителей посещать общественные места. Лишь в закрытых
учебных заведениях были легализованы внеклассные мероприятия[1].
Во второй половине XIX
в. бурно развиваются географические науки. В 1864 г. Д. Д. Семеновым, учеником
К. Д. Ушинского, создана первая хрестоматия по географии – «Отечествоведение»,
в которой были подобраны рассказы и очерки путешественников, писателей,
раскрывающих жизнь людей в разных частях России.
Распространение географической литературы,
хрестоматий дало возможность организовывать учителями географии внеклассное
чтение учащихся, рекомендовать наиболее интересующимся из них для изучения
географическую литературу. Таким образом, в дореволюционное время наблюдались
зачатки внеклассной работы по географии, причем развивалась лишь индивидуальная
внеклассная работа, главным образом коллекционирование.
В советской школе внеклассная работа по
географии развернулась с первых дней Советской власти. Принятая в 1918 г.
Декларация о единой трудовой школе призывала учителей развертывать детскую
инициативу, творчество. С этой целью рекомендовалось организовать среди
школьников кружки, издавать газеты, устраивать выставки и т. д. В Положении о
единой трудовой школе, принятом в 1918 г., на внеклассные мероприятия
отводилось два дня в неделю, которые использовались на походы, экскурсии,
кружки. Особенно активно развивалась краеведческая работа.
Следует отметить, что в этот период еще не было
проведено четкой границы между урочной и внеклассной формой занятий, поэтому
многие учителя переоценивали роль внеклассной работы.
В 20-х годах вышло немало книг по методике
краеведения, методике проведения экскурсий и их организации (Г. Г. Шенберга, Б.
Е. Райкова).
С 1934 г. начал выходить журнал «География в школе»,
который стал печатать статьи о проведении различных видов внеклассной работы по
предмету.
Анализ внеклассной работы по географии
показывает, что она была всегда тесно связана с содержанием географии в школе.
В 30-е годы большое место в преподавании географии отводилось фактическому
материалу. Такой же характер имело и содержание внеклассной работы.
В послевоенные годы внеклассная работа по
географии получает дальнейшее развитие. Особенностью 50-х годов является то,
что в этот период наблюдается стремление сблизить внеклассную работу с жизнью.
Обращается внимание на трудовую и политехническую направленность внеклассной
работы по предмету. На первое место выдвигаются проблемы практического,
народнохозяйственного значения: поиски полезных ископаемых, проведение
фенологических наблюдений и т. д.
В 60-х годах в школах возрастает интерес к
вопросам истории географических исследований, изучается вклад русских и
советских ученых и путешественников в освоение Земли.
В 50–60-х годах активизируется краеведческая работа
по географии. Большое место уделяется организации географических площадок, где
проводятся многие мероприятия кружков. В это время появляются такие формы
внеклассной работы, как общества географов, клубы географов. Особое развитие в
этот период приобретает природоохранительная деятельность (голубые патрули,
зеленые патрули, школьные лесничества).
Для выявления индивидуальных способностей
учащихся начали проводиться олимпиады по географии в масштабе не только школ,
но и областей. Активизируется экскурсионно-туристическая работа.
С конца 60-х годов в программе по географии
нашли отражение мировоззренческие аспекты географии. Это отразилось и на
внеклассной работе: наряду с занимательностью, раскрытием фактического
материала важное место было уделено раскрытию теоретических вопросов. В этот
период совершенствуются формы внеклассной работы по географии, больше внимания
уделяется самостоятельной работе учащихся.
В целом внеклассная работа по географии имеет в
настоящее время ярко выраженные тенденции усиления теоретической и практической
направленности, что и обосновало выбор темы курсовой работы.
1.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее
значение
Успех обучения во многом зависит не только от
выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации
внеклассной работы по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес
к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы.
Результаты творческих поисков учителей географии
помогли накопить богатый опыт по внеклассной работе. Изучение учащимися
географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается,
прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения по
географии и главного элемента классно-урочной системы. Внеклассная работа строится
по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных
организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности
учащихся и проводится во внеклассное время
Цель внеклассной работы – обеспечение
всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает
основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе
духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Образовательные и воспитательные задачи
внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения
по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является
формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в
коллективе и др.
Одна из задач внеклассной работы по географии
состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями,
отражающими различные стороны жизни природы и общества.
Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися
по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие
познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы
обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими
достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.
Внеклассная работа по географии тесно
взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной
деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые
характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном
предмете, желания не оставаться на поверхности явлений[2].
Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы
ведущее место принадлежит учебной.
Внеклассная работа по географии связана с
деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности
собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие
качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому
значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора
школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей
профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких
личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать
свою деятельность.
Значение внеклассной работы в
учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает,
так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с
жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация
углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеклассной
работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их
индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями,
стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными
источниками географической информации.
1.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе
по географии
Внеклассная работа во многом определяется
особенностями содержания программы по данному предмету.
В содержании внеклассной работы можно выделить
два основных направления:
1) углубление основных вопросов содержания
школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое
образовательно-воспитательное значение;
2) формирование умений и навыков
исследовательского характера при проведении практических работ на местности,
при работе с различными источниками информации в классе, при использовании
приборов, а также ПК.
Следует отметить, что и в том и в другом
направлении широко используется краеведческий материал, развиваются умения
школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике.
Особенностью внеклассной работы по географии
является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами:
биологией, историей, физикой, химией, литературой и др. Реализация
межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции и целостности,
комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее
в целях всестороннего развития личности. Интеграция форм и средств во
внеклассной работе на базе крупных мероприятий, решающих не одну, а несколько
воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся обобщенные
мировоззренческие идеи. Кроме того, реализация межпредметных связей на уровне
деятельностном позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных
умений, вооружать школьников знанием способов действий, а это значительно
повышает их самостоятельность.
Доля самостоятельной работы учащихся на
внеклассных занятиях должна быть значительна, но, чтобы не превратить
внеклассную работу в подобие и продолжение уроков, надо заботиться о
разнообразии форм и методов организации этих занятий.
Во внеклассной работе по географии важно
соблюдать следующие педагогические требования:
—
общественно полезная направленность;
—
профессиональная направленность;
—
экологическая направленность;
—
краеведческая направленность;
—
современность содержания и форм внеклассной
работы;
—
учет возрастных и индивидуальных особенностей
интересов учащихся;
—
сочетание педагогического руководства с
самостоятельностью и добровольностью учащихся;
—
системность, непрерывное развитие внеклассной
работы[3].
Общественно полезная направленность внеклассной
работы по географии требует от учителя такта, сочетания учительского
руководства с детским самоуправлением, обеспечивающим удовлетворение личных
интересов и склонностей учащихся. Общественно полезная направленность
осуществляется путем проведения учащимися научных исследований, постановки
опытов и экспериментов, работы по охране конкретных природных объектов и т. д.
Однако нельзя учащимся навязывать формы
общественно полезной деятельности без учета их инициативы. Н.К. Крупская
писала:
«Общественно полезная работа имеет, прежде всего, воспитательную цель –
воспитать из ребят общественников, а это возможно только тогда, когда цель
будет им близка, понятна, будет их целью»[4].
Профессиональная направленность учащихся
является важнейшей частью внеклассной работы по географии. Профессиональная
ориентация учащихся – это, прежде всего, сочетание склонностей, способностей
личности с интересами общества.
Знакомство с профессиями осуществляется в ходе
лекций, бесед, выступлений специалистов, докладов учащихся, диспутов о
профессиях, чтения и обсуждения литературы.
Важное место в профессиональной ориентации
учащихся отводится факультативам и географическим кружкам. Их работа в целях
профориентации должна сопровождаться заданиями общественно полезного характера,
иметь исследовательскую направленность.
Эффективной формой профориентации во внеклассной
работе по географии следует признать проведение конференций, посвященных
различным профессиям; организацию тематического лектория.
В кабинете географии с целью профориентации
оформляют специальные уголки или витрины, в которых помещают материалы о
профессиях, связанных с географией, а также с профессиями, где необходимы
географические знания и умения.
Из особенностей содержания современной географии
вытекает такое требование к внеклассной работе, как экологическая
направленность. Она связана с формированием ответственного отношения учащихся к
природе, которое строится на основе знаний о целостности природы,
взаимозависимости и взаимообусловленности компонентов природы; формированием
элементарных навыков поведения в природе, умения оценивать результаты влияния
деятельности человека на окружающую среду. Раскрытие взаимосвязей человека и
природы рассматривается во внеклассной работе по географии на глобальном,
региональном и местном (локальном) уровнях.
Важнейшим требованием внеклассной работы по
географии является современность ее содержания и форм. Внеклассная работа по
предмету должна отражать все новое: и производственные достижения в родном
крае, и новые направления в развитии экономики.
В успехе внеклассной работы немаловажную роль
играет эрудиция и интересы учителя. Во внеклассной работе необходимо
использовать активные методы и формы: диспуты, конференции, деловые игры и т.
д. Именно они позволяют организовать активный обмен мнениями, способствуют в
формировании оценочных суждений, умений отстаивать свою точку зрения. Выбор
активных форм деятельности связан с возрастными психологическими и
физиологическими возможностями ученика.
Важным моментом в соблюдении требования учета
возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся является широкое
использование игровых форм. Опираясь на исследования известного психолога Б.Г.
Ананьева, следует отметить, что игру «многие специалисты в области детской
психологии превратили в возрастную форму деятельности, специфическую лишь для
ребенка с первого года жизни до начала систематического учения... Между тем
игра как особая форма деятельности имеет свою историю развития, охватывающую
все периоды человеческой жизни. В подростковом и юношеском, молодом и среднем,
даже пожилом возрасте существуют разнообразные ее проявления»[5].
Игры дают возможность отрабатывать конкретные умения действовать в четко
очерченных реальных условиях. На их основе формируются знания, умения и навыки
у учащихся.
Следующее требование к организации внеклассной
работы по географии – сочетание педагогического руководства с
самостоятельностью и добровольностью учащихся. Это требование связано с
дифференцированным подходом к учащимся, общественно-полезной направленностью
внеклассной работы по географии и является производным от них.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|