бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности бесплатно рефераты

p> Задачи оздоровления общества, в том числе и системы воспитания
(включая и решение проблемы преступности), являются первостепенными и должны быть представлены в долгосрочных программах развития нашего общества.

Необходима кардинальная реформа социальной системы помощи детям и подросткам, предусматривающая защиту их нравственности, здоровья и конституционных прав, предупреждение и корректировку отклонений и деформаций в поведении подростков. Должны быть преодолены такие принципиальные недостатки, как разобщенность социальных, психологических, педагогических, медицинских и правовых мер; смешение общевоспитательных и специализированных функций, несоответствие между поставленными перед органами власти задачами и возможностями их решения (финансового, кадрового, методического, правового, информационного) и т. п.

Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть гарантирована государством путем организации специальной государственной социальной службы. Она оказывает подросткам и детям всестороннюю помощь в реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья; охраняет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные институты, общественные структуры.

Деятельность службы социальной помощи детям и подросткам должна определяться в первую очередь личностным подходом к ним и строиться на основе медико-социально-психологических характеристик личности.

Помощь детям и подросткам может быть непосредственной (улучшение условий проживания и учебы, защита от посягательств на их права, свободу и здоровье, психолого-педагогическая помощь в трудных ситуациях и т. д.) или опосредованной (через работу с родителями, учителями и другими взрослыми, от которых зависит жизнь и благополучие несовершеннолетнего).

Формы оказания помощи не должны унижать честь, достоинство, подрывать самоуважение и самооценку личности несовершеннолетних и их родителей, создавать негативное отношение к родителям.

Организацию помощи не следует ограничивать только работой с самим подростком. Обязательно надо привлекать к ней и его окружение, прежде всего его семью.

Работа службы социальной помощи детям и подросткам должна строиться на научно обоснованных принципах. Необходимо организовать постоянно действующее подразделение, осуществляющее прикладные исследования в интересах службы социальной защиты.

Социальная служба помощи создается для обеспечения социально-правовой и психолого-медико-педагогической поддержки детям и подросткам через:

. содействие оптимизации условий их жизни и воспитания;

. охрану и защиту их личных и имущественных прав;

. разностороннюю помощь семьям, имеющим трудности в содержании и воспитании несовершеннолетних или попавшим в экстремальные ситуации

(беженцы, пострадавшие от катастроф и др.);

. разностороннюю помощь семьям и несовершеннолетним из групп повышенного риска;

. разностороннюю помощь несовершеннолетним, оставшимся (постоянно или временно) без родителей или ставшим жертвами экстремальных ситуаций, правонарушений или преступлений, постоянного употребления наркотических веществ;

. реадаптацию и ресоциализацию несовершеннолетних, утративших нормальный социальный статус, правонарушителей и преступников после применения н мим предусмотренных законом мер.

Создаваемая служба социальной помощи должна иметь в своем составе:

. подразделения, работа которых направляется на оказание неотложной помощи несовершеннолетним (телефон доверия, бригады неотложной помощи, кабинеты анонимного приема, дома-убежища для детей и подростков, экстренно нуждающихся в смене микросреды проживания);

. подразделения, которые оказывают несовершеннолетним первичную помощь, изучают условия их жизни, выявляют десоциализирующие факторы и определяют меры помощи и защиты детей и подростков.

Служба социальной помощи должна быть укомплектована штатными педагогами, психологами, врачами, юристами, социальными работниками и другими специалистами.

Социальная служба помощи должна быть создана как государственный институт. Государство гарантирует необходимый минимум разносторонней помощи детям (правовой, материальной, психологической, педагогической и пр.). Но по характеру работы социальная служба помощи должна быть общественно- государственной, объединяющей усилия общественных организаций и движение, государственных служащих и частных лиц.

В районах с большой численностью населения социальная служба помощи создает в каждом микрорайоне комплексные группы по охране прав и интересов несовершеннолетних; по работе с семьями, имеющими трудности в содержании и воспитании детей, семьями беженцев и жителей районов катастроф; неблагополучными семьями; с детьми и подростками, требующими педагогической и психологической коррекции личности; с детьми и подростками, отстающими в развитии, инвалидами, другими детьми и подростками с выраженными психическими и физическими недостатками и заболеваниями, нуждающимися в социальной реабилитации в связи с глубокими конфликтами, бегством из дома, уклонением от учебы и работы, принадлежностью к антиобщественным группировкам, завершением лечения от токсикомании, наркомании, отбыванием наказания.

Основным звеном социальной службы помощи является районная служба. В ее составе — отдельные группы, которые действуют в микрорайонах. Наряду с этим должны существовать межрайонные или городские подразделения службы, а для помощи при различных катастрофах — областные, краевые, республиканские и союзные органы службы. Районные службы создаются и работают на постоянной основе, остальные организуются временно, по мере надобности.

В районной социальной службе помощи организуются два основных отдела: социально-правовой помощи и психолого-медико-педагогической помощи.

Если это необходимо, для успешной работы службы создаются также отделы: полового воспитания и гармонии семейной жизни; методический отдел, отдел консультаций (по выбору профессий), организационно-информационный, консультативной работы с учителями и воспитателями. Руководит работой социальной службы помощи дирекция с финансовым и хозяйственным подразделением.

Если это необходимо, при районной службе создаются такие подразделения:

1. Центр психолого-педагогической реабилитации с детским садом и школой (интернатного и полуинтернатного типа) индивидуального обучения, включая обеспечение занятий на дому и в медицинских клиниках с детьми, не способными длительный срок посещать школу.

2. Центр медико-психологической реабилитации со школой и полирежимным психотерапевтическим стационаром для детей и подростков, имеющих легкие, в начальной стадии отклонения в психическом здоровье, эпизодически употребляющих алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества. Помещение в этот центр детей и подростков осуществляется по желанию родителей и несовершеннолетних (по заключению диагностической комиссии службы помощи). При центре организуется загородный филиал.

При небольшом числе пациентов два центра могут быть объединены в единый центр медико-психолого-педагогической реабилитации.

3. Производственный комплекс с престижными видами труда (например, сборка компьютеров, кинофотоаппаратуры, музыкальной аппаратуры и другой сложной техники).

4. Спортивно-культурный центр.

5. Бюро по обмену квартир семей несовершеннолетних, нуждающихся в смене района проживания.

6. Центр неотложной помощи, включающий телефон доверия, кабинет анонимного приема, приют для временного проживания несовершеннолетних и матерей с детьми, комплексная бригада неотложной помощи.

7. Приют-убежище обычного типа и домашнего типа.

8. Центр реадаптации и ресоциализации для работы с несовершеннолетними, вернувшимися из ВТК и специальных учебных заведений.

9. Сезонные лечебно-оздоровительные и спортивные лагеря.

Социальная служба обеспечивает помощь всем учреждениям района, обеспечивающим обучение и воспитание, охрану физического и психического здоровья, досуг, труд, перевоспитание несовершеннолетних.

Отдел психолого-медико-педагогической помощи осуществляет диагностику психического развития, отклонений в развитии детей и подростков, выявляет причины, трудности адаптации учащихся к школе, отклоняющегося поведения детей и подростков; консультации, касающиеся выбора типа школы или учебных классов, формы индивидуального обучения и воспитания, отношений родителей и детей в семье, различных проблем личной жизни несовершеннолетних; проводит индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию поведения и психических процессов несовершеннолетних, психотерапевтическую работу при начальных стадиях психических отклонений у детей и подростков, при травмировании психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, правонарушений, социальных, технологических и природных катастроф и Других травмирующих событий, оказывает помощь в реадаптации и ресоциализации несовершеннолетних.

В социальной службе помощи работают психологи — специалисты в области общей, возрастной, педагогической, социальной и медицинской психологии, психологии труда и юридической психологии; педагоги, в том числе получившие специальную подготовку для работы с несовершеннолетними с отклоняющимся поведением; воспитатели; социальные работники различной специализации
(юридическая, психологическая, педагогическая, медицинская, организаторы досуга и др.); учителя-дефектологи; врачи (детские психиатры, психоневрологи и невропатологи, психотерапевты, наркологи, педиатры и др.); юристы, специалисты по половому воспитанию, сексологи, социологи; технический и вспомогательный персонал.

§ 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы

По вопросам внеклассной работы я проводила исследование в школе № 37, и получила следующие результаты:

Комментарий к анкете школьника.

Опрос проводился в 1998 году в школе № 37. Опрошены были: 10 «В» класс (19 человек), 10 «Б» класс (25 человек), 6 «А» класс (30 человек), 6
«Д» класс (7 человек), 6 «Г» класс (14 человек).

В результате обработки анкет я получила следующие данные:

В параллели шестых классов дети считают внеклассную работу достаточно эффективной – в среднем 8.4 балла.

В 10-х классах средний гораздо ниже: 10 «В» - 4 балла, 10 «Б» - 7.9 балла. В 6-х классах интересной внеклассную работу считают – 7.8 балла опрошенных. Таким же получился результат в 10 «Б», в 10 «В» - ее считают абсолютно не интересной (2.5 балла). Очень низкий бал (3.8 балла) в участии в общешкольной работе у всех классов, так же низок и интерес к ней, приблизительно 4.1 балла в 10-х классах, в шестых классах несколько выше
(6.9 балла).

Учащиеся 6-х классов считают, что внеклассная работа очень развивает их социальные качества – 9.6 балла, в 10-х классах приблизительно 4 балла.
Посещение классных часов практически 100%, 6-е классы считают их достаточно интересными, 10-е: «В» - 1.5 балла, «Б» - 6.5 балла.

Также достаточно высока степень взаимопонимания учеников и учителей.
Отражение своих интересов во внеклассной работе нашли лишь ученики 6-х классов. Ученики 10-х классов находят мало интересующего их во внеклассной работе и считают, что школа не имеет представления об интересующих их проблемах, также они считают, что школа не стремится удовлетворить их интерес. Хотя картина в 6-х классах прямо противоположна. 10-е классы считают внеклассную работу обременительной, но в среднем время на работу уходит не много, также как и 6-х классах.

Комментарий к анкете старшеклассника.

Опрос проводился в 1999 году в школе № 37. Опрошены были: 10 «Б» класс (29 человек), 10 «А» класс (21 человек), 9 «Г» класс (22 человек), 9
«В» класс (22 человек), 11 «В» класс (27 человек), 11 «В» класс (27 человек).

В результате обработки анкет я получила следующие данные:

У 80% опрошенных в 10 “Б” классе есть хобби и более чем у половины – это хобби – спорт, компьютер и общение. В школе не имеют возможности заниматься своим хобби лишь 10,3%, 31% опрошенных занимаются хобби в пределах школы, 31% - лишь иногда занимаются хобби в школе; 27% опрошенных считают, что упустили возможности самосовершенствования в школе, 13,8% - уверены в этом твёрдо; 45% считают, что скорее всего имели возможности для самосовершенствования, 13,8% - уверены в этом твёрдо. Средний балл по развитию потенциала при обучении в школе- 6,7. 10,3% опрошенных ответили, что школа не нарушает их основных прав и свобод. 27, 5% ответили, что скорее всего их права и свободы нарушены, твёрдо в этом уверены 10,3%.
Затруднились ответить на этот вопрос- 20%. 45% считают, что не имеют возможности непосредственно участвовать в принятии решений в классе и школе, 14%- категорически отрицают своё влияние на школьные процессы, 6,8%
- твёрдо убеждены в своём влиянии на решения в школе и классе, 17% - их поддержали, но не совсем в этом уверены. Гармонично живут более 50% учащихся.

Школа расширяет круг общения более чем для 80% опрошенных. 82% удовлетворены внеклассной работой, проводимой их классным руководителем, хотелось бы больше экскурсий. 86,2% - считают, что внеклассной работой с ними должен заниматься непосредственно классный руководитель. 89% - удалось найти общий язык с классным руководителем. Внеклассная работа важна в среднем на 8 баллов из 10. Чаще всего учащиеся проводят внеурочное время с классом на классных часах. Более 80% их считают необходимыми. На классных часах чаще всего занимаются обсуждением проблем, математикой.

В 10 “А” классе были опрошены 21 человек. Из них более 70% имеют хобби, 19% хобби не имеют. Самое распространённое увлечение компьютер –
38,5%, спорт – 28%, были так же названы дизайн, стрельба. Более 50% учащихся имеют возможность заниматься хобби в пределах школы. Не имеют этой возможности 28,5%. 28,5% - твёрдо убеждены, что они упустили возможности для самосовершенствования, 28,5% - ответили, что скорее всего они эти возможности упустили, 14% - имели возможность для роста и самосовершенствования, 19% - их поддержали, но не совсем в этом уверены.
Средний балл по развитию потенциала в школе- 6,1. Около 50% опрошенных считают, что школа не нарушает их основных прав и свобод, 23,8% - затруднились ответить на этот вопрос. 19,1% считают, что их права были скорее всего нарушены. Мнения по поводу участия в принятии решений в школе и классе разделились одинаково по 40%. Около 70% считают, что живут гармонично. Более 70% опрошенных согласны с тем, что школа постоянно расширяет круг общения. 62% нашли общий язык с классным руководителем, 57% довольны внеклассной работой, проводимой им. 42,8% - затруднились ответить на вопрос о том, нужен ли специальный человек для внеклассной работы, 33,3%
- считают, что он нужен, 14,2% - считают, что такой человек не нужен.

Внеклассная работа важна – 6, 3 балла. На вопрос, как чаще всего проводите внеурочное время, выбирали все предложенные варианты. На вопрос, чем занимаетесь на классных часах, 98% - затруднились ответить. Более 70% считают классные часы необходимыми.

В 9 “Г” было опрошено 22 человека, 63% - из них имеют хобби, у 45,4% - это спорт, музыка; компьютером увлекаются - 13,6%. 40% имеют возможность заниматься хобби в пределах школы, 36,3% - этой возможности не имеют.
Развить свой личностный потенциал удалось на 6,5 баллов. 22% считает, что школа не нарушает их прав и свобод, не согласны с ними 47% . 50% опрошенных непосредственно участвуют в принятии важных школьных и классных решений.
59% удаётся жить гармонично. 70% считают, что школа расширяет их круг общения. 30% считают, что упустили возможность для самосовершенствования.
Удовлетворены внеклассной работой 50% опрошенных. Другие же затруднились ответить на этот вопрос. 27% считают, что нужен специальный человек для занятий внеклассной работой, не согласились с ними 40,9%. С классным руководителем нашли общий язык 50% опрошенных, 18% этого не сумели, 27% затруднились ответить на этот вопрос. Важность внеклассной работы оценили на 2,9 балла. Внеурочное время учащиеся поводят на классных часах, на которых обсуждают поведение, решают вопросы. 40% классные часы считают необходимыми, 92,5% - затруднились ответить.

В 9 “В” опрошено 22 человека. Хобби имеется у 70%, самое распространённое спорт – 40,9%, общение – 36, 3%. 60% имеют возможность заниматься хобби в пределах школы. 82% считают, что упустили возможность для самосовершенствования и культурного роста. Потенциал учащиеся развили на 5,3 балла. Школа не нарушает права и свободы 73%. 87% учащихся не участвуют в принятии жизненно важных решений в школе и классе, затруднились ответить на этот вопрос 13%. 44% опрошенных живут гармонично, 31% - это не удалось. Для 68% опрошенных школа постоянно расширяет круг общения, для 18% ситуация прямо противоположная. 81% не удовлетворён внеклассной работой, проводимой учителем- куратором. 45% считают, что им не нужен человек, занимающейся внеклассной работой, 45% - затруднились ответить. 50% учащихся удалось найти общий язык с классным руководителем. Важность внеклассной работы опрошенные оценили - 4,8 балла. Вся внеурочная деятельность класса сосредоточена на классных часах, на которых они заполняют дневники, решают вопросы. Необходимыми их считают 36%, не нужными
54%.

В 11 “В” опрошено 27 человек. Из них у 67% есть хобби, самое распространенное компьютер – 25,9%, музыка – 22,2%, спорт – 18,5%. Имеют возможность заниматься хобби в пределах школы 44%, не имеют возможности совершенно 18,5%. 35% опрошенных считают, что упустили возможности для самосовершенствования. Свой потенциал учащиеся развили на 5,7 баллов. 18% опрошенных утверждают, что школа не нарушает основных прав и свобод, 40% ответили прямо противоположно. 52% не имеют возможности влиять на принятие решений в школе и классе, 63% учащихся удаётся жить гармонично, 22% не удаётся. 67% считают, что школа расширяет их круг общения, 30% думают прямо противоположно. 29% учащихся совершенно не интересна внеклассная работа, проводимая их классным руководителем, 40% удовлетворены этой работой. 40,7% считают, что им не нужен специальный человек, который занимался бы с ними внеклассной работой, 37% думает наоборот. 86% удалось найти общий язык с классным руководителем. Важность внеклассной работы оценена на 3,9 балла.
Внеурочное время проводят отмечая праздники, ездят в поездки, ходят в кино, посещают классные часы, на которых занимаются делами, обсуждением проблем.70% считают классные часы необходимыми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6