Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности
p> Задачи оздоровления общества, в том числе и системы воспитания
(включая и решение проблемы преступности), являются первостепенными и
должны быть представлены в долгосрочных программах развития нашего
общества. Необходима кардинальная реформа социальной системы помощи детям и
подросткам, предусматривающая защиту их нравственности, здоровья и
конституционных прав, предупреждение и корректировку отклонений и
деформаций в поведении подростков. Должны быть преодолены такие
принципиальные недостатки, как разобщенность социальных, психологических,
педагогических, медицинских и правовых мер; смешение общевоспитательных и
специализированных функций, несоответствие между поставленными перед
органами власти задачами и возможностями их решения (финансового,
кадрового, методического, правового, информационного) и т. п. Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть
гарантирована государством путем организации специальной государственной
социальной службы. Она оказывает подросткам и детям всестороннюю помощь в
реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья;
охраняет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные
институты, общественные структуры. Деятельность службы социальной помощи детям и подросткам должна
определяться в первую очередь личностным подходом к ним и строиться на
основе медико-социально-психологических характеристик личности. Помощь детям и подросткам может быть непосредственной (улучшение
условий проживания и учебы, защита от посягательств на их права, свободу и
здоровье, психолого-педагогическая помощь в трудных ситуациях и т. д.) или
опосредованной (через работу с родителями, учителями и другими взрослыми,
от которых зависит жизнь и благополучие несовершеннолетнего). Формы оказания помощи не должны унижать честь, достоинство, подрывать
самоуважение и самооценку личности несовершеннолетних и их родителей,
создавать негативное отношение к родителям. Организацию помощи не следует ограничивать только работой с самим
подростком. Обязательно надо привлекать к ней и его окружение, прежде всего
его семью. Работа службы социальной помощи детям и подросткам должна строиться на
научно обоснованных принципах. Необходимо организовать постоянно
действующее подразделение, осуществляющее прикладные исследования в
интересах службы социальной защиты. Социальная служба помощи создается для обеспечения социально-правовой
и психолого-медико-педагогической поддержки детям и подросткам через: . содействие оптимизации условий их жизни и воспитания; . охрану и защиту их личных и имущественных прав; . разностороннюю помощь семьям, имеющим трудности в содержании и воспитании несовершеннолетних или попавшим в экстремальные ситуации (беженцы, пострадавшие от катастроф и др.); . разностороннюю помощь семьям и несовершеннолетним из групп повышенного риска; . разностороннюю помощь несовершеннолетним, оставшимся (постоянно или временно) без родителей или ставшим жертвами экстремальных ситуаций, правонарушений или преступлений, постоянного употребления наркотических веществ; . реадаптацию и ресоциализацию несовершеннолетних, утративших нормальный социальный статус, правонарушителей и преступников после применения н мим предусмотренных законом мер. Создаваемая служба социальной помощи должна иметь в своем составе: . подразделения, работа которых направляется на оказание неотложной помощи несовершеннолетним (телефон доверия, бригады неотложной помощи, кабинеты анонимного приема, дома-убежища для детей и подростков, экстренно нуждающихся в смене микросреды проживания); . подразделения, которые оказывают несовершеннолетним первичную помощь, изучают условия их жизни, выявляют десоциализирующие факторы и определяют меры помощи и защиты детей и подростков. Служба социальной помощи должна быть укомплектована штатными
педагогами, психологами, врачами, юристами, социальными работниками и
другими специалистами. Социальная служба помощи должна быть создана как государственный
институт. Государство гарантирует необходимый минимум разносторонней помощи
детям (правовой, материальной, психологической, педагогической и пр.). Но
по характеру работы социальная служба помощи должна быть общественно-
государственной, объединяющей усилия общественных организаций и движение,
государственных служащих и частных лиц. В районах с большой численностью населения социальная служба помощи
создает в каждом микрорайоне комплексные группы по охране прав и интересов
несовершеннолетних; по работе с семьями, имеющими трудности в содержании и
воспитании детей, семьями беженцев и жителей районов катастроф;
неблагополучными семьями; с детьми и подростками, требующими педагогической
и психологической коррекции личности; с детьми и подростками, отстающими в
развитии, инвалидами, другими детьми и подростками с выраженными
психическими и физическими недостатками и заболеваниями, нуждающимися в
социальной реабилитации в связи с глубокими конфликтами, бегством из дома,
уклонением от учебы и работы, принадлежностью к антиобщественным
группировкам, завершением лечения от токсикомании, наркомании, отбыванием
наказания. Основным звеном социальной службы помощи является районная служба. В
ее составе — отдельные группы, которые действуют в микрорайонах. Наряду с
этим должны существовать межрайонные или городские подразделения службы, а
для помощи при различных катастрофах — областные, краевые, республиканские
и союзные органы службы. Районные службы создаются и работают на постоянной
основе, остальные организуются временно, по мере надобности. В районной социальной службе помощи организуются два основных отдела:
социально-правовой помощи и психолого-медико-педагогической помощи. Если это необходимо, для успешной работы службы создаются также
отделы: полового воспитания и гармонии семейной жизни; методический отдел,
отдел консультаций (по выбору профессий), организационно-информационный,
консультативной работы с учителями и воспитателями. Руководит работой
социальной службы помощи дирекция с финансовым и хозяйственным
подразделением. Если это необходимо, при районной службе создаются такие
подразделения: 1. Центр психолого-педагогической реабилитации с детским садом и школой (интернатного и полуинтернатного типа) индивидуального обучения, включая обеспечение занятий на дому и в медицинских клиниках с детьми, не способными длительный срок посещать школу. 2. Центр медико-психологической реабилитации со школой и полирежимным психотерапевтическим стационаром для детей и подростков, имеющих легкие, в начальной стадии отклонения в психическом здоровье, эпизодически употребляющих алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества. Помещение в этот центр детей и подростков осуществляется по желанию родителей и несовершеннолетних (по заключению диагностической комиссии службы помощи). При центре организуется загородный филиал. При небольшом числе пациентов два центра могут быть объединены в
единый центр медико-психолого-педагогической реабилитации. 3. Производственный комплекс с престижными видами труда (например,
сборка компьютеров, кинофотоаппаратуры, музыкальной аппаратуры и другой
сложной техники). 4. Спортивно-культурный центр. 5. Бюро по обмену квартир семей несовершеннолетних, нуждающихся в
смене района проживания. 6. Центр неотложной помощи, включающий телефон доверия, кабинет
анонимного приема, приют для временного проживания несовершеннолетних и
матерей с детьми, комплексная бригада неотложной помощи. 7. Приют-убежище обычного типа и домашнего типа. 8. Центр реадаптации и ресоциализации для работы с
несовершеннолетними, вернувшимися из ВТК и специальных учебных заведений. 9. Сезонные лечебно-оздоровительные и спортивные лагеря. Социальная служба обеспечивает помощь всем учреждениям района,
обеспечивающим обучение и воспитание, охрану физического и психического
здоровья, досуг, труд, перевоспитание несовершеннолетних. Отдел психолого-медико-педагогической помощи осуществляет диагностику
психического развития, отклонений в развитии детей и подростков, выявляет
причины, трудности адаптации учащихся к школе, отклоняющегося поведения
детей и подростков; консультации, касающиеся выбора типа школы или учебных
классов, формы индивидуального обучения и воспитания, отношений родителей и
детей в семье, различных проблем личной жизни несовершеннолетних; проводит
индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию поведения и психических
процессов несовершеннолетних, психотерапевтическую работу при начальных
стадиях психических отклонений у детей и подростков, при травмировании
психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, правонарушений,
социальных, технологических и природных катастроф и Других травмирующих
событий, оказывает помощь в реадаптации и ресоциализации
несовершеннолетних. В социальной службе помощи работают психологи — специалисты в области
общей, возрастной, педагогической, социальной и медицинской психологии,
психологии труда и юридической психологии; педагоги, в том числе получившие
специальную подготовку для работы с несовершеннолетними с отклоняющимся
поведением; воспитатели; социальные работники различной специализации
(юридическая, психологическая, педагогическая, медицинская, организаторы
досуга и др.); учителя-дефектологи; врачи (детские психиатры,
психоневрологи и невропатологи, психотерапевты, наркологи, педиатры и др.);
юристы, специалисты по половому воспитанию, сексологи, социологи;
технический и вспомогательный персонал. § 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы По вопросам внеклассной работы я проводила исследование в школе № 37,
и получила следующие результаты: Комментарий к анкете школьника. Опрос проводился в 1998 году в школе № 37. Опрошены были: 10 «В»
класс (19 человек), 10 «Б» класс (25 человек), 6 «А» класс (30 человек), 6
«Д» класс (7 человек), 6 «Г» класс (14 человек). В результате обработки анкет я получила следующие данные: В параллели шестых классов дети считают внеклассную работу достаточно
эффективной – в среднем 8.4 балла. В 10-х классах средний гораздо ниже: 10 «В» - 4 балла, 10 «Б» - 7.9
балла. В 6-х классах интересной внеклассную работу считают – 7.8 балла
опрошенных. Таким же получился результат в 10 «Б», в 10 «В» - ее считают
абсолютно не интересной (2.5 балла). Очень низкий бал (3.8 балла) в участии
в общешкольной работе у всех классов, так же низок и интерес к ней,
приблизительно 4.1 балла в 10-х классах, в шестых классах несколько выше
(6.9 балла). Учащиеся 6-х классов считают, что внеклассная работа очень развивает
их социальные качества – 9.6 балла, в 10-х классах приблизительно 4 балла.
Посещение классных часов практически 100%, 6-е классы считают их достаточно
интересными, 10-е: «В» - 1.5 балла, «Б» - 6.5 балла. Также достаточно высока степень взаимопонимания учеников и учителей.
Отражение своих интересов во внеклассной работе нашли лишь ученики 6-х
классов. Ученики 10-х классов находят мало интересующего их во внеклассной
работе и считают, что школа не имеет представления об интересующих их
проблемах, также они считают, что школа не стремится удовлетворить их
интерес. Хотя картина в 6-х классах прямо противоположна. 10-е классы
считают внеклассную работу обременительной, но в среднем время на работу
уходит не много, также как и 6-х классах. Комментарий к анкете старшеклассника. Опрос проводился в 1999 году в школе № 37. Опрошены были: 10 «Б»
класс (29 человек), 10 «А» класс (21 человек), 9 «Г» класс (22 человек), 9
«В» класс (22 человек), 11 «В» класс (27 человек), 11 «В» класс (27
человек). В результате обработки анкет я получила следующие данные: У 80% опрошенных в 10 “Б” классе есть хобби и более чем у половины –
это хобби – спорт, компьютер и общение. В школе не имеют возможности
заниматься своим хобби лишь 10,3%, 31% опрошенных занимаются хобби в
пределах школы, 31% - лишь иногда занимаются хобби в школе; 27% опрошенных
считают, что упустили возможности самосовершенствования в школе, 13,8% -
уверены в этом твёрдо; 45% считают, что скорее всего имели возможности для
самосовершенствования, 13,8% - уверены в этом твёрдо. Средний балл по
развитию потенциала при обучении в школе- 6,7. 10,3% опрошенных ответили,
что школа не нарушает их основных прав и свобод. 27, 5% ответили, что
скорее всего их права и свободы нарушены, твёрдо в этом уверены 10,3%.
Затруднились ответить на этот вопрос- 20%. 45% считают, что не имеют
возможности непосредственно участвовать в принятии решений в классе и
школе, 14%- категорически отрицают своё влияние на школьные процессы, 6,8%
- твёрдо убеждены в своём влиянии на решения в школе и классе, 17% - их
поддержали, но не совсем в этом уверены. Гармонично живут более 50%
учащихся. Школа расширяет круг общения более чем для 80% опрошенных. 82%
удовлетворены внеклассной работой, проводимой их классным руководителем,
хотелось бы больше экскурсий. 86,2% - считают, что внеклассной работой с
ними должен заниматься непосредственно классный руководитель. 89% - удалось
найти общий язык с классным руководителем. Внеклассная работа важна в
среднем на 8 баллов из 10. Чаще всего учащиеся проводят внеурочное время с
классом на классных часах. Более 80% их считают необходимыми. На классных
часах чаще всего занимаются обсуждением проблем, математикой. В 10 “А” классе были опрошены 21 человек. Из них более 70% имеют
хобби, 19% хобби не имеют. Самое распространённое увлечение компьютер –
38,5%, спорт – 28%, были так же названы дизайн, стрельба. Более 50%
учащихся имеют возможность заниматься хобби в пределах школы. Не имеют этой
возможности 28,5%. 28,5% - твёрдо убеждены, что они упустили возможности
для самосовершенствования, 28,5% - ответили, что скорее всего они эти
возможности упустили, 14% - имели возможность для роста и
самосовершенствования, 19% - их поддержали, но не совсем в этом уверены.
Средний балл по развитию потенциала в школе- 6,1. Около 50% опрошенных
считают, что школа не нарушает их основных прав и свобод, 23,8% -
затруднились ответить на этот вопрос. 19,1% считают, что их права были
скорее всего нарушены. Мнения по поводу участия в принятии решений в школе
и классе разделились одинаково по 40%. Около 70% считают, что живут
гармонично. Более 70% опрошенных согласны с тем, что школа постоянно
расширяет круг общения. 62% нашли общий язык с классным руководителем, 57%
довольны внеклассной работой, проводимой им. 42,8% - затруднились ответить
на вопрос о том, нужен ли специальный человек для внеклассной работы, 33,3%
- считают, что он нужен, 14,2% - считают, что такой человек не нужен. Внеклассная работа важна – 6, 3 балла. На вопрос, как чаще всего
проводите внеурочное время, выбирали все предложенные варианты. На вопрос,
чем занимаетесь на классных часах, 98% - затруднились ответить. Более 70%
считают классные часы необходимыми. В 9 “Г” было опрошено 22 человека, 63% - из них имеют хобби, у 45,4% -
это спорт, музыка; компьютером увлекаются - 13,6%. 40% имеют возможность
заниматься хобби в пределах школы, 36,3% - этой возможности не имеют.
Развить свой личностный потенциал удалось на 6,5 баллов. 22% считает, что
школа не нарушает их прав и свобод, не согласны с ними 47% . 50% опрошенных
непосредственно участвуют в принятии важных школьных и классных решений.
59% удаётся жить гармонично. 70% считают, что школа расширяет их круг
общения. 30% считают, что упустили возможность для самосовершенствования.
Удовлетворены внеклассной работой 50% опрошенных. Другие же затруднились
ответить на этот вопрос. 27% считают, что нужен специальный человек для
занятий внеклассной работой, не согласились с ними 40,9%. С классным
руководителем нашли общий язык 50% опрошенных, 18% этого не сумели, 27%
затруднились ответить на этот вопрос. Важность внеклассной работы оценили
на 2,9 балла. Внеурочное время учащиеся поводят на классных часах, на
которых обсуждают поведение, решают вопросы. 40% классные часы считают
необходимыми, 92,5% - затруднились ответить. В 9 “В” опрошено 22 человека. Хобби имеется у 70%, самое
распространённое спорт – 40,9%, общение – 36, 3%. 60% имеют возможность
заниматься хобби в пределах школы. 82% считают, что упустили возможность
для самосовершенствования и культурного роста. Потенциал учащиеся развили
на 5,3 балла. Школа не нарушает права и свободы 73%. 87% учащихся не
участвуют в принятии жизненно важных решений в школе и классе, затруднились
ответить на этот вопрос 13%. 44% опрошенных живут гармонично, 31% - это не
удалось. Для 68% опрошенных школа постоянно расширяет круг общения, для 18%
ситуация прямо противоположная. 81% не удовлетворён внеклассной работой,
проводимой учителем- куратором. 45% считают, что им не нужен человек,
занимающейся внеклассной работой, 45% - затруднились ответить. 50%
учащихся удалось найти общий язык с классным руководителем. Важность
внеклассной работы опрошенные оценили - 4,8 балла. Вся внеурочная
деятельность класса сосредоточена на классных часах, на которых они
заполняют дневники, решают вопросы. Необходимыми их считают 36%, не нужными
54%. В 11 “В” опрошено 27 человек. Из них у 67% есть хобби, самое
распространенное компьютер – 25,9%, музыка – 22,2%, спорт – 18,5%. Имеют
возможность заниматься хобби в пределах школы 44%, не имеют возможности
совершенно 18,5%. 35% опрошенных считают, что упустили возможности для
самосовершенствования. Свой потенциал учащиеся развили на 5,7 баллов. 18%
опрошенных утверждают, что школа не нарушает основных прав и свобод, 40%
ответили прямо противоположно. 52% не имеют возможности влиять на принятие
решений в школе и классе, 63% учащихся удаётся жить гармонично, 22% не
удаётся. 67% считают, что школа расширяет их круг общения, 30% думают прямо
противоположно. 29% учащихся совершенно не интересна внеклассная работа,
проводимая их классным руководителем, 40% удовлетворены этой работой. 40,7%
считают, что им не нужен специальный человек, который занимался бы с ними
внеклассной работой, 37% думает наоборот. 86% удалось найти общий язык с
классным руководителем. Важность внеклассной работы оценена на 3,9 балла.
Внеурочное время проводят отмечая праздники, ездят в поездки, ходят в кино,
посещают классные часы, на которых занимаются делами, обсуждением
проблем.70% считают классные часы необходимыми.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|