бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности бесплатно рефераты

p> Воспитание призвано позаботиться об умственном развитии детей, достаточном для понимания ими различий между мечтой и учением, пророчеством и доктриной, утопией и наукой. Важно убедить подростков не обманываться словами.

Воспитание ума, нацеленное на предотвращение личных и общественных трагедии, должно включать в себя обучение последовательной самокритичности и критичности, способности трезво мыслить, готовности подвергать сомнению все надежды и устремления и отвергать их, если они заключают в себе опасность. Нужно научить детей ненавидеть самообман. В жизни часто придется перепроверять информацию, искать и находить новые материалы для такой проверки и перепроверки.

Человеку необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к жизни, к окружающему миру. Поэтому в высшей степени желательно соединение эстетического и этического начал в личности.

Воспитание, основанное на глубоком знании моральной организации человека. Чтобы выжить, обществу предстоит научиться более искренней терпимости, чем ныне признаваемая.

Социальная педагогика служит цели облагородить, очеловечить разрушительные эгоистические природные влечения, ибо иначе совместная жизнь людей становится невозможной. В связи с этим необходимо преодолеть отчуждение человека от культуры. Педагог должен способствовать интериоризации культурных предписаний, сочетая внутренние задатки ребенка с активно взывающими к их развитию внешними обстоятельствами, приводя к первым успехам и закрепляя их последующими Содержание воспитания. Что же необходимо знать каждому члену общества? То, что полезно для домашнего хозяйства, для ведения своих дел, свободного развития способностей и профессиональных навыков, для умения осуществлять и защищать свои права, для понимания своих обязанностей и возможности их хорошего исполнения; суждения о поступках по точным критериям; то, что полезно для отторжения внушения.

Новым поколениям необходимо знать пути самоуничтожения человечества. К ним мы относим прежде всего глупость, невежество, жадность и недальновидность. История человеческой глупости представляет собой ценный компонент содержания воспитания: она "учит" учиться на уже совершенных ошибках. Одновременно история заблуждений и трагедий разума полезна в том смысле, что способствует развитию осторожности, строгости суждений, дает представление о сложности умственной работы, учит уважать ее и проверять конечные результаты.

Социальной педагогике предстоит оказать помощь молодежи в усвоении целей жизни, а значит, своей деятельности. Этому служит эволюция культуры и науки. Их история помогает новым поколениям лучше понять современность. В истории искусств, ремесел, теорий, технологий, социальных устройств и т.д. приращение знаний о законах мира предстает как бы в замедленной киносъемке, раскрывающей драму людей и идей, обобщающей причины успехов и поражений человечества. Это позволяет усвоить законы развития прогресса, застоя и регресса в исторической перспективе.

Большое значение имеет и изучение истории субъекта познания (его рациональности и самого понятия): оно воспитывает конструктивность мышления, располагает к творчеству и служит просвещению в более обширном смысле — как выходу человеческого рода из состояния несовершеннолетия в состояние свободного неразрушительного творчества жизни.

Огромное значение приобретает усвоение методов познания, понимание их сравнительной эффективности, развитие способности к их уместному и правильному применению. Научное и учебное познание имеет грани взаимодействия, позволяющие применять методы науки в воспитательных целях.
Так, интроспекция, в психологической науке служащая методом исследования и диагностики, является одновременно и эффективным способом самосовершенствования.

Любовь, свобода, гармония — вот три величайшие силы в воспитании человека, его счастье и судьбе. Они дают защиту от (ужасов мира, закаливают в жизненной борьбе и уравновешивают немногие радости со многими скорбями.

Школа должна защищать, развивать, поощрять самостоятельность и ответственность. Такое воспитание позволяет преодолевать страх людей перед свободой личного выбора.

Ни одно действие растущего человека не может быть совершено без предварительного размышления над причинной зависимостью одних поступков от других: только таким образом можно развить ценнейшую способность предвидеть последовательность и последствия действий.

Взгляд в будущее.

Опасность человечеству исходит прежде всего от неправильного воспитания, укореняющего самодовольное и не подозревающее о себе скудоумие, жадность, безответственную недальновидность.

Обществу приходится опасаться нового деспотизма. Ибо оно столкнулось с ростом невежества, научившегося добиваться власти, — властвующего невежества серых, поверхностно образованных людей. Отсюда — жесточайшие наши беды

Социальная справедливость может войти только в свободную страну.
Поэтому интеллектуальная свобода обладает всемирно-историческим спасительным значением.
В обозримом будущем воспитательно-образовательная активность станет наиболее емким резервуаром социально и" индивидуально-ценной занятости сотен миллионов людей. В исторической перспективе воспитание должно предшествовать экономике и политике и опережать их в каждую данную единицу времени. Воспитание обладает властью над властью: влияет на общественное мнение и стимулирует производство идей.

ГЛАВА 2

§ 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной работы.

В.А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания остаются пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой.»[1]

Какое же мировоззрение формирует сегодняшняя школа? Многие учителя честно отвечают на этот вопрос – никакое. Но ведь так не должно быть.
Человек растет, он должен ответить себе на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо. Он поставлен перед необходимостью хоть в каком-то приближении понять, что такое жизнь, как она устроена и что ему в ней делать. Если сегодняшняя школа оставит на время формирование целостного устойчивого мировоззрения у ребенка, она просто предаст его.

Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитания, классное руководство превратилось в формальность. Попытка свести воспитание к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики.
В основе качеств личности всегда лежало отношение человека к другому, к обществу. Но чтобы оно сложилось, и закрепилось, отношение должно долго функционировать и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого требуется общение, оно дает возможность получить и пережить более широкий опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должно быть: свобода, равноправие, независимость участников общения.

О.С. Газман в статье «Ответственность школы за воспитание детей» предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:
1. Воспитание – это органическая часть целостного «образования личности», оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности.
2. Процесс воспитания – это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов.
3. «Реализм целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности.
4. Базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания.
5. Идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основополагающим для гуманистической ориентации педагога.
6. Участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным.
7. Коллективная творческая деятельность – это совокупность задач, методов, обеспечивающих гуманистическую самоуправляющуюся общность детей и взрослых.

Школа всегда часть общества, в школе рождается завтрашний день страны.
Вот почему судьба школы – дело не одного лишь узкого круга специалистов по педагогике.

Семья закладывает фундамент личности, на школу падает главный труд по ее строительству, причем нередко приходится заниматься и укреплением и перестраиванием самого фундамента. Один из главных аспектов мировоззрения воспитания – развитие у человека способности самостоятельно оценивать социальный явления. Эта способность необходима современной молодежи и как предпосылка социальной правильности ее поведения в обстановке ослабления традиционных форм общественного регулирования и контроля. Даже Существенно повысить воспитательную отдачу обучения, школа не вправе отказываться от воспитания как первичной и более масштабной цели, достижение которой призвано поднять на новую качественную высоту отношение учителя к учащимся.
Поэтому задача уже начальной школы: начинать воспитание культуры поведения и мышления, уважительного отношения к труду и старшим.

Труд подростков, направленный на организуемый школой не единственный способ приобщить к трудовой деятельности. Как показали социологические исследования дети мало трудятся по дому, и в этом направлении также необходимо работать школе. Дети мало читают, больше смотрят телевизор, а это большая разница. Важное значение имеет такая организация профессиональной ориентации, которая на много бы увеличила трудовую отдачу каждого, повысила бы удовлетворенность трудом, так как только труд человека, нашедшего себя, может стать творческим, принести ему уважение товарищей. Общественность может способствовать воспитательной деятельности семьи и школы в различный направлениях. Это развитие неформальных контактов с подростками, важно в этом случае, чтобы взрослые выступали перед детьми в роли образцов. В настоящее время, в период научно-технической революции, обновления общества, эффективно готовить молодежь к жизни может только школа воспитывающая. Хочется закончить словами ректора Рязанского
Педагогического университета Лиферова А.П.: «Чтобы стать центром сообщества
(микрорайона) школа сама должна стать глобальным сообществом, где вклад каждого в общее дело, где отношения учащихся и родителей к учебному процессу не потребительское, а конструктивное и созидательное. Разработка концепции школы от ее общей миссии и портрета выпускника, до разработки планов, программ и требований к уроку, к оценке результатов – процесс длительный и непрерывный, т.к. требования жизни и новые наработки учителей вносят в него свои коррективы».[2]

§ 2. Направления стратегии воспитания в современной школе.

Существующий уже несколько лет общественно-экономический кризис в нашей стране тесно связан с низким уровнем образовательной и воспитательной систем, в условиях реально существующего социализма. Прежде всего имеет место особый воспитательный диссонанс.

Педагогический диссонанс понимается как отсутствие гармонии и согласования, как расхождение между предполагаемым и существующим итогами воспитания. Намеренные цели воспитания остаются в диссонансе с реально проявляющимися результатами – взглядами и поведением молодежи. Например, в системе общественных ценностей, принимаемых современной молодёжью, преобладают те, которые касаются личных индивидуальных дел, а такие, как культурная и общественная активность, политическое неравнодушие или даже профессиональный труд, далеко не на первом плане. Имеем дело с адаптацией молодёжи к существующим условиям, но в принципе разным чем предположенные представления социалистического образа жизни.

Чем же объясняется педагогический диссонанс? Почему так случилось, несмотря на существующий действующий раньше так называемый единый воспитательный фронт. Стоит в этом месте указать на более общие педагогические закономерности, с какими имеем дело в этом отношении в современных условиях.

На мой взгляд, это объясняется прежде всего явлениями общественного диссонанса, проявляющегося в отношении между широко понимаемым воспитанием
(социализацией) воспитанием в узком значении. В широком понимании воспитание охватывает всякие явления и процессы, связанные с воздействием общественно-культурной и естественной среды на человека, воспитывающих его личность. В узком понимании это лишь осознанные и намеренные действия учреждений или лиц, специализирующихся в этой деятельности и формирующие личность согласно принятым образцам или воспитательному идеалу. Учет такой дифференциации и сосредоточение внимания на воспитании, организованным цельно и намеренно, имеет смысл тех пор, пока в данной широкой общественной среде царит относительный порядок и гармония, а негативные явления, влияющие на людей стихийно, не контролированным способом, не превышают определенного тревожного уровня.

Вместе с превышением определённого критического или тревожного уровня в валовом обществе, деятельность воспитательных учреждений нарушается и может даже содействовать усугублению негативных явлений. Именно такой процесс, наблюдается в воспитании, так как живём мы в эпоху больших перемен и общественных напряжений.

Давление и темпы преобразующих процессов в обществе, их взаимодействие и усиление негативных явлений вызывают то, что запланированные цели, содержание, ценности и воспитательные процессы в духе гуманных идеалов социализма - ослабляются или даже отменяются. Побеждают спонтанные процессы приспособления отдельных единиц и общественных групп к действительному образу жизни в семье, трудовой среде и месту жительства.

Мы убедились, что в быстро изменяющемся мире влияние социализации становится не только более интенсивным, но и вместе с тем противоречивым, что может ослабить или уничтожить планируемые условии воспитания.

Какое положение должны принять педагоги в этой обстановке? Кажется, что единственно правильным будет творческое использование имеющихся теоретических достижений психолого-педагогических наук и отдельных индивидуальных концепций для возбуждения или регулирования образовательных перемен.

Эта директива касается; в первую очередь, модернизации воспитательной деятельности современной школы.

Школьное воспитание станет действенной силой прочного обновления и саморегулирования, если сначала произойдёт перемена стиля программирования каждой школы. Школа, как и другие воспитательно-просветительские учреждения, должна получить определенное поле свободы, должна быть лишена
«сверх контроля» - главным образом административного - как явления, вредного для воспитания.

Надо сделать всё, чтобы школа стала местом, где будут культивироваться общечеловеческие ценности, прежде всего гуманные, где, несмотря на кризис веры, доверия и всяких авторитетов, есть время и место задуматься над организацией добросовестной жизни. Путём воспитательных и других воздействий необходима будет переориентация в области признаваемых образцов жизни и общественного повышения: с вертикальной ориентировки на горизонтальную, с ориентировки "иметь" на ориентировку "быть", с притязательских интересов на устремительские.

В школьной воспитании должна наступить концентрация внимания на задачах и конкретных, действиях, а не лишь только на лице воспитанника В воспитании надо акцентировать внимание на перспективу, на будущее, не только на прошедшее и современность. Это даст молодежи принять позицию антиципации идеального состояния и стремления к его осуществлению. В воспитательной деятельности надо предпочитать направление на развитие альтернативных решений. Это будет обозначать воспитание людей, склонных планировать перемены в окружающей среде и в собственной личности, а но только лишь поддерживающих существующую действительность, что является важным в связи с необходимой перестройкой мышления и действий, формирования ориентировок прообщественного поведения молодежи. Благодаря достижению этих свойств возможной становится готовность людей к сотрудничеству и принятию действий на благо других людей или учреждений.

В отношении к школе, ее воспитательной деятельности надо принять принцип партнерства. Обновления требует и теория воспитания, роль которой в формировании общественно-воспитательной практики будет намного больше, если учесть предпосылки, вытекающие, из явлений общественного диссонанса. Ее основой должны быть прежде всего общественные реальные факты, вытекающие из общественного и экономического кризиса страны. Ведь воспитание является действенным фактором общественных перемен и прогресса в разных сферах нашей жизни.

Норма личности - это способность личности в своем развитии обретать социальную сущность человека, имеющего такие особенности: отношение к другому человеку как к самоценности; способность к самоотдаче; творческий характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению; возможность проектировать свое будущее; внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла жизни.

Искоренение причин психологического кризиса несовершеннолетних, приводящего к противоправному, в том числе преступному, поведению, может быть достигнуто только при коренном оздоровлении общества (экономическом, социальном, духовном), гарантирующем защиту прав и интересов детей и подростков. При этом необходимо такое изменение системы воспитания, которое обеспечивало бы оптимальные условия для саморазвития личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Понятно, что эти задачи из-за сложившегося состояния экономики и науки, правового сознания и уровня нравственной, психологической и педагогической культуры нашего общества в ближайшее время в полной мере невыполнимы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6