Влияние уровня знаний детей о цвете на уровень изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста
Формирующий
эксперимент начался 1 февраля 2009 года, закончился 1 апреля 2009 года, за это
время было проведено 8 занятий по ознакомлению с цветом, дети принимавшие
участие в эксперименте познакомились с кубиком-трансформером, со словами,
обозначающими цвета, стали замечать изменения в природе.
Работа
по ознакомлению с цветами, но кубику-трансформеру проходила индивидуально.
Каждому ребенку в игровой форме показывался кубик, действия с ним, названия цветов.
Предлагались игры «Составь кубик так, чтобы желтый и красный цвет оказались
рядом», или «Вспомни присказку к кубику» и др. такая работа проводилась на
протяжении всего эксперимента, до того момента пока все дети, участвующие в нем
не познакомились с двенадцатью цветами.
Параллельно
проходила работа в природе на прогулках и в группе. На прогулках учились
определять цвет неба, как он меняется в течении дня в зависимости от погоды. В
группе просматривались слайды и картины, сравнивали цвет моря и цвет неба, цвет
солнца и луны, осени и лета.
Были
разработаны 8 занятий. На первом занятии детей познакомили с радугой, цветовым
кругом, научить рисовать радугу акварельными красками приемом вливания цвета в
цвет.
На
втором занятии знакомим с оттенками семи цветов радуги, знакомим с понятием
«колорит». Учим осветлять и затемнять цвет при помощи смешивания цветной краски
белого или черного цвета краски. Учим называть получившиеся цвета. Учим
подбирать и сочетать цвета на картине, учим рисовать осень, зиму или лето.
На
третьем занятии необходимо рассказать о теплых и холодных цветах, научить
составлять теплую и холодную цветовую гамму. Учить рисовать белочку в зимней и
летней шубке.
На
четвертом занятии необходимо научить детей находить дополнительные цвета в
цветовом круге. Учить украшать платье девочки-краски элементами, окрашенными в
дополнительные цвета.
На
пятом занятии необходимо научить детей сочетать цвета, запоминать названия
цветов и придумывать возможные сочетания цветов. Познакомить с эмоциональным
воздействием цвета на человека. Учить рисовать замок доброй волшебницы и замок
злой колдуньи.
На
шестом занятии необходимо познакомить с композицией, учить детей располагать
предметы разной формы на листе бумаги прямоугольной, квадратной, круглой и
треугольной форм. Учить составлять композицию их предметов по сочетаемости
цвета.
На
седьмом и восьмом занятиях предложить детям задания на закрепление материала и
на развитие творчества рисовании.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЛИЯНИЯ ЗНАНИЙ О ЦВЕТЕ НА УРОВЕНЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1
Результаты исследований эффективности произвольной и
непроизвольной памяти старших дошкольников
Данные
исследования первоначальных знаний о цвете отражены в таблице 1.
Дети,
имеющие высокий показатель знаний о цвете отсутствуют, имеющие средний уровень
(3 ребенка) – составляют 30%, детей с низким уровнем 5 человек, они составляют
50%, остальные 20% (2 человека) имеют знания ниже среднего. Иванова Настя и
Юлдашев Рамиль имеют противоречивые результаты: с одной стороны они называют
цвета и порядок их в радуге, а также некоторые оттенки, умеют композиционно
правильно расположить на листе изображение, а с другой стороне не могут
ответить на вопросы о сочетаемости цветов и не знают основных понятий Цветоведения.
Таблица
1. Исследование первоначальных знаний о цвете у детей 5-6 лет
№
|
фамилия
имя ребенка
|
Основные цвета
и оттенки
|
Знания
основных понятий Цветоведения
|
Знания о
Смешивании цветов
|
Знания о
композиции
|
Уровень знаний
о цвете
|
1
|
Ашрафова Эльвира
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
2
|
Иванова Настя
|
С
|
С
|
Н
|
Н
|
С/Н
|
3
|
Сафиуллина Регина
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
4
|
Пыркова Софья
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
5
|
Трофимова Зарина
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
6
|
Юлдашев Рамиль
|
С
|
С
|
Н
|
Н
|
С\Н
|
7
|
Пеньков Никита
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
8
|
Садыков Данил
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
9
|
Уразаев Данил
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
10
|
Апаев Игорь
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
ИТОГО по группе
|
С
|
С/Н
|
Н
|
Н
|
С
|
В
– высокий балл, С – средний балл, Н – низкий балл.
Результаты
знаний детей о цвете после проведенной целенаправленной образовательной работы
были зафиксированы в таблице 2.
Таким
образом, после проведенной образовательной работы результаты знаний о цвете
улучшились. Дети, которые не пропускали ни одного занятия, имеют высокие
результаты. 10% детей (1 ребенок) имеет высокий уровень знаний, 70% повысили
свои знания до среднего уровня (7 детей), с низким уровнем остался 1 ребенок,
что составляет 10% от всей группы детей. Остальные 10% (1 ребенок) имеют
пограничные результаты уровень между средним и высоким. Уразаев Данил остался
на низком уровне в связи с тем, что пропустил цикл занятий из-за болезни.
Таблица
2. Исследование уровня знаний о цвете у детей 5-6 лет после проведенной
образовательной работы
№
|
фамилия
имя ребенка
|
Основные цвета
и оттенки
|
Знания
основных понятий Цветоведения
|
Знания о
Смешивании
цветов
|
Знания о
композиции
|
Уровень знаний
о цвете
|
1
|
Ашрафова Эльвира
|
В
|
В
|
В
|
С
|
В
|
2
|
Иванова Настя
|
В
|
С
|
С
|
С
|
С
|
3
|
Сафиуллина Регина
|
В
|
С
|
С
|
С
|
С
|
4
|
Пыркова Софья
|
С
|
В
|
В
|
С
|
В\С
|
5
|
Трофимова Зарина
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
6
|
Юлдашев Рамиль
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
7
|
Пеньков Никита
|
В
|
С
|
С
|
С
|
С
|
8
|
Садыков Данил
|
С
|
В
|
С
|
С
|
С
|
9
|
Уразаев Данил
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
10
|
Апаев Игорь
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
ИТОГО по группе
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
В
– высокий балл, С – средний балл, Н – низкий балл.
По
результатам двух таблиц 1 и 2 можно сделать выводы об эффективности проведенной
работы по ознакомлению детей с цветом. На первом этапе изучения знаний о цвете
уровень составил 30% (за сто процентов было взято 10 детей с высоким
показателем, в числовом коэффициенте -20, то есть 1 оценка В – 2 балла, 1
оценка С – 1 балл, 1 оценка Н – 0 баллов). После проведенной работы уровень
составил 50%, что на 20% выше первоначального.
3.2
Результаты исследований уровня изобразительных умений у старших дошкольников
Исследование,
зафиксированное в таблице 3, можно представить в процентном соотношении. Данное
исследование проводилось во второй половине дня. Давалась ребенку возможность
спокойно, не торопясь, выполнить свои рисунки, выбрать материал для рисования,
продумать сюжет рисунка. Дети с интересом выполняли задание, отгадывали
загадки. У многих детей рисунок предмета был не похож на предмет в действительности.
Так, например, изображение белки у Трофимовой Зарины было не правдоподобно, ее белка
скорее была похожа на собаку с орехом. И таких ошибок было много.
Таблица
3. Исследование уровня изобразительных умений у старших дошкольников
№
|
фамилия
имя ребенка
|
Точность передачи формы
|
Точность передачи пропорций
|
Точность передачи цвета
|
Использование
средств выразительности
(цвет и форма)
|
Композиционное посторенние
|
Уровень изобразительных умений
|
1
|
Ашрафова Эльвира
|
С
|
Н
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
2
|
Иванова Настя
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
3
|
Сафиуллина Регина
|
С
|
Н
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
4
|
Пыркова Софья
|
С
|
Н
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
5
|
Трофимова Зарина
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
С
|
Н
|
6
|
Юлдашев Рамиль
|
С
|
Н
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
7
|
Пеньков Никита
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
8
|
Садыков Данил
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
9
|
Уразаев Данил
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
10
|
Апаев Игорь
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
ИТОГО по группе
|
С
|
Н
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
В
– высокий балл, С – средний балл, Н – низкий балл.
Дети,
имеющие высокий показатель изобразительных умений, отсутствуют, имеющие средний
уровень (4 ребенка) – составляют 40%, детей с низким уровнем 6 детей, они
составляют 60% от всей группы детей. Уразаев Данил и Апаев Игорь показали самый
низкий уровень изобразительных так, как мальчики не правильно держат кисть или
карандаш в руке, нет точных знаний об окружающих предметов (недостаток в
рассматривании предметов, их частей). Не велась индивидуальная работа педагога
по обучению детей рассматриванию предметов, описанию характерных признаков и не
проводиться работа по постановки руки к письму.
Результаты
изобразительных умений детей после проведенной целенаправленной образовательной
работы по ознакомлению с цветом были зафиксированы в таблице 4.
Таким
образом, можно судить об эффективности проведенной работы по ознакомлению детей
с цветом. Судя по результатам таблицы 4 10% детей (1 ребенок) повысил свои
изобразительные умения до высокого уровня, 80% детей (8 человек) имеют средний
уровень, а 1ребенок (10% детей) остался на низком уровне, из-за пропущенных
занятий по ознакомлению с цветом.
В
результате исследования было установлено и подтверждено утверждение о том, что
после проведенной работы по ознакомлению детей с цветом уровень изобразительных
умений повышается. По результатам таблиц 3 и 4 первоначальный уровень изобразительных
умений составляет - 20%, а после проведенной работы – 50%. Таким образом,
разница составляет 30%, таким образом можно судить о росте изобразительной
грамоты детей.
Данные
процентные соотношения были установлены, исходя из следующий формулы: высокий
уровень взят как 2 балла, средний уровень взят как 1 балл, низкий уровень – 0.
За 100% - это 10 детей с высоким уровнем, то есть в числовом коэффициенте 20.
Таблица
4 Исследование уровня изобразительных умений у старших дошкольников после
проведения образовательной работы по ознакомлению с цветом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|