Влияние уровня знаний детей о цвете на уровень изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста
1.3
Особенности ознакомления с цветом на занятиях по рисованию детей старшего
дошкольного возраста
Умение
различать и называть цвета — важный шаг в развитии ребёнка.
На
современном этапе существует достаточно много методик ознакомления детей с
цветом. Рассмотрим некоторые из них.
Первая
авторская методика, которая будет рассмотрена ниже, это методика «Каждый
охотник желает знать, где сидит фазан», разработанная Н.А.Зайцевым.
Главное
пособие этой методики - кубик-трансформер 80х80 мм, который помещается в
картонный куб – упаковку размером 120х120 мм., и прилагается к кубику еще и 71
картонная карточка, а также методическое руководство.
Пособие
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» предназначено для обучения
различению двенадцати цветов, их названиям; счёту от 1 до 12; навыкам чтения
дошкольников в семье и детских садах. На данное пособие выдан сертификат СЭС
России.
Рассмотрим
особенности работы с этим пособием.
Традиционные
детсадовские программы предполагают, что в три года дети должны знать 4 цвета,
в четыре — 6, в пять — 10, в шесть — 11-12 цветов.
Попробуйте
изучать не по два-три цвета в год, а сразу все 12 параллельно. Проверено опытом
— дело пойдёт намного быстрее и веселее.
«Годовалому
ребёнку не забывайте сообщать о том, что снег — белый, трава — зелёная,
апельсин — оранжевый, лимон — жёлтый, асфальт — серый» - советует Зайцев Н.А.
автор методики. [5;12] Называть - это чёрный карандаш, а это — фиолетовый,
помидоры — красные, сегодня небо голубое. «У тебя два шарфика — один синий, а
другой жёлтый»
В
три года дети проявляют устойчивый интерес к буквам, цифрам, счёту. Учиться считать
до двенадцати можно, переводя пальчики из клеточки в клеточку на гранях
кубика-трансформера. Названия цветов дети учатся читать на других трёх гранях в
таком порядке красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый,
коричневый, розовый, черный, серый, белый.
Магическую
фразу «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» встретим на картонном
кубике-упаковке, а потом ещё не раз выложим из карточек.
Инициалы
перечисленных двенадцати цветов тоже в предложение можно уложить не с одним
уже, а с шестью видами птиц увязав: Каждый Отличник Желает Знать, Где Сидят
Фазаны, Куропатки, Рябчики, Чижики, Совы, Бакланы (упаковка, трансформер,
карточки).
Диагонально
расчерченная нижняя грань упаковки содержит только инициалы названий цветов
или, если угодно, инициалы слов в последнем мнемоническом предложении.
Диктанты
возможны двух видов: с «картинками» и без. Сначала дети научатся узнавать
карточки с «картинками» по лицевой стороне, а потом по оборотной (со словами).
Потренировавшись,
в узнавании и прочитывании оставшихся семнадцати слов: каждый, желает, знать,
где, сидит, сидят, Знаю, ли, я, А, как, же, Их, Здесь, есть, ещё, и, - можем
приступать к диктантам.
25
карточек со знаками препинания (4 точки, 17 запятых, вопросительный знак, 2
двоеточия, восклицательный знак) расположим отдельной группой. 25 карточек с
«картинками» соберём в другую группу. Без картинок, только со словами с обеих
сторон — в третью.
Отберём
7 карточек для первого диктанта: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
(запятую и точку дети отыщут сами).
Первое
слово «отгадать» нетрудно: каждое предложение начинается с заглавной буквы.
«Охотника» с «фазаном» тоже разыщем. В конце предложения поставим точку.
Остаётся только обнаружить и в нужном порядке расположить «желает», «знать»,
«где», «сидит». Запятую, на первых порах, поможет в нужном месте поставить
учитель. Дав при этом, как и в предыдущих случаях, соответствующие пояснения:
что, зачем, почему да как.
Финал:
на столе все карточки (ни одной картинкой вверх). Дети составляют те же тексты,
выбирая нужные слова и знаки из всего массива в семьдесят одну карточку. В
группе можно устраивать личные и командные соревнования на время: за сколько
времени я (мы) напишу (напишем) первый диктант? второй? третий?
Следующая
методика, рассмотренная в исследовании программа «Цвет природы» Т.В.Шоптовой.
Это нетрадиционная программа ознакомления с окружающим миром, включает тридцать
две учебные темы. Каждая из этих тем рассматривается в четырех подпрограмм
«Экологическая прогулка», «Мир красок», «Мир чувств», «Развитие речи».
Остановимся на подпрограмме «Мир красок». Главными задачами занятий цикла «Мир
красок» является пробуждение в детях эмоционально-положительного отношения к
природе и формирования умения передавать свои впечатления о красоте окружающего
миро с помощью простых приемов художественного творчества. «Обретение детьми
навыков художественного творчества рассматривается не столько как самоцель,
сколько как средство для выражения ребенком своих эмоций, вызванных красотой
залитого солнцем луга, парящей в синеве птице».[10;5] Автор программы считает,
что пробуждение в детях этого эмоционального отклика возможно при содействии
музыки и поэзии.
Практически
каждое занятие необходимо строить с просмотра высокохудожественных слайдов в
музыкально-поэтическом сопровождении.
После
просмотра слайдов знакомство с темой продолжается в ходе беседы, которая может
включать демонстрацию наглядных пособий и чтение небольших литературных
произведений. Завершающим этапом каждого занятия является практическая работа,
на которой проходит демонстрация художественных приемов и техник. На многих
занятиях широко практикуется использование цветовых квадратиков. Работа с ними
во многом способствует формированию у детей способности воспринимать тонкие
градации цвета.
Работа
по ознакомлению детей с цветом проводиться в рамках темы. Темы расположены в
следующей последовательности:
1.
Мир вокруг нас (знакомство с натуральными красками в природе, кусочек
свеклы, уголек)
2.
Разноцветная природа (знакомство с разноцветием)
3.
Гармония в природе (гармоничные сочетания цветов)
4.
Времена года (цветовые гаммы)
5.
Семь цветов радуги
6.
Красный цвет в природе
7.
Оранжевый цвет в природе
8.
Желтый цвет в природе
9.
Зеленый цвет в природе
10.
Голубой цвет в природе
11.
Синий цвет в природе
12.
Фиолетовый цвет в природе
13.
Чудо белого цвета и другие. Всего их тридцать две темы.
Таким
образом, дети знакомятся с цветами, их проявлениями в природе, их оттенками, а
также учатся использовать цвет в изображении своего эмоционального отношения к
объекту. Данная методика рассчитана на детей 5-16 лет.
Рассмотрим
еще одну авторскую современную программу по ознакомлению с цветом дошкольников
возраста 5-7 лет - разработка Н.В. Дубровской «Игры с цветом». Дубровская
предлагает педагогам, организуя занятия по ознакомлению детей 5-7 лет с цветом,
ставить учебные задачи в соответствии с возрастом детей, уровнем их
изобразительных умений и навыков. Дети могут отставать от своих сверстников или
опережать их в занятиях по изобразительному искусству, поэтому по мнению
Дубровской, педагогу целесообразно провести несколько специальных
диагностических занятий совместно с психологами. [11;18] Затем распределить
детей на подгруппы. Даная программа ставит следующие задачи для детей 5-6 лет:
знакомство с цветовыми эталонами на примере цветового круга; знакомство с
дополнительными цветами на примере цветовых упражнений; расширение
представлений о цветовых оттенках на примере работы с бумагой; развитие мелкой
моторики и координации движений; воспитание эстетического, эмоционально окрашенного
восприятия цвета; развитие зрительного внимания, чувство ритма цвета;
обогащение активного словаря на примере описания и характеристики разных цветов
с использованием прилагательных и глаголов.
Для
детей 7 лет основополагающие задачи: обучение широкому использованию цветов и
оттенков при создании изображений; расширение представлений о цветовых
палитрах; обогащение словарного запаса названиями цветов и оттенков; развитие
ассоциативно-образного мышления: умения анализировать сравнивать цвета,
описывать явления природы.
В
книги представлены игровые занятия. На предварительных занятиях необходимо
педагогу сознать эту игровую мотивацию, для того чтобы дети выполняли игры
предложенные автором.
В
ходе анализа авторских программ было установлено, что ознакомление детей с
цветом необходимо проводить в процессе ознакомления с окружающим миром и на
занятиях по изобразительной деятельности, для наиболее эффективного восприятия
цвета предметов и явлений.
ГЛАВА
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация
исследования
В
результате изучения, анализа и систематизации психологической и педагогической
и методической литературы по ознакомлению старших дошкольников с цветом были
выделены следующие аспекты:
-
восприятие детьми цвета начинается в младенческом возрасте, дети знакомятся с
окружающим миром и цветовыми эталонами, это знакомство происходит при участии
взрослого.
-
При изучении восприятия детей-дошкольников удалось установить, что цвет
предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда
другой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального
значения (например, при составлении коврика для цветной мозаики).
-
Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как
осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком
объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично
меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя,
например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости
-
знакомить с цветом можно и по традиционной программе, которая предполагает, что
в три года дети должны знать четыре цвета, в четыре года — цветов, в пять лет —
цветов, в шесть — одиннадцать –двенадцать цветов. А можно и по нетрадиционной
методике знакомить сразу с двенадцатью цветами на любом возрастном этапе,
начиная с трехлетнего возраста, и словами обозначающими их.
-
дети не умеют пользоваться цветом как средством выразительности, только после
специального обучения они используют цвет в своих работах.
-
необходимо целенаправленно учить детей различать и называть цвета и их оттенки.
Таким образом, целью данного исследования
является выявление влияния знаний детей о цвете на уровень их
изобразительных умений.
Задачи исследования:
1.
Выявить
уровень знаний детей 5-6 лет о цвете.
2.
Выявить
уровень изобразительных умений детей 5-6 лет.
3.
Выявить
влияния уровня знаний о цвете на уровень изобразительных умений детей старшего
дошкольного возраста .
В
соответствии с целью и задачами исследования была разработана программа
исследования, состоящая из следующих этапов:
1
Этап: Изучить знания старших дошкольников о цвете на начальном и конечном этапе.
2
Этап: Изучить изобразительные умения и навыки детей 5-6 лет на начальном и
конечном этапе
3
Этап: Сопоставить результаты образовательной работы с детьми по
ознакомлению с цветом и уровень изобразительных умений и навыков.
Состав
испытуемых: в исследовании участвовало одна группа детей в количестве 10
человек: пять девочек и пять мальчиков.
Характеристика
испытуемых: все дети одного года рождения (2002г.), имеющие примерно одинаковую
базу знаний, являются вторыми детьми в семье, без хронических заболеваний, пять
девочек и пять мальчиков.
2.2
Методы исследования
Исследование
уровня знаний детей о цвете предполагает проведение индивидуальных бесед и
анкетирование, в ходе которых педагог фиксирует данные на карте ребенка. Анкета
по выявлению уровня знаний о цвете состоит из следующих вопросов:
1.
Какие цвета ты знаешь? Покажи на карточках и назови их?
2.
Что в природе бывает фиолетового цвета? (спросить о 5 цветах)
3.
Сколько цветов у радуги? В каком порядке они стоят?
4.
Если бы та рисовал(а) весну, то какие цвета и оттенки ты бы
использовал(а)? (спросить о зиме, осени, лете)
5.
Найди и назови среди цветовых карточек теплые и холодные цвета? Почему
их так назвали?
6.
Какие два цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? (розовый,
фиолетовый, зеленый)
7.
Подбери колорит к платью для девочки?
8.
Какими цветами ты нарисовал(а) бы дом доброй волшебницы и дом злой
ведьмы?
Эти
вопросы были составлены по программе Н.В.Дубровской «Игры с цветом», они
отражают задачи работы по ознакомлению детей с цветом и объем знаний детей о
цвете.
Высокий
балл ставится тогда, когда ребенок полностью дал исчерпывающий ответ на вопрос
и удачно выполнил задание.
Средний
балл ставится тогда, когда ребенок ответил на вопрос неточно, справился с
большей частью задания.
Низкий
балл ставится тогда, когда ребенок не смог ответить на вопросы и не справился с
заданием.
Были
установлены критерии оценки. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен знать
7 цветов радуги и их последовательность, называть оттенки цветов (темно-синий,
светло-розовый), уметь смешивать цвета и называть получившийся цвет, различать
теплые и холодные цвета, уметь сочетать цвета в композиции, иметь представление
о контрасте.
Изучение
изобразительных умений предполагает проведения занятия-развлечения по
рисованию. В ходе занятия детям предлагается отгадать загадки и нарисовать
отгадки. На каждый рисунок отгадку детям дается 7-10 минут, материал для работы
выбирают сами дети, это могут быть цветные карандаши, восковые мелки, масленые
мелки, акварельные и гуашевые краски. Всего 5 загадок:
1.
Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку, а пришла молода –
весь мост размела. (Мороз и весна)
2.
Золотое коромысло над рекой повисло. (Радуга)
3.
Летом - зеленый, осенью – золоченый, зимой стоит голый, а весной –
новый. (Лес)
4.
Быстрый маленький зверек по деревьям скок да скок. (Белка)
5.
Сам алый, сахарный кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
По
длительности занятие 40-45 минут. Оценивается по следующим критериям:
-
достоверность изображения предмета, все части пропорциональны и находятся на
своих местах;
-
достоверность изображения цвета предмета;
-
использование оттенков цвета или смешанных цветов в работе.
Высокий
балл ставится тогда, когда ребенок достоверно изображает предметы и их цвет,
использует в работе разные оттенки цвета или смешивает цвета.
Средний
балл ставится тогда, когда ребенок достоверно изображает предмет, но не
передает натуральный цвет предмета, не умеет смешивать цвета и получать оттенки
цвета.
Низкий
балл ставится тогда, когда ребенок с трудом изображает предмет и не передает
натуральный цвет предмета, не умеет смешивать цвета и получать оттенки.
2.3
Программа ознакомления детей с цветом на занятиях по рисованию
Проанализированы
и проработаны три программы по ознакомлению детей с цветом, на их основе была
разработана новая программа ознакомления детей с цветом, которая состоит из
трех разделов. Первый раздел включает индивидуальную и подгрупповую работу по
кубику-трансформеру Зайцева в свободное от занятий время. Второй раздел состоит
из прогулок в природу, рассматривания картин и слайдов. Третий раздел это
непосредственно ознакомление с цветом на специально организованных занятиях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|