Влияние стиля родительских отношений на формирование личности подростка
С помощью
методики определения свойств темперамента можно количественно оценить следующие
свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и
эмоциональность. Энергичность – это степень активности, проявляемой человеком
в общении с людьми и в практической работе. Пластичность – это легкость
переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или
изменения поведения в общении с людьми. Темп – скорость выполнения отдельных
действий, операций и движений. Эмоциональность – склонность человека
эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической
деятельностью и общением с людьми. [7 ,321-328]
Тревожность
– важное персональное качество человека. Под этим понятием понимают особое
эмоциональное состояние, часто возникающее в повышенной эмоциональной
напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями,
препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. [7]
С целью
определения тревожности у подростков можно использовать методику – «Шкала
тревожности». Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек
оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов
тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызывать
тревогу. [11, 126-131]
Агрессивность – это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном
враждебном отношении человека к человеку, склонность к разрушению и
неспровоцированным агрессивным действиям. [7]
Чтобы
диагностировать возможность проявления агрессии у подростков, необходимо
провести методику по ее выявлению с помощью опросника Басса-Дарки. [11,
167-172]
Так же для
изучения личности подростка вполне можно использовать проективный тест
«Несуществующее животное». [8, 576-579]
С целью
диагностики межличностных отношений возможно применение рисуночного теста «Моя
семья».
Методика
«Незаконченные предложения» отражает систему личностных отношений. [8, 477-479]
Родительское
отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку,
поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей
воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Определить
это отношение поможет тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
[11, 328-334]
2.2 Анализ и интерпретация
данных.
Базой для
исследования была выбрана средняя общеобразовательная школа 1-3 ступеней №67 г.
Луганска (5А, 9А).
При оценке
метода «Незаконченные предложения» (таблица №1) выявилось, что у большинства
детей нет определенных планов на будущее, нет стремления дальнейшего развития и
получения профессии, однако хотят работать и получать много денег. Только 13%
подростков определенно хотят поступить в техникум и дальше учиться. 3,8%
мечтают о материальных ценностях, таких как машина, мопед, компьютер,
фотоаппарат, это говорит о том, что родители не могут удовлетворить их
потребности из-за материального недостатка. 2,8% мечтают просто о хорошем
будущем, счастливом и прекрасном, а 1,9% вообще ни о чем не мечтают, и планов
определенных нет (таблица №2).
Методика
неоконченных предложений (9А класс)
Таблица №1
|