Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста
Рис.3
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой
Г.П.
4) Оценка уровня агрессивности
детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова):
28% детей имеют слабый уровень агрессивности, 28% средний, 35% высокий и 9%
повышенный уровень агрессивности (см. Рис.4 и табл.6):
Таблица 6
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по
методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)
№
|
Ф.И. ребёнка
|
Кол-во баллов
|
Уровень агрессивности
|
Слабый
|
Средний
|
Высокий
|
Повышенный
|
1.
|
Костя А.
|
9 б.
|
|
|
|
|
2.
|
Аня Б.
|
8 б.
|
|
|
|
|
3.
|
Рустам Г.
|
3 б.
|
|
|
|
|
4.
|
Дима Г.
|
9 б.
|
|
|
|
|
5.
|
Артём К.
|
1 б.
|
|
|
|
|
6.
|
Катя Л.
|
6 б.
|
|
|
|
|
7.
|
Коля Л.
|
4 б.
|
|
|
|
|
8.
|
Антон М.
|
11 б.
|
|
|
|
|
9.
|
Никита П.
|
7 б.
|
|
|
|
|
10.
|
Феликс П.
|
2 б.
|
|
|
|
|
11.
|
Кирилл Р.
|
5 б.
|
|
|
|
|
12.
|
Лера С.
|
6 б.
|
|
|
|
|
13.
|
Аня С.
|
1 б.
|
|
|
|
|
14.
|
Герман Х.
|
8 б.
|
|
|
|
|
ИТОГО:
|
4 ребёнка
28%
|
4 детей
28%
|
5 ребёнка
35%
|
1 реб.
9%
|
Рис.4
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по
методике Несуществующее
животное» (автор С.Л. Колосова)
5) По результатам четырёх методик: 0%
детей имеют слабый уровень агрессивности, 64% средний, 29% высокий и 79%
повышенный уровень агрессивности (см. Рис.5 и табл.7):
По
результатам эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей, в особом
внимании нуждаются 5 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень
агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев;
рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью;
портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям;
дерутся.
Средний уровень агрессивности у 9 детей, они отличаются тем, что негативно
относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более
слабым.
Слабый уровень агрессивности по
результатам четырёх используемых методик не был выявлен у детей
экспериментальной группы.
Таблица 7
Оценка
уровня агрессивности детей-дошкольников по четырём методикам
№
|
Ф.И.Ребёнка
|
Результаты по методикам
|
Выводы об уровне агрессивности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Костя А.
|
СЛ
|
СР
|
СР
|
В
|
СР
|
2
|
Аня Б.
|
В
|
СР
|
В
|
В
|
В
|
3
|
Рустам Г.
|
В
|
СР
|
СЛ
|
СЛ
|
СР
|
4
|
Дима Г.
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
5
|
Артём К.
|
П
|
СР
|
СЛ
|
СЛ
|
СР
|
6
|
Катя Л.
|
СР
|
СЛ
|
СР
|
СР
|
СР
|
7
|
Коля Л.
|
СР
|
СЛ
|
СР
|
СР
|
ССР
|
8
|
Антон М.
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
9
|
Никита П.
|
СР
|
СР
|
СР
|
В
|
СР
|
10
|
Феликс П.
|
В
|
СР
|
СЛ
|
СЛ
|
СР
|
11
|
Кирилл Р.
|
СЛ
|
СЛ
|
СР
|
СР
|
СР
|
12
|
Лера С.
|
В
|
СР
|
В
|
СР
|
В
|
13
|
Аня С.
|
В
|
В
|
СР
|
СЛ
|
СР
|
14
|
Герман Х.
|
СР
|
В
|
СР
|
В
|
В
|
П-повышенный
уровень агрессивности
В-
Высокий уровень агрессивности
СР-
Средний уровень агрессивности
СЛ-
Слабый уровень агрессивности
Рис.5
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников
по четырём методикам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами теоретическое и
опытно-экспериментальное исследование, посвященное проблеме агрессивного
воздействия средств массовой информации на личность ребёнка-дошкольника,
позволяет констатировать следующее.
1. Теоретический анализ феномена
детской агрессивности, проведённый нами в главе I, показал, что в понимании категории «агрессивность»,
«агрессия» в науке ещё нет единого подхода, так же, как и нет единой
классификации относительно агрессивности. Это порождает целый ряд противоречий,
как для исследователей-теоретиков, так и для исследователей-практиков. На наш
взгляд, в ряду проанализированных, заслуживает внимания точка зрения Н.Д.
Левитова, согласно которой «состояние агрессивности представляет собой
переживание гнева с потерей самоконтроля».
2. Анализ классификации
средств массовой информации и её характерологический анализ показали, что
разные научные сферы по-разному рассматривают этот феномен. В частности, такие
науки, как эстетика (Киященко Н.И.), психология (Овчарова Р.В.), педагогика
(Давыдов В.В), и социология (Фохт – Бабушкин Ю.Г.) весьма существенно
расходятся по этому вопросу. Мы отмечаем точку зрения Ю.Г.Фохт-Бабушкина в
своём исследовании на телевидение как «средства массовой аудиовизуальной
коммуникации», как наиболее достоверную.
3. Теоретический анализ, проведенный
нами в рамках второй главы, говорит о том, что в науке (в частности, педагогике
и психологии) существует весьма ограниченное количество диагностик, методик,
глубоких теоретических исследований, посвящённых влиянию СМИ на личность и
психику ребёнка-дошкольника. Поэтому мы взяли на себя определённую смелость в
разработке собственного диагностического инструментария: в связи с этим, нами
разработан авторский опросник детей-дошкольников, который предваряет собой
дальнейшие компоненты экспериментальной работы (наблюдение за детьми и
анкетирование родителей по методике Лаврентьевой Г.П., проективные методики
известных авторов). Подобранный инструментарий позволил нам в исследовании, на
его опытно-экспериментальном уровне добиться большей доли достоверности.
4. Судя по конкретным
результатам исследования, проведённого среди детей подготовительной к школе
группы ДОУ №11 г.Твери, наша первоначальная гипотеза о том, что в
современных социоусловиях проявление уровня агрессивности ребёнка-дошкольника
во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности,
телеинформации) получила своё экспериментальное подтверждение.
Проанализировав результаты
исследования (которое отражает только в некоторой степени реальную картину
проникновения в сознание и самосознание малышей виртуальной агрессивности,
провоцируя, тем самым, реальное её проявление через поступки, поведение,
наконец, через, образ мыслей), мы считаем своим долгом дать соответствующие
рекомендации для родителей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(ПРИМЕЧАНИЕ: знакомство с данными
рекомендациями наиболее целесообразно делать на тематическом родительском
собрании, в форме беседы или занятия родительского лектория)
Несмотря на демократизацию жизни
в нашей стране (которую многие интерпретируют как вседозволенность), на
свободу выбора, в том числе и ребёнка, родителям необходимо помнить и
неукоснительно выполнять следующие ТРЕБОВАНИЯ.
1. В отсутствии цензуры как
таковой (как политико–нравственной системы) каждый человек, тем не менее, а в
особенности родители, должен руководствоваться адекватными нормами в
отношении воспитания ребёнка, формирования его как личности и как гражданина.
1.1.
Согласно
социальным нормам («правила, в соответствии с которыми в данном обществе строятся
взаимоотношения и поведение людей») любые социальные явления, воздействующие на
личность как элемент общества, должны отвечать прежде всего идеалам гуманизма:
справедливости, долгу, чести, добродетели и пр.
1.2.
К
сожалению, ни на государственном, ни на семейном уровне не регламентировано,
сколько и что смотреть ребёнку по телевизору. В связи с этим вступают в силу
нормы моральные («одна из наиболее простых форм нравственного требования;
выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма
морального сознания»), которые составляют основу педагогической культуры
родителя, систему его воспитательных ценностей, которая в идеале и должна
составлять ядро гуманизма.
Социальный опыт (в т.ч.
научные исследования, посвящённые «телезависимости» детей и подростков, мнения
выдающихся педагогов и психологов, медиков и юристов и пр.) подсказывает, что:
а) Продолжительность пребывания
ребёнка-дошкольника у телевизора должна находиться в чёткой взаимосвязи с его
эмоциональным складом, интеллектуальными возможностями, физическими данными и
т.п. Большинство учёных (медики, педагоги, психологи) определяют верхний
порог утомляемости дошкольника в этом аспекте как два часа. В случае
перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой
угрозой к негативному (а порой и необратимому!) развитию. Поэтому нужно
ограничивать телепросмотр для малышей под разными предлогами (этического или
же физиологического свойства).
б) Основными методами регуляции
процесса визуализации телепрограмм для ребёнка-дошкольника могут быть:
-
беседы с воспитателями ДОУ и
детскими психологами (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или
иным героям и пр.);
-
личные и
общественные примеры (с показом прежде всего позитивных и негативных
моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого и пр.);
-
игры (желательно т.н.
дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера);
-
образовательные
программы (в
т.ч. и телевизионные, и компьютерные).
2. Постепенно ребёнок должен
овладевать необходимыми знаниями, связанными с телевидением на уровне привычек
(причем, привычек хороших, сообразных адекватному восприятию
действительности и виртуального мира, познаваемого через экран телевизора или
монитора компьютера, что иногда равнозначно). В этой связи, Вам необходимо
повышать свой культурный уровень. Для решения этой непростой проблемы
целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать
из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и
эмоциональном. Но с тем расчётом, что после просмотра каждого конкретного
телематериала сознание и психика ребёнка подвергается некоторой трансформации
(преображению). Вопрос лишь в том, в какую сторону будет направлена эта
информация. Например, в случае «передозировки» программ, связанных со сценами
насилия, жестокости и агрессивности, эта трансформация будет носить явно
негативный характер. Необходимо постоянно помнить, что в неокрепшей личности
ребёнка некоторые процессы, увы, необратимы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|