бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста бесплатно рефераты

Рис.3

Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.






4) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике  «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова): 28% детей имеют слабый уровень агрессивности, 28% средний, 35% высокий и 9% повышенный уровень агрессивности (см. Рис.4 и табл.6):

Таблица 6

 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике  «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)

Ф.И. ребёнка

Кол-во баллов

Уровень агрессивности

Слабый

Средний

Высокий

Повышенный

1.

Костя А.

9 б.





2.

Аня Б.

8 б.





3.

Рустам Г.

3 б.





4.

Дима Г.

9 б.





5.

Артём К.

1 б.





6.

Катя Л.

6 б.





7.

Коля Л.

4 б.





8.

Антон М.

11 б.





9.

Никита П.

7 б.





10.

Феликс П.

2 б.





11.

Кирилл Р.

5 б.





12.

Лера С.

6 б.





13.

Аня С.

1 б.





14.

Герман Х.

8 б.





ИТОГО:

4 ребёнка

28%

4 детей

28%

5 ребёнка

35%

1 реб.

9%


Рис.4

Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике  Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)

 

5) По результатам четырёх методик: 0% детей имеют слабый уровень агрессивности, 64% средний, 29% высокий и 79% повышенный уровень агрессивности (см. Рис.5 и табл.7):

По результатам эксперимента  можно сделать вывод, что из 14 детей, в особом внимании  нуждаются 5 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.  

    Средний уровень агрессивности у 9 детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

    Слабый уровень агрессивности по результатам четырёх используемых методик не был выявлен у детей экспериментальной группы.



Таблица 7

 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по четырём  методикам


Ф.И.Ребёнка

Результаты по методикам

Выводы об уровне агрессивности

1

2

3

4

1

Костя А.

СЛ

СР

СР

В

СР

2

Аня Б.

В

СР

В

В

В

3

Рустам Г.

В

СР

СЛ

СЛ

СР

4

Дима Г.

В

В

В

В

В

5

Артём К.

П

СР

СЛ

СЛ

СР

6

Катя Л.

СР

СЛ

СР

СР

СР

7

Коля Л.

СР

СЛ

СР

СР

ССР

8

Антон М.

П

П

П

П

П

9

Никита П.

СР

СР

СР

В

СР

10

Феликс П.

В

СР

СЛ

СЛ

СР

11

Кирилл Р.

СЛ

СЛ

СР

СР

СР

12

Лера С.

В

СР

В

СР

В

13

Аня С.

В

В

СР

СЛ

СР

14

Герман Х.

СР

В

СР

В

В

П-повышенный уровень агрессивности

В- Высокий уровень агрессивности

СР- Средний уровень агрессивности

СЛ- Слабый уровень агрессивности











                                                                 

 

Рис.5

Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников

по  четырём методикам



     

    












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Проведенное нами теоретическое и опытно-экспериментальное исследование, посвященное проблеме агрессивного воздействия средств массовой информации на личность ребёнка-дошкольника, позволяет констатировать следующее.

    1. Теоретический анализ феномена детской агрессивности, проведённый нами в главе I, показал, что в понимании категории «агрессивность», «агрессия» в науке ещё нет единого подхода, так же, как и нет единой классификации относительно агрессивности. Это порождает целый ряд противоречий, как для исследователей-теоретиков, так и для исследователей-практиков. На наш взгляд, в ряду проанализированных, заслуживает внимания точка зрения  Н.Д. Левитова, согласно которой «состояние агрессивности представляет собой переживание гнева с потерей самоконтроля».

   2. Анализ классификации средств массовой информации и её характерологический анализ показали, что разные научные сферы по-разному рассматривают этот феномен. В частности, такие науки, как эстетика (Киященко Н.И.), психология (Овчарова Р.В.), педагогика (Давыдов В.В), и социология (Фохт – Бабушкин Ю.Г.) весьма существенно расходятся по этому вопросу. Мы отмечаем точку зрения Ю.Г.Фохт-Бабушкина в своём исследовании на телевидение как «средства массовой аудиовизуальной коммуникации», как наиболее достоверную.

      3. Теоретический анализ, проведенный нами в рамках второй главы, говорит о том, что в науке (в частности, педагогике и психологии) существует весьма ограниченное количество диагностик, методик, глубоких теоретических исследований, посвящённых влиянию СМИ на личность и психику ребёнка-дошкольника. Поэтому мы взяли на себя определённую смелость в разработке собственного диагностического инструментария: в связи с этим, нами разработан авторский опросник детей-дошкольников, который предваряет собой дальнейшие компоненты экспериментальной работы (наблюдение за детьми и анкетирование родителей по методике Лаврентьевой Г.П., проективные методики известных авторов). Подобранный инструментарий позволил нам в исследовании, на его опытно-экспериментальном уровне добиться большей доли достоверности.

    4. Судя по конкретным результатам исследования, проведённого среди детей  подготовительной к школе группы ДОУ №11 г.Твери, наша первоначальная гипотеза о том,  что   в современных социоусловиях проявление уровня агрессивности ребёнка-дошкольника во многом зависит от воспринимаемой им  массовой информации (в частности, телеинформации) получила своё экспериментальное подтверждение.

      Проанализировав результаты исследования (которое отражает только в некоторой степени реальную картину проникновения в сознание и самосознание малышей виртуальной агрессивности, провоцируя, тем самым, реальное её проявление через поступки, поведение, наконец, через, образ мыслей), мы считаем своим долгом дать соответствующие рекомендации для родителей.














РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


(ПРИМЕЧАНИЕ: знакомство с данными рекомендациями наиболее целесообразно делать на тематическом родительском собрании, в форме беседы или занятия родительского лектория)


     Несмотря на демократизацию жизни в нашей стране (которую многие интерпретируют  как вседозволенность), на свободу выбора, в том числе и ребёнка, родителям необходимо помнить и неукоснительно выполнять следующие ТРЕБОВАНИЯ.

    1. В отсутствии цензуры как таковой (как политико–нравственной системы) каждый человек, тем не менее, а в особенности родители,  должен руководствоваться адекватными нормами в отношении воспитания ребёнка, формирования его как личности и  как гражданина.

1.1.          Согласно социальным нормам («правила, в соответствии с которыми в данном обществе строятся взаимоотношения и поведение людей») любые социальные явления, воздействующие на личность  как элемент общества, должны отвечать прежде всего идеалам гуманизма: справедливости, долгу, чести, добродетели и пр.

1.2.          К сожалению, ни на государственном, ни на семейном уровне не регламентировано, сколько и что смотреть ребёнку по телевизору. В связи с этим вступают в силу нормы моральные («одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания»), которые составляют основу педагогической культуры родителя, систему его воспитательных ценностей, которая в идеале и должна составлять ядро гуманизма.

      Социальный опыт (в т.ч. научные исследования, посвящённые «телезависимости» детей и подростков, мнения выдающихся педагогов и психологов, медиков и юристов и пр.) подсказывает, что:

    а) Продолжительность пребывания ребёнка-дошкольника у телевизора должна находиться в чёткой взаимосвязи с его эмоциональным складом, интеллектуальными возможностями, физическими данными и т.п. Большинство учёных (медики, педагоги, психологи) определяют верхний порог утомляемости дошкольника в этом аспекте как два часа. В случае перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой угрозой к негативному (а порой и необратимому!) развитию. Поэтому нужно ограничивать телепросмотр  для малышей под разными предлогами (этического или же физиологического свойства).

    б) Основными методами регуляции процесса визуализации телепрограмм для ребёнка-дошкольника могут быть:

-         беседы  с воспитателями ДОУ и детскими психологами (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или иным героям и пр.);

-          личные и общественные примеры  (с показом прежде всего  позитивных и негативных моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого и пр.);

-         игры (желательно т.н. дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера);

-         образовательные программы (в т.ч. и телевизионные, и компьютерные).

    2. Постепенно ребёнок должен овладевать необходимыми знаниями, связанными с телевидением на уровне привычек (причем, привычек хороших, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран телевизора или монитора компьютера, что иногда равнозначно). В этой связи, Вам необходимо повышать свой культурный уровень. Для решения этой непростой проблемы целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и  эмоциональном. Но с тем расчётом, что после просмотра каждого конкретного телематериала сознание и психика ребёнка подвергается некоторой трансформации (преображению). Вопрос лишь в том, в какую сторону будет направлена эта информация. Например, в случае «передозировки» программ, связанных со сценами насилия, жестокости и агрессивности, эта трансформация будет носить явно негативный характер. Необходимо постоянно помнить, что в неокрепшей личности ребёнка некоторые процессы, увы, необратимы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8