Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе
p> № 14. Оля С.: социальный статус в классе довольно высокий: получено
выборов - 3, взаимных – 2, КУ – 67%. Чрезмерно активная («черт в юбке») на перемене, но не на уроке.
Неряшлива, агрессивна. Общительна, пользуется популярностью среди мальчиков
(очень симпатичная). Единственный ребенок в семье. Папа работает вахтовым
методом. Дома непослушна, капризна. № 15. Катя С.: социальный статус в классе очень низкий: получено
выборов - 0, взаимных – 0, КУ – 0%. Очень неусидчива, учится средне, малоактивна, очень любит ябедничать,
никому не отдает предпочтений («со всеми, но ни с кем»). В семье 3-е детей,
Катя – вторая. Мама не работает – маленький ребенок. Девочке в последнее
время уделяется значительно меньше внимания. Дома послушная, но неохотно
выполняет поручения, ничем не интересуется. № 16. Дима У.: социальный статус в классе очень высокий: получено
выборов - 9, взаимных – 2, КУ – 67%. Серьезный, реалистичный в оценках себя и других, общителен со всеми,
справедливый, пользуется высоким авторитетом в классе. Зачастую разнимает
дерущихся, примиряет ссорящихся, встает на защиту слабых. Дома
самостоятельный, аккуратный, заботливый (по отношению к младшему брату),
ответственный, его в шутку называют «младший глава семьи». № 17. Олег Ф.: социальный статус в классе довольно высокий: получено
выборов - 5, взаимных – 2, КУ – 67%. Способный, старательный, может быть обидчив. Заикается. Ребята в
классе к нему относятся хорошо. Избалован (изнежен) родителями.
Единственный ребенок в семье. Родители для него – не авторитет. Капризный,
своевольный. № 18. Иван Ш.: социальный статус в классе довольно высокий: получено
выборов - 3, взаимных – 2, КУ – 67%. Способный, активный, на уроках дает хорошие полные ответы, быстро
справляется с заданиями. Вспыльчив, не сдержан, задира. Дома - непоседа,
быстро делает домашнее задание, допоздна играет на улице с ребятами («домой
не загонишь»), слушается отца, старается брать с него пример. Есть младшая
сестра. № 19. Костя Ш.: социальный статус в классе очень низкий: получено
выборов - 0, взаимных – 0, КУ – 0%. Способности средние , невнимателен, не сдержан. В классе его считают
выскочкой, игнорируют, но ему мнение класса безразлично, он себя чувствует
хорошо. Один в семье. У мамы повторный брак, отношения с отчимом у мальчика
непростые (иногда находят общий язык, чаще – нет). Мама для него не
авторитет, хотя он довольно близок с ней. № 20. Миша С.: социальный статус в классе довольно низкий: получено
выборов - 1, взаимных – 0, КУ – 0%. Переведен из 1 «б» класса, спокойный, активный на уроке, но слабо
развита речь. Поведение развязное, серьезно увлекается музыкой (ходит в
музыкальную школу). Есть старший брат, Миша во всем копирует его. Часто
спорит с родителями. Вывод: Для более глубокого анализа данных «Социометрии» статус ребенка в
классе был сопоставлен с характеристиками, данными учителем и родителями в
индивидуальных беседах. Были получены следующие результаты: Для «Звезд» характерны такие качества, как общительность, высокая
успеваемость, аккуратность, спокойствие, уравновешенность, дружелюбие,
активность, адекватная самооценка, самостоятельность, справедливость,
серьезность, ответственность. У «Предпочитаемых» можно отметить следующие черты личности:
активность, общительность, самостоятельность, старательность,
интеллектуальные способности выше средних, привлекательная внешность, но и
– обидчивость, вспыльчивость, капризность, высокая самооценка. Для «Игнорируемых» характерны следующие качества: средние способности,
замкнутость, неконтактность, застенчивость, рассеянность, агрессивность,
обидчивость, несдержанность, чрезмерная общительность, капризность,
склонность к лжи и нарушениям дисциплины (пропуски занятий). Для «Изолированных» характерны такие качества, как непохожесть на
остальных, неуклюжесть, рассеянность, неаккуратность, успеваемость ниже
средней, неусидчивость, малоактивность, непривлекательная внешность,
невнимательность, несдержанность, агрессивность, неконтактность,
ябедничество. Таким образом, в данной выборке на популярность ребенка влияют его
индивидуально-личностные особенности, поведение, успехи в учебе,
коммуникабельность, особенности внешнего облика и т.п. У популярных среди сверстников детей отмечаются следующие качества:
высокие интеллектуальные способности («хорошо учится»), активность,
общительность, внешняя привлекательность, дружелюбие, справедливость,
самостоятельность, адекватная самооценка, уравновешенность, специфические
способности («хорошо рисует»). Для непопулярных детей характерны: неконтактность (застенчивость),
слабая успеваемость, несдержанность, агрессивность, слабый уровень
конформности, непривлекательная внешность, склонность к ябедничеству,
обману и нарушениям дисциплины. 3. По методике «РОП» было продиагностировано 20 супружеских пар из поселка …х…, из них 18 – с возрастом семьи от 8 до 12 лет и 2 семьи повторного брака с возрастом семьи 1 и 2 года. В результате проведенной диагностики были получены следующие
результаты: № 1. Родители Ани А. В браке состоят 9 лет, в семье один ребенок. Для данной супружеской пары наиболее ценностно-значимой являются
хозяйственно-бытовая функция и значимость внешнего облика. По функциям
родительско-воспитательной, социальной активности и эмоционально-
терапевтической получены средние результаты. Разногласия в семье могут быть вызваны рассогласованностью семейных
ценностей также по этим шкалам (хозяйственно-бытовой и внешней
привлекательности). Возможны разногласия из-за установки мужа на личностную
идентификацию с супругой (ожидание общности интересов, потребностей,
ценностных ориентаций и т.д.). Что касается степени ролевой адекватности у данной супружеской пары,
то и муж, и жена в целом адекватно оценивают и свои роли в семье, и то, как
относится к своим обязанностям партнер. Возможна разногласия из-за ожиданий
мужа, что жена будет больше времени уделять воспитанию детей, а также
ожиданий жены, что муж больше времени будет уделять хозяйственно-бытовым
делам. Вывод: Данную супружескую пару можно считать совместимой, уровень
совместимости близок к высокому. № 2. Родители Ивана А. В браке состоят 9 лет, в семье один ребенок. Для данной семьи характерна ориентация на выполнение супругами
хозяйственно-бытовой функции. Для жены также большую значимость имеет
привлекательность внешнего облика. Средние показатели по шкалам:
воспитательной, социальной активности и эмоционально-психотерапевтической. Наблюдается четкая согласованность семейных ценностей. Единственной
причиной разногласий здесь может быть большая для мужа, чем для жены
значимость интимно-сексуальных отношений. Муж и жена адекватно оценивают свои роли в семье. Причиной возможных
разногласий могут быть лишь установка жены на большую эмоциональную
поддержку со стороны мужа. Вывод: Уровень совместимости супругов достаточно высокий. № 3. Родители Светы В. В браке состоят 10 лет, в семье двое детей. Для данной пары наиболее значимыми являются хозяйственно-бытовая
функция и ориентация на внешнюю привлекательность. По остальным шкалам
средние показатели. Оба супруга показали высокую степень согласованности семейных
ценностей. Единственной причиной разногласий в данной семье может быть
сфера интимно-сексуальных отношений, т. к. муж оценивает эту функцию
семейных отношений более высоко нежели жена, для которой не так значима эта
сторона супружества. Адекватно оба супруга оценивают и свои роли в семье. Единственным
исключением здесь является функция эмоциональной поддержки: и муж, и жена
ожидают от партнера больше внимания, чем сами оказывают поддержки партнеру. Вывод: Можно предположить достаточно высокий уровень совместимости
данной пары. № 4. Родители Маши З. В браке – 2 года, в семье один ребенок, (семья
повторного брака). Для данной пары наиболее значимыми являются: хозяйственно-бытовая,
эмоционально-психотерапевтическая и функция социальной активности. Плюс
родительско-воспитательная – для жены. Согласованность семейных ценностей находится на очень высоком уровне,
что исключает возникновение каких-либо разногласий. Также оба супруга имеют высокую степень ролевой адекватности.
Единственной причиной разногласий является воспитательная функция, т. к.
притязания супруга на выполнение данной функции не соответствуют ожиданиям
жены. Вывод: Степень совместимости супругов высокая. № 5. Родители Ирины З. В браке – 11 лет, двое детей. Для данной семейной пары наиболее значимыми являются родительско-
воспитательная, эмоционально-психотерапевти-ческая функции. Плюс для мужа
большое значение имеет внешний облик, для жены – хозяйственно-бытовая
сфера. Семейные ценности согласованы. Единственной причиной возможных
разногласий могут быть разные точки зрения жены и мужа по поводу внешней
привлекательности. Та же причина разногласий возможна и в структуре ролевой адекватности,
так как муж ожидает от жены большего внимания к своей внешности. Хотя в
целом оба супруга адекватно оценивают свои семейные роли. Вывод: Совместимость супругов имеет довольно высокий уровень. № 6. Родители Антона К. В браке 10 лет, двое детей. Для супругов наиболее значимы следующие функции: хозяйственно-бытовая,
воспитательная, социальной активности, внешней привлекательности. Семейные ценности согласованы. Разногласия возможны в сфере
сексуальных отношений и внешней привлекательности (у жены – максимальный
балл по этой шкале). Семейные роли в целом распределены и воспринимаются супругами
адекватно. Отмечается некоторая несогласованность по шкале эмоционально-
психотерапевтической поддержки: и муж, и жена не оправдывают ожиданий друг
друга в этой сфере. Также диагностируются незначительные нарушения в
распределении хозяйственно-бытовых ролей: ожидания жены выше притязаний
мужа. Вывод: Степень совместимости данных супругов довольно высокая. № 7. Родители Саши К. В браке 12 лет, двое детей. Для данной супружеской пары наиболее значимы функции: хозяйственно-
бытовая, воспитательная и социальной активности. Кроме того, жена большое
значение придает эмоционально-психотерапевтической функции и внешней
привлекательности. Семейные ценности в основном согласованы, но вызывает тревогу то, что
могут быть разногласия из-за недостаточной эмоциональной поддержки мужа и
ориентации жены на внешнюю привлекательность. По тем же шкалам наблюдается ролевая неадекватность: муж не
оправдывает ожиданий жены в эмоциональной сфере и внешней
привлекательности. Хотя в целом здесь сохраняется благополучие. Адекватно
воспринимает свои роли в выполнении семейных обязанностей муж. Вывод: Совместимость в данной супружеской паре достаточно высокая. № 8. Родители Светы К. В браке 11лет, двое детей. Для данной семьи наиболее значимыми являются хозяйственно-бытовая и
родительско-воспитательная функции. Плюс для жены очень важна внешняя
привлекательность. Причиной разногласий является установка жены на собственную внешнюю
привлекательность. Также в данной семье могут возникнуть проблемы в
хозяйственно-бытовой и эмоционально-психотерапевтической сферах
взаимоотношений. Супруги адекватно оценивают свои роли в семье в хозяйственно-бытовой,
воспитательной и функции социальной активности. Что касается двух других
функций (эмоцоонально-психотерапевтической и внешней привлекательности), то
они как раз являются основными причинами конфликтов (как показывают
результаты опроса), т. к. оба супруга ожидают от партнера большей
эмоциональной активности и жена, и жена стремится к тому, чтобы и самой
быть привлекательной внешне, и супруга желает видеть более привлекательным. Вывод: Супружеская совместимость в данной паре находится на среднем
уровне. № 9. Родители Кости К. В браке 11 лет, двое детей. Исследование семейных ценностей этой пары показало высокие установки
на выполнение бытовой и воспитательной функций в семье. Жена придает
большее значение функции эмоциональной поддержки и внешней
привлекательности нежели супруг. Что касается согласованности семейных ценностей, то можно предполагать
наличие разногласий в этой семье, связанных с воспитанием детей,
ориентацией жены на собственную привлекательность, социальную активность, а
также высокую значимость для мужа интимно-сексуальных отношений. Оба супруга неравномерно распределили свои роли в семье. Жена
оставляет за собой право больше уделять внимания воспитанию детей,
собственной привлекательности и проявлению социальной активности, чем муж,
что может вызывать недовольство последнего. Кроме того, жена ожидает от
супруга большей эмоциональной активности. Вывод: Полученные данные исключают проявления разногласий в семье
только в хозяйственно-бытовой и идентификационной сферах. Остальные функции
могут быть причиной возникновения конфликтов. Степень совместимости близка
к низкой. № 10. Родители Ильи М. В браке 12 лет, двое детей. Исследование ценностей в данной семье показало, что наибольшее
предпочтение супруги отдают выполнению семьей функций хозяйственно-бытовой
и родительско-воспитательной. Также для жены высокую значимость имеет
эмоциональная поддержка со стороны мужа. Семейные ценности в данной паре в целом согласованы. Серьезные
разногласия могут вызывать: более высокая значимость сексуальных отношений
для мужа, чем для жены и высокая значимость для жены эмоциональная
поддержка со стороны супруга. Можно предполагать также разногласия по
поводу наибольшей значимости внешнего облика для жены. Муж в основном оценивает свои роли в семье адекватно, но ожидает от
жены более пристального внимания к собственному внешнему облику. Жена, в
свою очередь, ожидает от мужа большей активности в сферах: хозяйственно-
бытовой, эмоционально-психотерапевтической, социальной активности и внешней
привлекательности. Вывод: супруги имеют среднюю степень совместимости. № 11. Родители Кати Н. В браке 8 лет, двое детей. Для данной семьи характерна наибольшая значимость хозяйственно-бытовой
и воспитательной функций. Для жены, помимо этого, большее значение, чем для
мужа, имеют эмоционально-психотерапевтическая функция и функция внешней
привлекательности. Семейные ценности обоих супругов в целом согласованы. Но могут быть
разногласия из-за высокой степени значимости для жены внешнего
привлекательного облика как своего, так и супруга. Так же возможны
разногласия в сфере оказания эмоционально-психотерапевтической поддержки
друг другу. Оба супруга адекватно оценивают свои роли в семье, единственной
причиной разногласий может быть, установка жены иметь более
привлекательного партнера. Вывод: Уровень совместимости данной пары близок к высокому. № 12. Родители Люды О. В браке12 лет, в семье трое детей. В данной паре для жены наибольшую значимость имеют функции:
хозяйственно-бытовая и внешней привлекательности. Для мужа – социальная
активность и функция психотерапевтической поддержки. Семейные ценности в основном согласованы, но вызывают тревогу низкая
значимость для мужа хозяйственно бытовой функции и социальной активности, а
так же занижен показатель личностной идентификации с супругой. В то же время муж адекватно оценивает свою роль в семье, но ожидает от
жены большего участия в воспитании детей. Жена ожидает от мужа большей
активности в вопросах быта и меньшей в социальной сфере. Вывод: степень совместимости пары средняя. № 13. Родители Саши П. В браке 10 лет, двое детей. В данной супружеской паре приоритетными являются хозяйтвенно-бытовая,
родительско-воспитательная, эмоцио-нально-психотерапевтическая и функция
внешней привлекательности. Согласованность семейных ценностей очень высока, что исключает какие
бы то ни было разногласия в семье. И муж, и жена адекватно воспринимают свои семейные роли. Вывод: Имеет место очень высокая степень совместимости супругов. № 14. Родители Оли С. В браке 8 лет, один ребенок. Для данной супружеской пары приоритетными являются хозяйственно-
бытовая, родительско-воспитательная и функция внешней привлекательности. Семейные ценности в основном согласованы. Возможны разногласия в
сферах воспитания детей и социальной активности. И муж, и жена адекватно воспринимают свои роли в семье. Вывод: Степень совместимости супругов достаточно высокая. № 15. Родители Кати С. В браке 8 лет, трое детей. Для данной супружеской пары приоритетной является эмоционально-
терапевтическая функция. Для мужа большую значимость имеет социальная
активность, для жены – личностная идентификация с супругом, хозяйственно-
бытовая воспитательная и функция внешней привлекательности. Семейные ценности в целом согласованы, но возможны разногласия из-за
потребности жены в общности интересов, способов времяпрепровождения, общего
досуга с мужем, в то время как муж ориентирован на личностную автономию.
Также очень серьезные разногласия в семье могут быть из-за расхождения
позиций на выполнения бытовых нужд семьи. Ролевая адекватность мужа несколько выше, чем у жены. Жену не
устраивает отношение мужа к хозяйственно-бытовым нуждам семьи, она ожидает
большей активности супруга в этой сфере, а также в вопросах воспитания
детей, эмоциональной поддержки. Муж ожидает от жены исполнения эмоционально-
психотерапевтической функции. Вывод: Совместимость супругов довольно низкая. № 16. Родители Димы У. В браке 9 лет, двое детей. В данной супружеской паре приоритетными являются хозяйственно-бытовая,
родительско-воспитательная и функция внешней привлекательности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|