Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности
Для успешного
обучения и восприятия материала, огромную роль играет активность учащихся.
Активность
представляет собой определенную степень взаимодействия субъекта с окружающей
действительностью, что предопределяет условие осуществления любого вида
деятельности, в том числе и учебной. Учебная активность – это степень
включенности учащегося в этот процесс. Учебная активность тесно связана с
интересами к учебе. Интересы классифицируют на устойчивые и глубокие, с одной
стороны, неустойчивые и поверхностные – с другой.
Характеризуя учебное
поведение школьников, можно отметить, что понятия “активность” и
“самостоятельность” очень близки между собой. Это умение учиться без
систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны педагога.
Экспериментально доказано, что фактор автономности (самостоятельности)
положительно влияет на успеваемость учащихся [15].
Еще одно подтверждение нашему предположению мы нашли в книге Липкиной
А.Е. [25]: известно, что в процессе обучения учащиеся усваивают знание,
развивается их мышление, с одной стороны, и, с другой, - у них воспитываются
определенные личностные качества. Успех в решении учебных задач зависит не
только от умственных способностей ребенка, но и от его личностных свойств, в
частности, от самооценки.
Проанализируем
сказанное: усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и
ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других
(учителей, сверстников) относится определенным образом, как к реальным
результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности.
Влияние самооценки на успеваемость также изучал психолог Казаков В.Г..
Уровни самооценки автор охарактеризовал следующим образом:
Самооценка неадекватно завышенная: личность с
такой самооценкой, как правило, переоценивает свои возможности, свои личные
качества, может стать высокомерной, заносчивой, нетерпимой к чужим мнениям и
оценкам. В то же время, получая от других людей совсем иные оценки, чем он
ожидает, он может утратить веру в окружающих, в их справедливость или же веру в
собственные силы. О данной самооценке следует говорить, когда на ряду с ней
обнаруживается завышенный уровень притязаний – стремление к достижению той
степени сложности, на которую человек считает себя способным, не взирая на
очевидную несостоятельность таких притязаний, проявляющуюся в неспособности
решать задачи не только этой, но и гораздой меньшей степени сложности (то есть,
идет подряд серии неудачных попыток при не снижающемся уровне притязаний).
Опираясь на эту характеристику, а также ранее рассмотренные факты и
если проследить их достижения именно в математике, то можно сделать следующие
выводы, что такие люди часто будут получать отметки совершенно не те, на
которые рассчитывали и обвиняют в своей невысокой успеваемости учителей, а не
самого себя.
Самооценка неадекватно заниженная: личность с
такой самооценкой характеризуется устойчивой неуверенностью в себе, недооценкой
своих возможностей, своих личных качеств. Боязнь отрицательного мнения и
большая ранимость вызывает стремление ограничить социальные контакты и быть в
психологической изоляции.
В сфере деятельности поведение таких людей может быть
непоследовательным, они действуют, как бы все время, оглядываясь на окружающих,
ищут у них одобрения и своего утверждения.
Проанализировав выше сказанное, сделаем следующий вывод, что в данной
ситуации очень важна роль учителя. Необходимо как можно больше уделять внимание
данному ученику, постоянно подбадривать его, тем самым, повышая его самооценку,
а значит вызывать у него желание учиться, что повысит его успеваемость.
Самооценка адекватная, высокая: личности с
высокой адекватной самооценкой характерна отличная успеваемость, интерес к
учению и активность в нем, самостоятельность в анализе изучаемого материала.
Самооценка адекватная, средняя: люди с такой
самооценкой имеют, в основном хорошую успеваемость. Преподаватели характеризуют
этих учащихся не как заинтересованных и активных, а как способных и
дисциплинированных, показывающих хорошие профессиональные знания, но и
проявляющих склонность к репродуктивности, скорее пересказу, чем к собственному
анализу материала.
Самооценка адекватная, низкая: учащиеся
с такой самооценкой отличаются посредственной успеваемостью и получают
характеристики безынициативных, незаинтересованных. При изучении уровня
притязаний, лица с низкой самооценкой выбирают легкие задачи, обращаясь к
трудным, лишь для ознакомления с их содержанием, не беря на себя обязательности
решить их. Позиция занижения в самооценке служит неким тормозом в овладении
знаниями и навыками, ухудшает эффективность учебной деятельности [24].
Почти все учителя сталкиваются со следующей проблемой: родители
приходят с вопросом, почему моему ребенка ставите плохие отметки? Вроде бы,
дома данный ученик всегда делает домашнее задание, родители его проверяют, а
приходит из школы – и опять плохая отметка.
А все дело в том, что школьник часто боится отвечать у доски, боится
осуждения учителя, одноклассников, то есть у данного ученика очень низкая
самооценка. Такому ученику должны помочь преодолеть эти трудности, как учителя,
так и родители.
Школьник,
убежденный в том, что его не любят учителя, может не только усиливать их
антипатию своим поведением, но и вследствие избирательности восприятия
усматривать подвох в любом, даже дружелюбном, поведение учителей. Если,
например, учитель улыбается, то это отнюдь не является признаком его
расположения к нему: он просто смеется, издевается над ним. Если учитель
старается на уроке вовлечь его в общую дискуссию, то лишь означает, что его
хотят сделать посмешищем перед всем классом. Даже самые искренние попытки
учителя вступить в контакт с учащимся, могут быть восприняты как стремления
унизить и оттолкнуть его, ибо смысл, как известно, определяется не словами и
жестами, как таковыми, а личностью того, кто воспринимает эти слова и жесты.
Возникающее у человека стойкое ощущение собственной неадекватности,
предчувствие неудачи, негативное представление о своих возможностях начинают
все более властно определять его последующее поведение. Ожидание неудачи,
поддерживаемое и питаемое действиями и реакциями, как самого учащегося, так и
учителей, создает в их взаимоотношениях труднопреодолимый психический барьер,
заставляют ребенка отвернуться от школы [7].
Но бывает, что эта проблема имеет следующую причину:
Часто учителя «привязывают» ученика к определенной отметке того или
иного уровня [27].
Мы с детства строим свой индивидуальный образ Я. Каким он будет,
зависит и от тех оценок, которые мы получаем, и от того значения, которое любые
отметки оказывают на формирование личности ребенка, взрослым стоит их
абсолютизировать.
Возможно, кто-то испытывает затруднение в усвоении учебного материала,
может кто-то обладает «внешкольной» склонностью (к музыке, спорту и так далее)
[27].
Родители не
должны ориентировать детей на сплошные успехи в школе (надо учитывать их
способности). Лучше выделить те предметы, по которым они могут стараться и
получать высокие оценки [27].
Для того чтобы
ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и
преодолевать трудности, уму необходимо иметь положительное представление о
себе. Как уже было сказано выше, дети с отрицательной самооценкой склонны чуть
ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень
тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со
сверстниками, учатся с явным напряжением.
Таким образом, мы
еще раз подтвердили, что знать самооценку учащегося очень важно для
установления отношения с ним, нормального общения, в которое люди, как
социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку
ребенка. Необходимо правильно определить самооценку школьника. Для
этого разработано множество методик, для примера приведем следующие: Казаков
В.Г. [24]; Пантилеев С.Р.[18]; Рогов Е.И.[15
и 16]; Джек Кэнфилд, Фрэнк Синконе [19] и другие.
Сделаем следующие выводы: одна из важнейших задач воспитательной
работы - формирование адекватной самооценки; самооценка является
системообразующим ядром индивидуальности, она во многом определяет жизненные
позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок; самооценка влияет
на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека, то есть
самооценка во многом обусловливает динамику и направление развития субъекта, в
частности, самооценка влияет на успеваемость учащихся; происходит взаимовлияние
самооценки и успеваемости.
Глава 2: Методический аппарат
исследуемой проблемы
2.1.
Методика исследования уровня самооценки
Исследование уровня самооценки проводились по тесту-опроснику [6].
Он включает 32 суждения, по поводу которых возможны 5 вариантов ответов, каждые
из которых соответствует определенному количеству баллов. Отвечая на вопросы
теста, проставляются баллы в зависимости от выбранного варианта ответа: “очень
часто” - 4 балла; “часто” - 3 балла; “иногда” - 2 балла; “редко” - 1 балл;
“никогда” - 0 баллов.
1.
Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2.
Постоянно чувствую свою ответственность по работе.
3.
Я беспокоюсь о своем будущем.
4.
Многие меня ненавидят.
5.
Я обладаю меньшей инициативой, нежили другие.
6.
Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7.
Я боюсь выглядеть глупцом.
8.
Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9.
Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня очень много.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто понапрасну волнуюсь.
24. Я чувствуя себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должно случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.
Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы
по всем 32 суждениям.
Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при
котором человек, как правило, не отягощен “комплексами неполноценности”,
правильно реагирует на замечания и оценки других, редко сомневается в своих
действиях.
Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки.
Если Вы набрали такое количество баллов, то , вероятно, время от времени
ощущаете необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко
недооценивая себя и свои способности без достаточных на то оснований.
Сумма баллов от
46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко
болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается
“подстроиться” под мнение других людей, в большой степени страдает от
“комплекса неполноценности”.
2.2 Методика исследования
типа восприятия
Исследования проводились по методике определения типа восприятия [10].
Цель данной методики – определение типа
восприятия школьника.
Оборудование: 1. 12
ситуативных картин (Предлагаемый набор смотри в приложении).
2. Каждая из картин имеет 12 однословных наименований- подписей. Все
названия по существу правильно отражают содержание картин.
3. Бланки ответов.
Слова - названия к таблицам для определения
типа восприятия.
|