Влияние самооценки на восприятие урока математики в ранней юности
Внутренний мир
личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания. Интерес человека
к себе, к своему внутреннему миру издавна являются предметом особого внимания.
Первоначально вопрос о «Я» соотносится главным образом с познанием человеком
самого себя как существа мыслящего – в этом значении и надо понимать слова
Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Но в состав «Я» входит все то
самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу
самого себя.
«Есть только одна
и только одна вещь во вселенной, о которой мы знаем больше, чем могли бы узнать
в результате наблюдения извне, - сказал К.С. Льюис – Эта вещь – мы сами. У нас
есть, так сказать, внутренняя информация; мы в курсе дела» [15].
Главное новообразование этого возраста – открытие “я”, своего
внутреннего мира, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные
сферы жизни. Образ “Я” - сложное психологическое явление, которое не сводится к
простому осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос “кто я
такой?” подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: “Кем я
могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё
могу сделать в жизни?” Но, среди вопросов, которые интересуют молодых людей, не
последнее место занимает внешний вид, облик, физические данные, хотя
переживания по этому поводу тщательно скрываются.
Рост
самосознания
- это характерная особенность личности в юношеском возрасте. Уровень самосознания
определяет и уровень требования школьников юношеского возраста к окружающим
людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие
требования к моральному облику взрослого и сверстника.
Именно уровень
самооценки во многом определяет критичность, взаимоотношения с другими людьми.
Для ранней юности
характерна устремленность в будущее [4].
У ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на
оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценка.
В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом,
так и о том, к чему он стремится, проект его будущего – путь его несовершенный,
но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной
деятельности в частности [25].
У школьников
старшего возраста мотивы учения связаны с их будущей позицией в жизни и с
предстоящей профессиональной трудовой деятельностью. Старшие школьники – это
люди, которые обращены в будущее. Все настоящее, в том числе и учение,
выступает для них мотивационным центром, который определяет их деятельность,
поведение и отношение к окружающему миру [15].
Положительные
качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В выпускных классах
дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Старшекласснику
приходится ориентироваться в различных профессиях, опираясь на чужой опыт –
сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. При
этом нужно трезво оценить свои объективные возможности – уровень учебной
подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и
склонности.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное,
становится центральным новообразованием ранней юности. При этом происходит
осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем [4].
Самоопределение, построение жизненных планов требуют
уверенности в себе, в своих силах и возможностях. Все это тесно связано с
самооценкой.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним,
нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно
включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она
еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается
воздействию, изменению [25].
Если рассмотреть
самооценку десятиклассников – она относительно устойчива, высока, сравнительно
бесконфликтна, адекватна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным
взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Все это, безусловно,
связано с формированием “ Я – концепции ” и необходимостью самоопределения.
В 11-ом,
выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор,
который в прошлом году был достаточно абстрактным, становится реальностью.
Часть старшеклассников и сейчас сохраняет “оптимистическую” самооценку. Она не
слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка
собственных возможностей. У других самооценка высокая и глобальная – охватывает
все стороны жизни, смешивается желаемое и реальное достижимое. Еще одна группа детей
отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между
притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка
низкая, конфликтна. В этой группе много девочек [4].
Так же, как и
завышенная, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает
чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности, в
том числе и в учебе, не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.
В связи с
изменением в самооценке в 11 классе повышается тревожность [4].
На уровень
самооценки, безусловно, влияет внешний вид юноши и девушки. Как было сказано
выше, юноши и девушки придают большое значение тому, насколько их тело и
внешность соответствуют стереотипному образцу “маскулинности” или “фемининности”.
При этом юношеский эталон красоты и просто “приемлемой” внешности нередко
бывает завышенным, нереальным [2].
Поскольку
наружность – важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям
полезно знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают беспокойство, чувство
тревоги.
Высокий уровень
развития самосознания ранней юности, в свою очередь, приводит к самовоспитанию.
Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своём характере и своих
чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценивать свои особенности.
Они более ответственно и планомерно занимаются самовоспитанием, в отличие от
подростков, но всё же нуждаются в помощи со стороны взрослых.
Самовоспитание не
обязательно должно быть индивидуальным. Можно рекомендовать старшекласснику
объединиться с товарищами, составить совместный план самовоспитания, помогать
контролировать друг друга.
Роль самооценки в
самовоспитании может быть как положительной, так и отрицательной. Адекватная
самооценка позволяет правильно выбрать юноше те личные качества, которые
следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои
умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая.
С помощью этого новообразования юноша может выбрать профессию, которая ему
будет действительно интересна. Неадекватная заниженная самооценка тоже будет
давать положительный результат, так как юноша будет с большей строгостью
относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных
качеств, искать своё место в жизни [2].
А вот неадекватная
завышенная самооценка будет давать противоположный результат по сравнению с
адекватной и неадекватной заниженной самооценкой. Завышенная самооценка
обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только. Юноша
готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же
будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле
это будет всего каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к тому, что
отсутствует стремление к самовоспитанию. Юноша будет считать, что у него нет
недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами
[2].
Одной из главных
особенностей подросткового и раннего юношеского возраста является смена
значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Опыт, знания взрослых
помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.
Самым важным и
влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества,
влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив.
Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный
уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный
путь ребенка. Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и
характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия
характерны для подавляющего большинства так называемых “трудных” подростков
[5].
На основе
сказанного можно построить схемы 2 взаимодействия.
Влияние
родителей на формирование самооценки.
Схема 2.
Значительное
влияние на личность подростка и юноши, в частности, на его самооценку,
оказывает стиль взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен
их социальным положением. Таким образом, самооценка ребенка отражает родительскую
оценку его достоинств (схема 2). Когда родители поддерживают ребенка,
внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение и другие положительные
чувства, старшеклассник утверждается в мысли, что родители принимают его в
качестве способного, продуктивного и достойного индивида.
Наилучшие
взаимоотношения с родителями складываются обычно при демократическом стиле
воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение
ребёнка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем четко и
рационально.
Крайние стили
воспитания, независимо от того авторитарный ли это стиль, или попустительский,
дают плохие результаты.
К старшим классам
автономия в поведении, как правило, уже достаточно велика: старшеклассник
самостоятельно распределяет своё время, выбирает друзей, способы досуга и т.д.
В семьях с более или менее авторитарным стилем общения эта автоматизация иногда
вызывает острые конфликты.
Добиваясь
расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям
завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих обеспеченных
семьях дети не знают источники дохода и не заботятся об этом.
“Значимость” для
юноши и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных
средах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на
сверстников наблюдается в среде досуга, развлечений, свободного общения,
потребительских ориентаций.
При всей их тяге
к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи
старших. Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со
сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где
подросток и юноша чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.
Общение со
сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности.
Это общение требует взаимопонимания, внутренней близости, в нем раскрывается
собственное реальное “Я”. Оно поддерживает самопринятие, самоуважение.
Для того чтобы ребенок
чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать
трудности, уму необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с
отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить
непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже
приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с
явным напряжением.
Как указывают многие авторы,
положительная самооценка определяется тремя факторами: творческой убежденностью
в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду
деятельности и чувством собственной значимости [5].
Каждый человек
стремится к одобрению со стороны других людей. Всякая деятельность имеет
определенную цель. Способность достичь ее дает чувство уверенности в своих
силах. Для учащихся это овладение учебным материалом, для учителей – владение
своим предметом и способность добиваться от учащихся нужного уровня знаний.
Успех в этом дает и учителю и ученику сознание собственной компетенции. Чувство
собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей ничтожности) –
является производным от общей оценки, которую человек интуитивно выносит себе.
Школа
способствует самостоятельности ребенка, его самостоятельности от родителей,
предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающего мира – как
физического, так и социального. В школе приобретают более важное значение его
собственные действия и проявления, он уже вынужден отвечать за себя сам. Здесь
он сразу же становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных,
социальных и физических возможностей. На основе этого происходит бурное
развитие самооценки ребенка, еще в начальной школе [7].
В течении одного
дня проведенного в школе, ребенок подвергается непрерывной и систематической
оценке, не раз попадает, помимо своей воли, в ситуацию соперничества, из
которой победителями выходят немногие. Даже при отсутствии в этот день
экзаменов или контрольных работ число таких оценочных ситуаций будет немалым,
так как школьник постоянно выполняет какие-то задания и все время имеет
возможность сравнивать себя с другими. Не может он избежать и невербальных
оценочных реакций со стороны учителя и одноклассников. Взрослый может сам
выбирать себе деятельность, в которой он чувствует себя компетентным. Для
школьника такая возможность практически исключена. Даже если то или иное
учебное задание не сулит ему успеха, если он чувствует, что не способен с ним
справиться, отказаться от его выполнения он может [7].
Доминирующей
ценностью в системе образования являются успехи в учебе. Все, что делает
школьник изо дня в день, оценивается сквозь призму успешности решения учебных
задач. В результате его Я-концепция постепенно оказывается пронизанной
ценностями и стандартами, связанными с учебными достижениями.
Дети с высоким
уровнем учебных успехов получают одобрения и вознаграждения. Дети с низким
уровнем успеваемости, независимо от того, какими они обладают способностями,
либо вообще не получают одобрения, либо получают его в связи с успехами в
какой-либо иной деятельности.
Существуют,
конечно, дети с низкими способностями к учебе. В идеале они получают свою долю
одобрения за упорство и прилежание, которые тем самым приобретают в сфере
образования самостоятельную ценность. Чтобы успехи в учебе стали источником
самооценки школьника, они вначале должны получить внешнюю оценку.
Практически в
любой учебной ситуации присутствует момент самой детальной оценки, которой
подвергают школьника учителя, сверстники, родители, а нередко и он сам себя;
основой такой оценки служат внешние стандарты [7].
Психологи и педагоги специально изучают влияние, которое оценки учителя
оказывают на ребенка, приведенные в книге Липкиной А.И. [25].:
Группа учеников (каждый самостоятельно) выполняла учебное задание в
присутствии учителя. К одним детям учитель постоянно подходил, интересовался
тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим детям он тоже подходил, но
обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки и делал им в резкой
форме замечания. Некоторых детей он вообще оставил безо всякого внимания, ни к
кому из них ни разу не подошел.
Результаты оказались следующими: лучше всего справились с заданием те
дети, которых учитель подбадривал. Гораздо хуже выполнили задание те ученики,
которым учитель портил настроение своими замечаниями. Совершенно неожиданным
оказалось то, что самые низкие результаты получились не у тех, кому учитель
делал резкие замечания, а у детей, которых он вообще не замечал, никак не
оценивал [25].
Таким образом, человек, который работает, нуждается в определенном
отношении к нему, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты
его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной
оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя,
действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд
игнорируется, не замечается.
Трудности и неуспехи в решении учебных задач, усугубляемые
отрицательными оценками учителя и соучеников, влекут за собой нарастание
отрицательного отношения к учению, а это в свою очередь приводит к еще большему
снижению уровня учебной деятельности и к еще худшим оценкам [25].
Автор предлагает неуспевающему ученику в старших классах доверять,
оказывать помощь неуспевающему младшему классу, вследствие чего повышается самооценка,
уверенность в себе, укрепления чувств собственного достоинства, при этом
неуспевающему приходится выучить материал, который он будет давать, тем самым,
восполняя пробелы в собственных знаниях [25].
Учитель всегда должен видеть в неуспевающем не только того, кто не
справляется с учебной программой, но и личность, в которой хронический неуспех
оставляет душевный шрам, не проходящий бесследно для будущего [25].
На практике, организуя учебно-воспитательную работу, учитель обычно
соотносит достигаемые детьми результаты с их умственными способностями и
отношением к учителю (старательностью), не принимая в расчет самооценку
ребенка, его собственные представления о своих способностях, своей личности и
об уровне реализации этих возможностей и способностей в учебной деятельности.
Между тем от этих представлений зависят большая или меньшая уверенность ученика
в своих силах, осознания полученного результата как успеха или неуспеха,
отношение к допущенным ошибкам, выбор для решения задачи в зависимости от степени
ее трудности и ряд других важнейших моментов учебной деятельности [25].
Как уже было сказано выше, у школьников старшего возраста мотивы учения
связанны с их будущей деятельностью. Старшие школьники – это люди, которые
обращены в будущее. Все настоящее, в том числе и учение, выступают для них
мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и
отношение к окружающему миру [15].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|