Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся
Божович Л.И.
отмечала, что на протяжении раннего и дошкольного детства реакции взрослых,
особенно родителей, являются важнейшим регулятором поведения ребенка. В этом
возрасте самооценка очень зависит от значимых других, но мнение учителя
становится авторитетнее и влиятельнее мнения родителей.[23]
Самооценка младшего школьника конкретна, ситуативна и
обнаруживает тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей.
В
этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как
ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами
действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований
самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования.
Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения
учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению
самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Учащимся,
ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки,
осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей.
Если
проанализировать связь внутренней позиции школьника с его самооценкой, то
школьники, обладающие неопределенной сформированной внутренней позицией,
обнаруживают тенденцию к заниженной самооценке, проявляют повышенную
тревожность[24]. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении
программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки.
Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда
обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем,
что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это
недостаточно осознается, а главное, не принимается школьником: большинство
неуспевающих детей I и II классов переоценивают результаты своей учебной
деятельности. К IV классу уже выявляется значительный контингент отстающих
детей с пониженной самооценкой, и мы видим нарастающую из класса в класс
тенденцию неуспевающих учеников к недооценке своих и так весьма ограниченных
успехов.
Похожие данные
получены О.Ф.Сорбало[25]. Ее исследование
особенностей самооценки учеников второго класса выявило, что 13% детей имеют
адекватную самооценку, а 86,7% имеют неадекватную самооценку. Из них 66,7%
- завышенную самооценку, 20% - заниженную самооценку, т.е. большинство
учеников второго класса имеют завышенную самооценку.
Исследование
самооценки у детей третьего класса показало, что 53,3%учеников имеют
адекватную самооценку и 46,7% - неадекватную самооценку (20% - завышенную
самооценку, 26,7% - заниженную самооценку)
Анализируя
результаты, полученные при исследовании учеников четвертого класса, было
выявлено, что 46,7% детей имеют адекватную самооценку и 53,3% -неадекватную
самооценку (из них 6,7% имеют завышенную самооценку, 46,6% -заниженную).
Результаты
исследования показали, что на протяжении младшего школьного возраста происходит
динамика развития самооценки: увеличивается процентное соотношение детей имеющих
адекватную самооценку, изменяется количество детей имеющих завышенную
самооценку, увеличивается процент детей имеющих заниженную самооценку. Если во
втором классе их было 20%, то в третьем классе их 26,7%, а в четвертом классе
– 46,7%.
Уровень
притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предшествующей
деятельности. Тот школьник, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше
неудачу, и наоборот, успех в предшествующей деятельности предрасполагает к
ожиданию успеха и в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности отстающих
детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы
учителем, неуклонно ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства
неполноценности. Культивированию этой низкой самооценки у неуспевающих
способствуют также еще более низкие, чем оценки учителя, оценки учеников по
классу, которые переносят неуспехи отстающих детей в учении на все другие сферы
их деятельности и личности.
2.2
Влияние самооценки и уровня притязаний на
обучение
учащихся
V-IX
классов.
По мере
взросления у подростков возникает интерес к своей личности, к выявлению своих
возможностей и их оценке. В результате на протяжении среднего школьного
возраста у них «…складывается относительно устойчивая самооценка и основанный
на ней уровень притязаний»[26]. Развитие самопознания
порождает потребность быть не только на уровне требований окружающих, но и
соответствовать уровню собственных требований и собственной самооценки.
Количество детей, ориентирующихся на самооценку, последовательно увеличивается
в ходе возрастного развития ребенка. В этот период интенсивно формируется
чувство собственного достоинства, самоуважения, стремления не только отвечать
требованиям окружающих, но и своим собственным требованиям. Ребенок зависит от
мнения взрослых, но актуальным становится и представления о нем сверстников.
Переход из
начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в
жизни каждого школьника. Это сложный этап не только для ребенка, но и для
учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками
учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с
психологической атмосферой в семье. Неустойчивость и конфликтность самооценки
возрастает в критические периоды развития, в частности в подростковом
возрасте.[27]
Путь осознания
себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в
отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в
первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме
— стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
Отсюда — конфликты со взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти
собственную уникальность, познать собственное «Я». Подросток ориентирован на
установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит
моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются социальные нормы
взаимодействия людей. Именно в виду психологической ценности отношений со
сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что
было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким
образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
Умственная
активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в
деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно
влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка
дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки
важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен
внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности
возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных
систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность
подростков.[28]
2.3
Влияние самооценки и уровня притязаний на
обучение
учащихся
IX-XI
классов.
В процессе
обучения ребенок, постигая основы наук, формирует свою самооценку, уровень
притязаний, установки на жизненные успехи или неудачи, свое отношение к людям.
Учебные победы или поражения имеют не меньшее влияние на становление характера
ребенка, чем на его интеллект, эрудицию и познавательные интересы.
Переживания,
сопутствующие самопознанию, поиску своей идентичности, места в этом мире,
профессиональной ориентации по данным исследований (Мещерякова,2005)[29],
слабо представлены у старшеклассников. А ведь именно эти переживания,
по мнению Рубинштейна, И.С. Кона и многих других авторов,
считаются специфичными для юношеского возраста.
В другом
исследовании при помощи специально разработанного опросника была предпринята
попытка выявить характерные для современного старшеклассника области значимых
переживаний. Оказалось, что наиболее значимыми для старшеклассников являются
переживания, связанные с обретением идентичности и с перспективой
будущего.
Самооценка и
уровень притязаний относятся к числу основных проявлений самосознания человека.
Значение этих составляющих самосознания в развитии личности трудно переоценить
и особенно это касается старшего подросткового и раннего юношеского возраста,
когда завершается очень важный этап личностного формирования человека.
К сожалению
хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только
25 — 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику,
химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо
плохо успевают почти по всем. Как чувствуют себя школьники, которые десять лет
читают в глазах учителей и более способных товарищей, что они люди второго
сорта? Разумеется, по-разному — в зависимости от характера, но одно можно
сказать определенно: они защищаются от сознания собственной неполноценности
всеми доступными им способами. Фундаментальная человеческая потребность в
самоутверждении заставляет их занижать ценность школьных знаний,
любознательности, старательности, исполнительности — словом, всего того, что
связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому
демонстрируется независимость и различные признаки взросления: брутальность,
курение, демонстративный интерес к противоположному полу.[30]
Такие же формы поведения в этом возрасте отмечала и Л.И.Божович[31].
Например,
исследования 9-классников (Трубицина,2003)[32] показали, что
уровень притязаний, то есть переживание учеником своих успехов и неудач, был
средним, а у 23 % учащихся присутствовала рассогласованность между самооценкой
и уровнем притязаний. Чаще всего это выражалось в низкой самооценке при высоком
уровне притязаний, когда ученик хотя "замахивался" на трудные цели,
заранее ожидал провала. Неудача лишь подтверждала его низкую самооценку и вела
к росту тревожности.
Завышение
самооценки указывает на определенные отклонения в формировании личности. Может,
например, подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить
результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Такая самооценка
может показывать на существенные искажения в формировании личности –
«закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам,
замечаниям и оценкам окружающих.
Заключение
Итак, самооценка,
т.е. оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди
других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность
его деятельности. Потенциальная самооценка, часто называемая уровнем
притязаний, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или
неуспеха в деятельности.
Необходимо
помнить, что на формирование самооценки дошкольника влияют значимые взрослые, чаще
всего родители. А в начальной школе этим человеком становится учитель. По
мере же взросления, в средней школе - это сверстники и внешний стандарт
достижений. И в итоге, самооценка в юношеском возрасте – это уровень
собственных требований, внутренний стандарт.
Существует два
вида мотивации достижений: мотивация стремления к успеху и мотивация к
избеганию неудач. Основная отличительная черта людей, нацеленных на успех– это
высокая уверенность в себе в сочетании с адекватным уровнем притязаний.
Отмечено, что у
людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у
индивидов, ориентированных на неудачу, – нереалистические, завышенные или
заниженные, самооценки. С величиной самооценкой связаны удовлетворенность или
неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или
появления неудачи. В своей практической деятельности человек обычно стремится к
достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой,
способствуют ее укреплению, нормализации.
Развитие самосознания
влияет на самооценку и уровень притязаний, отражаясь на успешности обучения. С
возрастом самооценка становится более адекватной, что помогает учащимся
реальнее оценивать свои возможности и в соответствии с этим планировать учебу,
соразмерять свой уровень притязаний. Прослеживается тенденция снижения
самооценки от дошкольного возраста к юношескому. Соответственно:
·
в I и II классе самооценка у многих детей завышена
(СО завышена
приблизительно у 80%);успеваемость успешная у 80%;
·
резкое
понижение самооценки отмечается в возрасте 11лет, когда школьник переходит в
среднюю школу (50% на 50%); успеваемость 50% на 50%;
·
И по
исследованиям ученых значительно не меняется в подростковом и юношеском
возрасте (УП средний у половины, СО занижена приблизительно у 20%);
успеваемость успешная у 25-30%.
Согласуясь с
этими данными, учителю желательно максимально поддерживать в школьнике веру в
себя, свои силы и способности, стремление постигать каждый раз более сложную и
высокую ступень познания, расширяя диапазон возможного. Психологические условия
становления самооценки исследователи видят в создании благоприятного климата
общения ребенка с окружающими в семье и в школе, в подключении его к оценке
результатов своей деятельности, в постановке перед ними задачи анализа всех
этапов своей деятельности.
Таким образом,
если профессионально подойти к построению отношений со школьниками,
разнообразить формы обучения, вводя больше практических и развивающих моментов
в программу, проводить грамотную консультацию родителей, можно надеяться, что
самооценка детей будет высокая, а это обеспечит высокий уровень притязаний и
соответственно процесс обучения на протяжении всего школьного периода будет
успешным.
Список литературы:
1.
Бернс,
Роберт. Развитие Я-концепции и воспитание. /Пер. с англ. – М.; Прогресс,
1986. – 420с.
2.
Божович
Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И.Фельдштейна.2-ое
изд.М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1997.
-352с.
3.
Божович
Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №
2. -С. 23 – 34.
4.
Бортникова
Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости
от особенностей внутренней позиции школьника : Автореф. дисс. … канд. психол.
наук.- М., 2000,-23с.
5.
Бороздина
Л. В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14.
Психология. 1986. № 3. -С. 21—30.
6.
Бороздина
Л.В., Залучёнова Е.А. «Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней
самооценки и притязаний». Экспериментальное исследование.
7.
Капустин
А.Н. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со
свойствами нервной системы и темперамента : Автореф. дис. …канд.псих. наук.
–М.,1980. – 24с.
8.
Кислицкая
Л.А. Материалы V
городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений
высшего и среднего образования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. -
320с.
9.
Кон И.С.
Самосознание: открытие «Я» // Психология ранней юности. М.1989. С.84-105
10.
Лапшина
О.А. Ваш ребенок пятиклассник //Школьный психолог.-2006.-№13
11.
Лисина
М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. Рузской А.Г. –М .:
Из-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997.-384с.
12.
МакароваИ.В.
Психология. – М. : ЮРАЙТ, 2004. – С.183-190.
13.
Маслоу А.
Мотивация и личность. 3-е изд./ пер. с англ. – СПб. : Питер, 2007.
-352с.
14.
Мельниченко
О.Г. Соотношение между структурно-вариационными характеристиками уровня
притязаний и интеллекта в зависимости от свойств личности : Автореф. дис.
…канд.псих.наук.-Ленинград., Гос.университет им. Жданова, 1986.- 25с.
15.
Менчинская
Н.А. Проблемы обучения и психологического развития ребенка / под ред.
Е.Д.Божович. – М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО
«МОДЭК»,1998. -448с.
16.
МещеряковаИ.А.
Психологические аспекты профилактики неуспешности/ Материалы Круглого стола в
Северо-западное окружном управлении образования. Москва. Август, 2005.
17.
Нюттен Ж.. Процесс формирования цели // Экспериментальная
психология/ Под ред. Фресса П., Пиаже Ж. Вып.5, М.,1975, -С.36-40
18.
Питерс
Том. Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений.-2-ое
изд., испр. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. -352с.
19.
Психологический
словарь /
под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Астрель: АСТ :Транзиткнига, 2006. -479с.
20.
Психология
личности. Тексты/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во МГУ,1982. –С.85-89
21.
Ремшмидт
Х. Подростковый и юношеский возраст, проблемы становления личности // Психотерапия
детей и подростков.- М. : Мир,1994, электр.вариант.
22.
Славина Л.С.
Дети с аффектным поведением. М.: Изд-во»Просвещение, 1966. –150с.
23.
Сорбало
О.Ф. Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте:
Дипломная работа.-Тирасполь, 2001.-78с.
24.
Степанов
С.С. От кнута к прянику// Школьный психолог.-2003.-№40
25.
Трубицына
М.С. . Развитие адекватной самооценки учащихся уровня сформированности основных
коммуникативных компетенций.:Владимир, гимназия №23, 2003.
26.
Трухин
И.А. Педагогика принуждения.
27.
ШапарьВ.Б.
Словарь практического психолога .- М.:АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. -
734с.
28.
Шибутани
Т. Я-концепция как персонификация// Социальная психология. Пер. с
англ.В.Б.Ольшанского.:Ростов н/Д., 1988.-С.193-212
[1] А.Маслоу. Мотивация и
личность. 3-е изд./ пер. с англ. – СПб. : Питер, 2007.-С.313
[2] Том Питерс . Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху
разрушений.-2-ое изд., испр. Стокгольмская школа экономики в
Санкт-Петербурге, 2005.эл. вар.,гл. 22.-С. 11
[3]Р. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. /Пер. с англ. – М.;
Прогресс, 1986.- С. 263
[4] В.Б.Шапарь. Словарь практического психолога. – М.:АСТ; Харьков:
Торсинг, 2005.-С.508
[5].И. В. Макарова. Психология. – М. : ЮРАЙТ, 2004. – С.186
[6] В.Б.Шапарь. Словарь практического психолога. – М.:АСТ; Харьков:
Торсинг, 2005.-С.641
[7]Н.А. Менчинская . Проблемы обучения и психологического развития
ребенка / под ред. Е.Д.Божович. – М: Изд-во «Институт практической
психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1998. –С.150
[8] Л.И.Божович.. Проблемы формирования личности/ Под ред.
Д.И.Фельдштейна.2-ое изд.М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж
: НПО «МОДЭК»,1997. –С.176
[9] М.И.Лисина. Общение, личность и психика ребенка / под ред.
Рузской А.Г. –М .: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО
«МОДЭК», 1997
[10]Л.С. Славина. Дети с аффектным поведением. М.:
Изд-во»Просвещение, 1966. –С.4
[11] И.С.Кон. Самосознание: открытие «Я» // Психология
ранней юности. М.1989. С.84-105
[12] Л.В.Бороздина, Л.Видинска . Притязания и
самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1986. № 3. -С. 21—30.
[13] Л.В.Бороздина, Е.А.Залучёнова . «Увеличение
индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний».
Экспериментальное исследование. #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] О.Г.Мельниченко.
Соотношение между структурно-вариационными характеристиками уровня притязаний и
интеллекта в зависимости от свойств личности : Автореф. дис.
…канд.псих.наук.-Ленинград., Гос.университет им. Жданова, 1986.
[15] А.Н.Капустин.
Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со
свойствами нервной системы и темперамента : Автореф. дис. …канд.псих. наук.
–М.,1980.
[16] Т.Шибутани. Я-концепция
как персонификация// Социальная психология. Пер. с
англ.В.Б.Ольшанского.:Ростов н/Д., 1988.-С.220
[17]Р. Бернс . Развитие Я-концепции и воспитание. /Пер. с англ. –
М.; Прогресс, 1986. –С.30
[18]Х. Ремшмидт. Подростковый и юношеский возраст,
проблемы становления личности // Психотерапия детей и подростков.- М. :
Мир,1994, электр.вариант.
[19] Психология личности. Тексты/ Под ред.
Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во МГУ,1982. –С.85-89
[20] Ж..Нюттен. Процесс
формирования цели // Экспериментальная психология/ Под ред. Фресса П.,
Пиаже Ж. Вып.5, М.,1975, -С.36-40
[21] Р.Бернс . Развитие Я-концепции и воспитание. /Пер. с англ. –
М.; Прогресс, 1986. –С.263
[22] Л.А. Кислицкая. Материалы V
городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений
высшего и среднегообразования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320с.
#"#_ftnref23" name="_ftn23" title="">[23] Л.И.Божович. Проблемы формирования личности/ Под ред.
Д.И.Фельдштейна.2-ое изд.М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж
: НПО «МОДЭК»,1997. –С.175
[24] Л.Г.Бортникова .
Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от
особенностей внутренней позиции школьника : Автореф. дисс. … канд. психол.
наук.- М., 2000,-23с.
[25] О.Ф.Сорбало. Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте : Дипломная работа.-Тирасполь,2001.#"mailto:my@refstar.ru">my@refstar.ru
[26] Божович Л.И..Проблемы формирования личности/ Под ред.
Д.И.Фельштейна.2-ое изд.М.: Изд-во «Изд-во практической психологии», Воронеж :
НПО «МОДЭК»,1997. С.176
[27] Психологический словарь / под ред. В.П.Зинченко,
Б.Г.Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ :Транзиткнига,
2006.-С.374
[28] О.А.Лапшина
Ваш ребенок пятиклассник //Школьный психолог.-2006.-№13
#"#_ftnref29" name="_ftn29" title="">[29] И.А.Мещерякова. Психологические аспекты
профилактики неуспешности/ Материалы Круглого стола в Северо-западное окружном
управлении образования. Москва. Август, 2005. #"#_ftnref30" name="_ftn30" title="">[30] И.А.Трухин. Педагогика
принуждения. #"#_ftnref31" name="_ftn31" title="">[31] Л.И.Божович. Этапы
формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 23 –
34.
[32] М.С.Трубицына. Развитие адекватной самооценки
учащихся уровня сформированности основных коммуникативных компетенций.:
Владимир, гимназия №23, 2003. http://vipkro.wladimir.ru
Страницы: 1, 2, 3
|