Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся
Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся
МОСКОВСКИЙ
ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра
Педагогическая психология
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Влияние
самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся
Москва
2007
Содержание:
Введение
Глава 1.
Самооценка и уровень притязаний в
современной психологии
1.1 Самооценка и уровень притязаний
как предмет
психологических исследований в
отечественной психологии
1.2 Самооценка и уровень притязаний
как предмет
психологических исследований в
западной психологии.
1.2.1 Я-концепция и успеваемость
Глава 2.
Влияние самооценки и уровня
притязаний на обучение учащихся
2.1 Влияние самооценки и уровня
притязаний на обучение учащихся I-IV классов
2.2 Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся V-IX классов.
2.3
Влияние
самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся IX-XI классов.
Заключение
Список литературы
АННОТАЦИЯ
Создание
благоприятных условий для развития личности в период школьного детства является
одной из важнейших целей модернизации отечественного образования. Для, достижения
этой цели необходимо уточнить реальное положение дел в образовании,
исследовать влияние конкретных условий развития ребенка на состояние его
психического и психологического здоровья, а также выяснить, какие факторы влияют
на обучение детей, усложняя этот процесс или делая его успешным. Стремление в
определенной степени решить эту задачу и определило выбор темы работы.
Гипотеза
исследования: самооценка и связанный с ней уровень притязаний оказывают
решающее влияние на развитие личности ребенка, что проявляется в успешности обучения.
Предполагается, что высокий уровень самооценки и притязаний способствуют
успешному обучению учащихся.
Изучение
психологических источников, как отечественных, так и зарубежных, дало
возможность выстроить систему определенных взаимосвязей между успешностью
обучения и такими личностными ценностями, как самооценка и связанный с ней
уровень притязаний, глубже понять влияние этих факторов поведение учащихся в
разные возрастные периоды. На основании этого следует выстраивать
работу с конкретными детьми, помогать становлению отдельной личности в
коллективе сверстников.
В I главе раскрывается
основной смысл понятий и видение смысла этих понятий классиками отечественной и
западной психологии. Во II главе прослеживается динамика влияния самооценки и уровня
притязаний на успешность обучения учащихся.
Введение.
Актуальность
исследования.
Период школьного обучения и то, как обучающийся справляется с проблемами,
возникающими в этом процессе, очень важны для протекания его дальнейшей жизни.
А.Маслоу рассматривает обучение как процесс, продолжающийся всю жизнь и не
ограниченный стенами учебного класса.[1] Как индивидуум видит
себя в этой жизни, как ставит цели, достигает их, справляется с трудностями во
многом определяется школьным периодом.
Суть
истинного образования в умении учиться осознанно и с энтузиазмом. « Учение.
Это же так просто. Мы учимся, как безумные… когда хотим учиться. И ни черта не
выучиваем... неважно, каковы будут «последствия», если это неинтересно, не
волнует нас, не приносит удовольствия и не актуально».[2]
В
настоящее время в семьях горожан среднего класса у детей, как правило, нет
материальных проблем и существуют все предпосылки для того чтобы хорошо
учиться. Тем не менее мы наблюдаем, что дети зачастую совершенно не
мотивированы на учебу и, вопреки ожиданиям родителей, не учатся с интересом,
не учатся даже достаточно усердно. Или учатся по необходимости, чтобы не слишком
раздражать родителей.
В
основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин. Основными
причинами неуспеваемости психологи (Менчинская, Степанов) считают, во-первых,
разного рода недостатки познавательной деятельности; во-вторых, недостатки в
развитии мотивационной сферы детей
В разработке
путей повышения эффективности образовательного процесса современная
психолого-педагогическая наука ориентируется на субъект-субъектный подход.
Главным условием реализации этого подхода является перевод ученика в позицию
субъекта учебной деятельности на всех ее этапах. Это предполагает понимание и
принятие учеником целей, задач и способов выполнения учебной деятельности как
личностно значимых. Ведь школу подавляющее большинство детей приходят,
преисполненные энтузиазма и положительного отношения к предстоящей учебе. Будет
ли обучение успешным, зависит от множества факторов. Это и внутренняя позиция
маленького школьника, и поддержка родителей, намерения и квалификация педагога,
традиционная или развивающая программа, внедренная в школе - множество разных
более или менее важных причин. Р.Бернс отмечал, что «мы можем объяснить
особенностями Я-концепции максимум 25% вариаций успеваемости школьников»[3].
Самооценка, т.е.
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других
людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его
деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.
Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или
неуспеха в деятельности.
Таким образом,
самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются важнейшими
мотивационными факторами, влияющими на результативность обучения.
Объект
исследования : влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся.
Предмет исследования
: изменение
самооценки и уровня притязаний и их влияние на обучение учащихся в разные
возрастные периоды.
Основной
целью данной работы является проследить корреляции самооценки и уровня
притязаний учащихся, и влияние их на обучение учащихся в разные возрастные
периоды.
Гипотеза
:
самооценка и связанный с ней уровень притязаний оказывают решающее влияние на
развитие личности ребенка, что проявляется в успешности обучения. Предполагается, что высокий
уровень самооценки и притязаний способствуют успешному обучению учащихся.
Задачи :
·
провести
анализ материалов отечественных и зарубежных исследований и выделить
взаимосвязь самооценки и уровня притязаний;
·
проследить
динамику самооценки и уровня притязаний в разные возрастные периоды;
·
выявить
оптимальные положительные сочетания самооценки и уровня притязаний для
успешного обучения.
Методологической
основой исследования являются отечественные и зарубежные теории и концепции
общей и педагогической психологии, раскрывающие основные закономерности развития
личности в условиях обучения и воспитания; представления о самооценке и ее роли
в развитии личности. Источниками исследования являются положения и идеи,
составляющие основы современной психологии:
• о
сознании и самосознании (Р. Бернс, И.С. Кон, К. Роджерс, и др.);
• о развитии личности (Р. Бернс, Л.И. Божович, Н.А.Менчинская и др.).
1. Самооценка и уровень притязаний в современной психологии.
Одним из
немаловажных факторов, влияющих на процесс целенаправленного получения знаний
учащимися, является влияние самооценки и уровня притязаний на процесс обучения.
Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение
индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности
целей, которые он ставит перед собой.
САМООЦЕНКА —
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других
людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее
поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его
критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым
самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие
его личности.[4]
Самооценка
выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и
развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Защитная функция
самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности,
хотя может вести к искажению опыта. Самооценка характеризуется по следующим
параметрам:
1)уровень (
высокая, средняя, низкая);
2)соотношение с
реальной успешностью ( адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная);
3) особенности
строения (конфликтная и бесконфликтная).[5]
Устойчивая и
вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая может меняться под влиянием
новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и др.) является
оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности.
Самооценка тесно
связана с УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ личности, т.е. стремлением к достижению целей той
степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня
притязания личности лежит такая оценка своих способностей, сохранение которой
стало для человека потребностью.[6]
Расхождение между
притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает
неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится
неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность,
агрессивность и др.).
Люди с
реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах,
настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в
оценке достигнутого.
1.1 Самооценка и
уровень притязаний как предмет
психологических
исследований в отечественной психологии.
К проблеме
самооценки и уровню притязаний обращались многие отечественные психологи.
Самооценка – ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и
отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает
как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и
как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных
смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка формируется при
активном участии самой личности и отражает своеобразие ее внутреннего мира. У
А.В.Петровского уровень притязаний перекликается с Я-идеальным. Ученый
считает, что «…самооценка есть результат… своего рода проекция реального «Я»
на «Я» идеальное.
Н.А.Менчинская
подчеркивала, что в учебной деятельности каждого школьника самооценка играет
большую роль. Как один из «…важных личностных параметров умственной
деятельности, она выполняет функцию саморегуляции поведения, посредством нее
определяется желательность (или нежелательность) какого-либо поступка.
Самооценка в большой мере влияет на степень успешности осуществляемой
деятельности».[7] Исследования,
проводившиеся А.И.Липкиной под руководством Н.А.Менчинской, показали, что
неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная) отрицательно
сказывается на процессе, а также и на результате учебной деятельности.
Возможно повышение самооценки школьника, когда она была занижена в результате
длительных учебных неудач путем целенаправленного изменения с помощью педагога
«социальной позиции» ученика в коллективе класса.
Формирование
самооценки на протяжении раннего и дошкольного детства, отмечала Л.И.Божович,
происходит под влиянием значимых взрослых, особенно родителей. Реакции
взрослых являются важнейшим регулятором поведения ребенка. У младшего же
школьника именно учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей. К
концу младшего школьного возраста дети больше считаются с мнением и оценкой
сверстников. А «…на протяжении среднего школьного возраста складывается уже
относительно устойчивая самооценка и уровень притязаний».[8]
Это порождает потребность быть не только на уровне требований других людей, но
и на уровне собственных требований и собственной самооценки.
М.И.Лисина
писала, что «аффективную часть образа, абстрагированную от знания, мы называем
самооценкой ребенка. А когнитивную часть предпочитаем именовать представлением
ребенка о себе, чтобы подчеркнуть ее связь по происхождению и по природе с
познавательными процессами индивида»[9].
Также придерживалась мнения, что общую самооценку нужно характеризовать не
количественно (насколько она высока), а качественно — каков ее состав и окраска
(положительная — отрицательная, полная — неполная и т. д.). Конкретная
самооценка выражает отношение ребенка к успеху своего отдельного, частного
действия.
Самооценка и
основанный на ней уровень притязаний становятся привычными для индивида и
возникает потребность сохранять это равновесие. Невозможность удовлетворить
свои притязания всегда сталкивают ребенка с неуспехом, порождая конфликт.
Отсюда и неадекватная реакция ребенка на свой неуспех: он либо отвергает сам
факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности
причинами.[10] Неадекватная реакция
становится защитой для ребенка, позволяет ему в случае неуспеха (именно потому,
что причину неуспеха он видит не в себе) не снижать оценку себя, своих
возможностей, требований к себе, своих притязаний.
Самосознанию и
самооценке в частности много внимания уделял И.С.Кон. Описывая изменения,
происходящие в юношеском возрасте, ученый отмечал, что перестройка самосознания
в подростковом и юношеском возрасте, связанная с открытием своего внутреннего
мира, появлением новых контекстов и углов зрения, под которыми индивид себя
рассматривает, оказывает значительное влияние на самооценку. Это объясняется
еще и переориентацией юношеского сознания с внешнего
контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных
результатов. В одних случаях самооценка проверяется путем соизмерения
выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности —
спортивными достижениями, школьными отметками, данными тестирования. В других
случаях самооценка сравнивается с оценкой испытуемого окружающими людьми
(учителями, родителями), выступающими в качестве экспертов.
Самооценка
также служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный
образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и
преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом
повышается: самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны,
чем юношеские, а юношеские — чем подростковые, в чем сказываются большой
жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний.
Несовпадение
реального и идеального «Я» — вполне нормальное, естественное следствие роста
самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. При
переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Так, в
изученных Е.К. Матлиным сочинениях десятиклассников, описывающих собственную
личность, в 3,5 раза больше критических высказываний, чем у пятиклассников.[11] Расхождение
реального и идеального «Я» — функция не только возраста, но и интеллекта. У
интеллектуально развитых подростков и юношей расхождение между реальным и
идеальным «Я», т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и
теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят со
средними способностями.
Также
самосознание и самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных
представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в
свою очередь, производны от исторически сложившейся в том или ином обществе
дифференциации половых ролей.
Уровень
притязаний — характеризует:
1) уровень
трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий
(идеальная цель);
2)выбор
субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате
переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний
вданный момент);
3) желаемый
уровень самооценки личности (уровень Я).
Стремление к
повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени
трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций —
тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и
тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или
неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня
притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более
трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после
успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня
притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной
самооценке. Представления о своих возможностях делают субъекта
неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после
успеха и столь же резко падают после неудачи. Влияние неудачи больше понижает
самооценку, чем успех повышает её.
Страницы: 1, 2, 3
|