Влияние русских народных сказок на совершенствование связной речи детей старшего дошкольного возраста
Приложение Г
Рисунок - График
обследования по пересказу русской народной сказки «У страха глаза велики» с
использованием серии сюжетных картин
Приложение
Д
Конспект проведения беседы
Тема: «Русские народные сказки»
Цель: изучить особенности диалогического общения детей в
специально организованной беседе.
Ход
Я устанавливаю контакт с ребенком, доверительные отношения
и на этом фоне создаю ситуацию разговора.
Вопросы для разговора с детьми:
-
Тебе нравятся русские народные сказки?
-
Какая твоя самая любимая сказка? Почему?
-
А ты помнишь, как звали героев этой сказки? Назови, пожалуйста, их.
-
Есть ли у тебя любимый герой сказки, а может их несколько?
-
Любишь ли ты играть в какие-нибудь русские народные сказки? Какую роль
ты берешь на себя и почему?
Ход разговора направлен
на выяснение следующих коммуникативных умений детей: вступать в разговор,
поддерживать его, самим задавать вопросы, использовать формы речевого этикета,
завершать разговор.
Для выявления умения
ребенка задавать вопросы в ходе разговора я показываю ему сюжетную картинку и
предлагаю задать вопросы по ее содержанию.
Во время проведения
эксперимента я не вступаю в беседу с ребенком, а только отвечаю на поставленные
им вопросы. Беседа ведется индивидуально с каждым ребенком, дословно
фиксируется.
В результате анализа
разговоров я составила характеристику коммуникативных умений детей.
Приложение Е
Таблица А.2 - Характеристика коммуникативных умений
детей
|
Умение вступать в диалог
|
Умение поддерживать и завершать диалог
|
Фамилия, имя ребенка
|
Владение речевыми оборотами
Для уста-новления контакта
|
Легкость контактирования
|
Затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми
|
Умение отвечать на воп-росы
|
Умение задавать вопросы в ходе диалога
|
Умение слушать собесед-ника
|
Умение своевременно вступать в диалог
|
Умение завер-шать разговор
|
Лена К.
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Олеся К.
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
Захар С.
|
-
|
+
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Костя Ш.
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Виталя К.
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
Наташа У.
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
Сережа Ч.
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
Саша П.
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
Катя Д.
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
Вика Ф.
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
Женя Я.
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
Максим Г.
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
Артем М.
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
Валера У.
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Таня С.
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
+
|
_
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение
Ж
Рисунок - График
обследования по специально организованной беседе «Русские народные сказки»
Приложение
К
Рисунок
- Общая диаграмма развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Приложение Л
До эксперимента После
эксперимента
Рисунок
- Общая диаграмма развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Приложение М
Пьеса-сказка для детей старшего возраста
Колобок – Ледяной бок
Действующие лица:
Первый рассказчик
Второй рассказчик
Третий рассказчик
Елочки
Колобок – Ледяной бок
Заяц
Медведь
Волк
Лиса
Девочка Маша
Пролог
Первый
рассказчик: Жил на свете Колобок, Колобок – круглый бок. Только был он не
простой.
Все: А какой?
Второй рассказчик: С
морковкой гладкой?
Третий рассказчик: С
малинкой сладкой?
Второй рассказчик: Может,
мясной?
Третий рассказчик: Или с
рыбкой какой?
Первый рассказчик: Говорю
ж вам: не простой!
Второй рассказчик: Неужто
золотой?
Первый рассказчик:
Золотым было яйцо, его курица снесла на крыльцо!
Третий рассказчик: Про
курицу мы знаем!
Первый рассказчик: Да мы
не в эту сказку играем! У нас будет сказка другая.
Все: Какая?
Первый рассказчик:
«Колобок – Ледяной бок».
Все: А-а-а, мы так и
знали…
Первый рассказчик: Вы
что, уже эту сказку играли?
Второй рассказчик: про
Колобка, который студился?
Третий рассказчик: Студился,
студился и покатился?
Второй рассказчик:
Сначала к двери, потом – за порог,
Третий рассказчик:
Припустил за порог со всех ног!
Первый рассказчик: Это же
неинтересно! Сказка-то вам известна!
Все: Какая?
Первый рассказчик:
«Колобок – Ледяной бок».
Все: Нет, эту сказку мы
не знаем!
Первый рассказчик: Так
давайте ее сыграем!
Картина первая
Выходят
Елочки, танцуют, остаются на сцене. Появляется Колобок – Ледяной бок. Он
катится по лесу, поет свою песенку и танцует.
Колобок
(поет): У леса на опушке
Живу
в своей избушке,
Я мал
и крутобок,
Я
снежный Колобок.
На
завтрак съем сосульку,
А на
обед – снежок,
Я
бело-белоснежный
Чудесный
Колобок.
Никого,
никого не боюсь я,
Захочу,
захочу – покачусь я,
Да с
горы, да с горы ледяной,
Никому
не угнаться за мной.
Картина
вторая
На
поляне появляется Заяц.
Заяц:
Эй, дружок, ты кто такой?
Колобок:
Колобок я, ледяной.
Заяц:
Ледяной?
А
разве бывает такой?
Разыграть
решил зайчишку?
Ты –
капуста с кочерыжкой.
Колобок:
Хоть и белый я, но все же…
Заяц:
На капусту ты похожий! Обмануть себя не дам! (Подбегает к Колобку.) Откушу
кусочек! Ам! Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! (Отбегает от Колобка.)
Колобок:
Заяц, заяц, что с тобой?
Заяц: Ты
капуста не простая,
Ты
капуста… ледяная,
Хоть
и вкусная на вид! (Хриплым голосом)
Ой,
как горлышко болит…
Колобок:
Колобок я ледяной, весь из снега…
Заяц
(испуганно): Ой-ой-ой,
Не
могу я говорить,
Горло
все сильней болит… (уходит)
Колобок
(елочкам): Заяц, глупенький такой,
Говорю
ж, я – ле-дя-ной!
Елочки:
Не хотел тебя он слушать,
А
хотел лишь взять и скушать!
Картина
третья
Звучит
песенка Колобка. Колобок снова катится по поляне, навстречу ему Медведь.
Медведь:
Эй, дружок, ты кто такой?
Колобок:
Колобок я, ледяной.
Медведь:
Ледяной?
А
разве бывает такой?
Обмануть
решился мишку?
Ты –
медовая коврижка.
Пообедаю
тобой… (Приближается к Колобку.)
Колобок:
Говорю ж: я ле-дя-ной!
Медведь:
Мягонький да сдобный…
Колобок
(вырываясь): Нет, я не съедобный!
Горло
застудишь –
Болеть
будешь!
Медведь:
Ам!… Невкусный-то какой!
Ты и
вправду (хрипло)… ледяной…
У
меня не голос – хрип…
Простудился
я, осип… (Уходит)
Колобок
(елочкам): Ну и мишка! Он хрипит,
У
него не важный вид…
Заболел
он. Ясно.
Елочки:
Винишь себя? Напрасно.
Картина
четвертая
Вновь
звучит мелодия Колобка. Колобок катится по поляне. Навстречу ему Волк.
Волк:
Эй, дружок, ты кто такой?
Колобок:
Колобок я, ледяной.
Волк
(обнюхивая Колобка): Я не понял! Ле-дя-ной?
Что
бывает и такой?
Колобок
(отходя от Волка): Бывает, бывает
Кто
съест кусочек – болеть начинает.
Волк:
Колобки я ел и буду! (Хватает Колобка)
Колобок
(сопротивляясь): Отпусти – схватишь простуду!
Волк:
Колобок, да ты наглеешь!
Съем
тебя!
Колобок:
Ты пожалеешь!
Волк:
Ам!…
Лишь
кусочек откусил –
В
горле жжет, терпеть нет сил…
Мое
горло льдом сковало…(хрипло)
Ох,
такого не бывало…
Ты мне,
льдышка навредил!
Чтоб
ко мне не подходил! (уходит)
Колобок
(елочкам): Вот! Опять беда случилась…
Как
все это получилось?
Елочки:
Кто не умеет слушать,
А
хочет только кушать,
Пусть
на себя пеняет
Других
не обвиняет.
Картина
пятая
Грустный
Колобок медленно катится по поляне, навстречу ему Лиса.
Лиса:
Эй, дружок, ты кто такой?
Колобок
(устало): Колобок я, ледяной.
Лиса:
Колобок, какой, какой?
Колобок:
Ле-дя-ной.
Лиса:
Разве бывает такой?
Колобок
(многозначительно): Еще как бывает!
Лиса
(вкрадчиво): Слушай, милый Колобок,
Сядь
ко мне на язычок.
Колобок
(с укором): На язычок?
Лиса
(невинно): На язычок.
Колобок:
Ай-ай-ай!
Будто
Лисонька не знает,
Что
бывает, Когда на язычок
Лед
попадает?
Лиса
(заподозрив неладное): А что, что тогда бывает?
Колобок:
Горло лисье простывает,
Сильно
голова болит,
Начинается
бронхит.(Кашляет на Лису)
А
потом ангина,
Свинка,
скарлатина,(Наступает на Лису)
Тонзиллит
и дифтерит.
И
хронический гастрит
И
ветрянка,
И
волчанка, (Лиса в испуге катится от Колобка)
И
краснуха, и понос,
Преждевременный
склероз, (Лиса бежит от Колобка)
А
потом еще отит. (Лиса в испуге убегает со сцены, Колобок кричит вдогонку Лисе):
Лихорадка,
птичий грипп!
Колобок
устало садится, ему грустно и обидно. Вокруг него кружатся в танце Елочки.
Картина
шестая
Появляется
девочка Маша.
Маша:
Здравствуй, Колобок – Ледяной бок!
Колобок:
Как? Ты меня знаешь?
Маша:
Конечно, знаю.
Колобок:
И что – не хочешь меня съесть?
Маша
(смеется): Конечно, нет! Ты же Колобок белоснежный. Снаружи – ледяной, внутри –
снежный.
Колобок
(удивленно): Верно, а откуда ты это знаешь?
Маша:
Я сама тебя слепила
И на
горке положила,
Только
вдруг ты покатился
И
назад не воротился.
Колобок:
И теперь я на опушке
В
ледяной живу избушке.
Маша:
Ну, а что ты здесь сидишь?
И,
мне кажется, грустишь?
Колобок:
В лесу такое творится!
Заяц
меня боится,
Медведь
меня опасается,
Волк
угрожать пытается,
А
лисица, а лисица
На
меня ужасно злится.
Я –
несчастный Колобок,
Я
ужасно одинок.
Не
могу так больше жить!
Маша:
Так давай с тобой дружить!
Что плохое
вспоминать?
Лучше
будем мы играть!
Будем
с горки кататься!
Колобок:
И в снегу кувыркаться!
Маша:
Снежки лепить.
Все
вместе: Хороводы водить!
Выходят
все участники сказки и исполняют песенку Колобка (на мотив песни Э.Каца
«Зима»).
У леса
на опушке
Живет
в своей избушке,
Мал и
крутобок –
Чудесный
Колобок.
На
завтрак ест сосулку,
А на
обед – снежок,
Он
бело-белоснежный,
Чудесный
Колобок.
Музыкальный
спектакль по произведениям Г.Струве для старшей и подготовительной к школе
групп
Страна
счастья
Обе
группы выходят из-за занавеса в зал, становятся полукругом, поют «Песенку о
гамме» (сл. Н.Соловьевой // Дошкольное воспитание. – 1996. - №6. – С.77). В
центре восемь детей, в руках каждого картонка с изображением ноты. Во время
исполнения припева дети по очереди ритмично поднимают картонки.
Дети
читают стихи, посвященные женскому дню (по выбору музыкального руководителя),
садятся на стульчики.
Ребенок:
Наш спектакль музыкальный дарим самым-самым, самым добрым и красивым нашим
милым мамам.
Перед
зрителями полукругом стоят стульчики, на них – колокольчики, ксилофоны,
металлофоны. Выходят все участники спектакля в костюмах. «Музыканты» берут
инструменты и садятся на стульчики, остальные дети становятся за ними. Все поют
«Веселую песенку», оркестр аккомпанирует им.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|