бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние русских народных сказок на совершенствование связной речи детей старшего дошкольного возраста бесплатно рефераты

9.                 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2004.

10.            Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р.Львов.– М.: Просвещение,- 2000.-10000 экз.

11.            Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М., 2001.

12.            Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А.И.Максаков.-– М.: Просвещение,- 2003. – 159с.

13.            Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 2005.

14.            Макарова, В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.Н.Макарова– М.: 1996.-234с.

15.            Метод научной педагогики Марии Монтессори. – Киев, 2001.

16.            Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новоторцева.- Ярославль.: ТОО “Гринго”, 1995.- 240с.-35000 экз.- ISBN 5-88723-009-6

17.            Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду [Текст] / Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова.- М.: Школьная пресса, 2003.- 128с.- 15000 экз.- ISBN 5-9219-0142-3

18.            Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца и М.И.Лисиной. – М.: Педагогика, 2004.-336с.-20000 экз.

19.            Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 223с.

20.            Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В.И.Рождественская, Е.И.Радина – М.: Просвещение, 2002.-432с.-20000 экз.

21.            Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О.И.Соловьева.– М.: Просвещение, 1966.-176с.- 200000 экз.

22.            Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца. – М.: Просвещение, 1981.- 400с.-30000экз.

23.            Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.-М.: Владос, 2004.- 288с.-10000 экз.- ISBN 5-691-00871-4

24.            Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.[Текст] / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев. – М.: Просвещение, 2004.-323с.-10000 экз.

25.            Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.

26.            Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М.: Просвещение, 2001.-234 с.-10000 экз.

27.            Хрестоматия по детской литературе / Сост. А.Л. Табенкина. – М.: Просвещение, 2002.

28.            Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.[Текст] / Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 1981.-234с.


Приложение А


Методика проведения диагностики уровня развития связной речи детей

Для изучения уровня развития связной монологической речи детям предлагают прослушать сказку, небольшую по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:

 1) понимание текста – правильное формулирование основной мысли;

 2) структурирование текста - умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);

 3) лексика – полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;

 4) грамматика – правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения;

 5) плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз;

 6) самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста 12 баллов (условно). 2 балла – правильное воспроизведение; последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных слово замен; наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельное пересказывание. 1 балл – незначительные отклонения от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз;небольшое количество подсказок. 0 баллов – неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.

Таким образом, оценка в 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, оценка свыше 6 баллов – среднему уровню, оценка меньше 6 баллов – низкому уровню.

При рассказывании по картинке дети, с одной стороны, опираются на ее содержание, а с другой – могут проявлять собственное творчество. Безусловно, следует подбирать картинку, доступную детям по содержанию и средствам изображения.

Детям предлагают внимательно рассмотреть картинку и составить рассказ. Рассказы фиксируются и подвергаются анализу с точки зрения предметно-логического содержания и языкового оформления.

Речь оценивается по следующим параметрам:

 1) целостность - единство темы;

 2) последовательность и структурное оформление;

 3) связность – оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, не связанных или формально связанных между собой;

 4) развернутость рассказа, его объем - измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений;

 5) самостоятельность – оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;

 6) плавность – оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.

Количественное выражение оценки весьма условно, как и при пересказе. Методика интерпретации результатов также аналогична. Ориентируясь на обобщенную оценку указанных качеств, можно охарактеризовать примерные уровни развития связной речи детей.


Приложение Б


Конспект занятия по методике развития речи в старшей группе

 Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» с использованием серии сюжетных картинок.

Цель: изучение уровня развития связной монологической речи детей.

Оборудование: серия сюжетных картинок по сказке «У страха глаза велики».

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что сегодня на занятии разговор пойдет о русской народной сказке. Просит вспомнить, как обычно начинаются сказки и как заканчиваются. Предлагает назвать известные им русские народные сказки. Следит за точностью ответов, поправляет ребенка, если он воспоминает авторскую сказку или сказку народов мира. Хвалит детей за активность, за правильные ответы дает фишки.

Затем дети называют свои любимые русские народные сказки и воспитатель предлагает детям вспомнить известную им сказку «У страха глаза велики».

Воспитатель начинает рассказывать:

По синю морю, корабль бежит,

Серый волк на носу стоит,

А медведь паруса крепит.

Заюшка кораблик за веревку ведет,

Лисичка из-за кустика хитро глядит:

Как бы зайку украсть.

Как бы веревку сорвать.

Это еще не сказка, а присказка,

а сказка вся впереди.

Воспитатель прерывается на этом и говорит:

-                     Дети, так как вы знаете эту сказку, попробуйте ее рассказать сами, а в помощь вам у меня есть серия сюжетных картин по этой сказке. Картинки помогут вам в пересказе.

Дети по выбору воспитателя пересказывают отрывки сказки. Воспитатель опрашивает всех детей.

 Воспитатель читает заключительную фразу, чтобы помочь малышам уяснить, что поговорку «У страха глаза велики» приводят в тех случаях, когда людям от страха чудится то, чего нет в действительности.

В конце занятия воспитатель спрашивает у кого больше фишек, чему учит данная сказка, трудно ли было ее пересказывать, кому что в ней особенно понравилось.



Приложение В


Таблица А.1 - Характеристика монологической речи

Фамилия, имя ребенка

Воз-раст

Количество выде-ленных призна-ков

Структу-ра и пос-ледова-тельность описания

Связность

Высказывания

 Я з

 

 С р

 ы к


е д с

о в ы


т в а

 е







Информативность выска-зывания

(всего слов)

Плав

Ность (кол-во пауз)


Кол-во прилагательных


Кол-во сущест-витель-ных


Глагольная лек-сика


Образ-ные средст-ва языка


Типы пред-ложе-ний

Валера У.

5лет

3

Структу-ра расска-за соблю-дена, оконча-ние при-сутствует


Связное высказывание

1

7

9

3

Прос-тые

20

2

недли-тельные паузы

Таня С.

6лет

4

Оконча-ние при-сутствует структура рассказа соблюд.

Связное высказывание

3

5

8

2

Сложноподчиненные

22

1 недлительная пауза

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Саша П.

5лет

6

Описыва-ет после-довательно, струк-тура вы-держана

Связное высказывание

0

7

9

3

Прос-тые

19

3 длительные паузы

Женя Я.

6 лет

1

Оконча-ние при-сутствует структура рассказа соблюде-на

Связное высказывание

4

6

12

4

7 из них: 2 предл. слож-ных и 5- прос-тых

30

2 недлительные паузы

Виталя К.

5 лет

2

Структу-ра расска-за соблю-дена, оконча-ние при-сутствует


Формальные связи

4

9

5

0

Сложноподчиненные

20

3 длительные паузы

Захар С.

5 лет

6

Оконча-ние при-сутствуетструктура рассказа соблюд.

Связное высказывание

5

8

10

3

Сложноподчиненные

25

Пауз нет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сережа Ч.

6 лет

5

Называет объект, описыва-ет после-довательно, выра-жает оце-ночное отноше-ние

Формаль-ные связи

5

7

8

1

9 из них: 4 предл. слож-ных и 5- прос-тых

22

3 недлительные паузы

Вика Ф.

6 лет

1

Структу-ра расска-за соблю-дена, оконча-ние при-сутствует

Связное высказывание

2

4

6

1

Простые

15

3 паузы

Катя Д.

6 лет

3

Называет объект, описыва-ет после-довательно, выра-жает оце-ночное отноше-ние

Связное высказывание

3

4

7

1

6 из них: 3 предл. слож-ных и 3- прос-тых

17

2 недлительные паузы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Артем М.

6 лет

2

Оконча-ние при-сутствуетструктура рассказа соблюде-на

Формаль-ные связи

2

6

9

1

Сложноподчиненные

20

1 недлительная пауза

Максим Г.

6 лет

1

Структу-ра расска-за соблю-дена, оконча-ние при-сутствует

Связное высказывание

3

7

11

3

9 из них: 4 предл. слож-ных и 5- прос-тых

26

2 недлительные паузы

Лена К.

5 лет

2

Структу-ра расска-за соблю-дена, оконча-ние при-сутствует

Связное высказывание

4

7

10

2

Сложноподчиненные

23

1 длительная пауза

Олеся К.

6 лет

3

Структу-ра расска-за несоб-людена, оконча-

Формальные связи

2

7

9

0

Прос-тые

18

1 длительная пауза

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12




ние присутствует









Костя Ш.

6 лет

2

Оконча-ние от-сутствуетструктура рассказа соблюде-на

Формаль-ные связи

1

5

8

1

Прос-тые пред-ложе-ния

15

1 длитель-ная пауза

Наташа У.

6 лет

3

Оконча-ние от-сутствуетструктура рассказа несоблю-дена

Формаль-ные связи

2

8

10

1

Прос-тые пред-ложе-ния

21

2 недлительных паузы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11