Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших ш...
-длительное время, когда ребенок уже, казалось бы, хорошо владеет языком, жест,
мимика, эмоциональная фонация остаются все же главным средством общения, как и
предметы, “втягиваемые” в ситуацию общения.
“Начиная взаимодействовать с другими людьми в новом для
себя виде деятельности, человек опирается на более или менее обобщенный им опыт
познания людей и их поведения, накопленный в иных, чем эта деятельность,
условиях”,- читаем в книге А.А.Бодалева “Формирование
понятия о другом человеке как личности”. Общение ребенка, начавшего посещать детский
сад, опирается на те представления о людях, которые сформировались у него в
семье и яслях.
Это же относится к
невербальному опыту взаимодействия. В младшем дошкольном возрасте невербальное
поведение очень естественно и хорошо понимаемо как сверстниками, так и
взрослыми. Характерной особенностью мнения, которое дошкольник высказывает о
человеке, является его крайняя неустойчивость, большая изменчивость, ярко выраженная
ситуативность. Большую роль в выработке “точки зрения” на людей у ребенка
играют облик и поведение воспитателя и взаимоотношения между детьми.
Первоначальная же оценка человека во многом складывается на основе мнения
авторитетного взрослого
(родители, знакомые).
С поступлением
ребенка в школу одним из главных объектов познания становится поведения
учителя, ребят. С выходом общения школьника с другими людьми за рамки учения,в
формирующейся у него системе знания людей происходят новые важные изменения.
Содержания формирующихся у ученика понятий о чертах и сторонах личности существенно
изменяется,развивается умение все более глубоко и правильно расшифровывать
психологический подтекст сложных действий и поступков и объективно оценивать
личности в целом. Постоянная практика общения заставляет школьника размышлять о
поступках и поведении людей;постоянно побуждает к активному применению
формирующихся знаний в общении,и она же(практика) на каждом шагу показывает
ребенку,какие из его обобщений и оценок верны, а какие-ошибочны.
К концу младшего
школьного возраста отчетливо обнаруживается увеличения выделяемых в поведении
сверстника особенностей,ребенок чаще замечает стороны личности, ранее
ускользавшие от его внимания.
Однако, у
5-классников по сравнению с 1-классниками наблюдается падение интереса к
некоторым фактам поведения. Так же к 5-му классу значительно расширяется
емкость представлений детей о различных сторонах поведения сверстника.
Для подростков, как
раньше для младших школьников, нормы оценки поведения по-прежнему являются
первейшим основанием при оценке поступков, однако их отношение к этим нормам
иное: если для младших школьников роль этих норм почти
абсолютная, то подростки (особенно старшие) относятся к ним более гибко,
дифференцированно, и пытаются сопоставить их с условиями возникновения
поступка. Наиболее существенным среди этих условий для подростков оказывается
отношение тех, кто составляет их окружение и особенно тех, кто для них
представляет авторитет.
Старшие школьники
делают новый шаг в познании особенностей личности каждого из тех людей, которые
входят в их ближайшее и далекое окружение.
Характерно: в
характеристиках, даваемых 10-ти классниками, больше - обобщенного видения
личности, чем конкретно-частных проявлений того или иного качества в личности.
Какова же картина в
восприятии невербальной информации подростками 14-ти-18-ти лет? Более
детально этот вопрос, а также проблему зависимости между положением личности в
группе и уровнем развития способности восприятия невербального
поведения,-разработала кандидат психологических наук из Ростова-на-Дону
В.А.Лабунская.
Обратимся к ее
работе “Особенности развития способности к психологической
интерпретации невербального поведения”. Исследования, проведенные автором, показали,
что:
а)тенденция повышения
уровня развития способности в зависимости от возраста носит систематический
характер (чем старше человек, тем выше его уровень интерпретации невербального
поведения);
б)в подростковом
возрасте адекватность интерпретации позы ниже, чем мимики и жестов. Это
обусловлено отличием данных средств невербальной коммуникации по
диагностическим и коммуникативным возможностям. Жесты несут информацию об
интенсивности переживаемых состояний, указывают на психомоторную активность.
Мимика сообщает долее дифференцированную информацию о партнере по общению.
Значения многих мимических масок усваивается спонтанно на ранних этапах
онтогенеза.
Позы представляют
более сложное и целостное образование невербального поведения. Для нее
характерны большая размытость диапазона значений (по сравнению с мимикой и
жестами).Мимика и жесты раньше, чем позы, используются как средство общения.
Именно эти элементы ребенок способен адекватно воспринимать даже в самом раннем
возрасте. Таким образом, в подростковом возрасте уровень развития способности к
психологической интерпретации позы ниже, чем мимики и жестов;
в)для юношей
19-ти-20-ти лет характерно более успешно с помощью невербального поведения
регулировать отношения между общающимися;
г)структура, уровень
развития способности к психологической интерпретации невербального поведения
влияют на положение личности в группе. Социально-перцептивным лидером
становится тот, чей уровень развития способности к адекватному отражению
состояний, качеств, отношений выше.
Микровывод.Развитие
способности к восприятию невербальных компонентов в общении осуществляется
следующим образом (от младенчества до подросткового возраста): а) от
психологической интерпретации отдельных элементов невербального поведения к
интерпретации целостного; б) от интерпретации на основе жестов и мимики
действий и состояний партнеров к определению их качеств, отношений; в)от
использования невербального поведения как средства идентификации
психологических характеристик субъектов общения к овладению им как средством
регуляции взаимоотношений.
$3.РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА (МУЗЫКИ).
В мировой педагогике
стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте
на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и
игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который
совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам
процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной
стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое
воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения
образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие
одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно о давать
ребенку то, что мы вправе от него ожидать.
Класс - минимальная
ячейка художественного сообщества. Там должно торжествовать личностное начало.
Настоящий педагог не только учит музыке. Он воспитывает духовно. Он работает на
неформальном уровне и дает ученику все, в чем тот нуждается. Педагог учит не
потому, что положено учить, а потому, что добровольно избрал музыкантов в свои
ученики. Взяв учеников, он объединяет их положтельным знаком отношения, не
выделяя никого. Индивидуальность ученика проявляется в том, что у него есть
ведущий способ художественной реакции. Для него образное видение мира
развивается через краски, цветовые композиции, которые педагог помогает
переводить в его способ звукоизвлечения(на основе, конечно, некоторых общих
принципов). Индивидуальность - это как бы начальный уровень. Личностное
своеобразие (и это более высокое положение ученика) проявляется в некотором
более общем взгляде на мир, общем для всех людей, когда они достигли
определенной высоты. И уникальность личности может проявиться в отношении к
возвышенным вещам, в том, как человек может переплавить мировоззрение в свой
подход к музыке. Педагог, взяв ученика в свой класс, берет его в свою жизнь. На
самом деле у педагога есть художественная школа, с которой он не прерывает
связи. Учитель берет ученика в круг своих поисков, идей, в круг своих достижений
и достижений своих учителей-тех,с кем у него не прерывается тесная связь через
музыку,собственные выступления, через культурные идеи и идеи искусства. Он как
бы “подсоеди- няет” ученика к вертикали искусства. Вертикаль
бесконечна, и то, чего она касается в своих высших проявлениях, никто не знает,
но об этом смутно догадываются некоторые художники, в т.ч. и музыканты.
Микровывод.Индивидуальность - это как бы начальный
уровень. Индивидуальность ученика проявляется в том, что у него есть ведущий
способ художественной реакции. Для него образное видение мира развивается через
краски, цветовые композиции, которые педагог помогает переводить в его способ
звукоизвлечения.
Вывод к главе.С поступлением ребенка в школу одним из
главных объектов познания становится, прежде всего, поведение учителя.
Постоянная практика общения заставляет школьника размышлять о поступках и
поведении людей. Следовательно, огромная роль на развитие индивидуальности
младшего школьника возлагается, прежде всего, на педагога.
ГЛАВА III.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Исследование проводилось в средней общеобразовательной
школе N 6 Ленинского района города Перми, во 2”в”
классе в период с
февраля 1997 года по апрель 1998 года.
Возраст детей: 8 - 9
лет; всего девочек - 14, мальчиков - 12. Специфика школы: с
углубленным изучением предметов ХЭЦ (художественно-эстетического цикла). В
начальных классах преподаются следующие предметы ХЭЦ: музыка
- 2 часа в неделю, ИЗО - 2 часа в неделю, этикет - 2 часа в неделю, ритмика - 1
час в неделю (все 3 года) . По музыке используется программа “Музыкальное
искусство” автор Школяр Л.В. и др. /3/. Общая
характеристика данной программы дана в приложении 2.
Психолого-педагогическое
исследование проводилось в
3 этапа.
На 1 этапе изучались
личностные и социально-психологические особенности детей;
на 2 этапе изучались
особенности педагогических коммуникаций;
на 3 этапе
исследования была сделана попытка соотнесения и анализа взаимосвязи
индивидуально-психологических особенностей и отношений детей к урокам музыки с
особенностями преподавания.
2. Для изучения особенностей личностного и межличностного
развития детей использованы следующие методики:
а) вопросник Р.Кетелла;
включает в себя 12 факторов, причем значения каждого фактора могут высокими
(8-10 стенов) и низкими (1-3 стена).
А высокие значения: открытый,
доброжелательный, общительный, участливый;
низкие значения:
замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный.
В высокие значения: высокая степень
сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы
мышления, большой объем знаний;
низкие значения: низкая
степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы
мышления, объем знаний невелик.
С высокие значения: уверен
в себе, спокойный, стабильный;
низкие значения:
неуверен в себе, легко ранимый, неустойчивый.
D высокие
значения: нетерпеливый, активный, легко возбудимый;
низкие значения:
неторопливый, сдержанный, флегматичный.
Е высокие значения: доминирующий,
независимый, напористый;
низкие значения:
послушный, зависимый, уступчивый.
F высокие
значения: склонен к риску, беспечный, храбрый, веселый;
низкие значения:
благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный.
G высокие значения:
добросовестный,
исполнительный, ответственный;
низкие значения:
недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный.
Н высокие значения: социально-смелый,
непринужденный, решительный;
низкие значения:
робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе.
I высокие
значения: чувствительный, нежный, зависимый от других;
низкие значения:
реалистичный, практичный, полагающийся на себя.
О высокие значения: тревожный, озабоченный,
полный мрачных опасений;
низкие значения:
безмятежный, спокойный, оптимистичный.
Q3 высокие
значения: высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных
нормативов;
низкие значения: низкий
самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов.
Q4 высокие значения:
напряженный, раздражительный, фрустрированный;
низкие значения:
расслабленный, спокойный, невозмутимый.
Текст вопросника и
матрица данных личностных свойств учащихся 2 класса даны в приложении .
б). Для изучения межличностных отношений в классе
использована методика социометрия.
Для выявления
эмоционального лидера в классе был задан вопрос: “Скоро твой день
рождения. Кого из класса ты пригласишь в 1-ю очередь? Во 2-ю? В 3-ю?”
Для определения лидера
в учебной деятельности был задан вопрос: “Предстоит сложная контрольная работа. У кого
из класса ты попросишь помощи в 1-ю очередь? Во 2-ю?В 3-ю?”
Матрица данных
социального статуса учащихся 2 класса дана в приложении 3.
3. Для изучения отношения к предметам,
преподаваемым в данном классе, использовались следующие методики:
а) метод
неоконченных предложений.
Цель:
выявить отношение детей к предметам ХЭЦ, в частности, к уроку музыки. Выявить
те виды деятельности, которые не вызывают интереса и эмоционального отклика на
уроках музыки. Определить субъективный уровень принятия уроков музыки,
эмоциональное отношение к ним.
В инструкции
детям предлагалось закончить предложения.
Стимульный материал: 1.
Больше всего на уроках музыки
мне нравится...
2. Иногда на уроках музыки мне не
нравится...
3. Мне бы хотелось на уроках
музыки...
Обработка. Проводился качественно-количественный
анализ.
1. На качественном уровне анализировалось содержание и
реализация видов, форм, методов работы, оказывающих влияние на отношение детей
к тому или иному виду музыкальной деятельности.
2. На количественном уровне подсчитывалась частота
предпочитаемых и “непопулярных” видов и форм деятельности на уроках музыки.
б) Рейтинговая оценка предметов.
По шкале от 1 до 10
баллов ребятам было предложено оценить следующие предметы:
русский язык, математика, физкультура, чтение, музыка, естествознание,
ритмика, труд, ИЗО, этикет, география.
1 балл - самая низкая
оценка;
10 баллов - самая
высокая оценка.
Обработка. Количественный подсчет баллов по каждому
предмету.
Бланк рейтинговой
оценки дан в приложении 4.
4. На изучаемом классе работает учитель музыки
со стажем 2,5 года. Основное направление работы: уроки музыки.
а) Для изучения педагогической компетентности
учителя использовался тест-опросник оценки социально-коммуникативной
компетентности, состоящий из 133-х вопросов, который включает в себя 6
факторов:
СКН социально-коммуникативная неуклюжесть (29
вопросов);
НН нетерпеливость к неопределенности (21 вопрос);
К чрезмерное стремление к конформности (15
вопросов);
ССР повышенное стремление к статусному росту (20
вопросов);
ИН ориентация на избегание неудач (28 вопросов);
ФН фрустрационная нетолерантность (20
вопросов).
Текст теста-опросника
дан в приложении 5, матрица данных - в приложении 3.
б) Методика Фландерса.
Цель:
изучить особенности вербальной и невербальной коммуникации учителя. Выделить
паттерны в педагогическом взаимодействии.
Ход работы с
методикой: 1)видеозапись 3-х уроков музыки;
2)работа с видеозаписью:
выделение паттерна и его регистрация на бланке в виде:
1 паттерн=1палочка.
Стимульный
материал (10 категорий):
1. Принимает отношение или тон и выражение эмоций
ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере;
2. Одобряет действия или поведение ученика;
3. Развивает идеи, предложенные учеником;
4. Задает вопросы, основанные на своих идеях с
намерением получить ответ от ученика;
5. Объяснение, развитие собственных идей;
6. Команды, указания, которые должен выполнить
ученик;
7. Критические замечания в адрес ученика
директивного характера, в повышенном тоне, апелляция к авторитету ученика;
8. Ответ на обращение учителя. Свобода
высказывания собственных идей ограничена;
9. Выражение собственных идей, вопросов,
предложений, свободное развитие собственных мыслей;
10. Молчание или замешательство взаимодействующих.
Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникаций во время которых
непонятен наблюдателю.
Обработка результатов: 1)
количественная: подсчет выделенных (зарегистрированных) паттернов в
виде: .
2) качественная: анализ соотношения
вербальных и невербальных компонентов в педагогическом общении; а
также соотношение категорий между собой.
Протокол 3-х уроков музыки
по методике Фландерса дан в приложении 6.
ВСЕ ДАННЫЕ,
ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, БЫЛИ ПОДВЕРГНУТЫ ОБРАБОТКЕ С ПОМОЩЬЮ
СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПО ПРОГРАММЕ “STATISTICA” PC
PENTIUM 120, А ТАКЖЕ
ПОДВЕРГНУТЫ КАЧЕСТВЕННОМУ АНАЛИЗУ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|