Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений
3. 16-факторный опросник Кэттелла (версия С).
Американский исследователь Р.Б. Кэттелл опубликовал многофакторный опросник,
который успешно применялся для экспресс - диагностики личности. Опросник
диагностирует черты личности, которые Кэттелл называет конституционными
факторами [41]:
-
Фактор А
– «замкнутость - общительность»;
-
Фактор В
– «интеллект»;
-
Фактор
С – «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость»;
-
Фактор
Е – «подчиненность - доминантность»;
-
Фактор
F – «сдержанность - экспрессивность»;
-
Фактор G
– «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения»;
-
Фактор Н
– «робость - смелость»;
-
Фактор I
– «жестокость - чувствительность»;
-
Фактор L
– «доверчивость - подозрительность»;
-
Фактор М
– «практичность – развитое воображение»;
-
Фактор
N – «прямолинейность - дипломатичность»;
-
Фактор Q
– «уверенность в себе - тревожность»;
-
Фактор Q1
– «консерватизм – радикализм»;
-
Фактор
Q2 - «конформизм – нонконформизм»;
-
Фактор Q3
– «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»;
-
Фактор Q4
– «расслабленность - напряженность»;
-
Фактор MD
– «адекватность самооценки».
В нашей работе мы сочли уместным использовать лишь
несколько конституционных факторов, влияющих на эффективность межличностного
взаимодействия в коллективе в ситуациях требующих четких незамедлительных действий:
факторы C, E, F, N, Q2. На наш взгляд, именно эти факторы способны
более полно охарактеризовать эмоциональные внутренние стороны личности и
особенности взаимодействия в коллективе. Полный опросник состоит из 105
вопросов и предполагает 3 варианта ответов. Наш вариант выявляющий факторы C,
E, F, N, Q2. состоял из 30 вопросов. Для проведения исследования требуются
сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как
индивидуально, так и в групповом варианте.
4. Опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР
- 25), предложенный Т.В. Корниловой (1994). Опросник содержит 25 утверждений.
Испытуемому даётся инструкция: в бланке «Протокол» Вы
отмечаете «+1», если высказывание в основном Вас характеризует, «-1», если оно
Вам не соответствует, и «0», если оно Вас наполовину характеризует.
Данные подсчитываются с помощью ключа и процентильных
шкал (Приложение 2). К шкале «рациональность» относятся пункты 1, 2, 5, 6, 8,
9, 10, 11, 12, 14, 19, 24. К шкале «готовность к риску» относятся пункты: 3, 4,
7 (с интервированным значением), 21, 22, 23, 25.
При подсчёте «сырых» баллов пункты для каждой шкалы
суммируются (в двух указанных случаях – пункты 7 и 20 инвертируются, т.е.
берутся с противоположным знаком).
Затем делается вывод о том, является ли индивидуальный
показатель испытуемого заниженным (попадает в четверть самых низких
результатов), завышенным (в четверть наиболее высоких баллов) или типичным для
лиц данной выборки. Процентильные шкалы позволяют более точно указать
местоположение индивидуальных данных в отношении нормативной выборки.
Таким образом, в процессе работы подверглись
исследованию:
-
Тип поведения в
конфликтных ситуациях как внешняя составляющая проявления психических
особенностей испытуемых;
-
Индивидуально
типологические особенности личности: акцентуация личности и конституционные
факторы личности и склонность к риску и рациональность при принятии решений как
внутренние составляющие психологических особенностей испытуемых.
2.3. Анализ влияния личностных особенностей
работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений
Данные,
полученные с помощью нашего комплекса психодиагностических методик, позволяют в
должной мере проиллюстрировать как внешние составляющие особенностей испытуемых
(тип поведения в конфликте) так и внутренние психические особенности
(акцентуации личности, конституционные факторы, склонность к риску и
рациональность при принятии решений).
1.)
Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации K. Томаса – Р. Килменна
(модификация Гришиной Н. В.).
В результате
проведенного исследования по опроснику Томаса-Килменна среди среднего
медицинского персонала г. Калуги (Приложение 3) средние результаты
распределились следующим образом:
Сотрудничество –
23 %
Компромисс – 23%
Избегание – 21 %
Соперничество –
14 %
Приспособление –
19 %
У данной группы
респондентов (экспериментальная выборка) одновременно преобладают три типа
поведения в конфликтной ситуации: «Компромисс» - 23%, «Сотрудничество» - 23%,
«Избегание» - 21%.
Эти данные в
контрольной и экспериментальной группах распределились следующим образом:
Таблица 2.2.
Усреднённые
показатели стратегий поведения в конфликтных ситуациях (в %)
Стратегия
|
Всего
|
ЭГ
|
КГ
|
Сотрудничество
|
23
|
19
|
4
|
Компромисс
|
23
|
14
|
9
|
Избегание
|
21
|
5
|
16
|
Соперничество
|
14
|
4
|
10
|
Приспособление
|
19
|
6
|
13
|
В
экспериментальной группе доминируют «Компромисс» и «Сотрудничество», что может
свидетельствовать о высоком уровне кооперации, проявляющейся во внимании
индивида к интересам других участников конфликта. В контрольной группе
доминирует «Избегание», что может быть связано, на наш взгляд, с меньшей
самостоятельностью в процессе принятия решения (в больницах и поликлиниках
средний медицинский персонал находится в большинстве случаев в подчинении
врачей).
Только в случае
сотрудничества в конфликте внимание уделяется в равной степени своим интересам
и интересам других, а в случае компромиссного решения конфликт разрешается
путем взаимной уступки. Тип поведения «Соперничество» составляет минимальное
значение 14% по всей выборке и 4 % по экспериментальной группе, что также
свидетельствует о преобладающем уровне кооперативных качеств над напористостью
и агрессией.
2.) Опросник Леонгарда – Шмишека
В работах К.
Леонгарда подчеркивалось, что акцентуированная личность не есть патологическая.
В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность,
а любое отклонение от нее рассматривать как патологию. Акцентуированным
личностям присуща готовность к особенному развитию как в области социально
положительных достижений, так и в области социально отрицательных. Таким
образом, с определенностью можно утверждать, что акцентуация является не
патологией, а крайним вариантом нормы.
Обработка
результатов и их интерпретация по данной методике проводится следующим образом.
Результаты подсчета записываются в бланке фиксации результатов. Если итоговый
показатель превосходит 12 (максимальное значение шкалы - 24), то это считается
признаком акцентуации по данному типу. Однако имеются данные [12,267] согласно
которых критическое для диагностики значение лежит пределах 14-16.
В результате
проведенного исследования по опроснику Леонгарда - Шмишека среди среднего
медицинского персонала средние показатели распределились следующим образом:
Таблица 2.3.
Средние значения типов акцентуаций личности по К.
Леонгарду в ЭГ и КГ
Тип акцентуации
|
Описание акцентуации
|
ЭГ
|
КГ
|
Гипертимический тип
|
Веселость,
поверхностность, деловитость, болтливость, склонность к шуткам,
изобретательность, склонность к чревоугодию и иные радости жизни, блестящие
собеседники. Люди, умеющие развлекать других, легкомысленные, оптимистичные.
Повышенная самооценка.
|
17, 03
|
12, 08
|
Застревающий, ригидный тип
|
Основной чертой является
склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность) инертность в
проявлении аффектов, в мышлении, в моторике. Для них характерна повышенная
самооценка, самонадеянность, заносчивость, честолюбие, негибкость, жесткость
установок, взглядов.
|
12, 39
|
12, 39
|
Эмотивный, лабильный тип
|
Характерна
эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие
реакции в области тонких чувств. Гуманность, отзывчивость, мягкосердечность,
впечатлительность. Любые жизненные события воспринимаются серьезнее, чем у
других людей.
|
17, 42
|
16, 65
|
Педантичный тип
|
При явной степени
выраженности характерны: тяжесть на подъем, нерешительность, скрупулезность,
любовь к порядку, робость, добросовестность, жесткое следование плану,
раздражительность.
|
12, 13
|
18, 49
|
Тревожно-боязливый тип
|
Тревожны, боязливы;
робость, пугливость, покорность, ипохондричность, неуверенность в себе,
постоянные сомнения.
|
9, 87
|
11, 46
|
Циклотимический тип
|
Характеризуется сменой
гипертимических и дистимических состояний. Радостные события вызывают у них
картину гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей;
печальные—подавленность, замедленность реакций и мышления. Изменчивость
настроения от внешних условий, цикличность настроения.
|
13, 16
|
10, 94
|
Демонстративный тип
|
Живость, подвижность,
игра своей роли, фантазия, лживость, притворство, авантюризм, артистизм,
потребность в признании, эмоциональная лабильность (легкая смена настроения),
повышенная самооценка.
|
10, 84
|
16, 48
|
Неуравновешенный,
возбудимый тип
|
Недостаточная
управляемость (особенно в сфере влечений), инстинктивность, грубость, власть
физиологических влечений, гневливость, склонность к трениям и переменам мест
работы, неуживчивость, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность,
иногда жестокость, тяжеловесность поступков, чрезмерная обстоятельность,
склонность к лидерству, независимость.
|
13, 74
|
14, 05
|
Дистимический тип
|
Субдепрессивность,
серьезность, подавленность, медлительность, неповоротливость, озабоченность,
нерешительность, заниженная самооценка, слабость волевых усилий.
|
10, 84
|
13, 78
|
Аффективно-экзальированный
тип
|
Порывистость,
лабильность психики, страстность, полярность чувств (любовь и ненависть,
восторг и отчаяние), самая сильная любовь возникает в тех случаях, когда
любящий не встречает взаимности; восторженность.
|
12, 77
|
15, 65
|
Как видим, в
контрольной группе преобладают «Эмотивный» (деятельность связана с помощью
людям), «Застревающий», «Педантичный» и «Демонстративный» типы (подчинение,
выполнение назначений, всё время на виду, относительно постоянное окружение).
Данные акцентуации не являются предпочитаемыми в профессии медицинского
работника.
В коллективе
работников ССМП больше всего преобладают «Эмотивный» и «Гипертимный» типы
акцентуации (показатели 17,42 и 17,03 из максимального значения шкалы - 24),
этим самым вероятно характеризуя репрезентативность выборки медработников ССМП.
Действительно, такие качества как гуманность, отзывчивость, мягкосердечность,
способность к эмпатии и в тоже время повышенный фон настроения, оптимизм,
деловитость как нельзя лучше подходят для медицинского работника, оказывающего
экстренную медицинскую помощь. Такие типы акцентуации характера как: «Возбудимый»,
«Циклотимный», «Экзальтированный», «Застревающий», «Педантичный», «Демонстративный»,
«Дистимичный» имеют лишь незначительную среднюю степень выраженности (от 10,84
до 13,74). Тревожный тип акцентуации характера вообще имеет минимальное
значение относительно остальных (9,87) и способен иллюстрировать отсутствие или
незначительность таких качеств как: боязливость, ипохондричность, робость,
пугливость, неуверенность и сомнения в себе. Вероятно, эти качества способны максимально
отражать профессиональные качества личности работника служб экстренного вызова:
решительность, ответственность, смелость, уверенность в своих силах, готовность
к любой ситуации.
Согласно
исследованиям Бойко В.В. и других ученых в области психологии труда [11]
выделены три типа людей, у которых имеется предрасположенность к «синдрому
эмоционального выгорания»: педантичный, демонстративный и эмотивный типы
акцентуации характера. По нашим результатам у среднего медицинского персонала
ССМП преобладает «Эмотивный» тип акцентуации: отзывчивость, склонность
воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с
саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным
обстоятельствам.
Следовательно,
имеет место быть внутренняя предрасположенность к «синдрому эмоционального
выгорания», у всего коллектива ССМП. Этот аспект следует учитывать при
возможной дальнейшей разработки психокоррекционных программ направленных на
коррекцию и профилактику нежелательных психических состояний в экстремальных
условиях деятельности.
Для
получения более объективного вывода воспользуемся статистическими методами
проверки гипотезы.
Проверка гипотезы
осуществлялась несколькими математическими методами.
Для нахождения
зависимости преобладающей стратегии поведения в конфликте от индивидуально
типологических особенностей нами был выбран метод ранговой корреляции Спирмена
(коэффициент ранговой корреляции) как метод, отражающий статистическую связь
между двумя различными параметрами, выраженными по степени предпочтительности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|