Влияние игрушек на психическое совершенствование ребенка дошкольного возраста
Игрушка - это условное изображение реальных предметов; вещь,
которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой
увлекательной форме. Игрушка рассматривается взрослыми преимущественно либо как
забава, либо как дидактическое средство. При этом отсутствуют ценностные
ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и
психическое развитие. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки
выбираются и покупаются стихийно, как правило, из-за внешних, поверхностных
признаков игрушки (привлекательности, стоимости, желания угодить ребенку и пр).
Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а
следовательно, и на эффективности развития ребенка. [36]
Поэтому многие психологи и педагоги в настоящее время проводят различные
экспертизы современных игрушек. Эти экспертизы опираются на объективные, научно
обоснованные критерии оценки развивающего значения игрушек.
Основное требование к игрушке - максимально способствовать
разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит
формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т.е. решение
возрастных задач развития. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать
просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна
поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое,
антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым
является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства:
насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому
и пр.
Требования, предъявляемые к игрушкам, и критерии их оценки
должны быть заданы на основе структурных составляющих игры. Так как
деятельность побуждается мотивом, задающим ее предметность и
направленность, она осуществляется через действия, которые имеют свое содержание
и операции. Мотив к игре лежит в самом процессе. Интерес к игре
определяется во многом игрушкой, а именно ее привлекательностью для
ребенка. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом
самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную
составляющую игровой деятельности. Привлекательность игрушки связана с
различными характеристиками игрушки и социокультурной ситуацией развития
конкретного ребенка. Во-первых, это сенсорная, перцептивная привлекательность,
связанная с внешними физическими качествами. Внешне не должны раздражать своим
цветом. Если в игровой комнате будет засилье красок, форм, мелькающих картинок,
предметов и т.д. Психика ребенка не справится - восприятие цвета и звука,
запаха и прикосновения, представления о хорошем и плохо деформируются. Сенсорная
агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира,
лишает ребенка уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен.
Поэтому необходимо обращать пристальное внимание на цветовую гамму, звучание и
пр. [37]
Во-вторых, это возможность действовать с ней, понятность и
осмысленность игрового действия с ней. Эта возможность определяется для разного
типа игрушек разными качествами. В образных игрушках важно наличие яркого
определенного образа - человека или животного. Также привлекательность игрушки
определяется степенью знакомства с ней. Оптимальное сочетание новизны и
узнаваемости - важное качество игрушки, делающее ее привлекательной и
стимулирующее детскую активность. [38]
В-третьих, привлекательность определяется ее рейтингом в
детской субкультуре. Как бы ни противоречили вкусы детей эстетическим и
этическим представлениям взрослых, при оценке привлекательности игрушки
необходимо учитывать ее современность и популярность в детской субкультуре. [39]
Психологическая задача возрастного развития решается при
реализации действий, осваиваемых в игре. Поэтому, игрушка как посредник между
ребенком и культурой и как средство его развития должна обеспечивать
возможность становления новых умственных действий, психических способностей и
личностных качеств, соответствующих возрасту ребенка. Чтобы игрушка выполняла
свою развивающую функцию, она должна содержать ориентиры для адекватных
действий ребенка, т.е. подсказывать, что и как с ней делать, и направлять на
осуществление заложенных в ней возможностей. Однако наличие ориентиров не
должно препятствовать инициативным действиям ребенка. Игрушка должна открывать
возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Открытость
для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для
развивающей игрушки. Реализация инициативы ребенка обеспечивается также
операционными возможностями игрушки. Так как игра является самостоятельной
деятельностью ребенка, поэтому игровой материал должен учитывать несколько
требований: прочность, качество ее изготовления. Они безусловно влияют на
реализацию игрового действия. Даже самый интересный замысел может быть не
реализован из-за поломки игрушки. Такие чисто физические характеристики, как
размер и вес игрушки, также могут открывать возможность самостоятельного
действия ребенка.
Таким образом, основным психологическим требованием в
игрушкам является возможность активизации соответствующих возрасту
деятельностей ребенка, которая обеспечивается:
привлекательностью игрушки для ребенка, задающей
мотивационную основу игры;
полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающими
развивающий потенциал игрового действия;
операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими
самостоятельно действие ребенка.
Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет дело
современный ребенок, по сути своей является, антиигрушкой: в ней содержится
идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию
вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной
игрушки становится важнее игрового применения. Сегодня детская игрушка как
часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и
безрадостной картины мира. Такие игрушки способны породить чудовищ в душе
маленького человека. А игрушка полезная ставит перед собой благородную
воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и сорадости. Современные
дети не играют с игрушками отечественного производства. Черепашки Ниндзя,
трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют
накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению
к более слабым - животным и маленьким детям. Игрушка закладывает в душу ребенка
понятия добра и зла. И опасно, если это происходит с антигероем. Любое
проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка
программирует поведение ребенка.
А почему кукла Барби - антиигрушка? Современные Барби, имея
различные имена, очень похожи друг на друга. Играя в Барби, ребенок приходи,
как бы на все готовое - это квази-игрушки по определению психолога А.Н. Леонтьева.
ребенок оказывается в путях стереотипов и навязывания определенного образа
жизни и мировоззрения. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство
своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. Игрушка с
половыми органами, якобы для адекватной полоролевой социализации ребенка,
способна вызвать ранний сексуальный интерес, а в сочетании с усилиями СМИ
способствуют сексуализации детского сознания и по сути является
интеллектуальным растлением. [40]
Таким образом, можно выделить требования к игрушкам, основанные
на принципе "не навреди!". В соответствии с этим принципом игрушки не
должны:
провоцировать ребенка на агрессивные действия;
вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам
игры (людям и животным);
наталкивать на игровые сюжеты, связанные с
безнравственностью и насилием;
возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам,
выходящим за компетенцию детского возраста.
В основе современных критериев оценки детских игр и игрушек
лежат ценные педагогические и психологические качества игрушки. Существует два
типа критериев оценки игр и игрушек.
Критерии I группы связаны с
безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное
благополучие. Эти критерии должны применяться, если игрушка:
провоцирует ребенка на агрессивные действия;
вызывает у него проявление жестокости по отношению к
персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники,
взрослые) или сама сюжетная игрушка;
провоцируют игровые сюжеты на безнравственность и насилие;
вызывает нездоровый интерес к сексуальным проблемам,
выходящей за рамки возрастной компетенции ребенка;
провоцирует ребенка на пренебрежительное отношение к расовым
особенностям или физическим недостаткам других людей.
Такие критерии отбора игрушек важны в развитии
мотивационно-потребностной сферы ребенка, то есть развитии личности.
Критерии II группы связаны с
качествами игрушки, направленными на обеспечение развития интеллектуальных,
моторных, сенсорных способностей ребенка:
полифункциональность, способствующая развитию творчества
детей;
возможность применения игрушки в совместной деятельности;
дидактические свойства игрушки, необходимые для
интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям
художественным промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть
художественным восприятием, развивать творческие способности.
Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена
во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии
с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию
разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и
вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен
содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому
воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также
возрастным особенностям детей. [41]
Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими
деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В
первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью является
ситуативно-личностное общение младенца со взрослым, также манипулирование с
предметами, игрушками.
Общение - один из важнейших факторов общего психического
развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение
детьми общественно-исторического опыта человечества. Общение рассматривается
как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий
с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И. Лисина). У
ребенка в возрасте до семи лет сменяются четыре формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная,
ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная (М.И.
Лисина). [42]
Взрослый для ребенка раннего возраста - это, прежде всего,
соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны
внимательность и доброжелательность.
Общение младенца со взрослыми является необходимым условием
его нормального психомоторного развития. Благодаря этому общению у ребенка
постепенно развивается важнейшая потребность в положительных эмоциях со стороны
взрослого. При нормальном развитии улыбка при общении со взрослым является
закономерной уже у 2-х месячного ребенка, а у 3-х месячного появляется новая
эмоционально-двигательная реакция - комплекс оживления. К 4-м месяцам у ребенка
формируется ориентировочная реакция перед комплексом оживления. В данном
возрасте имеет место ситуативно-личностное общение, где общение ребенка со
взрослым является непосредственным, то есть не предполагающим никаких
специальных средств или предметов. С самого начала мама и другие члены семьи
обращаются с младенцем так, будто тот может включатся в игру, в общение по
поводу игрушки. Взрослый втягивает ребенка в общение посредством игрушки,
которой он манипулирует в поле зрения ребенка или слева или справа от его взора.
При правильных методах воспитания непосредственное общение,
характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу
предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и
ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его
внимание к предметам, наглядно демонстрирует возможные способы действия с ними,
часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его
движение. Ребенок направлен на взрослого: пристально смотрит, как мама
действует с его игрушками. Теперь и он сможет повторить некоторые действия
вслед за ней. Именно в присутствии взрослого малыш наиболее активно
манипулирует своими игрушками. [43]
С 6 месяцев до 3 лет складывается ситуация "ребенок -
предмет - взрослый". Разворачивается совершенно новая форма общения -
ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое
сотрудничество по поводу действий с предметами и действием с ним. Средства
общения - это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение
использования предметов по назначению, совместные игры.
У детей младшего дошкольного возраста преобладает
наглядно-образное мышление, поэтому взрослый использует невербальные средства
общения - показывает игрушки, обыгрывает сказки. Но и речь играет большую роль.
Складывается внеситуативно-познавательная форма общения. Далее общение
развертывается на фоне практического познания мира и протекает в форме
самостоятельных эпизодов.
Совместная деятельность ребенка и взрослого состоит в том,
что взрослый руководит действиями ребенка, а также в том, что ребенок, будучи
не в состоянии сам выполнить какое-либо действие, обращается к помощи и
содействию взрослого.
Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте
имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с
вхождением в мир постоянных предметов, игрушек, с овладением предметной
деятельности. [44]
Таким образом, взрослый, особенно в раннем возрасте,
является главной фигурой для ребенка при ознакомлении с окружающими его
предметами, в частности с игрушками.
Особое значение в развитии социальной активности занимает
развитие специфики общения со сверстниками. Общение ребенка со сверстниками
осуществляется в игре и по поводу игры. Общение со сверстниками в игре более
эмоционально насыщено; дети более раскованы, такое общение богаче по назначению
и функциям. На протяжении дошкольного возраста сменяются три формы общения: эмоционально-практическая
(да 2-х лет), ситуативно-деловая (2-4 года), внеситуативно-деловая (6-7 лет).
В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться
друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются
демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Самый
эффективный стиль общения детей в дошкольном возрасте, когда взрослый и дети
стоят по отношению друг к другу с позиции дружеского понимания. Именно такой
стиль общения вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает
понимание значения сотрудничества в совместной деятельности. Игра оказывает
большое влияние на развитие общения со сверстниками, необходимость объяснения
со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Д.Б. Эльконин выделил в игре "реальные отношения детей
друг с другом, которые являются практикой их коллективных действий". В
игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра
требует от ребенка таких качеств, как инициативность, способность
координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы
устанавливать и поддерживать общение. В общении детей друг с другом возникают
цели, которые непременно следует выполнять. Этого требуют сами условия игры. Одним
из средств достижения таких целей является игрушка.
К двум годам складывается первая форма общения со
сверстниками - эмоционально-практическая, где детей привлекает сам процесс
совместной деятельности: сооружение построек, убегание, обыгрывание. [45]
Интерес к игрушке сверстника приводит к попыткам установить
определенные отношения. Содержание игровой ситуации еще не дает оснований для
устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг
другу; один, например, может кинуться помочь другому правильно поставить
перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно
примет эту услугу.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов
дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игровой
деятельности дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся
согласовывать свои действия с действиями другого. [46]
В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается
ситуативно-деловое общение с ровесниками, которое связано с развитие
сюжетно-ролевой игры, которая приобретает коллективный характер. В данном
возрасте дети стремятся действовать совместно, уступая друг другу игрушки,
обмениваясь ими и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|