бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние игрушек на психическое совершенствование ребенка дошкольного возраста бесплатно рефераты

Влияние игрушек на психическое совершенствование ребенка дошкольного возраста

Содержание


Введение

1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

1.1 Психическое развитие детей дошкольного возраста и его основные линии

1.2 Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста

2. Разнообразие игрушек и их назначение

2.1 История возникновения игрушки

2.2 Виды игрушек

2.3 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек

3. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста

3.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми

3.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками

4. Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста

4.1 Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах

4.2 Роль игрушки в личностном развитии дошкольников

4.2.1 Роль игрушки в развитии способностей

4.2.2 Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы

4.2.3 Значение игрушки в половой идентификации дошкольников

Заключение

Список литературы



Введение


Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный[1] и ответственный период для психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Психическое развитие ребенка, в буквальном смысле, - это превращением беспомощного младенца в человеческую личность, которое происходит по определенным законам. Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений. Так, непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения, и она делает резкий скачок. [2]

Психическое развитие зависит от многих факторов, прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми.

Общением, как одной ведущих деятельностей ребенка, называется взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или оценочного характера. [3] Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства и результат. Общение направлено на удовлетворение потребностей, связанный с познанием окружающего мира. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя. [4]

Также на протяжении всего дошкольного возраста преобладает игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир, свойства предметов и т.д.

Любой вид деятельности ребенка имеет свою цель. В дошкольном возрасте целью любого вида деятельности ребенка является его всестороннее развитие. Чтобы достигнуть цели, нужны средства, которые являются инструментами ее достижения.

Среди средств общения выделяют две группы: вербальные (речь) и невербальные (экспрессивно-мимические - улыбка, мимика, предметные - позы, жесты - действия). [5]

Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. [6]

Таким образом, происходит непосредственное развитие во всех психических процессах: в воображении, мышлении, внимании, восприятии и памяти, так как все полученные ребенком образы он впоследствии пытается воссоздать в реальной жизни, действуя или с игрушкой, предметом, или играя с товарищем в различные игры.

Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей, показали, что в создании и отборе игрушек обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Известный психолог Урунтаева Г.А. говорила, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности.

Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. [7], 8 Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка? задумываются ли они нам тем, что игрушка - это не просто забава?

В своей работе хотелось бы выяснить, как игрушка влияет на общение и психическое развитие детей дошкольного возраста, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.

Объект исследования: психическое развитие дошкольника.

Предмет исследования: игрушка как средство общения и психического развития детей дошкольного возраста.

Цель исследования: определить и описать роль игрушки в общении и психическом развитии детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Описать сущность психического развития детей дошкольного возраста.

Раскрыть сущность понятий игра, игрушка.

Изучить краткую историю возникновения игрушки.

Определить виды и назначение игрушек, современные критерии их оценки.

Изучить влияние игрушки на общение и психическое развитие детей дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы.

Практическая направленность: данная работа предназначена для педагогов и родителей, интересующихся проблемой роли игрушки в психическом развитии дошкольника, как правильно выбрать игрушки.


1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста


1.1 Психическое развитие детей дошкольного возраста и его основные линии


Психическое развитие - процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта. [8] Существуют биологические и социальные факторы психического развития.

Новорожденный имеет предпосылки, определяющие его будущее развитие. Они могут быть наследственными и врожденными. К ним относятся природные свойства организма, в первую очередь строение и работа мозга. Строение и функции организма ребенок получает в наследство от своих предков. От рождения он обладает человеческой нервной системой, мозгом, способным стать органом сложнейшей психической деятельности, свойственной человеку. [9] Однако природные свойства ребенка, не порождают психических качеств, а создают предпосылки для их образования. Сами же эти качества возникают благодаря социальным условиям.

Но также должны быть еще внешние источники психического развития, такие как, среда и воспитание. Главным условием психического развития ребенка является его актуальность, то есть деятельность, также общение с взрослым, то есть зона ближайшего развития. Движущей силой психического развития является постоянные противоречия, возникающие в ходе психического развития и ведущие к появлению новых потребностей и интересов и овладению новыми видами деятельности.

Но и виды деятельности, и формы общения взрослых с детьми, существующие в современном мире, - результат исторического развития человечества. Ребенок - маленький член человеческого общества, и все условия его жизни и развития с самого начала социальны, то есть, созданы обществом. Таким образом, через непосредственное окружение - близких людей, игрушки и другие вещи, созданные руками человека, - развитие ребенка определяется человеческим обществом, в котором он растет и воспитывается. [10]

Ребенок рождается с набором простейших форм поведения - безусловными рефлексами. Они ему необходимые не только чтобы выжить, но и для дальнейшего психического развития. На базе безусловных рефлексов очень рано начинают вырабатываться условные рефлексы, которые ведут к расширению реакций на внешние воздействия. В процессе усвоения общественного опыта отдельные рефлекторные механизмы объединяются в сложные системы - функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функций составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и другие свойственные человеку психические качества.

В первые семь лет масса мозга увеличивается в три раза, изменяется строение, совершенствуются функции. Созревание мозга очень важно для психического развития - благодаря ему увеличиваются возможности усвоения различных действий, повышается работоспособность ребенка, создаются условия, позволяющие осуществлять все более систематическое и целенаправленное обучение и воспитание, а оно служит источником психического развития. Через общественный опыт ребенок получает материал для интеллектуального и личностно-индивидуального развития - основных линий психического развития.

Чрезвычайно популярно в современной психологии рассматривают периодизацию психического развития Ж. Пиаже и Э. Эриксона, где раскрываются закономерности становления двух линий развития - интеллекта и личности ребенка. [11]

Ж. Пиаже в "Теории интеллектуального развития" рассматривал становление интеллекта как стержневую линию психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы. Познание ребенком окружающего мира происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению психических явлений, и эти действия относятся к разным познавательным процессам: восприятию, мышлению, воображению, памяти. [12]

Дошкольный возраст также является тем периодом детства, когда вместе с интенсивным развитием познавательных процессов происходит формирование качеств личности. Социальные условия способствуют развитию в индивиде[13] как общественных свойств и способностей, так и индивидуальных качеств. Вначале у ребенка формируется самосознание, выделяет себя как носителя определенного имени, формируется психологический образ "я", формируется чувство половой принадлежности. Затем формируется мировоззрение и идеология, активная воля, где можно выявить способности ребенка, определить и развивать уровень его эмоционально-волевой сферы, формировать различные качества личности.10

Личность понимается в психологии как система отношений человека к окружающему его миру, другим людям и к самому себе. Развитие личности включает в себя, с одной стороны, процесс усвоения индивидом социального опыта, а с другой - активное воспроизведение этого опыта, включение его в социальную среду. В дошкольном возрасте формируется самосознание - осознание себя и отношение к себе как к физическому, духовному и общественному существу; происходит развитие мотивов поведения, связанных с интересом детей к миру взрослых, проявление стремления ребенка подражать взрослым - это основа многих поступков ребенка, в частности волевых. Также развиваются притязательные, соревновательные, игровые и другие виды мотивов. При активном познании окружающего мира, при общении с окружающими его людьми все окрашено яркими переживаниями - происходит эмоциональное и волевое развитие ребенка.

Усвоение общественно-исторического опыта, правил поведения предполагает, во-первых, что ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать значение нравственных норм, во-вторых, что у него вырабатываются привычки нравственного поведения, что является также важным качеством личности человека. [14]

А.Н. Леонтьев так характеризует дошкольное детство: "Это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных "механизмов" поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта - единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, - он так важен!"[15]

Развитие основных линий психики ребенка происходит в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность ребенка. Каждый вид деятельности ребенка в процессе работы познавательных процессов способствует усвоению действий и таких психических качеств, которые необходимы для его выполнения и совершенствования.

Обучение опережает психическое развитие, ведет его за собой, не заменяя самого развития. Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала научается выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом уже самостоятельно. [16] Именно в процессе обучения новым знаниям, умениям, навыкам происходит работа всех познавательных процессов, и как следствие, психическое развитие.

Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте связано с его ведущей деятельностью - игрой. В. Штерн: "До школы ребенок приобретает обширный запас знаний, умений и навыков, что по своему объему он вполне может выдержать сравнение с программой обучения в школе. Однако вся эта дошкольная "программа" усваивается особым путем. До 6-7 лет знания приобретаются попутно с игрой или с практической, но отнюдь не с учебной деятельностью. [17]


1.2 Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста


Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Все действия детей можно определенным образом сгруппировать и отнести к разным видам деятельности.

Деятельностью называется совокупность действий отвечающих одним и тем же побуждениям. [18] Это целостный мотивированный акт поведения. Деятельность - это взаимодействие человека со средой, в которой он достигает цели, возникшие от потребностей человека.

Деятельность подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая пересадка знания прямо в голову субъекта, минуя собственную деятельность. [19] Установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим. Именно он наиболее важен для психического развития ребенка.

А.Н. Леонтьев создал теорию деятельности; появилось направление деятельностного подхода в развитии психики ребенка. Именно в психологии появляется единство деятельности и сознание - это то, что деятельность является условием психического развития, а в теории Д.Б. Эльконина - основным формированием ведущей деятельности как главным показателем психического развития.

Ведущая деятельность - это та деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет высказывание и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

В период от рождения малыша до поступления в школу сменяются три вида ведущей деятельности. Сначала - это эмоциональное общение, потом - предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра.

В раннем возрасте совершенствуются технические формы действий с предметами: ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинках и т.д. Однако это усваивается успешнее, если включается в игровую деятельность, например, застегнуть пуговицы или завязать шнурки кукле, построить домик матрешке и т.д. Ребенок не может сразу включиться в труд в силу его значительной сложности, поэтому он "врастает" в мир взрослых через игровую деятельность, которая отражает жизнь общества. 19

Игровая деятельность направлена на воспроизводство детьми действий взрослых, их отношений; на отражение окружающей действительности. Мотивом в игровой деятельности является желание быть взрослым, получать удовольствие от игры, всплеск эмоций. Игровыми действиями называются воображаемые действия с предметами - заместителями и понарошку. Целью игровой деятельности является сам процесс игры.

Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. [20] Она становится ведущей в психическом развитии ребенка. В игровой ситуации развивается его воображение, формируется новый уровень обобщений и абстракции, создаются условия для запоминания и припоминания, активное развивается его речь, возникают более сложные мотивы его поведения, чувства, создаются благоприятные условия для развития воли. Следовательно, ролевая игра обеспечивает развитие как личностной, так и познавательной сферы его психической жизни. [21]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6