бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние эмоциональных особенностей родителей на развитие умственных и творческих способностей детей ... бесплатно рефераты

      Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

      Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.

      В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты:

-    анатомо-физиологические задатки;

-    сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;

-    интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;

-    эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

-    высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.[26]

      Исследования В. А. Моляко [30] также позволили ему выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие:

-    задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;

-    интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;

-    любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;

-    быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;

-    склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям. выработке эталонов для последующего отбора;

-    проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;

-    эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д. '

-    настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;

-    творческость - умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т. п. ;

-    интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;

-    сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;

-    способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и новых специальных проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п. [37, стр.67]

      Несколько по-другому, более интегрально можно представить проявление одаренности через:

-    доминирование интересов и мотивов;

-    эмоциональную погруженность в деятельность;

-    волю к решению к успеху;

-    общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности;

-    понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;

-    бессознательное, интуитивное решение проблемы (внелогическое);

-    стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты);

-    многовариантность решений;

-    быстроту решений, оценок, прогнозов;

-    искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

      Здесь существует определенная иерархия связей, зависимостей, и эту совокупность можно представить, имея в основе ту или иную фундаментальную позицию, несколько по другому; исходя из предположений о шести основных параметрах, а именно:

-    сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип;

-    проявление творчества;

-    проявление интеллекта;

-    динамика деятельности;

-    уровни достижений;

-    эмоциональная окраска.

      По каждому из указанных параметров можно выделить основные определяющие признаки. Выделим основные типы творческой деятельности:

-    научно-логический;

-    технико-конструктивный;

-    образно-художественный;

-    вербально-поэтический;

-    музыкально-двигательный;

-    практико-технологический;

-    ситуативный (спонтанный, рассудительный).

      Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:

-    реконструктивное творчество;

-    комбинаторное творчество;

-    творчество через аналогии.

      Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по:

-    пониманию и структурированию исходной информации;

-    постановки задачи;

-    поиску и конструированию решений;

-    прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.

      Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы:

-    медленный;

-    быстрый;

-    сверхбыстрый.

      Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно выделить три условия:

-    желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);

-    достичь результата высшего класса;

-    реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.

      В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три типа:

-    вдохновенный (иногда эйфорический);

-    уверенный;

-    сомневающийся.

      Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности - научной, технической, педагогической, художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности. [37, стр.90]

      Сложность предмета состоит в том, что современная психологическая наука аналитична. За задатками - анатомо-физиологическими возможностями человека и способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности не видно реального - действующего человека. В связи с этим я хочу обратиться к работам В. В. Клименко. По его словам задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, так и из самого тела; кондуктором - проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не осуществляется - просто сохраняется) превращение их в факт сознания [34, стр.220] Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная нереализованная способность. Многие люди страдают отсутствием звуковысотного слуха и т. д.

      Таким образом, способности - процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов отраженного в предметные конструкции.

      Как уже было сказано, под способностями понимается комплекс индивидуально-психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности, формирующимся в ней и являющихся условием успешного ее осуществления. Таким образом, способности – это сложное, интегральное психическое образование, своеобразный синтез свойств (компонентов) личности [20,стр.87].

     Одним из решающих условий успешного овладения той или иной деятельностью является активное положительное отношение, интерес к ней, склонность заниматься этой деятельностью. Весьма важным для оценки имеющихся способностей является наличие ряда характерологических свойств – целеустремленности, настойчивости, трудолюбия, организованности, сосредоточенности. Большую роль играет в диагностике способностей выявление у личности так называемых интеллектуальных чувств (чувство удовлетворения от напряженной умственной деятельности, радость творчества, т.д.). Вместе с тем эти факторы принято считать факторами второго порядка. К факторам первого порядка в развитии способностей относят особенности психических процессов (ощущения, восприятия, разнообразные специфические для определенных видов деятельности виды памяти и мышления, т.д.).

      В целом одаренность означает уровень способностей личности к обучению и производительному труду и может быть определена только по ходу учебной и трудовой деятельности. В связи с этим к числу наиболее общих показателей одаренности Рубинштейн С.Л. и другие психологи относят следующие.

1.     Наиболее убедительным доказательством значительности способностей человека является значительность его достижений в смысле их уровня и качества.

2.     Существенным показателем значительности способностей могут служить темпы, легкость усвоения и быстрота  продвижения в осваиваемой области знаний и деятельности.

3.     Еще более существенный показатель – это достигаемая в процессе обучения широта переноса и формирующаяся способность к самостоятельному продолжению освоения сведений в конкретной области знаний и деятельности.

4.     Показателем развития способностей может служить и время проявления способностей: раннее их проявление – при прочих равных условиях – служит одним из симптомов значительности дарований. Однако из того, что в раннем детстве способности не выявились сколько-нибудь значительно, нельзя делать отрицательного вывода относительно перспектив их дальнейшего развития.

      Нужно учитывать, что для того, чтобы судить об одаренности, необходимо оценивать результаты и быстроту  развития в соотношении с условиями развития. Умение добиться более высоких результатов при внешне затрудненных условиях, при наличии объективных препятствий к развитию тех или иных способностей свидетельствует об особенно больших способностях.

      Применительно к проблематике одаренности отмечают несколько основных направлений психодиагностических исследований. Первое непосредственно связано с задачей установления самого феномена одаренности. Используются различные методы, позволяющие установить количественные или качественные характеристики одаренности (ее вид, уровень, т.д.). Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, приводит к созданию специализированных методов выявления одаренности для представителей различных (нетипичных) групп населения: детей из сельской школы, национальных меньшинств, т.д.

      Второе направление решает задачу не только выявления, но и психологической помощи одаренному ребенку. В этом случае психодиагностика предполагает не только выяснение взаимоотношений ребенка со сверстниками, со взрослыми, наличие или отсутствие  различных форм дисбаланса в развитии психики ребенка (социального, эмоционального, моторного) и другие параметры.

      Специальную область составляют исследования, которые проводятся с целью получения новых теоретических  и экспериментальных данных о проблематике одаренности, установление новых закономерностей и взаимосвязей между параметрами, характеризующими одаренность,  и другими характеристиками самого субъекта, окружающей его среды, т.п.

      Дифференцируют следующие виды одаренности [20,стр.90].

1.     психомоторную – она тесно связана со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестезически-моторной и зрительно-моторной координацией;

2.     интеллектуальную – она связана с высоким уровнем интеллектуального развития; в рамках данного вида одаренности можно выделить более изученные математические способности (быстрое и широкое обобщение, тенденция мыслить свернутыми умозаключениями при наличии очень четко обоснованной канвы, большая подвижность мыслительных процессов, легкая переключаемость, стремление к ясности, простоте, рациональности, экономичности решения) и литературные способности (поэтическое восприятие, творческое воображение, образная память, эстетическое чувство, способности к овладению точным и выразительным литературным языком, чувство языка, его эмоциональность, т.д.);

3.     академическую – она определяется успешностью обучения и определяется с помощью тестов достижения в конкретных учебных дисциплинах;

4.     социальную – она рассматривается как сложное многоаспектное явление, исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми; для выявления такой одаренности используются многочисленные методы оценки социального развития (шкалы социальной зрелости, социальной компетенции, тесты на выявление лидерских способностей);

5.     духовную – она в большей степени, чем социальная, связана с высокими моральными качествами, альтруизмом и мало изучена на данный момент;

6.     творческую – она определяется в зависимости от теоретического конструкта, на котором базируется понимание творчества; в этой области можно выделить четыре основных направления (креативность как продукт, креативность как процесс, креативность как способность, креативность как черта личности в целом).

      Согласно существующему мнению, в отличие от интеллектуальной одаренности, проявляющейся в процессе решения задач на мышление, творческая одаренность проявляется в процессе решения задач на воображение (Туник Е.Е.). Как показывают многочисленные исследования, эти два вида одаренности – интеллектуальная и творческая – могут не совпадать. Высокий уровень умственного развития, как правило, характеризуется наличием как интеллектуальной, так и творческой одаренности, но они могут быть развиты у конкретного ребенка в разной степени.

      Уровень развития способностей не является фиксированным и меняется как спонтанно, так и в результате целенаправленных воздействий. В многочисленных экспериментах было показано, что путем варьирования инструкций, специальных внушающих воздействий, а также ряда других способов можно существенно повысить продуктивность интеллектуальной и творческой деятельности субъекта (О.К. Тихомиров, Э.Д. Телегина и др.).

     Одной из наиболее сложных задач в современной психологии является определение одаренности в детском возрасте. Дьяченко О.М. предлагает рассматривать успешно используемую в отечественной практике дошкольного обучения и воспитания детей модель, согласно которой под интеллектуальной одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизнедеятельности, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией и возможностью реализовать свои способности в деятельности (Венгер Л.А. и др.). Согласно этой концепции, умственно одаренный ребенок – это не тот ребенок, который быстро переходит к обучению по школьным программам, а тот, который обладает наиболее выраженными специфически дошкольными способностями и интересом к познавательной деятельности. Способный ребенок – это ребенок, в наиболее полной мере проживающий свой возраст, реализующий свои способности в специфически дошкольных видах деятельности. Под способностями при этом понимаются универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. В отличие от знаний, умений и навыков, способности имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни. Именно высокий уровень развития способностей позволяет одаренному ребенку быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, выделять существенные для ее решения отношения, находить пути решения через переструктурирование условий, создавать замыслы новых творческих продуктов [20,стр.92].

1.2.ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


      Различия между детьми в умственной сфере выступают не только по уровню, величине интеллекта, но и по его своеобразию. У незаурядных детей обычно обнаруживается многосторонность развития, указывающая на внутренние условия для общего умственного подъема. Вместе с тем на токам фоне заметно и избирательное отношение ребенка к разным видам занятий. Некоторые из привлекающих его дел и не надоедают; нередко возникает устойчивое пристрастие к определенным видам занятий.

      Характерной чертой незаурядных в умственном отношении детей является их необычайная познавательная активность – повышенная потребность в новых впечатлениях, тяга к умственному напряжению: в умственных усилиях нуждается их быстро развивающийся мозг. При этом ребенок начинает учитывать предполагаемые результаты своей активности, сосредотачивает силы для преодоления трудностей, уточняет свои действия. Умственная активность таких детей неразрывно связана с ее саморегуляцией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7