Влияние эмоциональных особенностей родителей на развитие умственных и творческих способностей детей ...
Одаренность - это своего
рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека
адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное
приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда
создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
Специальная одаренность
характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в
деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых
знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения
проблем.
В целом же можно представить
одаренность как систему, включающие следующие компоненты:
- анатомо-физиологические
задатки;
- сенсорно-перцептивные
блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
- интеллектуальные
и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые
проблемы;
- эмоционально-волевые
структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их
искусственное поддерживание;
- высокий
уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд
других.[26]
Исследования В. А. Моляко [30] также позволили ему выделить в системе творческого
потенциала следующие составляющие:
- задатки,
склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности,
предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;
- интересы,
их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование
познавательных интересов;
- любознательность,
стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;
- быстрота в
усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;
- склонность
к постоянным сравнениям, сопоставлениям. выработке эталонов для последующего
отбора;
- проявление
общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути
решения, адекватность действий;
- эмоциональная
окрашенность отдельных процессов. эмоциональное отношение, влияние чувств на
субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д. '
- настойчивость,
целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое
принятие решений;
- творческость
- умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене
вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств,
времени и т. п. ;
- интуитивизм
- склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;
- сравнительно
более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда,
ремесленным мастерством;
- способности
к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и новых специальных
проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций
и т. п. [37, стр.67]
Несколько по-другому, более
интегрально можно представить проявление одаренности через:
- доминирование
интересов и мотивов;
- эмоциональную
погруженность в деятельность;
- волю к
решению к успеху;
- общую и
эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности;
- понимание
сущности проблемы, задачи, ситуации;
- бессознательное,
интуитивное решение проблемы (внелогическое);
- стратегиальность
в ителлектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты);
- многовариантность
решений;
- быстроту
решений, оценок, прогнозов;
- искусство
находить, выбирать (изобретательность, находчивость).
Здесь существует
определенная иерархия связей, зависимостей, и эту совокупность можно
представить, имея в основе ту или иную фундаментальную позицию, несколько по
другому; исходя из предположений о шести основных параметрах, а именно:
- сфера
реализации одаренности и преимущественный ее тип;
- проявление
творчества;
- проявление
интеллекта;
- динамика
деятельности;
- уровни
достижений;
- эмоциональная
окраска.
По каждому из указанных
параметров можно выделить основные определяющие признаки. Выделим
основные типы творческой деятельности:
- научно-логический;
- технико-конструктивный;
- образно-художественный;
- вербально-поэтический;
- музыкально-двигательный;
- практико-технологический;
- ситуативный
(спонтанный, рассудительный).
Проявление творческого
поиска можно представить по следующим признакам:
- реконструктивное
творчество;
- комбинаторное
творчество;
- творчество
через аналогии.
Проявление интеллекта
представляется возможным фиксировать по:
- пониманию и
структурированию исходной информации;
- постановки
задачи;
- поиску и
конструированию решений;
- прогнозированию
решений (разработки замыслов решения), гипотез.
Динамику (скоростные
показатели) решений и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе
будут определять следующие основные типы:
- медленный;
- быстрый;
- сверхбыстрый.
Уровни достижений можно
определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим
достигнутым успехам, и здесь уместно выделить три условия:
- желание
превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);
- достичь
результата высшего класса;
- реализовать
сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.
В плане эмоционального
реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три типа:
- вдохновенный
(иногда эйфорический);
- уверенный;
- сомневающийся.
Таким образом, предлагаемая
структура довольно многообразно описывает различные типы одаренности, их
доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все
то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное
отношение и к различным видам специальной одаренности - научной, технической,
педагогической, художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением
определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику
творчества в конкретной сфере человеческой деятельности. [37, стр.90]
Сложность предмета состоит в
том, что современная психологическая наука аналитична. За задатками - анатомо-физиологическими
возможностями человека и способностями, отвечающими узкому кругу требований
конкретной деятельности не видно реального - действующего человека. В связи с
этим я хочу обратиться к работам В. В. Клименко. По его словам задатки
(чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов
односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается
необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию
и информацию как извне, так и из самого тела; кондуктором - проводником
воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не осуществляется -
просто сохраняется) превращение их в факт сознания [34, стр.220]
Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько
работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей
средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество
способностей зависит от организации учения и деятельности человека.
Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы,
которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у
всех остальных этот задаток - потенциальная нереализованная способность. Многие
люди страдают отсутствием звуковысотного слуха и т. д.
Таким образом, способности - процесс материализации
исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и
смыслов отраженного в предметные конструкции.
Как уже было сказано, под способностями понимается комплекс индивидуально-психологических
особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности,
формирующимся в ней и являющихся условием успешного ее осуществления. Таким
образом, способности – это сложное, интегральное психическое образование,
своеобразный синтез свойств (компонентов) личности [20,стр.87].
Одним из решающих условий успешного овладения той или иной
деятельностью является активное положительное отношение, интерес к ней, склонность
заниматься этой деятельностью. Весьма важным для оценки имеющихся способностей
является наличие ряда характерологических свойств – целеустремленности,
настойчивости, трудолюбия, организованности, сосредоточенности. Большую роль
играет в диагностике способностей выявление у личности так называемых
интеллектуальных чувств (чувство удовлетворения от напряженной умственной
деятельности, радость творчества, т.д.). Вместе с тем эти факторы принято
считать факторами второго порядка. К факторам первого порядка в развитии
способностей относят особенности психических процессов (ощущения, восприятия,
разнообразные специфические для определенных видов деятельности виды памяти и
мышления, т.д.).
В целом одаренность означает уровень способностей личности к
обучению и производительному труду и может быть определена только по ходу
учебной и трудовой деятельности. В связи с этим к числу наиболее общих
показателей одаренности Рубинштейн С.Л. и другие психологи относят следующие.
1.
Наиболее убедительным
доказательством значительности способностей человека является значительность
его достижений в смысле их уровня и качества.
2.
Существенным показателем
значительности способностей могут служить темпы, легкость усвоения и быстрота
продвижения в осваиваемой области знаний и деятельности.
3.
Еще более существенный
показатель – это достигаемая в процессе обучения широта переноса и
формирующаяся способность к самостоятельному продолжению освоения сведений в
конкретной области знаний и деятельности.
4.
Показателем развития
способностей может служить и время проявления способностей: раннее их
проявление – при прочих равных условиях – служит одним из симптомов
значительности дарований. Однако из того, что в раннем детстве способности не
выявились сколько-нибудь значительно, нельзя делать отрицательного вывода
относительно перспектив их дальнейшего развития.
Нужно учитывать, что для того, чтобы судить об одаренности,
необходимо оценивать результаты и быстроту развития в соотношении с условиями
развития. Умение добиться более высоких результатов при внешне затрудненных
условиях, при наличии объективных препятствий к развитию тех или иных
способностей свидетельствует об особенно больших способностях.
Применительно к проблематике одаренности отмечают несколько
основных направлений психодиагностических исследований. Первое непосредственно
связано с задачей установления самого феномена одаренности. Используются
различные методы, позволяющие установить количественные или качественные
характеристики одаренности (ее вид, уровень, т.д.). Признание роли социальных
условий, в которых развивается ребенок, приводит к созданию специализированных
методов выявления одаренности для представителей различных (нетипичных) групп
населения: детей из сельской школы, национальных меньшинств, т.д.
Второе направление решает задачу не только выявления, но и
психологической помощи одаренному ребенку. В этом случае психодиагностика
предполагает не только выяснение взаимоотношений ребенка со сверстниками, со
взрослыми, наличие или отсутствие различных форм дисбаланса в развитии психики
ребенка (социального, эмоционального, моторного) и другие параметры.
Специальную область составляют исследования, которые проводятся с
целью получения новых теоретических и экспериментальных данных о проблематике
одаренности, установление новых закономерностей и взаимосвязей между
параметрами, характеризующими одаренность, и другими характеристиками самого
субъекта, окружающей его среды, т.п.
Дифференцируют следующие виды одаренности [20,стр.90].
1.
психомоторную – она тесно
связана со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестезически-моторной и
зрительно-моторной координацией;
2.
интеллектуальную – она
связана с высоким уровнем интеллектуального развития; в рамках данного вида
одаренности можно выделить более изученные математические способности (быстрое
и широкое обобщение, тенденция мыслить свернутыми умозаключениями при наличии
очень четко обоснованной канвы, большая подвижность мыслительных процессов,
легкая переключаемость, стремление к ясности, простоте, рациональности,
экономичности решения) и литературные способности (поэтическое восприятие,
творческое воображение, образная память, эстетическое чувство, способности к
овладению точным и выразительным литературным языком, чувство языка, его
эмоциональность, т.д.);
3.
академическую – она
определяется успешностью обучения и определяется с помощью тестов достижения в
конкретных учебных дисциплинах;
4.
социальную – она
рассматривается как сложное многоаспектное явление, исключительная способность
устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми; для
выявления такой одаренности используются многочисленные методы оценки
социального развития (шкалы социальной зрелости, социальной компетенции, тесты
на выявление лидерских способностей);
5.
духовную – она в большей
степени, чем социальная, связана с высокими моральными качествами, альтруизмом
и мало изучена на данный момент;
6.
творческую – она
определяется в зависимости от теоретического конструкта, на котором базируется
понимание творчества; в этой области можно выделить четыре основных направления
(креативность как продукт, креативность как процесс, креативность как
способность, креативность как черта личности в целом).
Согласно существующему мнению, в отличие от интеллектуальной
одаренности, проявляющейся в процессе решения задач на мышление, творческая
одаренность проявляется в процессе решения задач на воображение (Туник Е.Е.).
Как показывают многочисленные исследования, эти два вида одаренности –
интеллектуальная и творческая – могут не совпадать. Высокий уровень умственного
развития, как правило, характеризуется наличием как интеллектуальной, так и
творческой одаренности, но они могут быть развиты у конкретного ребенка в
разной степени.
Уровень развития способностей не является фиксированным и
меняется как спонтанно, так и в результате целенаправленных воздействий. В
многочисленных экспериментах было показано, что путем варьирования инструкций,
специальных внушающих воздействий, а также ряда других способов можно
существенно повысить продуктивность интеллектуальной и творческой деятельности
субъекта (О.К. Тихомиров, Э.Д. Телегина и др.).
Одной из наиболее сложных задач в современной психологии является
определение одаренности в детском возрасте. Дьяченко О.М. предлагает
рассматривать успешно используемую в отечественной практике дошкольного
обучения и воспитания детей модель, согласно которой под интеллектуальной
одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка,
устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его
жизнедеятельности, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией и
возможностью реализовать свои способности в деятельности (Венгер Л.А. и др.). Согласно
этой концепции, умственно одаренный ребенок – это не тот ребенок, который
быстро переходит к обучению по школьным программам, а тот, который обладает
наиболее выраженными специфически дошкольными способностями и интересом к
познавательной деятельности. Способный ребенок – это ребенок, в наиболее полной
мере проживающий свой возраст, реализующий свои способности в специфически
дошкольных видах деятельности. Под способностями при этом понимаются
универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических
для дошкольника средств. В отличие от знаний, умений и навыков, способности
имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни. Именно высокий уровень
развития способностей позволяет одаренному ребенку быстро ориентироваться практически
в любой новой задаче, четко видеть ее условия, выделять существенные для ее
решения отношения, находить пути решения через переструктурирование условий,
создавать замыслы новых творческих продуктов [20,стр.92].
1.2.ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Различия между детьми в умственной сфере выступают не только по
уровню, величине интеллекта, но и по его своеобразию. У незаурядных детей
обычно обнаруживается многосторонность развития, указывающая на внутренние
условия для общего умственного подъема. Вместе с тем на токам фоне заметно и
избирательное отношение ребенка к разным видам занятий. Некоторые из
привлекающих его дел и не надоедают; нередко возникает устойчивое пристрастие к
определенным видам занятий.
Характерной чертой незаурядных в умственном отношении детей
является их необычайная познавательная активность – повышенная потребность в
новых впечатлениях, тяга к умственному напряжению: в умственных усилиях
нуждается их быстро развивающийся мозг. При этом ребенок начинает учитывать
предполагаемые результаты своей активности, сосредотачивает силы для
преодоления трудностей, уточняет свои действия. Умственная активность таких
детей неразрывно связана с ее саморегуляцией.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|