бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние дидактических игр на умственное совершенствование детей подготовительной к школе группе бесплатно рефераты

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

·                   Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

·                   В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

·                   Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.[27]

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

1.                 В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.[28]

2.                 Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.

3.                 Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели – это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников:

1.                 Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

2.                 Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером-сверстником.

3.                 Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры.[29]

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

·                   Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей.

·                   Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми я работаю, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающей направленности – все это привлекает мое внимание в данном типе игр.

Таким образом, на наш взгляд одним из средств умственного развития ребенка в период дошкольного возраста является дидактическая игра, в которой проявляются, формируются умственные способности ребенка – возможность управлять обстоятельствами, создаваемыми ходом игры. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного учения – ребенок учится играя. Особая роль дидактической игры в обучающем процессе дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Считаю, что дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и ее возможности можно использовать как для развития умственной деятельности, так и для формирования собственно игрового поведения в коллективе.

 

Глава 2. Определение влияния дидактических игр на умственное развитие детей подготовительной к школе группе

 

2.1 Процедура проведения исследования

умственный дидактическая игра воспитатель

В нашей работе участниками исследования стали дети подготовительной к школе группы, 6-7 лет в количестве 16 человек. Их них 10 девочек и 6 мальчиков. Исследовательской базой является детский сад общеразвивающего вида № 8 г. Комсомольск-на-Амуре.

Основной целью исследования является определение влияния дидактических игр на умственное развитие детей подготовительной к школе группе.

Исследование проводилось в 3 этапа в течение 2 месяцев:

1. диагностика умственного развития до проведения дидактических игр (в приложениях по 1 картинке);

2. проведение системы дидактических игр, способствующих умственному развитию детей в период дошкольного возраста (2 месяца);

3. диагностика умственного развития после проведения курса дидактических игр (в приложениях по 2 картинке).

Все диагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляются устно или в виде тестов на практические действия. Так как в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня умственного развития должны быть соответствующими.

Следует учитывать и время, которое потребуется для проведения испытаний. Для дошкольников рекомендуется отрезок времени на тестирование в пределах часа, учитывая и налаживание контакта с ребенком.

При проведении обследований дошкольников установление контакта между испытуемым и экспериментатором превращается в специальную задачу, от успешного решения которой будет зависеть надежность получаемых данных. Для налаживания контакта исследование проводилось в знакомой ребенку обстановке в присутствии близкого родственника, воспитателя. Были созданы необходимые условия, при которых ребенок не испытывал отрицательных эмоций от общения с незнакомым человеком (страха, неуверенности и т. д.), для чего работу с ребенком была начата с игры и лишь постепенно, незаметно для ребенка включать требуемые тестом задания.

Особое значение имеет осуществление постоянного наблюдения за поведением ребенка во время обследования – его функциональным и эмоциональным состоянием, проявлениями интереса или безразличия к предлагаемой деятельности и т. д. Эти наблюдения могут дать ценный материал для суждения об уровне развития ребенка, сформированности его познавательной и мотивационной сфер. Многое в поведении ребенка могут объяснить и пояснения матери, воспитателя, поэтому важно организовать сотрудничество всех трех сторон в процессе интерпретации результатов обследования ребенка.

Соответственно мною были выбраны следующие методики-задания: «нелепицы», нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор, задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация), простейшие умозаключения, задания на нахождение закономерностей, задания на установление логических связей.

Методика «Нелепицы». Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Для организации обследования заранее готовится картинка (Приложение 1).

Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь: стимулирующая, направляющая, обучающая.

Оценка выполнения задания. При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания картинки;

г) характер словесных высказываний.

1-й уровень – ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: «Тут все перепутано», «Путаница какая-то». Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.

2-й уровень ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов.

3-й уровень оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.

4-й уровень дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь «не берет». Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

Методика «нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор». Суть данной методики заключается в подборе недостающей части рисунка к исходному образцу (Приложение 2).

Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация). Ребятам предлагаются картинки, среди которых нужно выделить предметы объединенных общим признаком (Приложение 3).

Задания на нахождение закономерностей. Предполагает продолжить ряд из имеющихся животных (Приложение 4).

Методика простейшие умозаключения определяет запас знаний ребенка, эрудицию (Приложение 5).

Задания на установление логических связей. При помощи картинок определить последовательность действий (Приложение 6).

После проведения диагностики умственного развития при помощи выше указанных методик, в группе прошел курс дидактических игр. Все дидактические игры направлены на развитие мышления и речи детей, они формируют разные стороны этого процесса. От объекта к слову и от слова к объекту – два взаимосвязанных подхода, которые использовались при разработке системы игр.

Первая группа игр – это игры, формирующие умение вы делять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-загадок («Отгадай-ка», «Магазин», «Где находится Петя?», «Радио»). В этой группе игр следует особенно сказать об играх, направленных на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, доказательности речи, что способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

Вторая группа – игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Домино», «Найди пару»).

Третья группа – игры, требующие от детей умения отличать реальные явления от нереальных, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения, понимать юмор («Кто больше заметит и объяснит небылиц?»).

Четвертая группа – игры, воспитывающие умение владеть собой, внимание, находчивость, сообразительность («Фанты»).

Дети дошкольного возраста могут не только действовать с готовыми моделями, но и самостоятельно строить их (Л.А. Венгер и др.). Моделирующий характер игровой и продуктивной деятельности позволяет не только опосредованно изучать окружающую действительность, но и развивать умственные способности.

В связи с этим мы предлагаем игры с моделями, содержание которых включает все необходимые условия для интеллектуального развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. Игры с моделями предполагают построение моделей, конструирование и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-ролевой игре «Город Строителей» (Приложение 7).

«Узнай элементы узора». Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи (Приложение 8).

«Домино». Дидактическая задача. Закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи (Приложение 9).

«Найди пару». Дидактическая задача, как и у игры «Домино» (Приложение 10).

«Где был Петя?». Дидактическая задача активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труди (Приложение 11).

«Магазин Игрушек». Дидактическая задача. Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию (Приложение 12).

«Радио». Дидактическая задача. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей (Приложение 13).

«Кто больше заметит и объяснит небылиц?» Дидактическая задача – развитие внимания (Приложение 14).

«Фанты». Ребенок-водящий должен проявлять находчивость в подборе вопросов, чтобы заставить партнера ошибиться и сказать запретное слово, рассмешить его. В течение всей игры участникам необходимо помнить запретные слова, вовремя заменять их другими, не рассмеяться, если получится смешное сочетание слов. Она увлекательна, полна разных выдумок и находок самих детей.

Наибольший интерес у ребят вызвали следующие дидактические игры.

«Что катится?» Эта игра познакомит ребенка с формами предметов. Организуйте веселую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурками, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребенку будет все равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймет, что выигрывает тот, кто выбирает шарик. Спросите ребенка, почему он выбирает шарик, и сделайте совместный вывод, что шарик катится потому, что он круглый.

«Сравни предметы». Перед ребенком ставятся две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть лапки, глазки, ушки; а отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый, мишка – большой, а зайка – маленький.

Можно усложнить задачу: поставить рядом две игрушки, более похожие друг на друга, например, две машинки или два мячика. Цель подобных занятий – развить у детей внимание и выработать способность ребенка фиксировать его на одном предмете.

«Запомни картинки». Для этой игры необходимо заранее приготовить 10-12 картинок, на каждой картинке должен быть изображен какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с ребенком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним назовет картинку, о которой еще не упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребенка.

«Почини игрушку». Подберите для этой игры простую игрушку с несложным механизмом, например, машинку, и предоставьте ребенку несколько дней поиграть с ней, так, чтобы в процессе игры ребенок как можно лучше ознакомился с ее механизмом. Затем незаметно, чтобы малыш не видел, на колесо машинки наденьте резинку так, чтобы колесо не крутилось. Теперь, для того чтобы машинка ехала, необходимо прикладывать гораздо больше усилий. Цель игры заключается в том, чтобы ребенок сам заметил неисправность и устранил ее причину. Если ребенок старше четырех лет, количество неисправностей можно увеличивать, причем каждая новая неисправность добавляется после того, как ребенок разобрался с предыдущей. Эта игра способна в значительной степени развить мышление и воображение ребенка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5