бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Ведущая деятельность в раннем возрасте бесплатно рефераты

Не фикси­руется

0

1

2

3

0

 1

2

3



Ориентация на оценку взрослого

0

1

2

3

0

 1

2

3

0

 1

 2

 3



Речевое сопрово­ждение деятель­ности

0

1

2

0

1

2

0

 1

 2


Протокол регистрации параметров предметной деятельности

у детей от 2,5 до 3 лет

Фамилия, имя ребенка......... Возраст ….Дата обследования


Параметры

ПД




Показатели параметров




Ситуации

«Знакомые предметы»

«Не­знако­мый пред­мет»



«Действия по образцу»

Индиви­дуальная деятель­ность

Совмест­ная дея­тель­ность

Проба 1

Проба 2

Виды действий

Ориентировоч­ные и  манипулятивные   дей­ствия

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2



Культурно-фиксированные действия

0

 1

2

0

1

2

Не фик­сиру­ются

0

1

 2

0

1

2

Позна­вательная активность

Эмоциональ­ная    вовлеченность

в    деятельность

0

 1

 2

0

1

2

0

1

2

0

1

 2

0

 1

 2



Настойчивость

Не фик­сируется

Не фик­сируется

0

1

 2

0

1

 2

0

1

2



Стремление    к самостоятель­ности

Не фик­сируется

Не фик­сируется

0

1

2

 3

0

 1

2

3

0

 1

2

3

Включен­ность в общение со взрос­лым

Стремление воспроизво­дить     образец действия

Не фик­сируется

0

1

 2

3

0

1

2

3

0

 1

2

 3

Не фик­сирует­ся



Ориентация  на оценку    взрос­лого

0

 1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

 3



Речевое       со­провождение деятельности

0

1

 2

0

 1

2

0

1

 2

0

1

 2

0

1

2

Целе­направ­ленность


Не фик­сируется

Не фик­сируется

0

1

2

0

 1

2

0

 1

2

Примеча­ния


               Шкалы оценки параметров на третьем году жизни


Параметры

Показатели параметров

Критерии оценки показателей

Баллы

Виды

действии с

предметами

Ориентировочно-

исследовательские и манипулятивные действия


Отсутствуют

ребенок игнорирует предметы

Использует редко:

ребенок     некоторое     время смотрит на предмет, трогает, затем   оставляет,   переводит взгляд, не пытается выяснить назначение предмета или совершить   с   ним    какое-либо действие

Использует часто

ребенок    активно    обследует

предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним


0


1







2

Культурно-фиксированные

действия

Отсутствуют

ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением

Используются редко

ребенок совершает одно - два

действия данного вида, пред-

почитает        манипулятивные

действия

Используются часто

ребенок     совершает     много

различных культурно-фиксированных действий

0




1





2


Познавательная

активность

Эмоциональная  вовлеченность в деятельность

Отсутствует

ребенок не обращает внимания на предметы или безразлично   смотрит на них,   не предпринимает  никаких  действий с ними, выражает недовольство, отталкивает,  разбрасывает предметы


Слабая

ребенок эпизодически проявляет   интерес   к   предметам часто отвлекается, проявляет интерес или положительные эмоции,   но действует с опаской или робко


Высокая

ребенок проявляет выражен­ный интерес к предметам, полностью поглощен дея­тельностью, действует сосре­доточенно, длительно сохра­няет интерес, выражает яркие положительные эмоции


0








1


Настойчивость в деятельности











Стремление к самостоятельности

Отсутствует

ребенок не проявляет настой­чивости, после первой же не­удачи прекращает деятель­ность

Слабовыраженная

 ребенок  совершает   2-3   по­пытки решить задачу и теряет интерес к ней

Ярко выраженная

 ребенок совершает  много­кратные попытки решения за­дачи

Отсутствует

ребенок не стремится дейст­вовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью к взрослому или пассивно ожи­дает помощи

Слабое

ребенок пытается действо­вать самостоятельно но по­сле первой же неудачи обра­щается ко взрослому

Среднее

ребенок не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо обращается за помо­щью, но тут же отказывается от нее. пытаясь действовать самостоятельно

Выраженное

ребенок не обращается за помощью и отказывается от помощи,              предложенной взрослым, предпочитает дей­ствовать самостоятельно

0




1




2




0





1




2







3

 


Включенность ПД в общение с

взрослым


Стремление     воспроизводить образец действия

Отсутствует

ребенок  игнорирует  образец

правильного  действия, пред    почитает     действовать     по-

своему

Слабое

ребенок делает попытку воспроизвести образец,   но в целом действует по-своему

Среднее

ребенок делает несколько попыток воспроизвести образец, но   не   доводит   правильное действие до конца

Сильное

ребенок не прекращает попыток,   пока   не   воспроизведет образец


0





1




2





3


Ориентация     на     оценку

взрослого

Отсутствует

ребенок не ориентируется на

оценку взрослого

Слабая выраженность

ребенок радуется  поощрениям и огорчается в ответ на порицание  взрослого,   но   не корректирует    действий    под влиянием оценки

Средняя выраженность

ребенок ищет оценку взросло-

го, но не всегда учитывает ее

в своих действиях

Высокая выраженность

ребенок настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает ее в своих действиях

0



1





2




3


Речевое сопровождение

деятельности

Отсутствует

0


ребенок не сопровождает действия речью

Слабое

ребенок редко пользуется речью

Выраженное

ребенок     активно     пользуется

речью



1


2

Целенаправленность


Отсутствует

ребенок не стремится достигнуть правильного результата

Слабовыраженная

ребенок   предпринимает   попытки   достичь    правильного

результата,   но быстро теряет цель

Ярко выраженная

ребенок упорно пытается добиться правильного результата,  варьируя  способы действия

О



1




2


Анализ результатов и составление заключения


Высокий уровень развития ПД


При высоком уровне развития ПД показатели всех параметров в боль­шинстве проб имеют высокие баллы.

Некоторые показатели следует отнести к высокому уровню, учитывая воз­раст детей. К ним причисляют «Речевое сопровождение деятельности» и «Стремление к самостоятельности». Для малышей от 2 до 2,5 года эти пока­затели должны оцениваться не ниже, чем 1 балл, для детей старше 2,5 лет -не ниже, чем 2 балла.

Так, при оценке показателя «Речевое сопровождение деятельности» сле­дует иметь в виду, что для ребенка до 2,5 года достаточно, если он называет предметы или комментирует лишь отдельные действия, а для более старшего ребенка, имеющего высокий уровень развития ПД, характерны развернутые речевые высказывания.


Средний уровень развития ПД


Уровень развития ПД оценивается как средний в двух случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения, во-вторых, когда выраженность показателей существенно различается. При высоком значении одних показателей остальные имеют низкое значение. На­пример, у ребенка может быть хорошо развита операционально-техническая сторона деятельности, но при этом слабо выражена познавательная актив­ность. Или ребенок может разнообразно действовать с игрушками, владеть культурными способами обращения с предметами, испытывать интерес к ним, но не сопровождать свои действия речью или не проявлять настойчивости и самостоятельности в проблемных ситуациях.

Низкий уровень развития ПД


Низкий уровень развития ПД отмечается, если большинство показателей параметров получают оценку «О баллов».

Ребенок с низким уровнем ПД проявляет слабый интерес к предметам, часто отвлекается, недостаточно владеет культурно-фиксированными дейст­виями, совершает однообразные манипуляции, игнорирует образцы действий, предложенные взрослым, равнодушен к его оценке. Естественно, что при этом у него отсутствуют настойчивость и стремление к самостоятельности в дея­тельности с предметами.


Высокий уровень развития ПД характерен для нормального хода психиче­ского развития ребенка. Средний и низкий свидетельствуют о наличии про­блем, которые могут быть связаны как с условиями воспитания ребенка, так и с состоянием его здоровья. При этом низкий уровень ПД указывает на за­держку в психическом развитии и требует особого внимания родителей, педа­гогов и психологов. При необходимости следует обратиться за консультацией к специалистам-медикам.

Проанализировав данные диагностического обследования, психолог со­ставляет заключение об уровне развития у ребенка предметной деятельности.


Заключение об уровне развития предметной деятельности

у ребенка  на третьем году жизни

Фамилия, имя ребенка...........Возраст . . …………. .Дата обследования……………


Виды действий с предметами

Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные (отсутствуют, использу­ются редко, используются часто)


Культурно-фиксированные (отсутствуют, используются редко, используются часто)


Познавательная активность

Эмоциональная вовлеченность (отсутствует, слабая, высокая)


Настойчивость в деятельности (отсутствует, слабовыраженная, ярко выраженная)


Стремление к самостоятельности в деятельности (отсутствует, низкое, среднее, выраженное)


Включенность ПД в общение с взрослым

Стремление воспроизводить образец действия (отсутствует, слабое, среднее,

сильное)


Ориентация на оценку взрослого (отсутствует, слабовыраженная, средневыраженная, ярко выраженная)


Речевое сопровождение деятельности (отсутствует, слабое, выраженное)


Целенаправленность у детей старше 2,5 года (отсутствует, слабовыраженная ярко выраженная)


Заключение (указать уровень развития ПД, дать качественную характеристику)


Рекомендации


Литература:


1.                  В.С.Мухина Детская психология М.: Просвещение, 1985

2.                  Л.А. Венгер, В.С. Мухина Психология.М.: Просвещение,1988

3.                  Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология.М.,1993

4.                  Смирнова Е.О. Детская психология М., 2003

5.                  Смирнова Е. О.и др. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. М.,2003



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


 © 2010 Все права защищены.