|
|
Меню
|
|
Ведущая деятельность в раннем возрасте
|
Не
фиксируется
|
0
1
2
3
|
0
1
2
3
|
|
Ориентация
на оценку взрослого
|
0
1
2
3
|
0
1
2
3
|
0
1
2
3
|
|
Речевое
сопровождение деятельности
|
0
1
2
|
0
1
2
|
0
1
2
|
Протокол регистрации параметров предметной деятельности
у детей от 2,5 до 3 лет
Фамилия, имя ребенка......... Возраст ….Дата обследования
|
Параметры
ПД
|
Показатели
параметров
|
Ситуации
|
|
«Знакомые
предметы»
|
«Незнакомый
предмет»
|
«Действия
по образцу»
|
|
Индивидуальная
деятельность
|
Совместная
деятельность
|
Проба
1
|
Проба
2
|
|
Виды
действий
|
Ориентировочные
и манипулятивные действия
|
0
1
2
|
0
1
2
|
0
1
2
|
0
1
2
|
0
1
2
|
|
|
Культурно-фиксированные
действия
|
0
1
2
|
0
1
2
|
Не фиксируются
|
0
1
2
|
0
1
2
|
|
Познавательная
активность
|
Эмоциональная
вовлеченность
в
деятельность
|
0
1
2
|
0
1
2
|
0
1
2
|
0
1
2
|
0
1
2
|
|
|
Настойчивость
|
Не
фиксируется
|
Не
фиксируется
|
0
1
2
|
0
1
2
|
0
1
2
|
|
|
Стремление
к самостоятельности
|
Не
фиксируется
|
Не фиксируется
|
0
1
2
3
|
0
1
2
3
|
0
1
2
3
|
|
Включенность
в общение со взрослым
|
Стремление
воспроизводить образец действия
|
Не
фиксируется
|
0
1
2
3
|
0
1
2
3
|
0
1
2
3
|
Не
фиксируется
|
|
|
Ориентация
на оценку взрослого
|
0
1
2
3
|
0
1
2
3
|
0
1
2
3
|
0
1
2
3
|
0
1
2
3
|
|
|
Речевое
сопровождение деятельности
|
0
1
2
|
0
1
2
|
0
1
2
|
0
1
2
|
0
1
2
|
|
Целенаправленность
|
|
Не
фиксируется
|
Не
фиксируется
|
0
1
2
|
0
1
2
|
0
1
2
|
|
Примечания
|
|
|
Шкалы оценки параметров на третьем году
жизни
|
|
Параметры
|
Показатели
параметров
|
Критерии
оценки показателей
|
Баллы
|
|
Виды
действии
с
предметами
|
Ориентировочно-
исследовательские
и манипулятивные действия
|
Отсутствуют
ребенок
игнорирует предметы
Использует
редко:
ребенок
некоторое время смотрит на предмет, трогает, затем оставляет,
переводит взгляд, не пытается выяснить назначение предмета или совершить
с ним какое-либо действие
Использует
часто
ребенок
активно обследует
предмет,
совершает разнообразные манипуляции с ним
|
0
1
2
|
|
Культурно-фиксированные
действия
|
Отсутствуют
ребенок
не действует с предметами в соответствии с их назначением
Используются
редко
ребенок
совершает одно - два
действия
данного вида, пред-
почитает
манипулятивные
действия
Используются
часто
ребенок
совершает много
различных
культурно-фиксированных действий
|
0
1
2
|
|
|
|
Познавательная
активность
|
Эмоциональная
вовлеченность в деятельность
|
Отсутствует
ребенок
не обращает внимания на предметы или безразлично смотрит на них, не
предпринимает никаких действий с ними, выражает недовольство, отталкивает,
разбрасывает предметы
Слабая
ребенок
эпизодически проявляет интерес к предметам часто отвлекается, проявляет
интерес или положительные эмоции, но действует с опаской или робко
Высокая
ребенок
проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью,
действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес, выражает яркие
положительные эмоции
|
0
1
|
|
|
Настойчивость
в деятельности
Стремление
к самостоятельности
|
Отсутствует
ребенок
не проявляет настойчивости, после первой же неудачи прекращает деятельность
Слабовыраженная
ребенок
совершает 2-3 попытки решить задачу и теряет интерес к ней
Ярко
выраженная
ребенок
совершает многократные попытки решения задачи
Отсутствует
ребенок
не стремится действовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью к
взрослому или пассивно ожидает помощи
Слабое
ребенок
пытается действовать самостоятельно но после первой же неудачи обращается
ко взрослому
Среднее
ребенок
не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо
обращается за помощью, но тут же отказывается от нее. пытаясь действовать
самостоятельно
Выраженное
ребенок
не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной
взрослым, предпочитает действовать самостоятельно
|
0
1
2
0
1
2
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Включенность
ПД в общение с
взрослым
|
Стремление
воспроизводить образец действия
|
Отсутствует
ребенок
игнорирует образец
правильного
действия, пред почитает действовать по-
своему
Слабое
ребенок
делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему
Среднее
ребенок
делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит
правильное действие до конца
Сильное
ребенок
не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец
|
0
1
2
3
|
|
Ориентация
на оценку
взрослого
|
Отсутствует
ребенок
не ориентируется на
оценку
взрослого
Слабая
выраженность
ребенок
радуется поощрениям и огорчается в ответ на порицание взрослого, но не
корректирует действий под влиянием оценки
Средняя
выраженность
ребенок
ищет оценку взросло-
го,
но не всегда учитывает ее
в
своих действиях
Высокая
выраженность
ребенок
настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает ее в своих действиях
|
0
1
2
3
|
|
Речевое
сопровождение
деятельности
|
Отсутствует
|
0
|
|
ребенок
не сопровождает действия речью
Слабое
ребенок
редко пользуется речью
Выраженное
ребенок активно пользуется
речью
|
1
2
|
Целенаправленность
|
|
Отсутствует
ребенок
не стремится достигнуть правильного результата
Слабовыраженная
ребенок
предпринимает попытки достичь правильного
результата,
но быстро теряет цель
Ярко
выраженная
ребенок
упорно пытается добиться правильного результата, варьируя способы действия
|
О
1
2
|
Анализ результатов и составление заключения
Высокий уровень развития ПД
При высоком уровне развития ПД показатели всех параметров в большинстве
проб имеют высокие баллы.
Некоторые показатели следует отнести к высокому уровню, учитывая
возраст детей. К ним причисляют «Речевое сопровождение деятельности» и
«Стремление к самостоятельности». Для малышей от 2 до 2,5 года эти показатели
должны оцениваться не ниже, чем 1 балл, для детей старше 2,5 лет -не ниже, чем
2 балла.
Так, при оценке показателя «Речевое сопровождение деятельности»
следует иметь в виду, что для ребенка до 2,5 года достаточно, если он называет
предметы или комментирует лишь отдельные действия, а для более старшего
ребенка, имеющего высокий уровень развития ПД, характерны развернутые речевые
высказывания.
Средний уровень развития ПД
Уровень развития ПД оценивается как средний в двух случаях:
во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние
значения, во-вторых, когда выраженность показателей существенно различается.
При высоком значении одних показателей остальные имеют низкое значение. Например,
у ребенка может быть хорошо развита операционально-техническая сторона
деятельности, но при этом слабо выражена познавательная активность. Или
ребенок может разнообразно действовать с игрушками, владеть культурными
способами обращения с предметами, испытывать интерес к ним, но не сопровождать
свои действия речью или не проявлять настойчивости и самостоятельности в
проблемных ситуациях.
Низкий уровень развития ПД
Низкий уровень развития ПД отмечается, если большинство
показателей параметров получают оценку «О баллов».
Ребенок с низким уровнем ПД проявляет слабый интерес к предметам,
часто отвлекается, недостаточно владеет культурно-фиксированными действиями,
совершает однообразные манипуляции, игнорирует образцы действий, предложенные
взрослым, равнодушен к его оценке. Естественно, что при этом у него отсутствуют
настойчивость и стремление к самостоятельности в деятельности с предметами.
Высокий уровень развития ПД характерен для нормального хода
психического развития ребенка. Средний и низкий свидетельствуют о наличии проблем,
которые могут быть связаны как с условиями воспитания ребенка, так и с
состоянием его здоровья. При этом низкий уровень ПД указывает на задержку в
психическом развитии и требует особого внимания родителей, педагогов и
психологов. При необходимости следует обратиться за консультацией к
специалистам-медикам.
Проанализировав данные диагностического обследования, психолог составляет
заключение об уровне развития у ребенка предметной деятельности.
Заключение об уровне развития предметной деятельности
у ребенка на третьем году жизни
Фамилия, имя ребенка...........Возраст . . …………. .Дата обследования……………
Виды действий с предметами
Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные (отсутствуют,
используются редко, используются часто)
Культурно-фиксированные (отсутствуют, используются редко,
используются часто)
Познавательная активность
Эмоциональная вовлеченность (отсутствует, слабая, высокая)
Настойчивость в деятельности (отсутствует, слабовыраженная, ярко
выраженная)
Стремление к самостоятельности в деятельности (отсутствует,
низкое, среднее, выраженное)
Включенность ПД в общение с взрослым
Стремление воспроизводить образец действия (отсутствует, слабое,
среднее,
сильное)
Ориентация на оценку взрослого (отсутствует, слабовыраженная,
средневыраженная, ярко выраженная)
Речевое сопровождение деятельности (отсутствует, слабое,
выраженное)
Целенаправленность у детей старше 2,5 года
(отсутствует, слабовыраженная ярко выраженная)
Заключение (указать уровень развития ПД, дать качественную
характеристику)
Рекомендации
Литература:
1.
В.С.Мухина Детская психология М.: Просвещение, 1985
2.
Л.А. Венгер, В.С. Мухина Психология.М.: Просвещение,1988
3.
Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология.М.,1993
4.
Смирнова Е.О. Детская психология М., 2003
5.
Смирнова Е. О.и др. Диагностика психического развития детей от
рождения до 3-х лет. М.,2003
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|