Ведущая деятельность в раннем возрасте
Чаще
всего ребенок предпочитает воспроизводить четко выраженные каракули. Сюда
относятся прямые короткие линии (горизонтальные или вертикальные), точки,
галочки, спиралеобразные линии. На этой стадии линии, проводимые ребенком, еще ничего
не изображают, поэтому она называется до изобразительной. Переход ребенка от до
изобразительной стадии к изображению включает две вполне четко различающиеся
фазы: вначале возникает узнавание предмета в случайном сочетании линий, затем—намеренное
изображение.
Конечно, взрослые пытаются руководить рисованием
ребенка, показывают ему, как рисовать мячик, солнышко, когда он черкает по
бумаге, спрашивают, что он нарисовал. Но до известного момента ребенок таких
указаний и вопросов не принимает. Он чертит каракули, и остается этим доволен.
Перелом наступает тогда, когда ребенок начинает связывать некоторые из
каракулей с тем или иным предметом, называет их палкой, дядей и т. д. Возможность
появления в каракулях изображения предмета так привлекательна, что ребенок
начинает напряженно ждать этого момента, энергично нанося штрихи. Он узнает
предмет в таких сочетаниях линий, которые имеют с ним лишь отдаленное сходство,
и увлекается настолько, что часто в одной каракуле усматривает два предмета
(«Окно... нет, это комод»; или: «Дяденька, нет — барабан... Дяденька играет в
барабан»).
Намеренное изображение предмета возникает,
однако, не сразу. Постепенно ребенок переходит от называния уже нарисованной
каракули к словесному формулированию того, что он собирается изобразить. Словесное
формулирование намерения является началом изобразительной деятельности ребенка.
(1;88)
Когда ребенок раннего возраста высказывает
намерение что-нибудь изобразить («Нарисую дядю... солнышко... зайчика»), он
имеет в виду знакомый ему графический образ — сочетание линий, которое в его
прошлом опыте обозначалось как тот или иной предмет. Графическим образом многих
предметов становится замкнутая закругленная линия. Так, например, кругоподобные
кривые, которыми двухлетняя девочка в изобилии покрывала бумагу, обозначая их
«тетя», «дядя», «шарик» и т. д., ничем по существу одна от другой не
отличались. Однако ребенок приходит к пониманию того, что одно лишь обозначение
предмета без сходства с ним не может удовлетворять окружающих людей. Это
перестает удовлетворять и самого художника, так как он быстро забывает, что он
изобразил. Ребенок начинает применять доступные ему графические образы только
для изображения тех предметов, которые имеют некоторое сходство с этими
графическими образами. В то же время он пытается искать новые графические
образы. Предметы, для которых у ребенка графических образов нет (т. е. нет
представления о том, как они могут изображаться), он не только не рисует сам,
но и отказывается рисовать по просьбе взрослых. Так, один мальчик категорически
отказывался рисовать дом, человечка и птичку, но сам охотно предлагал: «Давай я
лучше нарисую, как пишут. Хочешь, я нарисую лесенку?» (1; 88)
В этот период резко ограничивается
круг изображаемых предметов. Ребенок начинает рисовать один или несколько
объектов, так что само рисование становится для него
Первое изображение человека
деятельностью по
изображению этих объектов и соответственно иногда приобретает даже
особое название, например «делать человечка». Происхождение графических
образов, которые употребляет ребенок, может быть разным. Некоторые из них
он находит сам в процессе черкания, другие являются результатом
подражания, копирования рисунков, предлагаемых в виде образцов взрослыми, но
значительно упрощенных. К последним относится типичное для детей изображение
человечка в виде «головонога» — кружочка с точками
и черточками внутри, изображающего голову, и двух отходящих от него линий,
изображающих туловище и ноги (рис. 5). Пока запас графических образов у ребенка
очень мал, в его рисовании выступает сочетание намеренного изображения предмета,
для которого уже имеется такой образ (например, человек в виде «головонога»), и
узнавания в случайно нанесенных штрихах знакомых предметов, графические образы
которых еще отсутствуют.
2,11,4. Кирилл увлекся игрой с красками. Мажет
бумагу и выжидающе смотрит на результат: «О! Тлава (трава). Сейчас по ней
пойдет Кила». Рисует головонога. Ставит красочные точки по всему полю листа
бумаги: «Это будут птички! Сейчас еще что-нибудь получится!» (Из дневника В. С.
Мухиной.)
Реализация сколько-нибудь сложного
графического образа связана для ребенка с немалыми усилиями. Определение цели,
ее исполнение, контроль за собственными действиями — трудная задача для
ребенка. Он утомляется и отказывается продолжать начатое изображение: «Я устал.
Не хочу больше». Но стремление ребенка к изображению предметов и явлений
внешнего мира так велико, что все трудности постепенно преодолеваются. Правда,
бывают случаи, когда у нормальных, здоровых детей по тем или иным причинам
графические образы не складываются. Такие дети, несмотря на достаточно развитое
восприятие и мышление, оказываются неспособными к намеренному построению
изображения. Так, один мальчик всякий раз, приступая к рисованию, говорил:
«Сейчас посмотрим, что получится» — и начинал наносить на бумагу разнообразные
линии, внимательно рассматривая их при этом. В какой-то момент получившееся
сочетание линий вызывало у него определенный образ, и он давал рисунку
название, а затем дополнял этот рисунок. В некоторых своих каракулях ребенок
так и не мог увидеть образа и с огорчением констатировал: «Ничего не
получилось». (Подобное рисование продолжалось вплоть до пяти лет, пока мальчик
не пошел в детский сад.)
Описанный случай не является исключением. При
отсутствии руководства со стороны взрослых многие дети надолго задерживаются
на стадии узнавания каракуль, доводя эту стадию до своеобразного совершенства.
Они научаются создавать очень сложные сочетания линий, причем каждый новый
листок бумаги покрывается оригинальным сочетанием, так как ребенок в поисках
образа старательно избегает повторений. (1; 90)
Для формирования собственно изобразительной
деятельности недостаточно лишь отработки «техники» нанесения линий и обогащения
восприятия и представлений. Необходимо формирование графических образов, что
возможно при систематическом влиянии взрослого.
II. Практическая часть.
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Смирнова Е. О.и др. Диагностика психического развития детей от
рождения до 3-х лет. М.,2003
Параметры и показатели предметной деятельности
При диагностике предметной деятельности у детей третьего года
жизни основными параметрами выступают следующие: операционально-техническая
сторона деятельности (виды действий с предметами), познавательная активность и
включенность в общение с взрослым. Поскольку характерной чертой предметной
деятельности детей в конце раннего возраста становится ее целенаправленность,
этот параметр добавляется к перечисленным выше при диагностике детей старше
2,5 года.
Охарактеризуем параметры и показатели предметной деятельности на
данном возрастном этапе.
Виды действий с предметами. Показателями
данного параметра выступают:
- ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия;
- культурно-фиксированные действия.
Эти показатели отражают уровень овладения ребенком предметной деятельностью,
наличие у него представлений о назначении окружающих предметов и умения ими
пользоваться.
Познавательная активность.
Показателями данного параметра являются:
- эмоциональная вовлеченность в деятельность. Этот показатель
отражает степень интереса ребенка к предметам, действиям с ними, к задаче,
предложенной взрослым. Он характеризует мотивационно-потребностную сторону
деятельности;
- настойчивость в деятельности. Данный показатель
характеризует желание и способность ребенка преодолеть трудности, возникшие
при выполнении предметного действия, найти необходимый способ решения
предметной задачи, в том числе с помощью взрослого;
- стремление к самостоятельности в деятельности. Этот показатель
отражает особое отношение ребенка к самостоятельному действию, выявляет его
желание быть независимым от взрослого.
Включенность в общение с взрослым.
Показатели данного параметра:
- стремление воспроизводить образец действия. Данный показатель
отражает меру освоения ребенком предметной деятельности с точки зрения
достижения правильного результата, образец которого задает взрослый,
- ориентация на оценку взрослого. Этот показатель
свидетельствует о важности для ребенка оценки его действий взрослым и о
способности использовать эту оценку для достижения результата;
- речевое сопровождение деятельности. Данный показатель
показывает умение ребенка с помощью вербальных средств получить одобрение,
помощь взрослого, разделить с ним впечатление от совместной деятельности.
Целенаправленность в предметной деятельности.
Этот параметр отражает способность ребенка самостоятельно
удерживать цель деятельности и его стремление к получению правильного
результата предметной деятельности. Он характеризует уровень развития
предметной деятельности ребенка в конце раннего возраста.
Описание диагностических ситуаций
Ситуация 1. «Знакомые предметы».
Цель: выявление уровня развития операциональной стороны
предметной деятельности.
Организация предметной среды. На столик выкладывают три
разных предмета, хорошо известных ребенку по повседневной жизни: расческу, наручные
часы, щетку для чистки одежды. В случае необходимости набор предметов можно
менять, помня, однако, что это должны быть хорошо известные ребенку, но
неигровые предметы.
Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок сидит за
столиком, взрослый располагается рядом с ребенком и выкладывает на столик
предметы. Он говорит ребенку: «Посмотри, что здесь лежит». Ответом могут быть
различные варианты поведения ребенка. Например, он сразу называет предметы,
показывает, как с ними следует обращаться. Взрослый хвалит ребенка и фиксирует
соответствующие данные в протоколе.
Если ребенок не называет предметы, не действует с ними либо совершает
неспецифические или игровые действия (тянет в рот часы, баюкает расческу,
возит щетку по полу как машинку), взрослый указывает ему на расческу (щетку,
часы) и спрашивает. «А ты знаешь, что это такое?» Если ребенок не отвечает,
взрослый называет предмет, а затем просит сказать и показать, что с ним делают.
Например: «Что нужно делать расческой? Покажи, как волосики причесывают». В
случае, когда ребенок не откликается на просьбу взрослого, взрослый сам
показывает образец действия и просит повторить его. После выполнения
правильного действия взрослый хвалит малыша: «Правильно, молодец!»
Поведение ребенка регистрируется в протоколе. Параметры предметной
деятельности регистрируются в графе «Знакомые предметы». В протоколе обводится
кружком тот балл, которой соответствует выраженности регистрируемого
параметра. (Формы протоколов приведены ниже.)
Ситуация 2. «Незнакомый предмет».
Цель - выявить степень любознательности ребенка
(интерес к исследованию нового, необычного, стремление найти верный способ решения
практической задачи).
Организация предметной среды. На столик выкладывается
незнакомый ребенку предмет, содержащий «секрет». Например, это может быть бачок
для проявления фотопленки, пенал со скользящей крышкой, прозрачная коробочка.
Внутри предмета находится игрушка (маленький колокольчик, шарик или куколка).
Важно, чтобы ребенку не был знаком способ открывания предмета.
Процедура проведения диагностической пробы Взрослый ставит
на столик предмет и предлагает ребенку поиграть с ним. В течение 2-3 минут
взрослый остается пассивным, не вступает общение с ребенком, не стимулирует
его активности, не объясняет, как действовать с предметом. Если ребенок
пытается открыть коробочку, взрослый хвалит его. Если ребенок ведет себя
пассивно или обращается за помощью либо манипулирует коробочкой, не пытаясь
открыть ее, взрослый помогает ребенку обнаружить «секрет» и открыть коробочку.
Он показывает и объясняет, как это делается. Затем предлагает ребенку самому
открыть коробочку. При этом взрослый одобряет правильные действия и порицает
неправильные.
В протоколе в графе «Незнакомый предмет» фиксируются соответствующие
параметры предметной деятельности.
Ситуация 3. «Действия по образцу»
(проводится только с детьми 2,5-3 лет)
Цепь: выявление целенаправленности и самостоятельности
ребенка в предметной деятельности.
Организация предметной среды и рекомендуемый набор предметов:
пластмассовый грузовичок, у которого легко снимаются колеса и
кузов. Можно также использовать деревянную пирамидку в форме собачки (солдатика,
матрешки, башни и пр.);
пластмассовый конструктор с жестким креплением для постройки
домика (типа «Лего»).
Процедура проведения диагностики:
Проба 1. «Грузовичок», «Пирамидка».
Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок.
Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирает игрушку и говорит ребенку:
«Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его
собрать».
Проба 2. «Конструктор»
Взрослый выкладывает на стол набор кубиков из конструктора «Лего»
и обращается к ребенку: «Это особые кубики, их можно соединить, и они будут
крепко держаться». Взрослый показывает ребенку, как соединяются детали. «Из
этих кубиков можно построить все, что захочется. Построй мне, пожалуйста,
домик». Образец в этой пробе не предусмотрен. Если ребенок хочет построить
что-то другое, взрослый соглашается с ним. Главное, чтобы взрослый мог
проследить, насколько, ребенок стремится воплотить замысел.
В каждой пробе взрослый одобряет правильные действия ребенка и порицает
неправильные. При этом взрослый оказывает малышу необходимую помощь, но не
выполняет действия за него, стимулируя самостоятельность ребенка.
Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе в
графе «Действия по образцу».
Протокол регистрации параметров предметной деятельности
у детей от 2 до 2,5 года
Фамилия, имя ребенка.........,........Возраст........Дата
обследования…
|