Валеология. Некоторые аспекты истории и перспективы развития.
1.3 Краткий итог первой главы
·
«Постоянство непостоянства» - мы создаём себе временные «тихие гавани» (дом, запасы энергий…), но
условия существования будут меняться всегда. Следовательно,
процесс борьбы, обучения, приспособления к изменениям будет во все дни
жизни. Лучший путь – осознавая это, наращивать без надрыва свою мощь во
владении своими возможностями саморегуляции. При этом области и
направления движений в таком направлении показаны поисками многих людей, и
изучение и практика которых способна занять время всего земного существования
человека, при этом выбор своего собственного подхода, разведки и добычи знаний
не ограничена ничем, но корректируется эйфорическими и болезненными
переживаниями. К этому поиску относятся: религиозные практики, формирующие
настоящее поведение из опыта прошлого через надежду на вечное будущее;
оздоровительные практики и процедуры; стили\призвания жизни (учёный, художник
(в широком понимании слова), воин, родитель, учитель, бандит, …).
·
«Действует активность» -
это не выражается тем, что нужно встать и бежать куда-либо. Но, зная
непреложное движение времени, и зная, что изменения постоянны, нужно
осознать, что покой «нам только сниться» (слова из песни). Только вкладывая собственное
воображение, волю, веру, надежду, желание, пробу сил, разум, анализ ситуации,
принятие выводов и учёт «ошибок» … мы нарабатываем опыт, при использовании
которого наш интерес к жизни становится более жизнеустойчивым. Венцом такого
отношения к действительности являетесь вы сами, всё что прожито
отражается и «записывается» в нас травмами, накоплением слабых (неотработанных)
реакций психики и организма или более устойчивым прохождением повторяемой
ситуации. Естественно, передавая затем этот опыт другим люди подсознательно,
глядя на вас, люди будут доверительно принимать используемый и передаваемый
вами опыт или нет, глядя «что» этот опыт сделал с вами. «Врач – исцели себя сам».
Т.е преподавая физическую культуру «новичкам», сам преподаватель практикует то,
о чём говорит, и то, что он практикует, на нём отражается положительно.
ГЛАВА 2 Современное состояние и перспективы развития
Несмотря
на скандалы, сопровождающие внедрение валеологии в учебный процесс школ и
ВУЗов, она продолжает развиваться. Труды по исследуемой теме, оформлены в
качестве учебных пособий и энциклопедии для обучения студентов и школьников, в
достаточно большом количестве. Некоторые из них мы рассмотрим в кратком обзоре
учебного материала. Это поможет выявить схемы изложения материалов, направление
применения информации и важности факторов влияния на человеческое здоровье.
2.1 Методы и организация исследований
Исследования
по данной теме проводились в русле проблемного анализа материала, так как
формирование научного мировоззрения в области валеологии, является далеко не
завершённым и устоявшимся в своих основных формулировках. И основная проблема
-разность первоосновы влияния на изменение жизненных установок в человеческом
обществе, которая рассматривается людьми с религиозным восприятием
действительности и с научным анализом фактических исследований в этих областях
(здорового образа жизни).
При
этом системный анализ вопроса в своих внутренних и внешних взаимозависимостях,
являлся ключевым подходом в понимании сути био логических процессов
управления человека, на современном этапе научного знания природы. Т.к. человек
целостное существо, содержащее потребности духовные , душевные и материальные,
разной степени проявленности. И рассматривать их без объединительной
взаимосвязи не представляется правильным.
И,
естественно, функциональный анализ, выделяющий связи в исследуемой проблеме и
зависимости от различных факторов, поможет разнообразить концептуальные представления,
показывающие здоровый образ жизни, работникам сферы физической культуры.
Изучение и осознание этого процесса помогает привносить практическую коррекцию
использования средств и методов воспитания и развития заложенных природных
свойств и качеств, по предполагаемому «конечному» результату.
Подкрепление или выработка убеждения необходимости активного осмысления
возможностей самоуправления, и разумного баланса внешних проявлений
этого управления (без превышения критических «порогов»). Что и является
конечным результатом.
При
этом рекомендации по подготовке дипломной работы, основные положения
организации и проведения учебно-исследовательской деятельности, были применены
из учебно-методического пособия. [55]
2.2 Краткий обзор учебного материала
Реальную
схему содержания информации по здоровому образу жизни, мы можем оценить в
кратком обзоре некоторых учебных пособий по валеологии, представленной ниже
литературы.
2.2.1 Валеология. Справочник школьника [9]
Материал
изложен с разной степенью сложности, что предполагает активную творческую
помощь учителя, и опосредованное включение родителей в учебный процесс.
Справочник
включает в себя: методики определения физического здоровья, знакомство с
пищевыми составляющими, целебными свойствами растений, основные правила
питания; распорядок дня школьника и правила гигиены; введение в анатомию,
словарь терминов; коротко о травматизме – первая помощь, инфекционные болезни,
средства экстренной аптечки; интимная жизнь; вредные привычки.
2.2.2 Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [19]
Это
пособие предназначено для студентов высших педагогических учебных заведений. В
нём рассматриваются трудности здорового образа жизни, психическое и социальное
здоровье, репродуктивные рекомендации, вредные привычки. Включены разделы
полезные изучающим «основы медицинских знаний».
Здоровье
и болезнь. Факторы влияния. Виды здоровья в разных сферах человека. Социальное
здоровье. Физические практики. Питание и здоровье. Репродуктивное здоровье, где
включается: воспитание детей и подростков, физиология созревание подростков,
беременность и роды, профилактика заболеваний передающиеся половым путём.
Инфекционные и эпидемиологические процессы.
2.2.3 Валеология и образование [54]
По
стилю и форме изложения материала, авторы относят книгу к научно-популярной.
Они уверены в её полезности для педагогов-валеологов и широких читательских
масс.
«…
Валеология исходным базисом имеет элементарную структуру самого человека, как
уникальность генетики, мудрость Создателя и таланта педагога….»
Рассматриваются
вопросы: здоровье и образование; филогенетические аспекты здоровья; казуальные
основы адаптивного гомеостаза современного человека; природа материальный
носитель культуры; благополучие человека как проявление антропной сущности
космоса; проблемы здоровья; оздоровление образования; образование как фактор
здоровья.
2.2.4 Валеология. Учебник для вузов [4]
Задачи
разработки данного учебника, относились к обучению студентов невалеологических
специальностей вузов и университетов. Основной целью являлась подготовка
студентов к профессиональной педагогической деятельности, которая ориентирована
на здоровьезберегающее обучение и воспитание.
Учебник
включает в себя: основные понятия, классификации, место валеологии; анализ
факторов здоровья и здорового образа жизни; двигательная активность и здоровье;
психологические основы здоровья; основы рационального питания; иммунитет и
здоровье; терморегуляция и здоровье; рациональная организация жизнедеятельности.
2.2.5 Валеология: Учение о здоровье, болезни
и выздоровлении (3 тома) [10] [11] [12]
Достаточно
объемлюще представлено освещение темы, причём автор с самых первых строк
задаётся вопросом, о том, что готовы ли читатели выполнить три завета данные
нам тысячи лет назад Библией, Талмудом, Кораном и другими священными книгами –
Любовь, здоровье и доверие.
Посвящена
эта книга автором своей Родине – Казахстану и её первому Президенту Нурсултану
Абишевичу Назарбаеву.
Автор
предрекает использование валеологии не просто как руководство к здоровому
образу жизни, но как Философию жизни.
Так
же с первых страниц присутствует заявление, что валеология предполагает свободу
морального выбора, где важную роль играют основные этические принципы: благо
ближнего и неумножение страданий; как хотите что бы с вами поступали, так
поступайте с другими.
Высшее
искусство не лечить больного, а дать ему возможность вылечиться самому. Вручить
комплекс неспецифических методов, сняв основные симптомы малыми воздействиями,
активизировать собственные оздоровительные силы организма.
В
первый том входит введение в предмет: основные сведения о валеологии, предмет
изучения – человек, здоровье – норма, основы физиологии больного, здоровье в
гармонии, барьерные системы, факторы влияния, регенерация. Изложение тем,
дополняется мудрыми жизненными изречениями. [10]
Второй
том посвящён основным системам организма и их деятельности, так же
биологические ритмы, система движений и физические нагрузки. Общие положения
физиологии. [11]
Онтогенез:
сексуальной жизни, наследственности, зачатие беременность и роды, детский
возраст, старость и старение. Климатическая и гелиофизическая валеология,
физические воздействия на организм, вредные привычки, оздоровительные системы.
[12]
2.2.6 Валеология. Учебное пособие. [57]
Очень
показателен уровень предлагаемого современного материала в этом пособии. Потому
что оно рекомендовано студентам высших учебных заведений обучающимся по
направлению 032100 – «Физическая культура», 032103 – «Физическая культура и
спорт», 032103 – «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».
В
содержании вводятся основные понятия, факторы влияния на здоровье, оценки
здоровья, возрастные изменения, иммунная система, пути сохранения и укрепления
здоровья, тренировка как средство укрепления здоровья, питание, закаливание,
оптимальное психическое состояние, чистки и формирование здорового образа
жизни.
Где
в этом формировании: мотивация на здоровье, компетентность в этом вопросе, и
сама деятельность в этом направлении.
2.2.7 Валеологические и культурологические основы Петербургской школы. [7]
Несмотря
на приводимые материалы двенадцатилетней давности, краткий обзор приведённых
материалов, даст представление о затрагиваемых вопросах в постперестроечное
время.
В
данной книге впервые представлен опыт работы валеологической службы. Книга
адресована администрации и другим работникам народного образования. Намечены
некоторые направления возрождения Петербургской школы, её традиций в
формировании менталитета истинно петербургского качества.
Приведены,
авторские наработки 85 школы петроградского района: лекции, маршрутные экскурсии,
методический материал, совместные уроки учителей, вовлечение учеников 10-го
класса к проведению эпизодических уроков и практических занятий по маршруту
экскурсий; валеологические основы развития школы, правила аттестации педагогов
валеологов.
В
приложениях: экспериментальная программа «Валеология. Формирование и сбережение
здоровья человека», система знаний человека о себе и законах своего развития
(5-11 классы), курс школьной валеологии «Я и моё здоровье» - 1 ступень,
«Ребёнок и его здоровье» - 2 ступень, «Этика и психология семейных отношений» -
3 ступень, «Основы сексуальной культуры», «Путь к материнству и отцовству»,
корреляция этапов духовного восхождения ребёнка – от самоприятия до к приятию
другого человека, общества в целом, к ощущению своего экологического единства и
гармонии в ноосфере – такова цель курса школьной валеологии; творческие
мастерские; программы дидактических материалов; контрольные срезы, тексты для
чтения.
2.2.8 Валеологизация образовательного процесса [5]
Сборник
статей, которые направлены на выработку понятий: места валеологии в
педагогическом процессе, экологические аспекты риска здоровью детей, валеология
как учебная дисциплина в начальной школе, организация полового воспитания на
уроке валеологии, методика проведения уроков валеологии в начальной школе,
валеология как учебный предмет, валеология в дошкольном образовательном
учреждении как средство подготовки ребёнка к школе.
2.2.9 Валеологизация образовательного процесса [6]
Представлены
тезисы докладов по теоретическим и практическим вопросам валеологической работы
в системе педагогического образования.
Здоровье
сохраняющее обучение в школе. Организация валеологических служб в
образовательном учреждении. Организация лечебной физической культуры в
общеобразовательной школе. Сфера деятельности валеолога в образовательном
учреждении. Экологические аспекты подготовки студентов. Система воспитания
здорового образа жизни средствами туризма и краеведения, питание и здоровье,
условия влияющие на формирование физического здоровья ребёнка.
2.2.10
Валеологический компонент образовательных программ начальной школы [8]
Приведённый
материал предназначен для учителей начальных школ, представляет опыт работы
учителей начальных классов по реализации валеологического компонента через
образовательные области: математику, филологию (литературное чтение, русский
язык, риторика), окружающий мир. Передача опыта учебно-воспитательной работы по
формированию здорового образа жизни в муниципальном образовательном учреждении
средней образовательной школы №59.
2.3 Краткий итог обзора учебного материала
В
общем и целом, схема построения передачи знаний, строиться на взаимодействии
учитель – ребёнок, на разных условных этапах взросления.
Знания
и навыки передаются программно по подготовленным и отработанным методическим
документам, в соответствии с меняющимися наработками современного уровня
развития наук о человеке.
Общие
направления изменений отталкиваются от медицинской статистики об ухудшении
здоровья нового поколения.
Учебная литература направленная на сбор наработок практического применения:
организация и совмещение уроков, экскурсии и походы, методики включения
учащихся в предметный материал. Более теоретическая учебная литература,
расширяет содержание до информации медико-физиологических основ
жизнедеятельности организма, психологических построений управления состоянием
человека, духовных положений, сохранивших в современности руководящее влияние в
сфере моральных установок.
2.4 Критические материалы
Самые
сильно влияющие в человеческом обществе на уклад жизни* силы, это убеждения
и верования. Это самые важные руководящие посылы явно видимые нам. Их
формирует семейное, общественное окружение и собственная внутренняя работа по
осмыслению\применению действующих физических и духовных законов.
Формирование
устремлений воли человека регулируется религиозными течениями мысли
человечества, либо положениями атеизма*, которые основную опору полагают на научные
исследования или философские мировоззрения
И
в этих подходах к исследованию мировых явлений, кроится постоянный диалог
приверженцев объяснения законов управления «человеком и в человеке».
Наука
сама по себе, не имеет совести, а религиозные структуры, постоянно не
удерживаются, что бы свою совесть не потерять.
Наука,
выдавая «открытия» закономерностей превращения веществ и энергий не может
предотвратить вредоносное использование этих открытий (порох, динамит, ядерная
энергия, транспорт…). Религиозные объединения, не однократно в своей истории,
кроме ожидания прекращения земного пути своей паствы, в помощи и поддержке
душевного совершенства, занимаются расширением своего влияния в торговле
(например ростовщичество ордена Тамплиеров) [42], войнах (например «папские
войны» [35], крестовые походы [38]), проклятиях инакомыслящим (снятие взаимных
анафем с римско-католической церкви и константинопольской православной церкви
1961 году [47]), циничных убийствах учёных (сожженный на костре монах и философ
Джордано Бруно, книги которого были запрещёнными до 1948 года [27]).
2.4.1 Перечень
основных претензий к валеологам, изложенных в открытом “Письме 140” и в статье
“Валеология - религия XXI века” [61]
Попытаемся основные
обвинения, которые сегодня предъявляют валеологам, сконцентрировать в виде
своеобразного перечня.
1). Валеология -
это лженаука, это синтез сексуального просвещения, мистического оккультизма и
вульгарного материализма, т.е. смесь обрывков астрологии, оккультизма,
пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела.
2) Валеология
противопоставлена всем понятиям о духовных и нравственных ценностях, которые
проверены человечеством на протяжении всей истории мировой цивилизации. Она
принижает и сводит на нет духовные начала человека. В основе валеологии лежит
идеология вседозволенности и бездуховности, а потому валеология – это новая
угроза нравственному здоровью детей. Таким образом, валеология нацелена на
формирование бездуховной личности, так как не ставит вопросы нравственности и
морали.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|