бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

"Трудные" подростки и неформальные группы общения бесплатно рефераты

Часть 2. Молодежные неформальные группы в России

Неформальные группы молодежи появились и у нас в стране после Великой Отечественной войны. Общество активно восста­вало тогда против «плесени», затем «стиляг» и т. д. В последнее время количество неформальных молодежных объединений резко возросло. Изучение их, проведенное, в частности, А. П. Файном, выявляет наличие многих уже знакомых нам форм молодежного движения Запада. Сегодня молодежное движение, как и многие общественные движения современности, имеет глобальный ха­рактер. Наша молодежь, переставая быть молодежью закрытого общества, широко включилась в него, перенимая достоинства и недостатки неформалов других стран. В то же время у наших не­формальных молодежных движений имеется и своя специфика. А нередко и свои, особые формы. Остановимся на том, какие неформальные объединения подростков и юношей существуют в наших крупных городах.

Различные неформальные группы молодежи, как отмечает А. П. Файн, нередко контактируют и даже взаимодействуют друг с другом. Хиппи, металлисты, панки часто знают друг друга, могут переходить из одного молодежного объединения в другое. Пра­вые экстремисты вступают во временные союзы с металлистами и панками. Экстремисты левого толка выступают объединенным фронтом против представителей всех остальных молодежных на­правлений.

В крупном городе существуют обычно эпицентры взаимодей­ствия различных групп неформалов — районные и городские. Рай­онные места сборищ находятся, как правило, на окраинах. Там собираются металлисты, панки, волнисты, брейкеры, рокеры, обычно дружески относящиеся друг к другу, и враждующие с ними левые экстремисты. Подростки чаще всего знакомятся с неформа­лами и подключаются к ним в районных эпицентрах. Затем они могут переходить в группы городского эпицентра (где-нибудь на главных улицах).

Исследователи различают конструктивные и неконструктивные неформальные объединения. Первые нередко выступают за бо­лее радикальные реформы общества. Некоторые неформалы ста­вят более узкие задачи: сохранение и восстановление памятников истории и культуры, защита природы, физического и психиче­ского здоровья и пр. Конструктивные группы состоят обычно из взрослых и юношей. Наряду с ними существуют неконституци­онные объединения, формирующиеся преимущественно из под­ростков.

Мотивы и формы участия молодежи в неформальных объ­единениях разные. Одних влечет туда только любопытство, и они функционируют в самом внешнем слое движения, имеют к нему отношение «по касательной». Для других это форма проведения досуга, для третьих — поиск альтернативного образа жизни. По­следних хорошо показывает М. В. Розин, описывая современных московских хиппи.

Хиппи — это люди со своей философией и своими правилами поведения. Они объединяются в Систему. Это своего рода клуб, войти в который может каждый. Для этого надо систематически участвовать в мероприятиях Системы («тусоваться») и познако­миться с другими ее членами.

Движение хиппи возникло у нас во второй половине 60-х го­дов. Вначале оно было связано с интересом молодежи к джинсам и другой «хипповской» одежде, а затем и к книжной продукции идеологов этого движения. Достигнув апогея в конце 70-х годов, хип-движение стало затем вытесняться панками, металлистами, брейкерами. Однако во второй половине 80-х годов возникла но­вая волна интереса молодежи к хиппи.

Московская Система насчитывает сейчас около 2 тысяч участ­ников в возрасте от 13 до 36 лет. В ней состоят школьники, студен­ты, рабочие, представители научной, технической и художественной интеллигенции. Многие из них часто меняют место работы, их привлекают должности сторожа, оператора котельной и пр., дающие много свободного времени.

Система делится на группы («тусовки»). В них бывает два слоя: «пионеры» и «олдовые», или «мамонты». К первым относятся под­ростки, недавно ставшие хиппи, старательно усваивающие эту роль. «Олдовые» — старые члены Системы, серьезно вникающие в проблемы политики, религии, мистики, художественного твор­чества.

Все хиппи носят длинные, распущенные волосы («хайр»), обыч­но расчесывая их на прямой пробор. Нередко лоб и затылок хиппи охватывает тонкая повязка («хайратник»). Многие мужчины от­пускают также бороду. Известны три основных причины ношения длинных волос этими людьми: 1) это более естественно, ближе к природе; 2) Иисус Христос носил длинные волосы и бороду, хиппи ему подражают; 3) длинные волосы позволяют лучше улав­ливать излучения космического разума, являясь своего рода ин­дивидуальными «антеннами».

Хиппи носят джинсы, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко рваная и потрепанная или ей специально придают такой вид; искусственно делают дырки, ставят яркие зап­латы на джинсах и куртках. На одежде нередко делают надписи на английском языке.

Все хиппи носят украшения («феньки»): браслеты на руках (из бисера, кожаные или деревянные), бусы на шее, крестики на кожаных шнурках, изображения знаков зодиака, черепа и т.д. У современного хиппи на груди повешен «ксивник» — небольшо­го размера прямоугольный мешочек из джинсовой ткани. В нем находятся документы и деньги.

В холодное время хиппи живут в городе, ходят на «тусовки», а летом путешествуют на попутных машинах, разбивают палаточ­ные городки.

Хиппи считают, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек и в любви. Раньше свобода любви у хиппи сводилась к возможности открыто вступать в интимную связь с тем, кого любишь. Теперь хиппи говорят о любви, способ­ствующей единению людей. Хиппи проповедуют пацифизм: они призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Хиппи верят в иную, «высшую» реальность, су­ществующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Вый­ти к ней можно через изменение состояния сознания посредством медитации или искусства. Отсюда большой интерес хиппи к про­блемам религии и творческой деятельности.

Характерным для современных хиппи является стремление к естественности. Это выражается у них в желании не изменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос); не про­изводить каких-то целенаправленных, активных действий, без­действовать; быть непритязательными в быту, уметь переносить невзгоды и лишения.

Хиппи—романтики, любят все яркое, оригинальное, твор­ческое. Они хотят быть свободными личностями, независимыми от общественных условностей. Поэтому хиппи в жизни действуют импульсивно. В то же время они стремятся к новым отношениям в обществе, построенном на любви к другим людям. Однако де­кларируемая хиппи естественность демонстративна, пародийна. Она является известным вызовом современному обществу, которое хиппи критикуют.

Характеристику других неформальных молодежных объединений в нашей стране дает А. П. Файн. Так, распространенной у нас груп­пой являются панки, о которых мы уже упоминали в историче­ском обзоре движения неформалов. Внешний вид их нарочито не­пригляден: петушинообразный гребень на голове, завершающийся большим чубом, цепочки на лице, вызывающее разностилье в одежде (кожаный пиджак на голом теле, холщовая ткань на тон­кой рубашке с жабо и т. д). Жаргон панков груб, поведение часто вызывающе непристойно. Многие из них употребляют наркоти­ческие и токсикоманические вещества. Панки перемещаются из города в город, устанавливают между собой связи. Особенно их активность отмечается в Москве, С.-Петербурге и столицах стран Балтии.

Появление панков в городе связано обычно с увеличением количества драк, грабежей и других форм насилия с целью над­ругательства над личностью.

Получили известность у нас группы мажоров: «псевдоамери­канцы», «псевдоангличане», «псевдофранцузы» и т.д. Они носят одежду и обувь, изготовленные в соответствующей западной стра­не. Использование носильных вещей производства какой-либо иной страны осуждается. Мажоры собирались когда-то около ин­туристовских гостиниц и магазинов на тусовки, где происходила демонстрация и оценка приобретенных элементов туалета. В сре­де мажоров формировался образ активного, предприимчивого, сильного человека, знающего 2—3 иностранных языка. Мажоры были против наркотиков, многие из них активно занимались спортом.

Имеется заметный слой подростков, подражающих мажорам. Они называются «реднеки». Включение в деятельность мажоров вело у большей части подростков к падению интереса к учебе в школе, к нежеланию осваивать какую-либо профессию. Напротив, другая часть мажоров считала свое пребывание в группе временным, до накоп­ления какого-то минимума материальных средств.

Получили распространение молодежные группы, объединенные увлечением каким-либо определенным занятием. Среди них наи­более известны брейкеры (поклонники брейк-данса), скейтбор­дисты (езда на специальных досках - скейтбордах) и рокеры.

Как уже известно читателю, рокеры всегда с мотоциклами. Они не только прекрасно водят машины, но и совершают на них акробатические трюки, например, едут некоторое время только на заднем колесе машины, а также прыгают на мотоцикле с трам­плина, «джигитуют» и т. д. Рокеры ездят большими группами по ночным улицам на большой скорости (подчас до 140—160 км/ч), со снятыми глушителями. Многие рокеры не имеют водительских прав. Отме­чены случаи угона ими чужих мотоциклов, заправки машины из бензобаков личных автомобилей. В некоторых случаях рокеры вступают в связь с уголовными элементами, нанимающими их для эскорта своих автомобилей и других неблаговидных дел. Пе­дагогу следует использовать интерес рокеров к технике и авто­спорту для переключения их на общественно полезную деятель­ность.

Появились разнообразные молодежные группы — сателлиты, включающие в себя поклонников определенного певца ансамбля, жанра. Существуют приверженцы определенных футбольных команд - «фанаты» («фэны»). Подобные группы не имеют обычно какой-то своей «философии».

Наиболее многочисленной группой неформалов становятся поклонники металлического рока. Он имеет несколько признанных разновидностей: «тяжелый металлический рок» («хэви метал рок»), «черный металлический рок» («блэк метал рок»), «скоростной металлический рок» («спид метал рок»). Для этой музыки свой­ственны жесткий ритм, мощность звучания, большая свобода им­провизации исполнителей.

Среди металлистов склонны к правонарушениям поклонники ансамблей «спид метал». Уже сам их внешний вид вызывающ и агрессивен: в черной одежде, с остро отточенными шипами, боль­шим количеством металла, помещенном на груди перевернутым крестом, на майках написанное краской слово «сатана» на анг­лийском языке. Они исповедуют культ сатаны, часто называя себя сатанистами. Сатанисты поддерживают ансамбли, призывающие к насилию, жестокости, проповедующие расизм, шовинизм. Они склонны к хулиганским поступкам, к провоцированию враждеб­ных столкновений различных молодежных групп и участию в них. Часть металлистов питает симпатии к правым экстремистам, в том числе к неофашистам.

К металлистам примыкают группы подростков, которых при­влекает не столько рок-музыка, сколько модный костюм нефор­малов или желание прикрыть им свои неблаговидные поступки. Они получили название «лохи». Поверхностно разбираясь в про­блемах металлического рока, лохи выступают блюстителями «чи­стоты» правил металлиста, ведут себя с окружающими очень вы­зывающе и агрессивно.

Было бы несправедливо говорить о противоправном поведении всех металлистов. В частности, среди таких подростков имеются настоящие знатоки и ценители металлического рока, занятые в основном прослушиванием и обсуждением музыкальных произ­ведений подобного жанра. Они миролюбивы, не увлекаются ат­рибутикой, готовы контактировать с официальными организа­циями.

В настоящее время получают распространение немногочис­ленные, но привлекающие заметное внимание встревоженного общества правоэкстремистские группы. В основном они пропо­ведуют неофашизм. Выглядят внешне обычно так: узкие брюки, черные куртки, белые рубашки с черным узким галстуком, бо­тинки или кирзовые сапоги. Многие делают татуировку: фашист­ская свастика и другие символы «коричневых». В группах такая же система соподчинения, как у гитлеровских фашистов: «гауп-штурмфюреры», «штурмбанфюреры», «оберы» и т. д. В нацист­ских группах проповедуется культ сильной личности, расизм, шовинизм, имеется интерес к черной магии. Многие члены этих групп систематически занимаются физической подготовкой. Пра­вые экстремисты не скрывают своих взглядов, готовы активно вступать по ним в дискуссию. Остальные неформалы, кроме пан­ков и черных металлистов, не питают к ним симпатии, нередко осуждают их воззрения. Надо сказать, что подростки в нацист­ских группах увлекаются в основном атрибутами и ритуалами своей организации. Дело весьма осложняется, когда во главе группы становится взрослый человек с подлинно реакционны­ми взглядами. Тогда такая группа становится социально опас­ной.

Известны молодежные группы левоэкстремистского типа. Чле­ны этих групп стригутся под полубокс, носят зачесанные назад волосы, обычно полностью бреют лицо, на груди носят значки с изображениями видных советских партийных и государственных деятелей. Члены этих групп крайне неприязненно относятся к при­верженцам западной культуры и идеологии, ведя против них на­стоящую войну: освистывают приезжающих к нам западных арти­стов, отнимают у мажоров импортные вещи, отрезают длинные волосы у хиппи и т. д. Часто такие действия сопровождаются из­биением неформалов-«западников».



Часть 3.Индивидуальный подход к школьникам-неформалам

Как относиться к неформальным молодежным объединениям учителям средней школы? На этот счет существуют различные мнения. Одни люди считают, что все неформальные группы мо­лодежи следует запретить и немедленно распустить. Другие, напро­тив, призывают способствовать развитию неформальных групп, дающих возможность старшим подросткам и юношам «перебесить­ся» и найти себя в жизни. Как все крайние точки зрения, эти воззрения ошибочны. Нельзя дать рекомендации правильного отношения ко всем группам. Слишком различны они по своим устремлениям: от просоциальных до общественно опасных и про­тивоправных. Поэтому начинать надо с изучения особенностей тех неформальных групп, с которыми педагогу приходится стал­киваться. К каждому члену неформальной группы надо найти свой особый, индивидуальный подход. Для этого надо разобраться в особенностях его личности, биографии, причинах и обстоятель­ствах его вхождения в данное молодежное объединение.

О требованиях к психологическим исследованиям неформальных групп достаточно подробно говорят Д. И. Фельдштейн и Л. А. Радзиховский. [4] Они, в частности, указывают педагогу на необходимость выработать умение ставить себя на место школьника-«неформала», вести с ним диалог на равных, добиваться взаимопонимания.

Каковы первостепенные задачи изучения групп неформалов? Начинать следует с получения самых общих сведений о них: сколь­ко подобных неформальных объединений в данной местности; каково количество участников в каждом из них; кто в них входит (возраст, пол, национальность, социальное происхождение, об­разование, семья); связаны ли они с антисоциальными группа­ми, правонарушителями, наркоманами, хулиганами; имеется ли у членов группы стремление к алкоголизму, спекуляции или раз­вратному поведению. Далее, следует получить ответы на вопросы социологического характера: интересы и культурный уровень чле­нов группы; социальные и нравственные ценности (идеалы, убеж­дения, стремления) и т. д. Желательно выяснить структуру и ди­намику группы: кто может быть членом группы, требования к нему, правила приема и выбытия, постоянен ли состав группы, как определяется лидер объединения молодежи, отношение к внешнему миру, наличие тенденции к росту или распаду группы.

Затем следует получить фактический материал для разработки психологической характеристики наблюдаемого неформального объединения молодежи. Так, важно понять мировосприятие чле­нов группы. Например, как смотрят на окружающую среду, лю­дей и предметы неформалы, увлекающиеся рок-музыкой? Мож­но ли сравнивать их взгляд на вещи со взглядом профессиональных музыкантов? Необходимо также выявить, какие личностные осо­бенности развивает у себя на деле представитель той или иной неформальной группы. К примеру, определить, действительно ли хиппи добры, а фанаты — агрессивны. Важно также выяснить, как смотрят на неформалов окружающие: другие подростки и раз­личные взрослые люди. А как сами члены молодежных групп представляют себя в глазах окружающих? Нужно установить ти­пологию существующих групп, их взаимодействие между собой в районе и перспективу развития.

Теперь об индивидуальном подходе к школьнику-неформалу. Начинать следует с выяснения причин вхождения в определенную неформальную группу каждого конкретного ее члена. Выше, при описании краткой истории таких групп, мы упомянули некото­рые такие причины. Напомним, что сам возраст подростка и юно­ши, некоторые важные особенности личности взрослеющего че­ловека могут служить основой формирования соответствующей мотивации.

Особенности личности школьников среднего и старшего под­росткового возраста, создающие психологическую основу их стрем­ления к включению в неформальные молодежные объединения, рассмотрел И.А. Невский. Он связывает участие значительного количества подростков в этих группах с тем, что им труднее са­моутверждаться в жизни, чем юношам и взрослым, а также с их ярко выраженным интересом к игровым элементам деятельно­сти, которых много у неформалов (атрибуты одежды и группо­вые ритуалы). В этом плане важно также учитывать недостаточ­ность социального опыта подростков, их не совсем развитую критичность сознания при значительно возросшей обществен­ной активности и стремлении к независимости и самостоятель­ности. Следует учитывать и потребность подростков к общению с образцовой для них группой сверстников, и желание уподо­биться им, эмоционально-волевую неустойчивость этих школь­ников и т. д. Ко всему этому нередко добавляется и отсутствие занятости интересным для них полезным делом в школе и вне ее, недостаток престижного общения и позитивных стимулов к активной и эмоционально напряженной деятельности, невоз­можность самоопределения и самовыражения имеющимися сред­ствами. Отрицательное влияние на подростков оказывают семьи, целиком поглощенные добыванием материальных средств суще­ствования или стремящиеся лишь к обогащению, с низкими ду­ховными потребностями и малой общественной активностью.

И. А. Невский провел также психолого-педагогический анализ причин участия школьников, в первую очередь подростков, в не­формальных молодежных объединениях. Эти причины, по его мнению, следующие: 1) стремление учащихся среднего и стар­шего школьного возраста к необычному для них и некритически усваиваемому современному западному искусству; 2) низкая ус­певаемость многих таких подростков и отчуждение от классного коллектива; 3) отсутствие постоянных содержательных интере­сов, общественно полезной деятельности, равнодушие к учебе; 4) потребность в эмоциональной разрядке, характерной даже для хороших учеников; 5) одинаковость в требованиях ко всем уче­никам, а также задержки в умственном развитии у части таких учащихся; 6) недостаток внимания к молодежи в семьях, без­надзорность, вызывающая у школьников чувство одиночества, заброшенности, ненужности, беззащитности; 8) новизна, свое­образие впечатлений, получаемых в группах сверстников-нефор­малов, чувство свободы; 9) возможность заявить протест против собственного бесправия, консервативных форм обучения и вос­питания в школе, отрицательных явлений в семье и т. д. Это ста­ло особенно явным в последние годы, выявившие многие недо­статки нашей жизни.

Учителей, конечно, очень интересует вопрос, как вести работу по профилактике отклоняющегося поведения школьников — участников неформальных молодежных групп. Исследование этой проблемы провел В.С.Овчинский. Он сформулировал ряд мето­дических рекомендаций педагогам, работающим с учащимися сред­него и старшего школьного возраста. Так, данный автор справед­ливо говорит о необходимости дифференцированного подхода к каждой конкретной неформальной группе и к каждому ее участни­ку. Например, среди хиппи встречаются «романтики» тунеядства, «идеологи» молодежного протеста, просто яркие творческие лич­ности (поэты, певцы, музыканты), увлеченные авангардными фор­мами искусства. Естественно, подход к каждой из этих подгрупп хиппи должен быть свой, не похожий на другие.

При профилактике отклоняющегося поведения членов не­формальных групп в большинстве случаев рекомендуется основной упор делать не на запретительно-административных действиях, а на открытом, гласном, демократическом обсуждении интересую­щих этих молодых людей проблем. Задача заключается в том, что­бы не загонять движение неформалов в подполье, тем самым укрепляя и ужесточая неправильные взгляды и убеждения. Задача в том, чтобы помочь неопытным и незрелым подросткам и юно­шам отделить истинное от заблуждений. Задача также в том, что­бы тактично и квалифицированно показать молодежи действи­тельную ценность лучших образцов отечественной и зарубежной культуры. Нужно найти с неформалами общий язык, разбираться в интересующих их проблемах, знать историю конкретных молодежных групп, их положительные и отрицательные стороны. В дискуссиях с неформалами педагогу следует признавать и уважать равноправие сторон, проявлять терпимость. Надо, как справедливо считает профессор Д. И. Фельдштейн, не запрещать формальные группы молодежи, а создавать как можно более благоприятные условия для самовыражения и самореализации подростков и старших школьников. Поэтому требуется приложить как можно больше усилий школе и общественности для создания разветвленной сети подростково-юношеских объединений: клубов, студий, общественных штабов, поисковых отрядов и т. д. Это особенно необходимо в настоящее время, когда все большее количество учащихся средних и старших классов выражает неудовольствие существующими формами внеклассной и внешкольной работы.

При работе со школьниками-неформалами роль педагога может нередко сводиться в основном к помощи молодым людям наиболее безболезненно пережить период пребывания в группе, «пройти» его в оптимальном для каждого школьника темпе, искусственно не замедляя и чрезвычайно не ускоряя его.

Однако все сказанное выше относится, естественно, не ко всем неформальным молодежным объединениям и не ко всем формам развития определенных групп. Безусловно, что в ряде случаев следует решительно применять запрет. Ему подлежит пропаганда наркомании, пьянства, насилия, жестокости, порнографин, проституции и особенно неофашизма. Необходимо немедленно реагировать и тогда, когда деятельность определенной неформальной группы начинает принимать противоправный характер. В. С. Овчинский рекомендует в таких случаях принимать специальные меры предупреждения. К ним относятся: разобще­ние принявших нежелательные формы развития молодежных групп, переориентация их на общественно полезные виды дея­тельности, нейтрализация отрицательно влияющих лидеров, ре­шительное прекращение любого общения с людьми преступного мира. И конечно же, всегда следует применять индивидуальный подход к членам даже одной и той же неформальной группы.

Список литературы

1.      Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объ­единений / Под ред. Д.И.Фельдштейна и др. — М., 1988.

2.      Славина Л.С. Трудные дети. М.,1998

3.      Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1996

4.      Фельдштейн Д.И., Радзиховский Л.А. Методические рекомендации по             изучению особенностей неформальных молодежных объединений. — М, 1987.





















Страницы: 1, 2