бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

"Трудные" подростки и неформальные группы общения бесплатно рефераты

"Трудные" подростки и неформальные группы общения

Содержание.


Введение………………………………………………………………………..3

Часть 1.

Краткая история молодёжных неформальных групп………………………..4

Часть 2.

Молодёжные неформальные группы в России………………………………13

Часть 3.

Индивидуальный подход к школьникам-неформалам………………………20

Список литературы…………………………………………………………….25











                                                    Введение.

Проблема трудных учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и специальной психологии, педагогике просто отпала бы, и я бы не писала этот реферат.

Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится очевидной особенно сегодня, в период построения демократического государства с рыночной экономикой. Тяжёлое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового – всё это привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно тяжело в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще стали проявляться жестокость и агрессивность. Вышеуказанными причинами можно объяснить  появление и широкое распространение неформальных молодёжных групп общения. В реферате пойдёт речь об истории возникновения этих групп на западе, о неформалах в России и о том, как найти подход к таким подросткам педагогу.


Часть 1.Краткая история молодежных неформальных групп


Для того чтобы понять трудных подростков и юношей из не­формальных молодежных групп, надо знать историю возник­новения и развития этих групп в мире, их современные виды, причины возникновения. Только после этого можно выработать к ним свое отношение и наметить средства воспитательного воз­действия. Достаточно подробный материал об этом имеется в сбор­нике научных трудов, посвященном психологическим проблемам изучения неформальных молодежных объединений. В своем даль­нейшем изложении мы используем данные этой книги.

Неформальные молодежные группы приобрели наибольшую выраженность в странах Запада. Возникновение их связано с не­приятием молодежью сложившихся в их странах общественно-эко­номических систем, социальных и духовных ценностей. Это про­тест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования. Этот молодеж­ный протест значительно усиливался в период общественных пе­реломов и кризисов.

В конце 40-х — начале 50-х годов в различных западных странах стали появляться в значительном количестве небольшие группы молодежи, стремившиеся обособиться от окружающего общества, противопоставить себя ему. У них появились особые прически и одежда, специфические жесты, язык, способы поведения и осо­бые формы искусства, в первую очередь музыки. Для них характе­рен пристальный интерес к самому себе и себе подобным, к му­зыке и в то же время, пробуждающееся стремление к участию в политической жизни. Таковыми были, в частности, битники, не имевшие постоянного места жительства, обитавшие в подвалах, носившие примитивные одежды. Свой образ жизни они демонст­ративно противопоставляли презираемому ими буржуазному комфорту. Они были заняты поисками смысла жизни и не отвер­гали работу, но лишь по желанию и насколько это необходимо для поддержания жизни.[1]

1953-1954 гг. - начало эры рок-н-ролла. Его звезды: Билли Хэйли, Бадди Холли, Чак Берри, Элвис Пресли. Рок-н-ролл возник из соединения африканского блюза и музыки североамериканского Юга (хиллбилли). С помощью дискотек рок начал фор­мировать новый тип массовой культуры, затрагивая широкий круг проблем - от секса до внешней политики. Правящие круги запад­ных стран, преодолев первоначальную враждебность, не препятствовали распространению рока. Они лишь постарались с помощью средств массовой информации убрать в музыке ноты протеста и использовать ее в таком виде для устранения общественного недовольства, отвлечения внимания от острых и нерешенных социальных проблем.

В сходное положение попали представители распространившейся в середине 60-х годов бит-музыки (Битлз, Роллинг Стоунз, Дейв Кларк, Файв, Ху). Отражая широкий спектр молодежных проблем, битлы, естественно, стремились сделать свою музыку-протест популярной. Она стала производиться и продаваться в боль­шом количестве, превращаясь тем самым в товар.

В середине 50-х годов во многих европейских странах появи­лись «сердитые молодые люди», одетые в кожаные пиджаки. Возраст их от 14 до 20 лет. Они были выходцами из бедных рабочих семей, многие потеряли в войну отцов и не имели работы. Стре­мясь привлечь внимание общественности к своему драматическому положению, они громили витрины магазинов, оформление улиц и мест большого скопления людей. Позднее возникло сход­ное движение теддов. В слепой ненависти и гневе они выходили на улицы и обрушивали свою ярость не только на имущество, но и на случайных прохожих, особенно небелого цвета кожи.

В 1964 г. появилась молодежная группа mods. Возраст участни­ков от 12 до 20 лет. Это выходцы из семей квалифицированных рабочих. Пародируя принятые в обществе манеры падения они были подчеркнуто тщательны в одежде и прическах. Трудясь в рабочие дни недели, они бунтовали по выходным в местах публич­ного отдыха (кафе, дискотеках и т.д.). Выступая подобно «сердитым молодым людям» и теддам против окружающих, они делали это в скандальной, кричащей форме.

На смену указанным молодежным группам пришло несравненно более массовое и мощное хип-движение. Своего пика оно достиг­ло в 1967 г. В течение ряда лет хиппи заполняли улицы больших городов Западной Европы и Северной Америки. Особенно нрави­лись им Сан-Франциско, Нью-Йорк, Лондон. В большинстве сво­ем хиппи вышли из зажиточных мелкобуржуазных семей, некоторые - из «высшего света».

В противоположность идеалам и догматам современного запад­ного общества хиппи выдвинули свою, более гуманистическую, как они считали, систему ценностей. «Творите любовь, а не вой­ну» — один из лозунгов хип-движения. Они подчеркивали красоту земного мира, радость и богатство человеческих чувств. В одежде хиппи использовали красочные атрибуты разных национальных культур: буддистские четки, индейские талисманы, амулеты, мо­касины, европейские гитары и губные гармошки. Символом хип-движения были цветы. Они означали для них любовь и естествен­ную, не изуродованную условностями человеческую жизнь. Хиппи критиковали поколение отцов за то, что оно опошлило и сделало карикатурным все естественные проявления человеческой сущ­ности: труд, общение, игру, юмор. Короче, жизнь стала «кладби­щем комфорта и роскоши», а хиппи не хотели быть «заживо похороненными». Они протестовали против приглаженности, се­рости, однотонности жизни, ее бездушности, подчиненности фор­мальным правилам, подавления индивидуальности. Хиппи были приверженцами тотальной революции, выступали за подлинную демократию, власть народа, за «эмоциональный социализм».

Однако, по признанию одного из лидеров хиппи А. Хофмана, их заговор становился все более агрессивным. Дети цветов теряли мирный нрав и обрастали шипами. В 1966 г. под влиянием хип-движения произошло бурное выступление левацки настроенных студентов в Париже. Выдвинув абстрактные лозунги («Фантазию - к власти!» и т. п.), студенты устраивали массовые демонстрации протеста, создавали баррикады, провоцировали столкновения с полицией. К студентам примкнула часть парижских горожан. Только вмешательство демократических сил предотвратило кровавое по­давление студенческого бунта властями. С ними вступили в пере­говоры. В результате студенты добились демократизации и усо­вершенствования системы высшего образования в стране, удовлетворения некоторых требований трудящихся.

К политическим проблемам добавились экономические: пре­бывание в крупных городах больших групп неорганизованной мо­лодежи приводило к голоду в их среде, болезням и эпидемиям. Это заставило хиппи заняться материальным производством. Со­здаются небольшие ремесленные мастерские, сельскохозяйствен­ные фермы. Причем диггеры, особое направление в хип-движении, пытаются игнорировать товарно-денежные отношения. В их магазинах все отдается даром. Естественно, долго продержаться такие предприятия не смогли. В это же время движение «подполье» направляет свои усилия на духовные преобразования общества: они начинают издавать большое количество газет и журналов, в которых обсуждают проблемы секса, религии, комиксов, поп-искусства.

Заметным явлением в хип-движении было создание коммун. Так, в одних США в конце 60-х годов их было более трехсот. В городах члены коммуны занимались в основном ремесленным тру­дом, производством и продажей изделий искусства, в деревне - напряженным физическим трудом. Они хотели сформировать у себя «новое сознание», заменить конкуренцию сотрудничеством, централизацию — децентрализацией, стандартизацию — ориги­нальностью, авторитет — коллективным разумом.

В это время часть молодежи видит выход из затруднений дви­жения хиппи в нарочитой политизации своего поведения, в по­исках «политической конфронтации с господствующей системой». Они называли себя йипи. Призывая к революционной активно­сти, йипи не проводили никакой продолжительной просвети­тельской и политической работы среди масс. Революционные из­менения в обществе они связывали не с качественными его преобразованиями, а с изменением стиля жизни. Они не приме­няли понятий «собственность», «общественные отношения», но любили говорить о конфликте поколений, делили мир на «моло­дых» и «старых». В августе 1968 г. в Чикаго заседал съезд демокра­тической партии, обсуждавший кандидатов в президенты США. Высмеивая существующие формы американской демократии, 15 тысяч йипи организовали марш в этот город. Их встретили поли­цейские дубинки и гранаты со слезоточивым газом. Три дня про­должалось жестокое избиение протестующей молодежи. После этого движение йипи с его наивной программой борьбы с существую­щим строем общества перестает существовать.

Кризис движения хиппи привел значительную часть молодежи к разочарованию и подавленности, обратил к крайне субъектив­ным формам противопоставления себя обществу. Во многих моло­дежных коммунах стала внедряться идея сексуальной революции, новых и свободных отношений между полами, члены коммуны вели общее хозяйство, сообща воспитывали детей, некоторые из них имели общих сексуальных партнеров. Бросая вызов существу­ющему обществу, фальшивым формам интимных отношений, про­поведники «сексуального освобождения» публично совершали половые акты. Некоторые из них рассматривали сексуальную ре­волюцию как часть революции социалистической, связывая с пер­вой дальнейший прогресс общества, значительное повышение производительности труда, творческий расцвет личности. Однако это движение быстро потеряло свой протестующий смысл, не­редко сводясь на практике к дискуссиям на темы порнографии. Предприимчивые дельцы использовали этот взрыв интересов мо­лодежи к сексу: в западных странах появились в большом количе­стве секс-магазины, секс-журналы, эротические центры.

Выражением крайнего отчаяния и протеста была возникшая на грани 60-х и 70-х годов «революция озарения посредством нар­котиков». Утверждалось, что лишь путем систематического принятия наркотических средств становится возможным развитие чувственности, «раздвижение» познания мира, установление свя­зей между людьми. Для многих молодых людей в этом и сегодня видится единственный путь разрешения их трудных жизненных проблем.

В эти же кризисные годы молодежного движения возникают разнообразные религиозные секты. Они стремятся «евангелизировать контркультуру». Получают также распространение и другие религиозные взгляды и верования, особенно связанные с индуи­стской философией.

В 70-е годы возникают и более «мирные», целеустремленные виды молодежного несогласия с обществом: движение «зеленых», группы новой демократии, защиты прав женщин, безработных и т. д. Молодежь проводит кампании: «Рок против правых», «Нет стартовым площадкам для третьей мировой!». Таким образом, на­сущные, животрепещущие проблемы современного общества по­падают в центр внимания молодежи, активно включающейся в движение протеста.

С середины 70-х годов в развитых капиталистических странах распространяется движение рокеров. Это преимущественно моло­дые люди из низкооплачиваемых семей, рабочие и учащиеся. Ро­керы всегда с мотоциклами. Мчась на них с головокружительной скоростью по пустынным улицам больших городов, рокеры ис­пытывают «чувство сладостного освобождения от оков общества». Рокеры стремятся найти удовлетворяющие их идеалы жизни в общении с себе подобными, в своих рок-клубах.

В ФРГ все больше становится нацирокеров. Исповедуя неофа­шизм, они с ненавистью преследуют всех «левых».

Массовое распространение в настоящее время получили клубы болельщиков, так называемые фан-клубы. Подчас члены этих клу­бов — не просто спортивные болельщики, а пропагандисты экст­ремизма и насилия, межнациональной розни. Например, фут­больный матч на кубок Европы ФРГ—Турция западногерманские фанаты использовали для демонстрации ненависти к людям ту­рецкого происхождения.

Еще более крайние позиции занимают в Великобритании и Западной Германии «бритоголовые» («скинхэды», «скины»). Они выходцы из среды люмпен-пролетариев. Тяжелое существование породило у них слепую ненависть к более состоятельным людям и стремление к ничем не прикрытому насилию по отношению к окружающим. Из них формируются основные «кадры» неонациз­ма. Однако ряды их неоднородны. Не всякий «бритоголовый» — фашист. Для многих из них участие в этих группах — лишь сред­ство выразить свой протест против равнодушного отношения к ним общества.

Известны и группы попперов, отрицающих отрицание. Они осуждают критичное и протестующее поколение своих «левых» отцов, стремятся не видеть плохое в жизни и наслаждаться имею­щимися благами.

Большую известность в современном мире получили панки. Чувствуя себя брошенными и преданными обществом, они, не­годуя, сознательно стремятся вызвать у членов этого общества отрицательную реакцию, даже отвращение к себе. «Шокировать и провоцировать!» — их лозунг. В особенности сказанное относится к группам панк-рока. Подобные взгляды находят выражение даже во внешнем облике панков, разительно отличающемся от всех дру­гих людей: у них гладко выбритые черепа, экстравагантные при­чески, причудливо расписанные красной или черной краской лица, разодранная одежда (джинсы, кожаные куртки), на шеях ошей­ники для собак и цепи от унитаза. Многие из них мрачно и без­надежно смотрят в будущее, но некоторые группы находят выход в прогрессивных формах политической борьбы. Так, летом 1976 г. ан­глийские панки выступали под лозунгом: «Любить музыку — нена­видеть расизм». Отсюда пошло движение «рок против расизма».

В последние годы возникло и стало широко распространяться новое молодежное неформальное движение — киберпанкизм. Оно происходит от слов «кибернетика» и «панк». Фантаст и математик Р. Оаккер назвал его «синтезом человека и машины». Б. Стерлинг характеризует киберпанкизм как «греховный альянс техническо­го мира с низшими проявлениями поп-культуры и уличной анар­хией». Американский писатель У. Гибсон в романе «Невроманктик» описал мир киберпанков, в котором живут девушки с остекленевшими взорами и взвинченные юноши. Мозги молодых людей присоединены к техническим устройствам, усиливающим умственные возможности.

Имеется 2 категории киберпанков: осознающие и не осо­знающие свою принадлежность к киберпанкам. Вторых значительно больше. Это люди разных профессий, возрастов, социальной при­надлежности, страстно влюбленные в компьютеры. Полотна ки­берпанков, выполненные средствами компьютерной графики, уже выставляются в картинных галереях; журналы киберпанков изда­ются на компьютерах и передаются на экраны по компьютерным сетям. Несколько популярных эстрадных групп пропагандируют музыку киберпанков. Они записываются на компакт-диски. Новая техника позволяет киберпанкам выходить в пространство телефон­ных номеров и факсов, используемых для компьютерной связи. Тем самым перед ними открываются все временные, государственные и социальные границы. Ожидался расцвет киберпанкизма в годы президентства Клинтона, который стремился сделать США миро­вым лидером в разработке высоких технологий.

Киберпанки сжились с техникой, чего не смогли сделать все предшествующие неформальные молодежные движения. Они хо­тят использовать ее для установления связи искусства и науки, литературы и промышленности. Киберпанки поняли: или мы под­чиним технику себе, или она подчинит нас.

Изложенное показывает, что нельзя по-обывательски сводить сущность неформального молодежного движения в западных стра­нах к причудам и странностям «бесящейся от жира», «неизвестно чего желающей», «похотливой и развратной» молодежи. Причины возникновения движения неформалов на Западе в трудностях на­хождения молодежью своего места в жизни, обостренном вос­приятии социальных несовершенств и несправедливостей, юно­шеском максимализме, своеобразном сочетании рассудочности с большой эмоциональностью и т. д. Социальное преломляется че­рез возрастное и индивидуально-личностное. Понятно, что это преломление в сознании и воплощение в поведении далеко не всегда бывает правильным: если бы юность знала, если бы ста­рость могла! Поэтому зрелых людей поражает своеобразие и не­ожиданность форм молодежного протеста, которые заслоняют от них содержание, смысл его. В то же время нельзя закрывать глаза на то, что некоторые неформальные молодежные группы под вли­янием слепой ненависти встают на путь преступления и насилия. Этого любое цивилизованное общество терпеть не должно.

Страницы: 1, 2