Шпаргалки к госам. специальность "Педагогика и методика начального образования"
«Понятие о методе исследования. Требования,
предъявляемые к методам исследования и исследованию в целом. Группы методов
исследования в области педагогической психологии. Психодиагностика
познавательного развития и способностей детей. Психодиагностика личностного
развития и межличностных отношений.
Понятие об утомлении, его биологическое
значение. Работоспособность. Фазы работоспособности, ее дневная периодичность.
Недельная динамика работоспособности. Функциональное состояние центральной
нервной системы как показатель работоспособности младшего школьника.
20, Местоимение. Числительное.
Особенности изучения местоимений и числительных: в начальной школе.
Психологические причины неуспеваемости школьников. Технологический подход в
изучении местоимений: понятие и признаки педагогической технологии.
Аннотация.
Местоимение.как часть речи. Разряды
местоимений по значению, по соотношению с другими частями речи. Особенности
склонения местоимений разных разрядов. Числительное как часть речи. Разряды
числительных. Особенности склонения. Сочетание числительных разных разрядов с
существительными.
Особенности изучения местоимений и
числительных в начальной школе. Методы и приёмы изучения местоимений.
Понятия обучаемости, успеваемости,
неуспеваемости. Типы различий в обучаемости. Классификация причин
неуспеваемости: педагогические (поведение педагогов, родителей и самих детей),
нейрофизиологические (функциональная слабость высшей нервной деятельности,
малая мозговая
дисфункция, нарушение слуха, речи, зрения)
и психологические причины неуспеваемости ученика (недостатки развития
эмоционально-волевой сферы, слабая мотивация учения, пробелы в знаниях и др.).
Группы неуспевающих школьников.
Сущность технологического подхода в
педагогике. Понятие «педагогическая технология». Сотношение технологии и
других педагогических понятий (методики, техники, содержания и др.)
Структура педагогической технологии:
научный, формально-описательный, процессуально-действенный компоненты
педагогической технологии; метатехнологии, макротехнологии (отраслевые),
мезотехно-логии (локальные), микротехнологии.
Признаки-критерии педагогической
технологии: системность; научность; структурированность; управляемость.
21. Имя прилагательное как
часть речи, категории и формы. Трудности изучения имени прилагательного в
начальной школе. Педагогическая поддержка ребенка в преодолении трудностей в
обучении: сущность и виды педагогической поддержки учащихся. Психологические
особенности использования отметок и оценок. Функциональная готовность детей к
обучению в школе.
Аннотация.
Имя прилагательное как часть речи.
Морфологические признаки имени прилагательного. Лексико-грамматические разряды
прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Полные и краткие
формы качественных прилагательных. Склонение прилагательных.
Охарактеризуйте приёмы работы при изучении
темы «Имя прилагательное». Трудности изучения темы.
Педагогическая поддержка как основа
воспитательной позиции педагога. О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Е.В. Бондаревская
о педагогической поддержке ребенка.
Педагогический смысл понятий «трудность»,
«препятствие», «затруднение».
Виды педагогической поддержки: личностная и
индивидуальная педагогическая поддержка ребенка в обучении.
Средства реализации педагогической
поддержки. Условия успешности педагогической поддержки. Нормы педагогической
поддержки, составляющие профессиональную позицию педагога (по Н.Б. Крыловой).
Проблема стимулирования учебной
деятельности и просоциального поведения детей. Средства стимулирования учебной
деятельности. Отметка как стимул. Поощрение и наказание как методы
стимулирования и их место в педагогической оценке. Комплексный характер
стимулирования учебной и воспитательной деятельности детей. Педагогическая
оценка как средство
, стимулирования. Социально-психологические
формы педагогического оценивания. Условия эффективности педагогической оценки.
Возрастные особенности педагогической оценки. Соотношение педагогической
оценки и самооценки учащегося.
Функциональная готовность детей к школе.
Значение определения функциональной готовности к школе, особенно у детей с
ослабленным здоровьем. Методы определения функциональной готовности детей.
Группы здоровья. -Характеристика групп здоровья.
22. Фонетика. Звуковая система
русского языка. Слог и слогоделение. Произносительный уровень в развитии речи
младших школьников. Структура педагогической деятельности учителя.
Педагогическая диагностика: сущность, основные принципы, требования к
проведению.
Аннотация.
Фонетика как наука. ^Образование и
классификация звуков речи. Позиционные чередования звуков. Слог. Правила
русского слогоделения.
Охарактеризуйте современный метод обучения
грамоте. Приведите примеры различных приёмов аналитической и синтетической
работы над звуковым и буквенным составом слова, приёмы артикулирования звуков,
работы над дикцией, используя буквари разных авторов.
Определение педагогической деятельности.
Функции педагогической деятельности. Этапы осуществления педагогической
деятельности. Действия и умения на различных этапах педагогической
деятельности. Различные подходы к выделению структуры педагогической
деятельности.
^Сущность педагогической диагностики.
Функции педагогической диагностики: образовательная, стимулирующая,
аналитико-корректирующая, воспивдвакащая и развивающая, контрольная. Типы
педагогической диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая
(итоговая). Объекты педагогической диагностики: уровень развития социальных качеств
школьника, уровень общефизического развития школьника, профори-ентационная
направленность школьника, характеристика общего состояния учебного процесса в
классе, воспитательная возможность классного коллектива и воспитательный
потенциал семьи школьника.
Основные принципы педагогической
диагностики: принцип целостного изучения, принцип комплексного использования
методов исследования, принцип объективности, принцип единства изучения и
воспитания школьников, принцип одновременного изучения коллектива и личности,
принцип изучения явления в изменении, развитии.
Организационно-педагогические требования к
проведению диагностических процедур.
23. Сложное предложение. Работа над
предложением в начальной школе. Организация исследовательской деятельности
младших школьников в обучении. Память и ее виды .
Аннотация.
Структурные типы сложносочинённых
предложений, средства связи частей, семантика союзов и лексико-семантические
отношения между предикативными единицами. Структурно-семантические типы сложных
бессоюзных предложений. Соотношение сложных бессоюзных предложений со
сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Назовите уровни развития
речи младших школьников. Понятие о сложном предложении. Средства связи частей в
сложном предложении. Классификация сложных предложений. Характеристика методов
и приемов работы над предложением в 1- 4 классах.
Становление исследовательского обучения:
Дж. Дьюи, Е. Пархерст, У. Киллпатрик, К.Н. Вентцель, П.П. Блонский, И.Ф.
Свадковский, С.Т. Шацкий и др.
Понятие «исследовательская деятельность
младших школьников». Организация исследовательской деятельности младших
школьников: задачи, содержание, пути и средства развития у младших школьников
основных умений и навыков исследовательской деятельности. Задания и упражнения-для
развития умения видеть проблемы. Обучение выдвижению гипотез. Развитие умения
задавать вопросы. Развитие умения давать определение ПОНЯТИЯМ.
Понятие памяти в психологии. Представления
памяти: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Основные
процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение,
узнавание. Критерии видовой классификации памяти: объект запоминания, степень
волевой регуляции памяти, длительность сохранения в памяти. Виды памяти в зависимости
от объекта запоминания: образная память, словесно-логическая, двигательная
(моторная), эмоциональная. Влияние смысловой организации на запоминание.
Зависимость запоминания от структуры деятельности. Индивидуальные различия в
развитии памяти. Память и организация знаний.
24. Графика русского языка.
Позиционный принцип обучения чтению в начальной школе. Методическая
составляющая в структуре педагогической культуры учителя начальных классов. Ее
место и взаимосвязь с другими компонентами педагогической культуры учителя.
Развитие личности школьника.
80
Аннотация.
Графика. Звук и буква. Фонемный и слоговой
принципы русской графики.
Охарактеризу йте сущность позиционного
принципа обучения чтению "в начальной школе.
Понятие «педагогическая культура».
Педагогическая культура как ценность.
Общая культура педагога: эрудиция, высокий
уровень духовности, культура мышления-.
Составляющие профессионально-педагогической
культуры педагога: методологическая культура учителя; культура педагогического
общения; аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры;
технологическая (методическая) культура; личностно-творческий компонент
педагогической культуры; культура профессионально-личностного самоопределения.
Предпосылки и условия психического развития.
Источники психического развития. Социальная ситуация развития и ее роль в
процессе становления психики. Понятие личности ребенка. Возможные пути развития
личности в современном обществе. Роль социальных факторов в развитии личности.
Социальные институты, участвующие в формировании личности. Зависимость
социальных влияний от возраста ребенка. Общение с людьми и его влияние на
развитие личности. Школьный возраст как наиболее значимый для развития
личности. Взаимосвязь развития и обучения.
25. Орфография. Принципы русской
орфографии. Условия развития орфографического навыка в начальной школе.
Возможности нетрадиционных уроков в формировании орфографического навыка
учащихся. Возрастные возможности младших школьников в освоении учебного
материала. Динамический стереотип как физиологическая основа привычек и
навыков.
Аннотация.
Орфография. Орфограмма, типы орфограмм.
Разделы русской орфографии. Принципы русской орфографии.
Перечислите условия формирования
орфографического навыка, пользуясь учебником «Русский язык».
Урок как основная форма организации
педагогического процесса. Основные противоречия урока.
Типовая структура урока в начальной школе.
Нетрадиционные уроки в начальной школе: сущность, функции. Основные
характеристики нестандартных уроков: многообразие форм представления
материала; дополнительный (к типовому уроку) характер; использование учителем
оригинальных, самобытных приемов работы; повышенная активность учащихся в ходе
подготовки и проведения урока и
др.
Этапы организации и проведения
нестандартных уроков в начальной
школе: замысел; разработка; проведение;
анализ.
Виды нестандартных уроков в начальной
школе: урок свободного чтения, урок-утренник, урок-встреча; урок вопросов
учителю; урок-конференция; урок- спор с педагогом; урок-разговор с самим собой;
урок-пресс-конференция; урок-соревнование; урок-путешествие и др.
Динамический стереотип как
аналитико-синтетическая и системная деятельность мозга. Формирование
динамических стереотипов у детей младшего школьного возраста.
Физические возможности младшего школьника.
Психологическая готовность к школе. Характеристики познавательных процессов
младшего школьника. Психологические новообразования в младшем школьном
возрасте.
26. Глагол как часть речи,
категории и формы глагола. Условия и приемы изучения глагола в начальной школе.
Организация внеклассной воспитательной работы. Учитель как субъект
педагогической деятельности .
• Аннотация.
Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы.
Инфинитив. Категория вида глагола. Залог глаголов. Категории наклонения,
времени, лица глагола. Спряжение глаголов.
Назовите этапы, условия и методические
приёмы усвоения темы
«Глагол».
Сущность внеклассной воспитательной работы.
Возможности воспитательного влияния на младшего школьника. Задачи, функции,
содержание внеклассной воспитательной работы. Требования к внеклассной работе.
Организация внеклассной воспитательной
работы: изучение и постановка воспитательных задач; выбор формы воспитательной
работы; создание психологического настроя; предварительная подготовка;
проведение воспитательного мероприятия; педагогический анализ.
Картотека форм внеклассной воспитательной
работы.
Характеристика категории субъекта. Человек
как субъект деятельности. Субъектные свойства педагога.
Индивидуально-типологические особенности учителей. Стили педагогической
деятельности и типы сотрудничества с учениками. Стили педагогического общения.
Симптомокомплексы свойств учителей во взаимодействии с учащимися.
Направленность личности учителя.
27. Осложнённые предложения. Работа
над темой «Однородные члены предложения» в начальной школе. Институты
воспитания. Личность с точки зрения педагогики.
Аннотация.
Предложения с однородными членами:
формальные средства выражения однородности, структура однородных рядов,
обобщающие слова. Однородные и неоднородные определения. Предложения с
обособленными членами, средства, причины и условия обособления. Вводные и
вставные конструкции, обращения.
Назовите методы и приёмы работы над темой
«Однородные члены предложения», используя материалы учебника «Русский язык».
Основные социальные институты и их
воспитательные возможности. Воспитание в школе. Воспитание через средства
массовой информации. Воспитание искусством. Референтная социальная группа как
источник воспитательных воздействий.
Личность ребенка с точки зрения педагогики:
отношения к миру и с миром, отношения к себе и с самим собой.
Позиция ребенка в современной парадигме
воспитания: ребенок как наивысшая педагогическая ценность.
28. Состав слова. Словообразование.
Приемы изучения морфемного состава в начальной школе. Формирование
психологической структуры учебной деятельности и ее компонентов. Обучение как
процесс: сущность, движущие силы, функции.
Аннотация.
Понятие морфемы. Виды морфем. Нулевые и
материально выраженные морфемы. Словообразующие и формообразующие аффиксы.
Основа слова. Особенности морфемного анализа. Словообразовательная система
русского языка. Морфологические способы русского словообразования.
Перечислите и охарактеризуйте приёмы
изучения морфемного состава слова в начальной школе.
Структура учебной деятельности. Мотивация
учения. Формирование учебных действий. Формирование видов контроля. Показатели
сформированное™ действий контроля. Стадии проявления самоконтроля.
Современное понимание сущности и структуры
обучения. Признаки обучения: двусторонний характер; совместная деятельность
учителей и учеников; руководство со стороны учителя; планомерная организация и
управление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного
развития учеников.
Движущие силы обучения - внешние и
внутренние противоречия. Функции обучения: социальная, образовательная,
развивающая, воспитывающая.
29.Имя существительное как часть
речи, категории и формы. Трудности изучения имени существительного в начальной
школе. Психологический анализ урока. Реализация основных принципов обучения в
изучении имени существительного.
Аннотация.
Имя существительное как часть речи.
Лексико-грамматические разряды существительных. Существительные одушевленные и
неодушевленные. Род существительных. Категории числа, падежа. Склонение
существительных.
Охарактеризуйте приёмы работы, используемые
для ознакомления с именем существительным и категориями, используя учебник
«Русский язык».
Психологический анализ урока в деятельности
педагога. Форма и планы психологического анализа урока. Объекты
психологического анализа урока. Уровни (этапы) психологического анализа урока.
Понятие «принцип обучения». Принцип как
нормативная категория для практики. Характеристика основных принципов обучения:
культуросо-образности, природосообразности, систематичности, сознательности и
активности, доступности, прочности и др.
30. Простое предложение как
синтаксическая единица. Работа над главными и второстепенными предложениями в
1-4 классах. Руководство детскими группами и коллективами. Контроль в обучении:
понятие, виды контроля, соотношение отметки и оценки.
Аннотация.
Грамматические признаки простого
предложения. Классификация предложений. Подлежащее и сказуемое. Типы
сказуемого. Второстепенные члены предложения. Изложите методы и приёмы работы
над главными и второстепенными членами предложения, используя учебник «Русский
язык».
Обучение детей общению и взаимодействию с
людьми. Управление межличностными отношениями в детских группах. Организация
детской групповой деятельности. Развитие личности в детских группах.
Сущность контроля и оценки результатов
обучения в начальной школе. Основные функции педагогического контроля в школе:
диагностическая, обучающая, управления, воспитывающая, эмоциональная.
Виды контроля в обучении: предварительный,
текущий, тематический, итоговый.
Методы и формы организации контроля: устный
опрос, письменный опрос, самостоятельная работа, контрольная работа. 84
Страницы: 1, 2, 3
|