бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпаргалки к госам. специальность "Педагогика и методика начального образования" бесплатно рефераты

«Понятие о методе исследования. Требования, предъявляемые к мето­дам исследования и исследованию в целом. Группы методов исследования в области педагогической психологии. Психодиагностика познавательного развития и способностей детей. Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений.

Понятие об утомлении, его биологическое значение. Работоспособ­ность. Фазы работоспособности, ее дневная периодичность. Недельная ди­намика работоспособности. Функциональное состояние центральной нерв­ной системы как показатель работоспособности младшего школьника.


20, Местоимение. Числительное. Особенности изучения местоиме­ний и числительных: в начальной школе. Психологические причины неус­певаемости школьников. Технологический подход в изучении местоиме­ний: понятие и признаки педагогической технологии.

Аннотация.

Местоимение.как часть речи. Разряды местоимений по значению, по соотношению с другими частями речи. Особенности склонения местоиме­ний разных разрядов. Числительное как часть речи. Разряды числительных. Особенности склонения. Сочетание числительных разных разрядов с суще­ствительными.

Особенности изучения местоимений и числительных в начальной школе. Методы и приёмы изучения местоимений.

Понятия обучаемости, успеваемости, неуспеваемости. Типы различий в обучаемости. Классификация причин неуспеваемости: педагогические (по­ведение педагогов, родителей и самих детей), нейрофизиологические (функциональная слабость высшей нервной деятельности, малая мозговая

дисфункция, нарушение слуха, речи, зрения) и психологические причины неуспеваемости ученика (недостатки развития эмоционально-волевой сфе­ры, слабая мотивация учения, пробелы в знаниях и др.). Группы неуспе­вающих школьников.

Сущность технологического подхода в педагогике. Понятие «педа­гогическая технология». Сотношение технологии и других педагогиче­ских понятий (методики, техники, содержания и др.)

Структура педагогической технологии: научный, формально-описательный, процессуально-действенный компоненты педагогической технологии; метатехнологии, макротехнологии (отраслевые), мезотехно-логии (локальные), микротехнологии.

Признаки-критерии педагогической технологии: системность; науч­ность; структурированность; управляемость.


21. Имя прилагательное как часть речи, категории и формы. Трудно­сти изучения имени прилагательного в начальной школе. Педагогическая поддержка ребенка в преодолении трудностей в обучении: сущность и виды педагогической поддержки учащихся. Психологические особенности ис­пользования отметок и оценок. Функциональная готовность детей к обуче­нию в школе.

Аннотация.

Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки име­ни прилагательного. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Полные и краткие фор­мы качественных прилагательных. Склонение прилагательных.

Охарактеризуйте приёмы работы при изучении темы «Имя прилага­тельное». Трудности изучения темы.

Педагогическая поддержка как основа воспитательной позиции пе­дагога. О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Е.В. Бондаревская о педагогической поддержке ребенка.

Педагогический смысл понятий «трудность», «препятствие», «затруднение».

Виды педагогической поддержки: личностная и индивидуальная пе­дагогическая поддержка ребенка в обучении.

Средства реализации педагогической поддержки. Условия успешно­сти педагогической поддержки. Нормы педагогической поддержки, состав­ляющие профессиональную позицию педагога (по Н.Б. Крыловой).

Проблема стимулирования учебной деятельности и просоциального поведения детей. Средства стимулирования учебной деятельности. Отметка как стимул. Поощрение и наказание как методы стимулирования и их место в педагогической оценке. Комплексный характер стимулирования учебной и воспитательной деятельности детей. Педагогическая оценка как средство

, стимулирования. Социально-психологические формы педагогического оце­нивания. Условия эффективности педагогической оценки. Возрастные осо­бенности педагогической оценки. Соотношение педагогической оценки и самооценки учащегося.

Функциональная готовность детей к школе. Значение определения функциональной готовности к школе, особенно у детей с ослабленным здо­ровьем. Методы определения функциональной готовности детей. Группы здоровья. -Характеристика групп здоровья.


22. Фонетика. Звуковая система русского языка. Слог и слогоделе­ние. Произносительный уровень в развитии речи младших школьников. Структура педагогической деятельности учителя. Педагогическая диагно­стика: сущность, основные принципы, требования к проведению.

Аннотация.

Фонетика как наука. ^Образование и классификация звуков речи. По­зиционные чередования звуков. Слог. Правила русского слогоделения.

Охарактеризуйте современный метод обучения грамоте. Приведите примеры различных приёмов аналитической и синтетической работы над звуковым и буквенным составом слова, приёмы артикулирования звуков, работы над дикцией, используя буквари разных авторов.

Определение педагогической деятельности. Функции педагогической деятельности. Этапы осуществления педагогической деятельности. Дейст­вия и умения на различных этапах педагогической деятельности. Различные подходы к выделению структуры педагогической деятельности.

^Сущность педагогической диагностики. Функции педагогической ди­агностики: образовательная, стимулирующая, аналитико-корректирующая, воспивдвакащая и развивающая, контрольная. Типы педагогической диагно­стики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая). Объекты педагогической диагностики: уровень развития социальных ка­честв школьника, уровень общефизического развития школьника, профори-ентационная направленность школьника, характеристика общего состояния учебного процесса в классе, воспитательная возможность классного коллек­тива и воспитательный потенциал семьи школьника.

Основные принципы педагогической диагностики: принцип целостно­го изучения, принцип комплексного использования методов исследования, принцип объективности, принцип единства изучения и воспитания школь­ников, принцип одновременного изучения коллектива и личности, принцип изучения явления в изменении, развитии.

Организационно-педагогические требования к проведению диагно­стических процедур.


23. Сложное предложение. Работа над предложением в начальной школе. Организация исследовательской деятельности младших школьников в обучении. Память и ее виды .

Аннотация.

Структурные типы сложносочинённых предложений,  средства связи частей, семантика союзов и лексико-семантические отношения между пре­дикативными единицами. Структурно-семантические типы сложных    бес­союзных  предложений. Соотношение сложных бессоюзных  предложений со сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Назовите уровни развития речи младших школьников. Понятие о сложном предложении. Средства связи частей в сложном предложении. Классификация сложных предложений. Характеристика ме­тодов и приемов работы над предложением в 1- 4 классах.

Становление исследовательского обучения: Дж. Дьюи, Е. Пархерст, У. Киллпатрик, К.Н. Вентцель, П.П. Блонский, И.Ф. Свадковский, С.Т. Шац­кий и др.

Понятие «исследовательская деятельность младших школьников». Организация исследовательской деятельности младших школьников: задачи, содержание, пути и средства развития у младших школьников ос­новных умений и навыков исследовательской деятельности. Задания и уп­ражнения-для развития умения видеть проблемы. Обучение выдвижению гипотез. Развитие умения задавать вопросы. Развитие умения давать опре­деление ПОНЯТИЯМ.

Понятие памяти в психологии. Представления памяти: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Основные процессы па­мяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение, узнавание. Критерии видовой классификации памяти: объект запоминания, степень во­левой регуляции памяти, длительность сохранения в памяти. Виды памяти в зависимости от объекта запоминания: образная память, словесно-логическая, двигательная (моторная), эмоциональная. Влияние смысловой организации на запоминание. Зависимость запоминания от структуры дея­тельности. Индивидуальные различия в развитии памяти. Память и ор­ганизация знаний.


24. Графика русского языка. Позиционный принцип обучения чте­нию в начальной школе. Методическая составляющая в структуре педагоги­ческой культуры учителя начальных классов. Ее место и взаимосвязь с дру­гими компонентами педагогической культуры учителя. Развитие личности школьника. 80

Аннотация.

Графика. Звук и буква. Фонемный и слоговой принципы русской гра­фики.

Охарактеризу йте сущность позиционного принципа обучения чте­нию "в начальной школе.

Понятие «педагогическая культура». Педагогическая культура как ценность.

Общая культура педагога: эрудиция, высокий уровень духовности, культура мышления-.

Составляющие профессионально-педагогической культуры педагога: методологическая культура учителя; культура педагогического общения; аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры; технологическая (методическая) культура; личностно-творческий компо­нент педагогической культуры; культура профессионально-личностного са­моопределения.

Предпосылки и условия психического развития. Источники психического развития. Социальная ситуация развития и ее роль в процессе становления психики. Понятие личности ребенка. Возможные пути развития личности в современном обществе. Роль социальных факторов в развитии личности. Социальные институты, участвующие в формировании личности. Зависи­мость социальных влияний от возраста ребенка. Общение с людьми и его влияние на развитие личности. Школьный возраст как наиболее значимый для развития личности. Взаимосвязь развития и обучения.


25. Орфография. Принципы русской орфографии. Условия развития орфографического навыка в начальной школе. Возможности нетрадицион­ных уроков в формировании орфографического навыка учащихся. Возрас­тные возможности младших школьников в освоении учебного материала. Динамический стереотип как физиологическая основа привычек и навыков.

Аннотация.

Орфография. Орфограмма, типы орфограмм. Разделы русской орфо­графии. Принципы русской орфографии.

Перечислите условия формирования орфографического навыка, поль­зуясь учебником «Русский язык».

Урок как основная форма организации педагогического процесса. Ос­новные противоречия урока.

Типовая структура урока в начальной школе. Нетрадиционные уроки в начальной школе: сущность, функции. Основные   характеристики   нестандартных   уроков:   многообразие форм представления материала; дополнительный (к типовому уроку) харак­тер; использование учителем оригинальных, самобытных приемов работы; повышенная активность учащихся в ходе подготовки и проведения урока и

др.

Этапы организации и проведения нестандартных уроков в начальной

школе: замысел; разработка; проведение; анализ.

Виды нестандартных уроков в начальной школе: урок свободного чтения, урок-утренник, урок-встреча; урок вопросов учителю; урок-конференция; урок- спор с педагогом; урок-разговор с самим собой; урок-пресс-конференция; урок-соревнование; урок-путешествие и др.

Динамический стереотип как аналитико-синтетическая и системная деятельность мозга. Формирование динамических стереотипов у детей младшего школьного возраста.

Физические возможности младшего школьника. Психологическая го­товность к школе. Характеристики познавательных процессов младшего школьника. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте.


26. Глагол как часть речи, категории и формы глагола. Условия и приемы изучения глагола в начальной школе. Организация внеклассной воспитательной работы. Учитель как субъект педагогической деятельности .

• Аннотация.

Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы. Инфинитив. Катего­рия вида глагола. Залог глаголов. Категории наклонения, времени, лица гла­гола. Спряжение глаголов.

Назовите этапы, условия и методические приёмы усвоения темы

«Глагол».

Сущность внеклассной воспитательной работы. Возможности воспи­тательного влияния на младшего школьника. Задачи, функции, содержание внеклассной воспитательной работы. Требования к внеклассной работе.

Организация внеклассной воспитательной работы: изучение и поста­новка воспитательных задач; выбор формы воспитательной работы; созда­ние психологического настроя; предварительная подготовка; проведение воспитательного мероприятия; педагогический анализ.

Картотека форм внеклассной воспитательной работы.

Характеристика категории субъекта. Человек как субъект деятельно­сти. Субъектные свойства педагога. Индивидуально-типологические осо­бенности учителей. Стили педагогической деятельности и типы сотрудни­чества с учениками. Стили педагогического общения. Симптомокомплексы свойств учителей во взаимодействии с учащимися. Направленность лично­сти учителя.


27. Осложнённые предложения. Работа над темой «Однородные члены предложения» в начальной школе. Институты воспитания. Личность с точки зрения педагогики.

Аннотация.

Предложения с однородными членами: формальные средства выраже­ния однородности, структура однородных рядов, обобщающие слова. Одно­родные и неоднородные определения. Предложения с обособленными чле­нами, средства, причины и условия обособления. Вводные и вставные кон­струкции, обращения.

Назовите методы и приёмы работы над темой «Однородные члены предложения», используя материалы учебника «Русский язык».

Основные социальные институты и их воспитательные возможности. Воспитание в школе. Воспитание через средства массовой информации. Воспитание искусством. Референтная социальная группа как источник вос­питательных воздействий.

Личность ребенка с точки зрения педагогики: отношения к миру и с миром, отношения к себе и с самим собой.

Позиция ребенка в современной парадигме воспитания: ребенок как наивысшая педагогическая ценность.


28. Состав слова. Словообразование. Приемы изучения морфемного состава в начальной школе. Формирование психологической структуры учебной деятельности и ее компонентов. Обучение как процесс: сущность, движущие силы, функции.

Аннотация.

Понятие морфемы. Виды морфем. Нулевые и материально выражен­ные морфемы. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Основа слова. Особенности морфемного анализа. Словообразовательная система русского языка. Морфологические способы русского словообразования.

Перечислите и охарактеризуйте приёмы изучения морфемного состава слова в начальной школе.

Структура учебной деятельности. Мотивация учения. Формирование учебных действий. Формирование видов контроля. Показатели сформиро­ванное™ действий контроля. Стадии проявления самоконтроля.

Современное понимание сущности и структуры обучения. Признаки обучения: двусторонний характер; совместная деятельность учителей и уче­ников; руководство со стороны учителя; планомерная организация и управ­ление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного развития учеников.

Движущие силы обучения - внешние и внутренние противоречия. Функции обучения: социальная, образовательная, развивающая, вос­питывающая.


29.Имя существительное как часть речи, категории и формы. Трудно­сти изучения имени существительного в начальной школе. Психологиче­ский анализ урока. Реализация основных принципов обучения в изучении имени существительного.

Аннотация.

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разря­ды существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные. Род существительных. Категории числа, падежа. Склонение существитель­ных.

Охарактеризуйте приёмы работы, используемые для ознакомления с именем существительным и категориями, используя учебник «Русский язык».

Психологический анализ урока в деятельности педагога. Форма и пла­ны психологического анализа урока. Объекты психологического анализа урока. Уровни (этапы) психологического анализа урока.

Понятие «принцип обучения». Принцип как нормативная категория для практики. Характеристика основных принципов обучения: культуросо-образности, природосообразности, систематичности, сознательности и ак­тивности, доступности, прочности и др.


30. Простое предложение как синтаксическая единица. Работа над главными и второстепенными предложениями в 1-4 классах. Руководство детскими группами и коллективами. Контроль в обучении: понятие, виды контроля, соотношение отметки и оценки.

Аннотация.

Грамматические признаки простого предложения. Классификация предложений. Подлежащее и сказуемое. Типы сказуемого. Второстепенные члены предложения. Изложите методы и приёмы работы над главными и второстепенными членами предложения, используя учебник «Русский язык».

Обучение детей общению и взаимодействию с людьми. Управление межличностными отношениями в детских группах. Организация детской групповой деятельности. Развитие личности в детских группах.

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. Основные функции педагогического контроля в школе: диагностиче­ская, обучающая, управления, воспитывающая, эмоциональная.

Виды контроля в обучении: предварительный, текущий, тематиче­ский, итоговый.

Методы и формы организации контроля: устный опрос, письменный опрос, самостоятельная работа, контрольная работа. 84



Страницы: 1, 2, 3