бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпаргалки к госам. специальность "Педагогика и методика начального образования" бесплатно рефераты

Шпаргалки к госам. специальность "Педагогика и методика начального образования"

Вопросы комплексного государственного экзамена


1. Пропедевтика понятия функции при обучении решению задач с пропорциональными величинами. Реализация деятельностного подхода в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода в обучении школьников умению решать задачи. Условнорефлекторная деятельность младшего школьника при обучении решению задач в курсе математики.

Аннотация.

Понятие функции. Способы задания числовой функции. Основные свойства числовых функций. Прямая и обратная пропорциональность их свойства и графики.

Ознакомление учащихся с примерами пропорциональной'зависимо­сти. Методика обучения решению задач с пропорциональными величинами на нахождение четвертого пропорционального, пропорциональное деление и нахождение неизвестного по двум разностям (по выбору).

Общее определение подхода к обучению. Учение как деятельность. Субъектно-ориентированная организация и управление учителем учебной деятельностью ее субъекта - ученика, в решении им специально организо­ванных педагогом учебных задач разной сложности и проблематики, разви­вающих предметную и коммуникативную компетентность обучающегося.

Деятельность как средство становления и развития субъектности ре­бёнка. Цель деятельностного подхода в образовании - человек, способный превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического пре­образования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать её ход и результаты.

Сущность деятельностного подхода в образовании. Структура ситуа­ции воспитывающей деятельности. Основные понятия деятельностного подхода: деятельность, духовная деятельность, взаимодеятельность, целе-полагание, смыслосозидающая деятельность, личностная ориентирован­ность, организация, управление и др.

Реализация деятельностного подхода в начальном образовании: ис­пользование методов самоанализа, самооценки, самокритики, самообуче­ния, самовоспитания, самоограничения, самоконтроля и т.п.; организация совместной деятельности и общения учащихся через коллективные единые требования, коллективное самоуправление, коллективное самообслужива­ние, коллективное соревнование и т.п.; организация доверительного взаи­модействия посредством уважения детской личности, педагогического тре­бования, убеждения, доверия, побуждения, сочувствия, поддержки инициа­тивы, самоорганизации, взаимодействия и т.п.

Понятие условного рефлекса. Время рефлекса. Изменение времени рефлекса с возрастом. Особенности условнорефлекторной деятельности младшего школьника при различных функциональных состояниях (утомле­нии, переутомлении).


2. Теоретико-множественное- обоснование выбора действий при реше­нии простых задач на сложение и вычитание. Системогенез деятельности школьника. Общие направления модернизации начального образования, ко­торые нашли своё отражение в УМК «Школа 2100».

Аннотация.

Понятие множества. Объединение множеств, дополнение к подмно­жеству, свойства этих операций. Теоретико-множественное определение на­турального числа и нуля. Сложение и вычитание целых неотрицательных чисел. Свойства этой операции.

Функции тестовых задач в начальном курсе математики. Понятие «за­дача» в начальном курсе математики. Различные методические подходы к формированию умений решать простые задачи на нахождение суммы, одно­го из компонентов операции сложения, увеличения на ..., задачи на нахож­дение остатка, одного из компонентов операции вычитания, уменьшения на .... Конкретизация методики изучения простых задач на сложение и вычита­ние на примере программ «Школа России» и «Школа 2100».

Понятие деятельности. Единицы анализа деятельности: действие (мо­тив, цель, способ выполнения), операция. Психологическая система дея­тельности как целостное единство психических структур субъекта и их все­сторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реа­лизуют деятельность и которые организованы в плане выполнения функций конкретной деятельности. Процесс формирования психологической систе­мы деятельности.

Образовательная реформа - основа и контекст эксперимента по мо­дернизации содержания и структуры общего образования. Общая направ­ленность и конкретизация направлений обновления начального образования на компетентностной основе. Примерные направления опытно-экспериментальной работы по модернизации начальной школы.

Конкретизация общих целей, задач и направлений модернизации на­чальной школы в образовательной системе «Школа 2100»: функциональная грамотность как основной результат начального образования; формирова­ние способности самостоятельного выхода за пределы собственной компе­тентности для поиска способов действия в новых ситуациях; развитие спо­собности активно пользоваться получаемой информацией для решения тех или иных жизненно-практических проблем; принцип минимакса - основа построения учебников для начальной школы; проблемно-диалогический ме­тод преподавания, позволяющий усваивать алгоритмы действия в жизнен­ных ситуациях; система знаний как ориентировочная основа поиска инфор­мации и решения проблем. 64


3. Теоретико-множественное обоснование выбора действий при ре­шении простых задач на умножение и деление. Индивидуальные особенно­сти младших школьников. Достижение воспитательных целей при обучении младших школьников решению задач.

Аннотация.

Понятие множества. Декартово произведение множеств, свойства. Понятие разбиения множества на классы. Теоретико-множественное опре­деление натурального числа и нуля. Умножение и деление целых неотрица­тельных чисел, свойства операций. :

Методические приемы обучения младших школьников решению про­стых задач на умножение (нахождение произведения, одного из компонен­тов операции умножения, увеличение в...) и деление (нахождение частного, одного из компонентов операции деления, уменьшение в... ). Конкретиза­ция методики изучения простых задач на умножение и деление на примере программы «Школа России».

Категории индивида, индивидуальности, субъекта и личности. Чело-, век как индивидуальность. Младший школьник как индивид и индивиду­альность. Учет индивидуальных особенностей младших школьников.

Сущность и значение цели и целеполагания в воспитательном процес­се- Требования к осуществлению целеполагания в процессе воспитания: ди-агностичность, реальность, преемственность, направленность на результат. Многообразие воспитательных целей.                 -


4. Методика ознакомления младших школьников с алгебраическими понятиями выражения с переменной, уравнения и неравенства с одной пе­ременней. Реализация личностного подхода в обучении младших школьни­ков. Методы и приёмы развития творЧейких способностей и личностных ка­честв учащихся в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Аннотация.

Выражение с переменной. Уравнение с одной переменной. Равно­сильность уравнений. Теоремы о равносильности уравнений (доказать одну из них). Неравенства с одной переменной. Равносильность неравенств. Тео­ремы о равносильности неравенств (доказать одну из теорем).

Общие подходы к ознакомлению младших школьников с понятиями «числовые выражения», «числовые равенства» и «числовые неравенства». Формирование у учащихся представлений о переменных, об использовании букв для построения общих суждений о выражениях как о способе записи этих общих суждений. Решение уравнений методом подбора как средство понимания учащимися смысла понятий «уравнения», «решение уравнений».

Решение уравнений на основе зависимости между компонентами и резуль­татами арифметических действий. Конкретизация методики ознакомле­ния младших школьников с понятиями «выражение с переменной» и «урав­нение с одной переменной» в программе «Школа России» или СРО Л.В.Занкова.

Общее определение подхода к обучению. Личность младшего школь­ника. Формирование личности младшего школьника. Личностный подход как субъектно-ориентированная организация и управление учителем учеб­ной деятельностью ее субъекта - ученика в решении им специально органи­зованных педагогом учебных задач разной сложности и проблематики, раз­вивающих ученика как личность.

Общая характеристика образовательной системы Л.В. Занкова: целе­вые ориентиры системы обучения; дидактические принципы системы обу­чения; характеристики технологии обучения: многогранность, процессуаль-ность познания, направленность на разрешение коллизий, вариантность, ди­намичность и гибкость организационных форм; изменение соотношения ре­чи учителя и учащегося на уроке.

Характеристика методов развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: творческое задание; поста­новка проблемы и создание проблемной ситуации; дискуссия; создание креативного поля; перевод игры на более сложный уровень


5. Особенности формирования математических понятий у младших школьников. Формирование научных понятий в младшем школьном возрас­те. Методы формирования сознания личности в целостном педагогическом процессе.

Аннотация.

Определяемые и неопределяемые понятия. Виды определений поня­тий. Требования к определению понятий.

Проблемы, возникающие в начальном курсе математики в связи с оп­ределением понятий. Правила, которые нужно соблюдать при организации работы по формированию умения давать и составлять определения у млад­ших школьников. Способы раскрытия содержания понятий в начальном курсе математики.

Виды понятий. Сущность понятий. Пути усвоения начальных научных понятий. Виды действий, используемых при формировании понятий. Роль определения понятия в процессе его усвоения. Условия, обеспечивающие управление процессом усвоения понятий. Требования к содержанию и фор­ме заданий. Качество сформированных понятий при управлении процессом их усвоения.

Целостный педагогический процесс как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направлен- 66

ное на решение развивающих и образовательных задач. Понятие о методах осуществления целостного педагогического процесса. Классификация мето­дов воспитания Г.И. Щукиной.

Методы формирования сознания в целостном педагогическом процес­се. Рассказ, требования к рассказу как методу педагогической деятельности. Объяснение. Разъяснения, условия применения разъяснений. Беседа, струк­тура и техника проведения беседы в начальной школе. Лекция, условия применения лекции в начальной школе. Дискуссии и диспуты как методы формирования сознания личности учащегося. Убеждение. Метод примера. Работа с книгой.


6. Различные подходы к формированию понятия натурального числа и нуля. Методика изучения нумерации чисел в пределах 10. Виды, процессы, формы мышления младших школьников. Педагогический смысл понятия «подход»; основные компоненты подхода.

Аннотация.

Теоретико-множественный смысл натурального числа и нуля. Аксио­матическое определение натурального числа. Натуральное число как ре­зультат измерения величины. Отношения «равно», «больше», «меньше».

Обзор различных подходов и формирование понятия натурального числа у учащихся начальных классов. Методика формирования у детей тео­ретико-множественного представления о числе (программа «Школа Рос­сии»). Формирование у школьников представлений о числе как результате измерения (как способа фиксации результатов кратного сравнения объектов по одному и тому же свойству: по длине, площади, массе и т.д.) (СРО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Методика комплексного формирования по­нятия числа, при котором число выступает в единстве всех его смыслов (программа «Гармония»). Концепция методики изучения нумерации чисел в пределах 10 на примере УМК по выбору аттестуемого.

Понятие мышления. Наглядно-действенное, наглядно-образное, сло­весно-логическое мышление. Виды внимания в зависимости от глубины обобщенности: эмпирическое и теоретическое. Виды мышления в зависимо­сти от стандартности: алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое, твор­ческое. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Составляю­щие мыслительного процесса: цель, условие, решение.

Понятие «подход» в педагогике. Многообразие подходов к организа­ции образовательного процесса. Подход как комплексное педагогическое средство. Основные составляющие подхода: основные понятия, используе­мые 6 процессе изучения, управления и преобразования образовательной практики; принципы как исходные положения осуществления образова­тельной деятельности; приемы и методы построения образовательного про­цесса.


7. Системы счисления в начальном курсе математики. Теория поэтап­ного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Многообразие форм воспитательной работы при изучении систем счисления в начальной школе.

Аннотация.

Понятие системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления (примеры). Десятичная система счисления. Запись натуральных чисел в десятичной системе счисления.

Формирование у младших школьников представлений об общих про­блемах обозначения чисел (алфавит и основание позиционной системы счисления, зависимость количества цифр в алфавите от основания позици­онной системы счисления). Изучение римской системы счисления. Методи­ка обучения умению читать и записывать числа в десятичной системе счис­ления.

Основные типы учения (по Ж. Пиаже и Л.С. Выготскому). Организа­ция (управление) в образовательном процессе. Преобразование матери­ального (предметного) в идеальное (психическое), схема этого преобразо­вания. Части осваиваемого предметного действия: понимание (ориентиро­вочная) и умение его выполнить (исполнительская). Действие в уме как ос­нова усвоения и мышления. Основные характеристики умственного действия (степень овладения умственным действием; степень его обобщенности; пол­нота выполняемых операций или степень сокращенности действия; мера ос­военности). Уровни овладения умственным действием (уровень предметно­го действия; уровень громкой речи без опоры на предметы; действие в уме). Этапы формирования умственного действия. Типы учения в теории П.Я. Гальперина. Ориентировочные основы действий.

Понятие «форма воспитательной работы». Типология форм воспита­тельной работы (по Е.В. Титовой): мероприятия, дела, игры.

Классификация форм воспитательной работы: по времени проведения (кратковременные, продолжительные, традиционные); по времени подго­товки (экспромтные и предусматривающие предварительную подготовку); по видам деятельности (учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.); по способу влияния педагога (непосредственные, опосредованные); по субъекту организации (педагоги, родители, дети, на основе сотрудничества); по результату (информационный обмен, выработка общего решения, обще­ственно значимый продукт); по количеству участников (индивидуальные, групповые, массовые).

Характеристика отдельных форм воспитательной работы (по желанию студента). 68


8.Теоретико-множественный смысл суммы и разности целых неот­рицательных чисел и методика изучения операций сложения и вычитания в концентре «Десяток» (таблица сложения и вычитания). Внимание младшего школьника. Реализация продуктивных технологии'при изучении младшими школьниками операций сложения и вычитания в концентре «Десяток».

Аннотация.

Теоретико-множественный смысл суммы и разности целых не­отрицательных чисел. Теорема о существовании и единственности разности свойства сложения и вычитания.

Методика формирования теоретико-множественного представления о действиях сложения и вычитания у младших школьников. Обучение уча­щихся переводу словесного задания отношений на язык арифметических действий. Методика обучения табличному сложению и вычитанию. Конкре­тизация этой методики на примере программы «Гармония».

Понятие внимания. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послеироизвольное). Свойства внимания (сосредоточенность, устойчивость, объем, широта, концентрация, распределение, переключение, активность, направленность,). Факторы, определяющие внимание.

Целевые ориентации продуктивных педагогических технологий. Осо­бенности содержания продуктивных педагогических технологий. Особенно­сти методики реализации продуктивных педагогических технологий. Виды продуктивных педагогических технологий: технология проблемного обуче­ния, технологии развивающегося обучения, игровые технологии, техноло­гии разноуровневого обучения. Характеристика одной из продуктивных технологий (по выбору студента).

9. Использование свойства арифметических действий над целыми не­отрицательными числами в начальном курсе математики. Готовность к обу­чению. Характеристика взаимодействия участников педагогического про­цесса: виды педагогического взаимодействия.

Аннотация.

Различные подходы к определению арифметических действий над це­лыми неотрицательными числами, свойства этих операций.

Устные вычисления в пределах 100. Свойства сложения и вычитания (прибавление числа к сумме, суммы к числу, вычитание числа из суммы, суммы из числа и др.), умножения и деления (умножение числа на сумму, деление суммы на число). Их изучение учащимися (два на выбор). Основ­ные составляющие вычислительного приема: теоретические основы, операциональный состав, способы обоснования и оформления вычислений в речи и на письме младших школьников. Конкретизация методики изучения устных вычислений в пределах 100 на примере программы «Школа России».

Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. Мотивационно-потребностная готовность. Интеллектуальный аспект го­товности. Развитие основных психических функций: восприятия, памяти, внимания и др. Личностная и социальная готовность.

Страницы: 1, 2, 3