Шпаргалки к госам. специальность "Педагогика и методика начального образования"
Шпаргалки к госам. специальность "Педагогика и методика начального образования"
Вопросы комплексного
государственного экзамена
1. Пропедевтика понятия функции при
обучении решению задач с пропорциональными величинами. Реализация
деятельностного подхода в обучении школьников. Реализация деятельностного
подхода в обучении школьников умению решать задачи. Условнорефлекторная
деятельность младшего школьника при обучении решению задач в курсе математики.
Аннотация.
Понятие функции. Способы задания числовой
функции. Основные свойства числовых функций. Прямая и обратная
пропорциональность их свойства и графики.
Ознакомление учащихся с примерами
пропорциональной'зависимости. Методика обучения решению задач с
пропорциональными величинами на нахождение четвертого пропорционального,
пропорциональное деление и нахождение неизвестного по двум разностям (по
выбору).
Общее определение подхода к обучению.
Учение как деятельность. Субъектно-ориентированная организация и управление
учителем учебной деятельностью ее субъекта - ученика, в решении им специально
организованных педагогом учебных задач разной сложности и проблематики, развивающих
предметную и коммуникативную компетентность обучающегося.
Деятельность как средство становления и
развития субъектности ребёнка. Цель деятельностного подхода в образовании -
человек, способный превращать собственную жизнедеятельность в предмет
практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя,
выбирать способы своей деятельности, контролировать её ход и результаты.
Сущность деятельностного подхода в
образовании. Структура ситуации воспитывающей деятельности. Основные понятия
деятельностного подхода: деятельность, духовная деятельность,
взаимодеятельность, целе-полагание, смыслосозидающая деятельность, личностная
ориентированность, организация, управление и др.
Реализация деятельностного подхода в
начальном образовании: использование методов самоанализа, самооценки,
самокритики, самообучения, самовоспитания, самоограничения, самоконтроля и
т.п.; организация совместной деятельности и общения учащихся через коллективные
единые требования, коллективное самоуправление, коллективное самообслуживание,
коллективное соревнование и т.п.; организация доверительного взаимодействия
посредством уважения детской личности, педагогического требования, убеждения,
доверия, побуждения, сочувствия, поддержки инициативы, самоорганизации,
взаимодействия и т.п.
Понятие условного рефлекса. Время рефлекса.
Изменение времени рефлекса с возрастом. Особенности условнорефлекторной
деятельности младшего школьника при различных функциональных состояниях
(утомлении, переутомлении).
2. Теоретико-множественное-
обоснование выбора действий при решении простых задач на сложение и вычитание.
Системогенез деятельности школьника. Общие направления модернизации начального
образования, которые нашли своё отражение в УМК «Школа 2100».
Аннотация.
Понятие множества. Объединение множеств,
дополнение к подмножеству, свойства этих операций. Теоретико-множественное
определение натурального числа и нуля. Сложение и вычитание целых
неотрицательных чисел. Свойства этой операции.
Функции тестовых задач в начальном курсе
математики. Понятие «задача» в начальном курсе математики. Различные
методические подходы к формированию умений решать простые задачи на нахождение
суммы, одного из компонентов операции сложения, увеличения на ..., задачи на
нахождение остатка, одного из компонентов операции вычитания, уменьшения на
.... Конкретизация методики изучения простых задач на сложение и вычитание на
примере программ «Школа России» и «Школа 2100».
Понятие деятельности. Единицы анализа
деятельности: действие (мотив, цель, способ выполнения), операция.
Психологическая система деятельности как целостное единство психических
структур субъекта и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют,
регулируют и реализуют деятельность и которые организованы в плане выполнения
функций конкретной деятельности. Процесс формирования психологической системы
деятельности.
Образовательная реформа - основа и контекст
эксперимента по модернизации содержания и структуры общего образования. Общая
направленность и конкретизация направлений обновления начального образования
на компетентностной основе. Примерные направления опытно-экспериментальной
работы по модернизации начальной школы.
Конкретизация общих целей, задач и
направлений модернизации начальной школы в образовательной системе «Школа
2100»: функциональная грамотность как основной результат начального
образования; формирование способности самостоятельного выхода за пределы
собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях;
развитие способности активно пользоваться получаемой информацией для решения
тех или иных жизненно-практических проблем; принцип минимакса - основа
построения учебников для начальной школы; проблемно-диалогический метод
преподавания, позволяющий усваивать алгоритмы действия в жизненных ситуациях;
система знаний как ориентировочная основа поиска информации и решения проблем. 64
3. Теоретико-множественное
обоснование выбора действий при решении простых задач на умножение и деление.
Индивидуальные особенности младших школьников. Достижение воспитательных целей
при обучении младших школьников решению задач.
Аннотация.
Понятие множества. Декартово произведение
множеств, свойства. Понятие разбиения множества на классы.
Теоретико-множественное определение натурального числа и нуля. Умножение и
деление целых неотрицательных чисел, свойства операций. :
Методические приемы обучения младших
школьников решению простых задач на умножение (нахождение произведения, одного
из компонентов операции умножения, увеличение в...) и деление (нахождение
частного, одного из компонентов операции деления, уменьшение в... ). Конкретизация
методики изучения простых задач на умножение и деление на примере программы
«Школа России».
Категории индивида, индивидуальности,
субъекта и личности. Чело-, век как индивидуальность. Младший школьник как
индивид и индивидуальность. Учет индивидуальных особенностей младших
школьников.
Сущность и значение цели и целеполагания в
воспитательном процессе- Требования к осуществлению целеполагания в процессе
воспитания: ди-агностичность, реальность, преемственность, направленность на
результат. Многообразие воспитательных целей. -
4. Методика ознакомления младших
школьников с алгебраическими понятиями выражения с переменной, уравнения и
неравенства с одной переменней. Реализация личностного подхода в обучении
младших школьников. Методы и приёмы развития творЧейких способностей и
личностных качеств учащихся в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Аннотация.
Выражение с переменной. Уравнение с одной
переменной. Равносильность уравнений. Теоремы о равносильности уравнений
(доказать одну из них). Неравенства с одной переменной. Равносильность
неравенств. Теоремы о равносильности неравенств (доказать одну из теорем).
Общие подходы к ознакомлению младших
школьников с понятиями «числовые выражения», «числовые равенства» и «числовые
неравенства». Формирование у учащихся представлений о переменных, об
использовании букв для построения общих суждений о выражениях как о способе записи
этих общих суждений. Решение уравнений методом подбора как средство понимания
учащимися смысла понятий «уравнения», «решение уравнений».
Решение уравнений на основе зависимости
между компонентами и результатами арифметических действий. Конкретизация методики
ознакомления младших школьников с понятиями «выражение с переменной» и «уравнение
с одной переменной» в программе «Школа России» или СРО Л.В.Занкова.
Общее определение подхода к обучению.
Личность младшего школьника. Формирование личности младшего школьника.
Личностный подход как субъектно-ориентированная организация и управление
учителем учебной деятельностью ее субъекта - ученика в решении им специально
организованных педагогом учебных задач разной сложности и проблематики, развивающих
ученика как личность.
Общая характеристика образовательной
системы Л.В. Занкова: целевые ориентиры системы обучения; дидактические
принципы системы обучения; характеристики технологии обучения: многогранность,
процессуаль-ность познания, направленность на разрешение коллизий,
вариантность, динамичность и гибкость организационных форм; изменение
соотношения речи учителя и учащегося на уроке.
Характеристика методов развития психических
функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: творческое задание;
постановка проблемы и создание проблемной ситуации; дискуссия; создание
креативного поля; перевод игры на более сложный уровень
5. Особенности формирования
математических понятий у младших школьников. Формирование научных понятий в
младшем школьном возрасте. Методы формирования сознания личности в целостном
педагогическом процессе.
Аннотация.
Определяемые и неопределяемые понятия. Виды
определений понятий. Требования к определению понятий.
Проблемы, возникающие в начальном курсе
математики в связи с определением понятий. Правила, которые нужно соблюдать
при организации работы по формированию умения давать и составлять определения у
младших школьников. Способы раскрытия содержания понятий в начальном курсе
математики.
Виды понятий. Сущность понятий. Пути
усвоения начальных научных понятий. Виды действий, используемых при
формировании понятий. Роль определения понятия в процессе его усвоения.
Условия, обеспечивающие управление процессом усвоения понятий. Требования к
содержанию и форме заданий. Качество сформированных понятий при управлении
процессом их усвоения.
Целостный педагогический процесс как
специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и
воспитанников, направлен- 66
ное на решение развивающих и
образовательных задач. Понятие о методах осуществления целостного
педагогического процесса. Классификация методов воспитания Г.И. Щукиной.
Методы формирования сознания в целостном
педагогическом процессе. Рассказ, требования к рассказу как методу
педагогической деятельности. Объяснение. Разъяснения, условия применения
разъяснений. Беседа, структура и техника проведения беседы в начальной школе.
Лекция, условия применения лекции в начальной школе. Дискуссии и диспуты как
методы формирования сознания личности учащегося. Убеждение. Метод примера.
Работа с книгой.
6. Различные подходы к формированию
понятия натурального числа и нуля. Методика изучения нумерации чисел в пределах
10. Виды, процессы, формы мышления младших школьников. Педагогический смысл
понятия «подход»; основные компоненты подхода.
Аннотация.
Теоретико-множественный смысл натурального
числа и нуля. Аксиоматическое определение натурального числа. Натуральное
число как результат измерения величины. Отношения «равно», «больше», «меньше».
Обзор различных подходов и формирование
понятия натурального числа у учащихся начальных классов. Методика формирования
у детей теоретико-множественного представления о числе (программа «Школа России»).
Формирование у школьников представлений о числе как результате измерения (как
способа фиксации результатов кратного сравнения объектов по одному и тому же
свойству: по длине, площади, массе и т.д.) (СРО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова).
Методика комплексного формирования понятия числа, при котором число выступает
в единстве всех его смыслов (программа «Гармония»). Концепция методики изучения
нумерации чисел в пределах 10 на примере УМК по выбору аттестуемого.
Понятие мышления. Наглядно-действенное,
наглядно-образное, словесно-логическое мышление. Виды внимания в зависимости
от глубины обобщенности: эмпирическое и теоретическое. Виды мышления в зависимости
от стандартности: алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое, творческое.
Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Составляющие мыслительного
процесса: цель, условие, решение.
Понятие «подход» в педагогике. Многообразие
подходов к организации образовательного процесса. Подход как комплексное
педагогическое средство. Основные составляющие подхода: основные понятия,
используемые 6 процессе изучения, управления и преобразования образовательной
практики; принципы как исходные положения осуществления образовательной
деятельности; приемы и методы построения образовательного процесса.
7. Системы счисления в начальном
курсе математики. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.
Гальперина. Многообразие форм воспитательной работы при изучении систем
счисления в начальной школе.
Аннотация.
Понятие системы счисления. Позиционные и
непозиционные системы счисления (примеры). Десятичная система счисления. Запись
натуральных чисел в десятичной системе счисления.
Формирование у младших школьников
представлений об общих проблемах обозначения чисел (алфавит и основание
позиционной системы счисления, зависимость количества цифр в алфавите от
основания позиционной системы счисления). Изучение римской системы счисления.
Методика обучения умению читать и записывать числа в десятичной системе счисления.
Основные типы учения (по Ж. Пиаже и Л.С.
Выготскому). Организация (управление) в образовательном процессе.
Преобразование материального (предметного) в идеальное (психическое), схема
этого преобразования. Части осваиваемого предметного действия: понимание
(ориентировочная) и умение его выполнить (исполнительская). Действие в уме как
основа усвоения и мышления. Основные характеристики умственного действия
(степень овладения умственным действием; степень его обобщенности; полнота
выполняемых операций или степень сокращенности действия; мера освоенности).
Уровни овладения умственным действием (уровень предметного действия; уровень
громкой речи без опоры на предметы; действие в уме). Этапы формирования
умственного действия. Типы учения в теории П.Я. Гальперина. Ориентировочные
основы действий.
Понятие «форма воспитательной работы».
Типология форм воспитательной работы (по Е.В. Титовой): мероприятия, дела,
игры.
Классификация форм воспитательной работы:
по времени проведения (кратковременные, продолжительные, традиционные); по
времени подготовки (экспромтные и предусматривающие предварительную
подготовку); по видам деятельности (учебные, трудовые, спортивные,
художественные и др.); по способу влияния педагога (непосредственные,
опосредованные); по субъекту организации (педагоги, родители, дети, на основе
сотрудничества); по результату (информационный обмен, выработка общего решения,
общественно значимый продукт); по количеству участников (индивидуальные,
групповые, массовые).
Характеристика отдельных форм
воспитательной работы (по желанию студента). 68
8.Теоретико-множественный смысл
суммы и разности целых неотрицательных чисел и методика изучения операций
сложения и вычитания в концентре «Десяток» (таблица сложения и вычитания).
Внимание младшего школьника. Реализация продуктивных технологии'при изучении
младшими школьниками операций сложения и вычитания в концентре «Десяток».
Аннотация.
Теоретико-множественный смысл суммы и
разности целых неотрицательных чисел. Теорема о существовании и единственности
разности свойства сложения и вычитания.
Методика формирования
теоретико-множественного представления о действиях сложения и вычитания у
младших школьников. Обучение учащихся переводу словесного задания отношений на
язык арифметических действий. Методика обучения табличному сложению и
вычитанию. Конкретизация этой методики на примере программы «Гармония».
Понятие внимания. Виды внимания
(непроизвольное, произвольное, послеироизвольное). Свойства внимания
(сосредоточенность, устойчивость, объем, широта, концентрация, распределение,
переключение, активность, направленность,). Факторы, определяющие внимание.
Целевые ориентации продуктивных
педагогических технологий. Особенности содержания продуктивных педагогических
технологий. Особенности методики реализации продуктивных педагогических
технологий. Виды продуктивных педагогических технологий: технология проблемного
обучения, технологии развивающегося обучения, игровые технологии, технологии
разноуровневого обучения. Характеристика одной из продуктивных технологий (по
выбору студента).
9. Использование свойства
арифметических действий над целыми неотрицательными числами в начальном курсе
математики. Готовность к обучению. Характеристика взаимодействия участников
педагогического процесса: виды педагогического взаимодействия.
Аннотация.
Различные подходы к определению
арифметических действий над целыми неотрицательными числами, свойства этих
операций.
Устные вычисления в пределах 100. Свойства
сложения и вычитания (прибавление числа к сумме, суммы к числу, вычитание числа
из суммы, суммы из числа и др.), умножения и деления (умножение числа на сумму,
деление суммы на число). Их изучение учащимися (два на выбор). Основные
составляющие вычислительного приема: теоретические основы, операциональный
состав, способы обоснования и оформления вычислений в речи и на письме младших
школьников. Конкретизация методики изучения устных вычислений в пределах 100 на
примере программы «Школа России».
Возрастные и индивидуальные особенности
младших школьников. Мотивационно-потребностная готовность. Интеллектуальный
аспект готовности. Развитие основных психических функций: восприятия, памяти,
внимания и др. Личностная и социальная готовность.
Страницы: 1, 2, 3
|