бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Сиротство как социальная проблема бесплатно рефераты

Нам представляется наиболее важным остановиться на проблеме нарушений привязанностей. Мы их определяем как близкие, теплые, основанные на любви отношения между человеческими существами. Формируются они между родителями и детьми, братьями и сестрами, мужьями и женами и т.д. Привязанности могут образовываться как очень сильные и довольно продолжительные. Потеря привязанности для ребенка означает печаль, переживание утраты.

Специалистам, работающим с детьми, необходимо иметь четкое представление о том, как развиваются привязанности между детьми и родителями, и что происходит с ребенком, когда они нарушаются, как влияет недостаток нормальной привязанности на психическое развитие ребенка.

Дубровина И.В выделяет три сферы, в которых процесс становления личности осуществляется наиболее эффективно: деятельность, которой занимается ребенок, его общение и развитие, становление самосознания.[9, с. 10]

По мнению педагогов наиболее активно социализация протекает в детстве. Для каждого возрастного этапа развития личности можно выделить специфические задачи социализации. Эти задачи можно разделить на естественно- и социально-культурные, социально-психологические.

Естественно-культурные задачи определяются уровнем физического развития, темпами полового созревания и т.д.).

Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – отличаются спецификой в каждом конкретном социуме (приобщение к культурному уровню, овладение суммой знаний, сформированностью мировоззрения, направленностью личности).

Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и в перспективе, самореализация, самоутверждение. На протяжении дошкольного возраста ребенок осознает себя в отношениях с окружающими людьми, научается самостоятельно играть, действовать. В младшем школьном возрасте ребенок находит индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – школе. Для подросткового возраста особое значение приобретает позиция среди сверстников, нахождение себя среди сверстников противоположного пола, выбор отношений с группой. Для старшеклассников характерно нахождение себя в семейной, профессиональной и трудовой сферах.

При этом если наиболее существенные задачи социализации остаются на данном возрастном этапе нерешенными, то это приводит к задержке развития личности, делает неполноценным ее развитие. Возможно и скрытое проявление этого явления, когда задача социализации не решена на каком-то возрастном этапе, но внешне это не сказывается на развитии личности в данный период, а через определенный промежуток времени она проявляется, что приводит к немотивированным поступкам и решениям.

В исследованиях социализации показано, что изменчивость общества может превратить прежде сформированную социализацию человека в неудачную. Возможность личности достичь успеха зависит от ее умения адаптироваться к новым условиям. Социализация будет успешной, если человек научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Выделены такие характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и внешними требованиями; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных норм.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить факторы, затрудняющие социализацию воспитанников таких учреждений:

§                   особый социальный статус ребенка – он ничей, у него никого нет, никто им не интересуется и он никому не нужен;

§                   ориентировка на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные и односторонние;

§                   наличие у большинства воспитанников отклонений в состоянии здоровья и психического развития, зачастую возникающих в силу социально-педагогической запущенности (наиболее часто проявляется задержка психического развития);

§                   наличие дефицита индивидуального общения с близкими взрослыми;

§                   ограничение социальной активности ребенка;

§                   недостаточное включение в разные виды полезной для детей практической деятельности, приводящее к депривации;

§                   наличие ограничений в сфере реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;

§                   наличие чрезмерно большого опыта в некоторых вопросах, избыточного опыта, не соответствующего возрасту детей и подростков, и в силу этого неадекватно применяющегося;

§                   принудительный характер общения со сверстниками при отсутствии навыков, необходимость адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению, состоянию тревоги, усилению агрессии;

§                   жесткая регламентация организации жизни детей и подростков, ограничение личностного выбора, подавление самостоятельности и инициативности, невозможность проявлять саморегуляцию и внутренний самоконтроль;

§                   скудный выбор образцов для подражания, усвоения социального поведения, что приводит к затруднениям в усвоении и воспроизведении опыта;

§                   ограниченность контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни, формирующие иждивенчество и боязнь внешнего мира;

§                   выработка особой нормативности по отношению к "своим" и "чужим", появление особого чувства "мы".

Все перечисленные причины определяют особенности социализации воспитанников учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки, которые наиболее ярко характеризуют выпускников интернатных учреждений. Для выпускников этих учреждений, по данным исследований психологов, педагогов и социальных работников, характерно наличие следующих черт:

§                   иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности;

§                   трудности в общении, отсутствие избирательности общения;

§                   инфантилизм, замедленное самоопределение, неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;

§                   перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения;

§                   неуверенность в себе, своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру, особенно в случаях, если государство не выполняет своих обязательств.


Вывод

Таким образом, процесс и результат социализации являются следствием внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособления в обществе.[19, с. 173]

Личность, адаптированная в обществе и не способная противостоять ему, может рассматриваться как жертва социализации, а неадаптированная личность в обществе может стать жертвой социализации – человеком с девиантным поведением.

Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются воспитанники учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства, так как среди них наибольшее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Особенностью социализации воспитанников учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства является замещение главного института социализации – семьи – учреждением, что приводит к деформации процесса социализации детей и подростков.

         Краткая характеристика психологического портрета детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет сделать вывод о том, что именно категория детей, попадающих в учреждения социальной и психолого-педагогической поддержки детства, должна пройти очень интенсивный путь социализации, так как он позволит им быть готовым к самостоятельной жизни. Не рассчитывая на поддержку родителей, необходимо самому научиться строить свою жизнь, использовать свои внутренние резервы, реализовывать жизненные планы. [12, с.172]

1.3. Деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей

Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного воспитания можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью.

Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются  для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство - это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом.[21]

Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998г. №17-ФЗ. (ФЗ от 28 августа 1995г.). Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится  важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются  и охраняются государством.[21]

Согласно п.2 ст.121 СК и п.1 ст.34 ГК, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Однако, согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п.1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.[22]

В соответствии с Законом РФ от 6 июля1991г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» органы местного самоуправления всех уровней [поселковая (сельская), районная и городская администрации] обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан. (Закон от 6 июля 1991г. о местном самоуправлении). Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе (ст.12-123,125,140,142,145,147,150-151 и др.), в ГК (ст.31-41), а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах  субъектов Российской Федерации), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности. [3]

В Семейном кодексе не дается понятия структурных подразделений органов опеки и попечительства и стоящих перед нами задач, поэтому функции по охране прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Глава Управы Района (лично или через подразделения администрации района).

Организация методической помощи и оказание содействия органам опеки и попечительства возложены на Министерство общего и профессионального образования РФ, которое является правопреемником упразднения Министерства образования РФ, ранее выполнявшего данные функции. (Постановление Правительства от 5 апреля 1997г.) В субъектах РФ  такая работа выполняется соответствующими управлениями (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ.

Семейный кодекс (п.1 ст.121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей). [17]

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст.122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. [11, с. 212]

Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны, согласно п.1 ст.122 СК, в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, которое заключается в проверке достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей(истребовании и изучении соответствующих документов, бесед с окружающими детей лицами и т.п.). Наряду с этим, органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.[17]

 Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. На основании сообщений органов опеки и попечительства соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта РФ. (Пчелинцева, с.84) В течение  месяца со дня поступления указанных сведений этот же орган организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на данной территории или на территории других субъектов РФ, а также осуществляет подбор детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка в семью (п.3 ст.122 СК). С учетом семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в 7-дневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на попечение в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п.2 ст.122 СК). Последующее устройство ребенка на основании этих сообщений в форме усыновления или передачи его в приемную семью, под опеку (попечительство) должно проходить в строгом соответствии с требованиями закона. [2, с. 17]

Число детей, находящихся под опекой, растет. По состоянию на конец 2001 г. в России их насчитывалось 347,5 тыс., что на 5,6% больше, чем в конце 2000г., и на 11,3% больше по сравнению с концом 1999г. В 2001г. под опеку (попечительство) было передано 69,7 тыс. детей  (в 2000г.-65,7 тыс.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучив данную проблему, проанализировав и сравнив точки зрения исследователей и авторов различных публикаций, мы пришли к следующим выводам:

1. Оказание  помощи этой категории  детей может осуществляться  как в  учреждениях интернаторного типа,  так  и    в   условиях приемной   семьи. При  этом  приоритетность  отдается   воспитанию     таких   детей   в    семье.

2. Использование «командного подхода», который   предполагает  профессиональный, системный  подход  к социальной   работе  с  семьей    в   целом, что весьма эффективно.

3. Широкое    распространение  в  последнее время получило использование концепции  «самопомощи»  при работе с этой  категорией    людей.

4. Многочисленные исследования содействуют все более широкому использованию индивидуальных реабилитационно-коррекционных программ, которые учитывают потребности ребенка и пожелания семьи. Это  будет содействовать более эффективному оказанию помощи.

5. Система социализации должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка  навыков независимой самостоятельной жизни.

6. Особое значение, по моему мнению, имеет изменение общественного мнения в отношении детей-сирот. Это должно являться первостепенной задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу не уделяется должного внимания.

7. Одним из самых важных, на мой взгляд, является обеспечение полноценного образования для детей – сирот. Особую роль в этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в приемной семье.

Были также проведены исследования по выявлению проблем и особенностей оказания социальной помощи детям-инвалидам в нашей стране, в результате, которого были выявлены недостатки социальной политики и особенности работы, влияющие на эффективность социальной работы с данной категорией населения.

Кроме того, очень важным направлением работы, на мой взгляд, является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации. Эффективная работа, на мой взгляд, ведется в передаче «Пока все дома» в рубрике, предлагающей усыновление или опеку над сиротами.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль за проживанием детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, заменяющим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей.

В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Что  главной целью политики государства является выработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их в Семейном кодексе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Бюллетень Минестерства труда и социального развития РФ. – 1998 №3

2.                 Догавлевская А.И. Семейное воспитание приемных детей. – М.,1978.

3.                 Закон РФ от 6 июля 1991г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями//Ведомости РСФСР. 1991№29. ст. 1010; Ведомости РФ. 1992. №46 ст. 2618 см.: П.7 ст. 53, п.6 ст.64 и п.6 ст.75

4.                 Козырева На полпути от улицы к детдому//Российская газета, 22 ноября, 1996

5.                 Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.

6.                 Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -479с. С.343..

7.                 Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб, 1994.

8.                 Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 334с.

9.                 Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е.Данилова и др.; Под редакцией И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208с. С.5.

10.            Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Советская энциклопедия, 1972. -401с.

11.            Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка. Сборник-справочник. – М., 1998.

12.            Основы социальной работы: Учебник/ Отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395с. С.172.

13.            Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002г.№732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006годы.

14.            Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1997г. №395//СЗ РФ.1997. №15 ст.1796., подп. 20 п.5 Положение о Министерстве общего и профессионального образования РФ

15.            Пчелинцева Л.М. Семейное право России. – М., 2003.

16.            Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. – М., 1995.

17.            Семейный  кодекс РФ от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ (принят 8 декабря 1995 г.) (ред. от 3 июня 2006).

18.            Тарле Я.М.Государи Российские. – М.: Цитадель-трейд: Вече, 2006. – 480с., ил.

19.            Ушинский К.Д. Собр. соч. – М.; Л., 1948-1952. – Т.8. – С. 23.

20.            Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

21.            Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями на 10 января 2003года)

22.            Федеральный закон от 28 августа 1995г.№154_ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями//СЗ.РФ.1995  См.: П.1 ст.1  №35.ст.3506;1996.№17. ст. 1917; №49. ст. 5500; 1997. №12. ст. 1378

23.            Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е. Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 511с.: ил.С.164-165



Страницы: 1, 2, 3