Сиротство как социальная проблема
Нам
представляется наиболее важным остановиться на проблеме нарушений
привязанностей. Мы их определяем как близкие, теплые, основанные на любви
отношения между человеческими существами. Формируются они между родителями и
детьми, братьями и сестрами, мужьями и женами и т.д. Привязанности могут
образовываться как очень сильные и довольно продолжительные. Потеря
привязанности для ребенка означает печаль, переживание утраты.
Специалистам,
работающим с детьми, необходимо иметь четкое представление о том, как
развиваются привязанности между детьми и родителями, и что происходит с
ребенком, когда они нарушаются, как влияет недостаток нормальной привязанности
на психическое развитие ребенка.
Дубровина И.В
выделяет три сферы, в которых процесс становления личности осуществляется
наиболее эффективно: деятельность, которой занимается ребенок, его общение и
развитие, становление самосознания.[9, с. 10]
По мнению
педагогов наиболее активно социализация протекает в детстве. Для каждого
возрастного этапа развития личности можно выделить специфические задачи
социализации. Эти задачи можно разделить на естественно- и
социально-культурные, социально-психологические.
Естественно-культурные
задачи определяются уровнем физического развития, темпами полового созревания и
т.д.).
Социально-культурные
задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые –
отличаются спецификой в каждом конкретном социуме (приобщение к культурному
уровню, овладение суммой знаний, сформированностью мировоззрения,
направленностью личности).
Социально-психологические
задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной
жизни и в перспективе, самореализация, самоутверждение. На протяжении
дошкольного возраста ребенок осознает себя в отношениях с окружающими людьми,
научается самостоятельно играть, действовать. В младшем школьном возрасте
ребенок находит индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой
социальной ситуации – школе. Для подросткового возраста особое значение
приобретает позиция среди сверстников, нахождение себя среди сверстников
противоположного пола, выбор отношений с группой. Для старшеклассников
характерно нахождение себя в семейной, профессиональной и трудовой сферах.
При этом если
наиболее существенные задачи социализации остаются на данном возрастном этапе
нерешенными, то это приводит к задержке развития личности, делает неполноценным
ее развитие. Возможно и скрытое проявление этого явления, когда задача
социализации не решена на каком-то возрастном этапе, но внешне это не
сказывается на развитии личности в данный период, а через определенный
промежуток времени она проявляется, что приводит к немотивированным поступкам и
решениям.
В исследованиях
социализации показано, что изменчивость общества может превратить прежде
сформированную социализацию человека в неудачную. Возможность личности достичь
успеха зависит от ее умения адаптироваться к новым условиям. Социализация будет
успешной, если человек научится ориентироваться в непредвиденных социальных
ситуациях. Выделены такие характеристики личности, обеспечивающие успешную
социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение
находить баланс между своими ценностями и внешними требованиями; ориентация не
на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных норм.
Анализ
психолого-педагогической литературы позволяет выделить факторы, затрудняющие
социализацию воспитанников таких учреждений:
§
особый
социальный статус ребенка – он ничей, у него никого нет, никто им не
интересуется и он никому не нужен;
§
ориентировка
на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные
и односторонние;
§
наличие у
большинства воспитанников отклонений в состоянии здоровья и психического
развития, зачастую возникающих в силу социально-педагогической запущенности
(наиболее часто проявляется задержка психического развития);
§
наличие
дефицита индивидуального общения с близкими взрослыми;
§
ограничение
социальной активности ребенка;
§
недостаточное
включение в разные виды полезной для детей практической деятельности,
приводящее к депривации;
§
наличие
ограничений в сфере реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;
§
наличие
чрезмерно большого опыта в некоторых вопросах, избыточного опыта, не
соответствующего возрасту детей и подростков, и в силу этого неадекватно
применяющегося;
§
принудительный
характер общения со сверстниками при отсутствии навыков, необходимость адаптироваться
к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению,
состоянию тревоги, усилению агрессии;
§
жесткая
регламентация организации жизни детей и подростков, ограничение личностного
выбора, подавление самостоятельности и инициативности, невозможность проявлять
саморегуляцию и внутренний самоконтроль;
§
скудный
выбор образцов для подражания, усвоения социального поведения, что приводит к
затруднениям в усвоении и воспроизведении опыта;
§
ограниченность
контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни,
формирующие иждивенчество и боязнь внешнего мира;
§
выработка
особой нормативности по отношению к "своим" и "чужим",
появление особого чувства "мы".
Все перечисленные
причины определяют особенности социализации воспитанников учреждений социальной
и психолого-педагогической поддержки, которые наиболее ярко характеризуют
выпускников интернатных учреждений. Для выпускников этих учреждений, по данным
исследований психологов, педагогов и социальных работников, характерно наличие
следующих черт:
§
иждивенчество,
непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности;
§
трудности
в общении, отсутствие избирательности общения;
§
инфантилизм,
замедленное самоопределение, неприятие самого себя как личности, неспособность
к сознательному выбору своей судьбы;
§
перегруженность
отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения;
§
неуверенность
в себе, своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру, особенно в
случаях, если государство не выполняет своих обязательств.
Вывод
Таким образом,
процесс и результат социализации являются следствием внутреннего противоречия
между степенью идентификации человека с обществом и его обособления в обществе.[19,
с. 173]
Личность,
адаптированная в обществе и не способная противостоять ему, может
рассматриваться как жертва социализации, а неадаптированная личность в обществе
может стать жертвой социализации – человеком с девиантным поведением.
Наиболее
очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются воспитанники
учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства, так как
среди них наибольшее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Особенностью
социализации воспитанников учреждений социальной и психолого-педагогической
поддержки детства является замещение главного института социализации – семьи –
учреждением, что приводит к деформации процесса социализации детей и
подростков.
Краткая
характеристика психологического портрета детей, оставшихся без попечения
родителей, позволяет сделать вывод о том, что именно категория детей,
попадающих в учреждения социальной и психолого-педагогической поддержки
детства, должна пройти очень интенсивный путь социализации, так как он позволит
им быть готовым к самостоятельной жизни. Не рассчитывая на поддержку родителей,
необходимо самому научиться строить свою жизнь, использовать свои внутренние
резервы, реализовывать жизненные планы. [12, с.172]
1.3.
Деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения
родителей
Одной из наиболее
оптимальных форм замещающего семейного воспитания можно считать передачу
ребенка на опеку в приемную семью.
Опека и
попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при
оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для
защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Опека и попечительство - это правовые формы защиты личных,
имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом.[21]
Общие принципы,
содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996г.
№159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным
законом от 8 февраля 1998г. №17-ФЗ. (ФЗ от 28 августа 1995г.). Данный закон
регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением
органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите
прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их
числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой
дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим
законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.[21]
Согласно п.2
ст.121 СК и п.1 ст.34 ГК, органами опеки и попечительства являются органы, местного
самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении
вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной
власти. Однако, согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п.1 и 4) Закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы
местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными
полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и
финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по
опеке и попечительству.[22]
В соответствии с
Законом РФ от 6 июля1991г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской
Федерации» органы местного самоуправления всех уровней [поселковая (сельская),
районная и городская администрации] обязаны принимать меры к устройству детей,
оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты
при школах и на воспитание в семьи граждан. (Закон от 6 июля 1991г. о местном
самоуправлении). Конкретные полномочия органов местного самоуправления по
осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без
попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе
(ст.12-123,125,140,142,145,147,150-151 и др.), в ГК (ст.31-41), а также в
некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов
Российской Федерации), конкретизирующих правовой статус органов опеки и
попечительства в данной сфере деятельности. [3]
В Семейном
кодексе не дается понятия структурных подразделений органов опеки и попечительства
и стоящих перед нами задач, поэтому функции по охране прав детей, оставшихся
без попечения родителей, осуществляет Глава Управы Района (лично или через
подразделения администрации района).
Организация
методической помощи и оказание содействия органам опеки и попечительства
возложены на Министерство общего и профессионального образования РФ, которое
является правопреемником упразднения Министерства образования РФ, ранее
выполнявшего данные функции. (Постановление Правительства от 5 апреля 1997г.) В
субъектах РФ такая работа выполняется соответствующими управлениями
(департаментами, комитетами) образования субъектов РФ.
Семейный кодекс
(п.1 ст.121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме
органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и
устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет
распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на
усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о
поиске, выявлении и подборе детей). [17]
Своевременное
выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское
попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей
помощи. В соответствии со ст.122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию
органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. [11, с. 212]
Органы опеки и
попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей,
обязаны, согласно п.1 ст.122 СК, в течение трех дней провести обследование
условий жизни таких детей, которое заключается в проверке достоверности
поступившей информации об утрате детьми попечения родителей(истребовании и
изучении соответствующих документов, бесед с окружающими детей лицами и т.п.).
Наряду с этим, органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению
возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения.
При подтверждении факта отсутствия попечения родителей или их родственников
органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту (включая охрану
принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой
площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем
содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их
родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.[17]
Все дети,
оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и
зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о
детях, оставшихся без попечения родителей. На основании сообщений органов опеки
и попечительства соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ
формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения
родителей и проживающих на территории этого субъекта РФ. (Пчелинцева, с.84) В
течение месяца со дня поступления указанных сведений этот же орган организует
устройство ребенка в семью граждан, проживающих на данной территории или на
территории других субъектов РФ, а также осуществляет подбор детей для лиц,
изъявивших желание взять ребенка в семью (п.3 ст.122 СК). С учетом семейных
форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений, в
которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена
обязанность в 7-дневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может
быть передан на попечение в семью, сообщить об этом в орган опеки и
попечительства по месту нахождения данного учреждения (п.2 ст.122 СК).
Последующее устройство ребенка на основании этих сообщений в форме усыновления
или передачи его в приемную семью, под опеку (попечительство) должно проходить
в строгом соответствии с требованиями закона. [2, с. 17]
Число детей,
находящихся под опекой, растет. По состоянию на конец 2001 г. в России их
насчитывалось 347,5 тыс., что на 5,6% больше, чем в конце 2000г., и на 11,3%
больше по сравнению с концом 1999г. В 2001г. под опеку (попечительство) было
передано 69,7 тыс. детей (в 2000г.-65,7 тыс.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив данную
проблему, проанализировав и сравнив точки зрения исследователей и авторов
различных публикаций, мы пришли к следующим выводам:
1. Оказание помощи этой категории детей может
осуществляться как в учреждениях интернаторного типа, так и в условиях
приемной семьи. При этом приоритетность отдается воспитанию таких
детей в семье.
2. Использование «командного подхода», который
предполагает профессиональный, системный подход к социальной работе с семьей
в целом, что весьма эффективно.
3. Широкое распространение в последнее
время получило использование концепции «самопомощи» при работе с этой
категорией людей.
4. Многочисленные исследования содействуют все
более широкому использованию индивидуальных реабилитационно-коррекционных
программ, которые учитывают потребности ребенка и пожелания семьи. Это будет
содействовать более эффективному оказанию помощи.
5. Система социализации должна охватывать все
сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и
профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у
ребенка навыков независимой самостоятельной жизни.
6. Особое значение, по моему мнению, имеет
изменение общественного мнения в отношении детей-сирот. Это должно являться
первостепенной задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому
вопросу не уделяется должного внимания.
7. Одним из самых важных, на мой взгляд,
является обеспечение полноценного образования для детей – сирот. Особую роль в
этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством. Оно
способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в
приемной семье.
Были также проведены исследования по выявлению
проблем и особенностей оказания социальной помощи детям-инвалидам в нашей
стране, в результате, которого были выявлены недостатки социальной политики и
особенности работы, влияющие на эффективность социальной работы с данной
категорией населения.
Кроме того, очень важным направлением работы,
на мой взгляд, является формирование семейной политики, нацеленной на
укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в
средствах массовой информации. Эффективная работа, на мой взгляд, ведется в
передаче «Пока все дома» в рубрике, предлагающей усыновление или опеку над сиротами.
Органами управления образованием и социальными
педагогами учреждений образования осуществляется комплексная работа с
родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится
подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей,
приемных родителей; осуществляется контроль за проживанием детей, оставшихся
без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, заменяющим
родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей.
В целом, очевидно, что проблемы, связанные с
положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для
их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и
общественных институтов. Что главной целью политики государства является
выработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и
улучшению ситуации, а также закрепление их в Семейном кодексе.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бюллетень
Минестерства труда и социального развития РФ. – 1998 №3
2.
Догавлевская
А.И. Семейное воспитание приемных детей. – М.,1978.
3.
Закон РФ
от 6 июля 1991г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», с
последующими изменениями и дополнениями//Ведомости РСФСР. 1991№29. ст. 1010;
Ведомости РФ. 1992. №46 ст. 2618 см.: П.7 ст. 53, п.6 ст.64 и п.6 ст.75
4.
Козырева
На полпути от улицы к детдому//Российская газета, 22 ноября, 1996
5.
Конвенция
о правах ребенка от 20 ноября 1989г.
6.
Кравченко
А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -479с.
С.343..
7.
Максимов
Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения
в России. СПб, 1994.
8.
Мельников
В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 3-е
изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 334с.
9.
Младший
школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В.
Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е.Данилова и др.; Под редакцией И.В. Дубровиной. –
М.: Просвещение, 2003. – 208с. С.5.
10.
Ожегов
С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Советская
энциклопедия, 1972. -401с.
11.
Основные
законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка.
Сборник-справочник. – М., 1998.
12.
Основы
социальной работы: Учебник/ Отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. –
М.: ИНФРА-М, 2004. – 395с. С.172.
13.
Постановление
Правительства РФ от 3 октября 2002г.№732 «О федеральной целевой программе «Дети
России» на 2003-2006годы.
14.
Постановление
Правительства РФ от 5 апреля 1997г. №395//СЗ РФ.1997. №15 ст.1796., подп. 20
п.5 Положение о Министерстве общего и профессионального образования РФ
15.
Пчелинцева
Л.М. Семейное право России. – М., 2003.
16.
Сафонова
Т.Я. Реабилитация детей в приюте. – М., 1995.
17.
Семейный
кодекс РФ от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ (принят 8 декабря 1995 г.) (ред. от 3
июня 2006).
18.
Тарле
Я.М.Государи Российские. – М.: Цитадель-трейд: Вече, 2006. – 480с., ил.
19.
Ушинский
К.Д. Собр. соч. – М.; Л., 1948-1952. – Т.8. – С. 23.
20.
Федеральный
закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
21.
Федеральный
закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» (с изменениями на 10 января 2003года)
22.
Федеральный
закон от 28 августа 1995г.№154_ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», с последующими изменениями и
дополнениями//СЗ.РФ.1995 См.: П.1 ст.1 №35.ст.3506;1996.№17. ст. 1917; №49.
ст. 5500; 1997. №12. ст. 1378
23.
Флэйк-Хобсон
К., Робинсон Б. Е. Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер.
с англ. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих
ценностей, 1993. – 511с.: ил.С.164-165
Страницы: 1, 2, 3
|