бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Сиротство как социальная проблема бесплатно рефераты

Сиротство как социальная проблема

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии




Сиротство как социальная проблема

(детей дошкольного возраста)

КУРСОВАЯ РАБОТА




Выполнила: студентка факультета

социального образования, группы 304

Решетникова Ольга Сергеевна

Научный руководитель: к.п.н.,

старший преподаватель кафедры СРПиП

Ценч Юлия Сергеевна


Дата сдачи:__________

Дата защиты:________

Оценка:_____________



Челябинск

2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3


ГЛАВА I. Теоретические основы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.........................................................................................4-30

1.1.          Возникновение и развитие основ работы с детьми, оставшимися без попечения родителей..................................................................................4-14

1.2.          Особенности психологического развития детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей.................................................15-24

1.3.          Деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей.......................................................................................25-28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 29-30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................31-32

Введение


Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.

Актуальность проблемы заключается в том, что дети, оставшиеся без родителей не могут быть изолированы от общества. Мы всегда будем рядом с ними. От того, какими будут эти дети, зависит и наша жизнь. Если предоставить их самим себе, не заниматься ими, то они начнут решать свои проблемы сами. Будут воровать, грабить, станут источниками инфекций. Значит, жить в обществе с беспризорниками будет просто опасно.

Проблемы сиротства нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Догалевская А.И., Кравченко А.И., Максимов Е.И., Мельников В.П,, Холостова Е.И., Сафонова Т.Я.,  Павленок П.Д. и многих других.

Также проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нормативно-правовых документах:

1.                 Семейный кодекс РФ;

2.                 Конституция РФ;

3.                 Кодекс о браке и семье;

4.                 Жилищный кодекс;

5.                 Гражданский кодекс;

6.                 Конвенция о правах ребенка;

7.                 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

8.                 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

9.                 Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1- «О местном самоуправлении в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями;

10.            Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002г. № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы;

Цель исследования: изучить и  выявить пути ее решения в рамках компетенции социального работника.

Объект исследования: дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования: деятельность социального работника в проблеме социального сиротства.

Задачи исследования:

1.                 Изучить историю развития призрения по отношению к сиротам.

2.                 Исследовать особенности психологического развития детей-сирот.

3.                 Изучить деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов, обобщение опыта деятельности социальных служб по решению социальных проблем.

Основные понятия: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, опека и попечительство.

I Глава. Теоретические основы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

1.1. Возникновение и развитие основ работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

Возникновение и развитие основ работы с детьми, оставшимися без попечения родителей нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Мельников В.П и Холостова Е.И «История социальной работы», Тарле Я.М. «Государи Российские», Максимов Е. «Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России», Козырева «НА полпути от улице к дому» и многих других.

 «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в этот мир, как и для чего в нем живем, как и к чему стремиться» - так считал известный историк В. О. Ключевский. Значит, чтобы понять причины возникновения социального сиротства и определить пути решения проблемы, надо понимать, что современные общественные отношения органически связаны с историческим прошлым. [8, с. 9]

По мнению Ключевского «наша история не так стара, как думают одни, началась гораздо позднее начала христианской эры; но она и не так запоздала, как думают другие: около половины 9 в. она не начиналась, а уже имела за собой прошедшее... считавшее в себе два с чем-нибудь столетия». [18, с. 6]

Вся история нашей страны – это бесконечные завоевания, покорение и освобождения земель. В результате чего появлялись страждущие, калеки и сироты. Основные тенденции помощи на Руси, начиная с 9 века, связаны с княжеской защитой и попечительством. По мнению Холостовой Е.И. можно выделить два этапа становления:

1.                 распространение христианства;

2.                 постепенное соединение функций князя с монастырско-церковными формами призрения. [8, с. 28]

В Историко-статистическом очерке благотворительности и общественного призрения в России Максимов Е. пишет о том, что простейшие формы благотворительности заключались первоначально почти исключительно в кормлении нищих. Главнейшая заповедь христиан – любить Бога и любить ближнего, как самого себя, - практически означала: накормить голодного, напоить жаждущего, призреть хоть «единого из малых сил». [7, с. 12]

В учебнике «История социальной работы» Холостова Е.И. говорит о том, что во второй половине 12в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевают изменения. Увеличивается рост монастырского и церковного призрения. Монастыри содержали детские приюты.

В период воцарения и правления династии Романовых появляется необходимость перехода к системе общественного призрения.

В 1715 г. Петр приказывает «объявить указ, чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно чрез какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно». За умерщвление же незаконнорожденных Государь грозил смертной казнью. Так в 1824 г. в одной Московской губернской канцелярии их находилось уже 865 человек в возрасте не свыше 8 лет.

Непосредственно же после смерти Петра наступил период законодательного затишья. Ближайшие приемники его мало заботились о полном проведении мер по призрению во всей их совокупности и лишь повторяли и усиливали указы о жестких наказаниях нищенствующих. По некоторым отраслям призрения произошло даже заметное ухудшение дела. Так, хотя Императрица Екатерина 1, а затем и Елизавета и издавали указы о призрении незаконнорожденных, но не имели энергии настоять на исполнении, вследствие чего те приюты, которые были открыты при Петре 1, постепенно закрылись.

Во время периода царствования Екатерины 2 было учреждено два больших по своим размерам заведений для призрения незаконнорожденных детей. Вопрос о них был серьезно разработан под руководством известного филантропа И.И.Бецкого и получил практическое осуществление с основанием в 1763 г. в Москве Воспитательного дома.  Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрения незаконнорожденных детей если не во всей империи, то в ближайших к столицам губерниях.  Создание этих домов, равно, как и принятие других указов выше мер, служило лишь к развитию и упрочению системы призрения, намеченной Петром Великим, а потому подробно останавливаться на этих мероприятиях Императрицы нет надобности. Более самостоятельным характером отличается крупнейшая организационная мера Екатерины 2, заключающаяся в создании  целой сети специальных учреждений под названием «Приказов общественного призрения», открытых в сорока губерниях на основании «учреждения о губерниях» 1775 г.

После эпохи Екатерины 2 знаменитой вехой в развитии общественного призрения были благотворительные общества и союзы. Среди них особое место занимают «Учреждения императрицы Марии Федоровны».

12 ноября 1796 г. Императрица Мария Федоровна (супруга Павла 1) приняла на себя непосредственное начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением.

Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тыс. руб. на содержание грудных младенцев с кормильцами.

Особое внимание Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома. За 30 лет из поступивших в них 65 тыс. младенцев в живых осталось 7 тыс. Императрица заключила, что ужасающая смертность детей связана главным образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге Государь пожаловал Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского на Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского. В этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917г.

Заботясь об устройстве уже существующих домов, Императрица открывала и новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 г в Петербурге и Москве были открыты женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины. В 1807 г. основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 г.  – Харьковский институт благородных девиц за плату и без платы.

В период с 1828 по 1881 г. вслед за кончиной Императрицы Марии Федоровны все учреждения, бывшие в ее ведении, принял под свое покровительство Император Николай 1.

Венцом деятельности Императора Николая 1 было учреждение сиротских институтов. Войны и холерная эпидемия 1830-1831 гг. оставили сиротами огромное число детей, нуждавшихся в призрении. В 1834 г. при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и французские классы. В них дети обоего пола получали столь  основательное образование, что после латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из французских классов выходили воспитатели в частные дома. Дети, рожденные вне брака, вместе с сиротами получали прекрасное образование. Это породило отказ родителей от детей. Обнаружились факты, когда родители из бедных семей тайно приносили своих детей в Дома, в надежде на их счастливую будущность. Император Николай 1 положил конец этому ненормальному явлению С 1837 г. латинские и французские классы были упразднены, а взамен их учреждены институты для воспитания сирот офицеров военной и гражданской службы. Из сиротского мужского института (на 300 детей) при Московском Воспитательном доме в 1847 г. образовался Кадетский корпус с выходом из ведомства Императрицы Марии.

К 1873 г.  осуществлены значительные изменения в структуре управления Ведомством. Территориальные Опекунские советы были объединены в единый Опекунский совет Учреждений Императрицы Марии с образованием двух присутствий в Санкт-Петербурге и в Москве на правах высших государственных учреждений по делам законодательного и финансового управления.

На рубеже веков деятельность Ведомства отражена следующими данными:

1.                 По призрению младенцев.

Оба Воспитательных дома ежегодно принимают в свое попечение более 20 тыс. незаконнорожденных младенцев и до 1 тыс. законных и призревают в деревнях у воспитателей до питомцев, остающихся на попечении Дома до 21-летнего возраста.

2.                 По призрению детей в детских приютах.

Ежегодно призревается до 14 тыс. детей в 176 приютах Ведомства.

3.                 По призрению и воспитанию мальчиков.

В 90-е годы стали создаваться детские дома трудолюбия. В этой общественно значимой жизни России накопился заслуживающий внимания опыт. Подготовкой детей к трудовой жизни занимались учреждения призрения.

Таким образом, можно сделать вывод, что дореволюционный опыт решения проблем сиротства содержит немало рациональных элементов, представляет значительный практический интерес для современной социальной работы. [8 с. 260-270]

После поворотных политических событий октября 1917, приведших к установлению Советской власти, социально-экономическое положение народа изменилось. Затянувшаяся война, экономический спад послужили причиной для возросшего сиротства. В 1920г. в сеть детских учреждений для осиротевших и беспризорных детей входило 1724 учреждения, где на государственном обеспечении находилось 124 тыс. детей.

Отдавая должное советским органам за материальное обеспечение детей-сирот и инвалидов, вряд ли можно признать положительным огосударствление системы детского призрения, упразднение всех занимавшихся попечением о детях благотворительных организациях, унификацию содержания и воспитания детей посредством повсеместного создания домов-интернатов. Поэтому, изучая опыт организации решения проблем социального сиротства в советский период, важно видеть как его положительные элементы, так и слабые стороны. [8, с. 299]


В условиях перехода России к новым экономическим условиям десятки миллионов людей оказались в сложных социальных условиях: одни перешагнули черту бедности, другие стали безработными, третьи оказались беженцами и мигрантами. Самыми незащищенными оказались дети.

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха – эпоха гласности, демократии – создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн. детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего – в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство,  когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих  детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других  аналогичных заведений и в иных случаях  признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.[21]

Страницы: 1, 2, 3