Сиротство как социальная проблема
Сиротство как социальная проблема
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
(ГОУ
ВПО «ЧГПУ»)
«Челябинский
государственный педагогический университет»
Кафедра
социальной работы, педагогики и психологии
Сиротство
как социальная проблема
(детей
дошкольного возраста)
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Выполнила:
студентка факультета
социального
образования, группы 304
Решетникова
Ольга Сергеевна
Научный
руководитель: к.п.н.,
старший
преподаватель кафедры СРПиП
Ценч
Юлия Сергеевна
Дата
сдачи:__________
Дата
защиты:________
Оценка:_____________
Челябинск
2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3
ГЛАВА I. Теоретические основы работы с
детьми, оставшимися без попечения родителей.........................................................................................4-30
1.1.
Возникновение
и развитие основ работы с детьми, оставшимися без попечения родителей..................................................................................4-14
1.2.
Особенности
психологического развития детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения
родителей.................................................15-24
1.3.
Деятельность
социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей.......................................................................................25-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................
29-30
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................31-32
Введение
Сиротство как
социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и
является неотъемлемым элементом цивилизации.
Актуальность
проблемы заключается в том, что дети, оставшиеся без родителей не могут быть
изолированы от общества. Мы всегда будем рядом с ними. От того, какими будут
эти дети, зависит и наша жизнь. Если предоставить их самим себе, не заниматься
ими, то они начнут решать свои проблемы сами. Будут воровать, грабить, станут источниками
инфекций. Значит, жить в обществе с беспризорниками будет просто опасно.
Проблемы
сиротства нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Догалевская
А.И., Кравченко А.И., Максимов Е.И., Мельников В.П,, Холостова Е.И., Сафонова
Т.Я., Павленок П.Д. и многих других.
Также проблемы
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нормативно-правовых
документах:
1.
Семейный
кодекс РФ;
2.
Конституция
РФ;
3.
Кодекс о
браке и семье;
4.
Жилищный
кодекс;
5.
Гражданский
кодекс;
6.
Конвенция
о правах ребенка;
7.
ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
8.
ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей»;
9.
Закон РФ
от 6 июля 1991 г. № 1550-1- «О местном самоуправлении в Российской Федерации»,
с последующими изменениями и дополнениями;
10.
Постановление
Правительства РФ от 3 октября 2002г. № 732 «О федеральной целевой программе
«Дети России» на 2003-2006 годы;
Цель исследования:
изучить и выявить пути ее решения в рамках компетенции социального работника.
Объект
исследования: дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет
исследования: деятельность социального работника в проблеме социального
сиротства.
Задачи
исследования:
1.
Изучить
историю развития призрения по отношению к сиротам.
2.
Исследовать
особенности психологического развития детей-сирот.
3.
Изучить деятельность
социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Методы
исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов, обобщение опыта
деятельности социальных служб по решению социальных проблем.
Основные понятия:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, опека и попечительство.
I Глава. Теоретические основы
работы с детьми, оставшимися без попечения родителей
1.1. Возникновение
и развитие основ работы с детьми, оставшимися без попечения родителей
Возникновение и
развитие основ работы с детьми, оставшимися без попечения родителей нашли свое
отражение в работах таких исследователей как: Мельников В.П и Холостова Е.И «История
социальной работы», Тарле Я.М. «Государи Российские», Максимов Е.
«Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в
России», Козырева «НА полпути от улице к дому» и многих других.
«Без знания
истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы
пришли в этот мир, как и для чего в нем живем, как и к чему стремиться» - так
считал известный историк В. О. Ключевский. Значит, чтобы понять причины
возникновения социального сиротства и определить пути решения проблемы, надо
понимать, что современные общественные отношения органически связаны с историческим
прошлым. [8, с. 9]
По мнению
Ключевского «наша история не так стара, как думают одни, началась гораздо
позднее начала христианской эры; но она и не так запоздала, как думают другие:
около половины 9 в. она не начиналась, а уже имела за собой прошедшее...
считавшее в себе два с чем-нибудь столетия». [18, с. 6]
Вся история нашей
страны – это бесконечные завоевания, покорение и освобождения земель. В результате
чего появлялись страждущие, калеки и сироты. Основные тенденции помощи на Руси,
начиная с 9 века, связаны с княжеской защитой и попечительством. По мнению
Холостовой Е.И. можно выделить два этапа становления:
1.
распространение
христианства;
2.
постепенное
соединение функций князя с монастырско-церковными формами призрения. [8, с. 28]
В
Историко-статистическом очерке благотворительности и общественного призрения в
России Максимов Е. пишет о том, что простейшие формы благотворительности
заключались первоначально почти исключительно в кормлении нищих. Главнейшая
заповедь христиан – любить Бога и любить ближнего, как самого себя, -
практически означала: накормить голодного, напоить жаждущего, призреть хоть
«единого из малых сил». [7, с. 12]
В учебнике «История
социальной работы» Холостова Е.И. говорит о том, что во второй половине 12в.
княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевают изменения. Увеличивается
рост монастырского и церковного призрения. Монастыри содержали детские приюты.
В период
воцарения и правления династии Романовых появляется необходимость перехода к
системе общественного призрения.
В 1715 г. Петр
приказывает «объявить указ, чтобы зазорных младенцев в непристойные места не
отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно
чрез какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно». За умерщвление же незаконнорожденных
Государь грозил смертной казнью. Так в 1824 г. в одной Московской губернской
канцелярии их находилось уже 865 человек в возрасте не свыше 8 лет.
Непосредственно
же после смерти Петра наступил период законодательного затишья. Ближайшие
приемники его мало заботились о полном проведении мер по призрению во всей их
совокупности и лишь повторяли и усиливали указы о жестких наказаниях
нищенствующих. По некоторым отраслям призрения произошло даже заметное
ухудшение дела. Так, хотя Императрица Екатерина 1, а затем и Елизавета и
издавали указы о призрении незаконнорожденных, но не имели энергии настоять на
исполнении, вследствие чего те приюты, которые были открыты при Петре 1,
постепенно закрылись.
Во время периода
царствования Екатерины 2 было учреждено два больших по своим размерам заведений
для призрения незаконнорожденных детей. Вопрос о них был серьезно разработан
под руководством известного филантропа И.И.Бецкого и получил практическое
осуществление с основанием в 1763 г. в Москве Воспитательного дома.
Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрения
незаконнорожденных детей если не во всей империи, то в ближайших к столицам
губерниях. Создание этих домов, равно, как и принятие других указов выше мер,
служило лишь к развитию и упрочению системы призрения, намеченной Петром
Великим, а потому подробно останавливаться на этих мероприятиях Императрицы нет
надобности. Более самостоятельным характером отличается крупнейшая
организационная мера Екатерины 2, заключающаяся в создании целой сети
специальных учреждений под названием «Приказов общественного призрения»,
открытых в сорока губерниях на основании «учреждения о губерниях» 1775 г.
После эпохи
Екатерины 2 знаменитой вехой в развитии общественного призрения были
благотворительные общества и союзы. Среди них особое место занимают «Учреждения
императрицы Марии Федоровны».
12 ноября 1796 г.
Императрица Мария Федоровна (супруга Павла 1) приняла на себя непосредственное
начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его
отделением.
Вступив в
управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тыс. руб. на
содержание грудных младенцев с кормильцами.
Особое внимание
Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома. За 30 лет из поступивших в них
65 тыс. младенцев в живых осталось 7 тыс. Императрица заключила, что ужасающая
смертность детей связана главным образом с теснотой помещения. Для улучшения
условий в Санкт-Петербурге Государь пожаловал Воспитательному дому обширный
особняк графа Разумовского на Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний
дом графа Бобринского. В этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917г.
Заботясь об
устройстве уже существующих домов, Императрица открывала и новые учебные и
благотворительные заведения. К 1802 г в Петербурге и Москве были открыты
женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины. В 1807 г. основан
Павловский военно-сиротский институт, в 1817 г. – Харьковский институт
благородных девиц за плату и без платы.
В период с 1828
по 1881 г. вслед за кончиной Императрицы Марии Федоровны все учреждения, бывшие
в ее ведении, принял под свое покровительство Император Николай 1.
Венцом
деятельности Императора Николая 1 было учреждение сиротских институтов. Войны и
холерная эпидемия 1830-1831 гг. оставили сиротами огромное число детей,
нуждавшихся в призрении. В 1834 г. при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и
Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и
французские классы. В них дети обоего пола получали столь основательное
образование, что после латинских классов могли поступать в медико-хирургическую
академию, а из французских классов выходили воспитатели в частные дома. Дети,
рожденные вне брака, вместе с сиротами получали прекрасное образование. Это
породило отказ родителей от детей. Обнаружились факты, когда родители из бедных
семей тайно приносили своих детей в Дома, в надежде на их счастливую
будущность. Император Николай 1 положил конец этому ненормальному явлению С
1837 г. латинские и французские классы были упразднены, а взамен их учреждены
институты для воспитания сирот офицеров военной и гражданской службы. Из
сиротского мужского института (на 300 детей) при Московском Воспитательном доме
в 1847 г. образовался Кадетский корпус с выходом из ведомства Императрицы
Марии.
К 1873 г.
осуществлены значительные изменения в структуре управления Ведомством.
Территориальные Опекунские советы были объединены в единый Опекунский совет
Учреждений Императрицы Марии с образованием двух присутствий в Санкт-Петербурге
и в Москве на правах высших государственных учреждений по делам
законодательного и финансового управления.
На рубеже веков
деятельность Ведомства отражена следующими данными:
1.
По
призрению младенцев.
Оба
Воспитательных дома ежегодно принимают в свое попечение более 20 тыс.
незаконнорожденных младенцев и до 1 тыс. законных и призревают в деревнях у
воспитателей до питомцев, остающихся на попечении Дома до 21-летнего возраста.
2.
По
призрению детей в детских приютах.
Ежегодно
призревается до 14 тыс. детей в 176 приютах Ведомства.
3.
По
призрению и воспитанию мальчиков.
В 90-е годы стали
создаваться детские дома трудолюбия. В этой общественно значимой жизни России
накопился заслуживающий внимания опыт. Подготовкой детей к трудовой жизни
занимались учреждения призрения.
Таким образом,
можно сделать вывод, что дореволюционный опыт решения проблем сиротства
содержит немало рациональных элементов, представляет значительный практический
интерес для современной социальной работы. [8 с. 260-270]
После поворотных
политических событий октября 1917, приведших к установлению Советской власти,
социально-экономическое положение народа изменилось. Затянувшаяся война,
экономический спад послужили причиной для возросшего сиротства. В 1920г. в сеть
детских учреждений для осиротевших и беспризорных детей входило 1724
учреждения, где на государственном обеспечении находилось 124 тыс. детей.
Отдавая должное
советским органам за материальное обеспечение детей-сирот и инвалидов, вряд ли
можно признать положительным огосударствление системы детского призрения,
упразднение всех занимавшихся попечением о детях благотворительных
организациях, унификацию содержания и воспитания детей посредством повсеместного
создания домов-интернатов. Поэтому, изучая опыт организации решения проблем
социального сиротства в советский период, важно видеть как его положительные
элементы, так и слабые стороны. [8, с. 299]
В условиях
перехода России к новым экономическим условиям десятки миллионов людей
оказались в сложных социальных условиях: одни перешагнули черту бедности,
другие стали безработными, третьи оказались беженцами и мигрантами. Самыми
незащищенными оказались дети.
Развитие
цивилизованного общества определяется не только его экономическим и
социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха
– эпоха гласности, демократии – создает основу для изменения отношения к
различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались
о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы
оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн. детей
бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и
интернатских учреждениях, причем более всего – в России. Сиротство такого
масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот
факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети,
родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей,
воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или
обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях.
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое
общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии,
стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие
чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества
ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются
попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними
родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или
устраняются от его воспитания.
Основанное на
положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов
«дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О
дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, оставшихся без
попечения родителей». Установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до 18
лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи
со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их
родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно
отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в
лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в
учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах
содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов;
отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений,
учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных
случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном
законом порядке.[21]
Страницы: 1, 2, 3
|