бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника бесплатно рефераты

Что же такое творчество?

Творчество = восприятие + исполнительство.

Данная формула творчества предполагает обязательный запас знаний о предмете (явлении, сюжете), который ребенок изображает, иными словами - это восприятие окружающего мира. А исполнительство - это умения и навыки детей.

Конечно, одними занятиями развивать детское творчество невозможно, поэтому и возникает необходимость создания развивающей среды, способной помочь ребенку в его развитии и саморазвитии. Развивающая среда должна рассматриваться как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития: «Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми» (В.А.Петровский).

Создавая развивающую среду для дошкольников, необходимо ориентироваться на возраст ребенка.

Как указывалось выше, восприятие и жизненный опыт играют немаловажную роль в творчестве малыша. Поэтому во всех возрастных группах педагоги должны позаботиться о том, как ребенок сможет накопить нужные знания и представления.

Естественно, накапливают знания дети и при знакомстве с художественной литературой, при ознакомлении с окружающим (экскурсии, беседы и др.). Большую помощь детям окажет имеющаяся наглядность: разнообразные картинки, вырезки из журналов, открытки, марки, иллюстрации в книгах, разнообразные художественные изображения, трафареты и шаблоны, в младших группах более простые по форме и исполнению, в старших - сложнее.

Верный помощник педагогу и детям в накоплении и конкретизации знаний - фланелеграф с набором разнообразных предметов. Используя фланелеграф, ребенок самостоятельно осуществляет синтез и анализ. Хорошо, если к фланелеграфу будет набор различных элементов предмета. Например, изображения стволов деревьев (тонкие, толстые, различной формы, цвета и т.п.); такие же различные листья, плоды, цветы, ветви, корни и т.п. Тогда ребенок "соберет" на фланелеграфе свое собственное дерево, тем самым как бы наметит схему дерева или любого другого предмета. Покажите детям, как можно изобразить дерево или любой другой предмет, используя подручные предметы (веревка, скакалка, камешки, плоды, листья, песок, мятая бумага, коробки, детали строительного материала и многое другое, все то, что должно находиться в изоуголке). Чем больше детям будет предложено различных упражнений для развития воображения, тем быстрее они станут работать творчески, самостоятельно планируя свою деятельность

В последнее время, к сожалению, такой прием, как сотворчество взрослого и ребенка, используется только в младших группах, хотя в старших это тоже вызывает живой интерес у детей. На отдельных листах бумаги (больших и маленьких, разной формы и цвета) педагог выполняет только начало изображения, а ребенок его закончит так, как придумает сам. Это может быть конкретное изображение, например, дорисовать цветок, машину, солнце или вообще, дорисовав, получить то, что захочет ребенок. [23, С.84]

Развивающая среда в изодеятельности или, как привыкли ее именовать педагоги, уголок изодеятельности размещается в любом удобном для ребенка месте.

Нужно помнить, что высокая культура интерьера применительно к ребенку - не роскошь, а условие построения "развивающей среды" (концепция дошкольного воспитания, раздел "Условия развития"). Предлагается гибкое и вариативное использование пространства в отличие от устаревшего подхода жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. Это не значит, что на определенном столе должны быть только краски, кисти, бумага, клей или другое оборудование педпроцесса. Все это лучше всего сосредоточить в шкафу, тумбочке, на полке.

Итак, проведем экскурс по всем возрастным группам. Заботясь о пополнении уголка изодеятельности, всегда нужно помнить, какие задачи художественного развития решаются в том или ином возрасте. Что из себя должен представлять уголок изодеятельности для детей двух лет, то есть первой младшей группы? Задача этого возраста - сенсорное развитие ребенка, в том числе и в изодеятельности. Здесь рано еще знакомить детей с эталонами формы и цвета, но нужно познакомить со свойствами и качеством изоматериалов, пробудить интерес к ним и желание действовать с ними. Нужно позаботиться о том, что, прежде чем научить ребенка что-то изображать, у него должны быть представления о том, что из себя представляет тот или иной изобразительный материал. Поэтому любой новый материал ребенок должен апробировать. Дайте ему возможность самостоятельно "помалевать" красками (любыми), карандашами, мелками, шариковой ручкой, фломастерами, научите его действовать свободно. Меняйте величину формата бумаги, пусть дети рисуют на любых больших листах, в разном направлении, изобразительный материал, цвет используют по своему усмотрению. В этом возрасте уже можно знакомить ребенка с такими техниками изображения, как кляксография, рисование пальцами.

Для фланелеграфа или просто для раскладывания на столе хорошо иметь набор любых предметов, геометрические фигуры разного цвета и величины. Из геометрических фигур уже можно учить детей составлять любые предметы (неваляшка, домик, башня, цветок, солнце и др.), а из отдельных предметов - маленькие сюжеты.

Повседневно давайте возможность детям лепить из глины: скатывать и раскатывать на столе, украшать изделия (налепом, рельефом).

Детей трех лет (вторая младшая группа) знакомим с эталонами формы; необходимо побуждать их изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. Ставится задача учить детей не впрок, а исподволь, по мере необходимости и тому, в чем нуждается ребенок в настоящий момент.

Собственный опыт ребенка должен опережать овладение им теоретическими и практическими знаниями, вызывая живую потребность в них.

В этом возрасте продолжается и решение поставленной ранее задачи, а именно - сенсорное развитие. Сенсорным развитием ребенка педагоги должны быть озабочены всегда, в любом возрасте. Даже взрослые продолжают сенсорное развитие, хотя и относительно. Педагогам нужно помнить: любая поставленная задача в младшем возрасте должна находить свое развитие, совершенствоваться в старшем. Поэтому постоянно взрослый должен руководствоваться принципами дидактики, если хочет, чтобы у детей были прочные и качественные знания и умения.

Итак, мы остановились на том, что продолжается сенсорное развитие дошкольника, - малыши знакомятся с техниками изображения, а значит, с новыми возможностями изобразительных материалов. Сначала покажите, а затем предоставьте возможность ребенку самостоятельно порисовать цветным клейстером. Пока у детей есть интерес, нужно предоставить им возможность выбора: разноцветный клейстер, обязательно плотная бумага, мягкие или щетинные разного размера кисти, поролон. Пусть ребенок поэкспериментирует: мягкой кистью клейстер ложится ровно; щетинной - не вся поверхность закрашивается; похлопать ладошкой - совсем иная фактура, а если провести кусочком рифленой коры по поверхности бумаги, окрашенной клейстером, то появится что-то таинственное. Такие упражнения развивают воображение дошкольников. Поскольку ребенок уже познакомился с особенностями клейстера, предложим рисование на накрахмаленной ткани. Для этой цели предлагается бумага, различная по цвету и форме. Можно предложить различные накрахмаленные детали (воротничок, юбка-солнцеклеш для куклы или для уголка ряжения, скатерть, салфетки, косынки для кукольного уголка). Расписывают дети любыми материалами (краски, фломастеры, восковые и живописные мелки). Многое привлекает их внимание. С большим интересом ребята используют такую технику, как рисование печатками. Для этой цели им предлагаются различная форма и цвет бумаги. В данном случае поможет коробка "1000 мелочей", ее можно назвать и по-другому, например, "Всякая всячина", где сосредоточено все, что бывает лишним, или то, что интересно детям. Например, различные камешки, ракушки, косточки, крупные семечки, кусочки ткани, коры, фольга, ручки, крупные пуговицы и многое другое. Ко всему этому нужна штемпельная подушка, которую можно сделать самостоятельно. Ребенку интересно оставлять различные отпечатки на месте бумаги разными предметами и разным цветом, штамповать густо и редко. Для этой цели можно предложить различные силуэты предметов (укрась елку, декоративный цветок, осенний лист, дерево и др.).

Не мешало бы в этом возрасте познакомить детей с таким средством художественной выразительности, как линия. Это легко сделать. Большой лист бумаги может быть представлен в форме дома. в котором будут "жить" волшебные линии. Педагог постепенно, и последовательно знакомит детей с линиями (это, конечно, можно делать в игровой форме). Прямая, волнистая, короткая штриховка, зигзаг и другие линии - чем не волшебство! Эта линия толстая, прямая, ленивая и т.д.; заметь, чем похожи и чем различаются эти две линии; что и как можно сказать об этих линиях?..

Арсенал линий дети смогут продолжить в любое время, используя различный изобразительный материал. Когда накопятся представления о линиях, можно изображать отдельные предметы, используя эти знания. Например, дети нарисуют ствол дерева, а, рисуя крону, используют любые линии.

Также можно украсить линиями силуэты предметов. Используя различные линии при изображении одного и того же предмета, добьемся различной выразительности. Линия, как средство художественной выразительности, найдет применение не только в декоративном рисовании, но и в декоративной лепке. Немного повзрослев, ребенок более внимательно станет рассматривать художественные произведения, понимая язык художника.

Знакомство с эталонами формы целесообразнее начать предварительно в уголке изодеятельности. Для этой цели нужна линейка-шаблон с изображением разнообразных геометрических фигур. Начнем с круга: сначала малыш обводит шаблон (дорисуй солнышко, нарисуй колобок, ягоды, яблоко, луну и другие предметы), чуть позже учится в большой круг вписывать меньший (украсим полосками тарелку). Такие разнообразные упражнения помогут освоить технические приемы и получить навыки. Точно такая же работа проводится по изображению четырехугольников. Имея достаточные навыки, знания о технике изображения, разнообразные материалы и многое другое, ребенок сможет творчески подходить к передаче имеющихся представлений. Предложим тему (например, "Праздничный салют"), пусть малыш определится, как его нарисовать. На бумаге разного размера, формы, цвета (по выбору ребенка) салют рисуют кляксографией, пальцами, печатками, грубой щетинной кистью, цветным клейстером, тычком; целесообразно показать ребенку, как рисовать двумя карандашами одновременно.

Кроме того, в этой возрастной группе дети уже не только раскладывают готовые предметы или составляют предмет из деталей, но и учатся склеивать их. В повседневной жизни хорошо бы научить воспитанников наклеивать по-разному: плоское, объемное наклеивание с использованием разнообразных материалов; то, что ребенок не сможет приклеить (мелкие детали, отдельные сложные предметы), можно дорисовать самостоятельно или с использованием трафаретов. Постепенно в этом возрасте дети осваивают работу с ножницами. Такое обучение проводится вне групповых занятий, достаточно обращать внимание на технические навыки и дать возможность ребенку резать самостоятельно.

Что касается лепки, то дети с удовольствием работают с любым пластичным материалом, будь то глина или пластилин. Но лучше всего предоставить возможность лепить из глины, украшать вылепленные изделия (стекой, различными печатками, налепом). Такой материал, как тесто, завораживает ребенка, развивает его интерес, стимулирует. Конечно, тесто не может постоянно находиться в развивающей среде, но такие "праздники" для детей устраивать необходимо. Рано предлагать малышам лепку из соленого теста лети все равно попробуют на вкус, да им и непонятно, почему выпеченное изделие нужно раскрашивать гуашевыми красками. Поэтому лучший выход - лепка из песочного теста, как из самого пластичного. Если это на сегодня дорого, то можно предложить рецепт очень простого теста: стакан рассола (из-под огурцов, помидоров, капусты, арбузов), чайная ложка соды, стакан растительного масла и мука (чтобы получилось мягкое пластичное тесто). Вылепили - испекли. Сколько детской радости! Тесто можно расцветить соком моркови, свеклы, пищевыми красителями. [9, С.42]

Средняя группа - это время серьезного знакомства дошкольников с эталонами цвета. Поэтому уголок изодеятельности в течение года педагог пополняет различными дидактическими играми на развитие чувства цвета: это и цветовой спектр (радуга), и различные эталоны цвета, и дидактические игры, и цветовые дорисовки. Большую работу по развитию чувства цвета можно проводить, используя фланелеграф. Например, игра "Кап и капельки". Детям предлагается набор деталей различной величины в цвета, похожих на каплю. Из них сначала можно складывать различные декоративные узоры, затем цветы, разные растения, птиц, животных. Детали- капли можно группировать по цвету и величине. Цветок, например, можно собрать следующим образом: к середине маленькие "капельки" острыми кончиками синего цвета, по краям - "капельки" крупнее, голубого цвета. Из оранжевых "капелек" можно сложить белку: большая "капля" - туловище, поменьше - голова, чуть-чуть вытянутая "капля" - хвост, еще меньше - лапы, уши.

Такая игра не только увлечет детей, но и будет способствовать развитию наблюдательности, памяти, внимания, воображения; дети усвоят множество цветов и оттенков, поймут, что такое колорит. Используя предложенные детали, можно составлять небольшие сюжеты, а, поняв смысл, дети смогут рисовать "капельками" самостоятельно. Это один из интересных приемов. В течение года педагог покажет разные цветовые эталоны, научат правильно называть цвет: дети узнают, что в природе существуют только три основных цвета (красный, синий, желтый), остальные производные, то есть получаются путем смешивания; что есть удивительные оттенки с интересными названиями, так называемые опредмеченные цвета (вишневый, лимонный, кирпичный, небесный и многие другие). Дети поймут, запомнят тогда, когда убедятся в этом практически, пользуясь наглядностью среды. К примеру, в уголке изодеятельности есть картинки или отдельные предметы, изображающие окружающий мир. Детям предлагается отложить предметы или картинки с изображением овощей и рассказать о том, какие цвета "придумали" для нас овощи (свекольный, баклажановый, морковный); ягоды (вишневый, малиновый, кизиловый); явления неживой природы (небесный, песочный, солнечный) и т.д. Используя игры и предметы, малыши смогут убедиться в том, что радуга как бы разделена на две части - холодная и теплая. Холодные цвета напоминают о сосульках, о дождевых тучах, глубокой холодной реке, о вечерних сумерках, о прохладе, а теплые - это огонь, солнце, радость. Пусть в этом прохладе, а теплые - это огонь, солнце, радость. Пусть в этом убедятся сами дети, смешивая краски, подбирая цвет бумаги, рассматривая колорит на лоскутах ткани, раскладывая нитки разного цвета и качества на фланелеграфе ("Ниткография"). Имея такой багаж знаний о цвете, они легко освоят новые техники изображения: рисование по сырому, витражное рисование, монотипия, цветной граттаж.

Иначе "зазвучат" кляксография, рисование пальцами, цветным клейстером. Детям к концу года под силу такие темы для изображения, как "Свежий воздух", "Нарисуем краски утра", "Золотая осень", "Пушистый зверек", "Сияние звезд", "Маки (васильки, одуванчики) в зеленой траве". Или задания типа: используя зубастую, веселую, волнистую линии, нарисуй, что ты захочешь. Какая картинка у тебя получилась? Видите, сколько интересного можно предложить в уголке изодеятельности!

Что касается аппликации, то с этой целью ребенок использует разные материалы (бумага, ткань, пух, мех, засушенные листья, цветы, веточки, листья кукурузных початков и многое другое). Он уже должен знать свойства и качества бумаги и других материалов, чтобы определиться, какой из них лучше использовать в том или ином случае. Разумеется, будут неудачи, разочарования, но неугасимый интерес поведет дальше, появятся навыки, а за ними - первые проявления творчества. Поэтому запас знаний и навыков, полученных в этих группах, будет способствовать развитию творческих способностей. Как раз такая задача и решается в старшей и подготовительной группах. Здесь нужно продолжать художественное развитие: закрепляются знания об изобразительных материалах, форме, величине, цвете, о средствах художественной выразительности (линия, цвет, композиция, перспектива). Детей очаровывают разные жанры живописи, репродукции которых они рассматривают в уголке изодеятельности, где знакомятся с творчеством художников; их привлекают народные игрушки, росписи, завораживают скульптуры малых форм. Дети смелее пользуются разными техниками изображения, попутно знакомясь и с новыми - рисование набрызгом, цветным пластилином, акватушь. В создании рисунка уместны разные материалы (краски, карандаши, акварельные мелки и другие понравившиеся сочетания). Педагог подсказывает, корректирует работы детей. Поэтому в этих группах, как нигде, необходимы разнообразные материалы. Воспитатель не забывает учить содержанию принадлежностей в порядке, аккуратно ими пользоваться; закончив работу, убирать на место и в то же время работать свободно; использовать все, что необходимо в данный момент.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5