бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника бесплатно рефераты

Педагогические: соответствие задачам и содержанию «Программы воспитания и обучения в детском саду»и требованиям дошкольной дидактики; общая педагогическая направленность с целью создания наибольшего комфорта; информативность, содержательность, разнообразие, привлекательность и доступность всей предметно-пространственной среды детского учреждения; возможность широкого использования ручного труда и художественной деятельности ребенка и воспитателя.

Эстетические6 комплексный подход к оборудованию и окружающей среде помещений; создание эмоционального климата помещения средствами рациональной и красивой планировки, освещения и цветовой отделки; зонирование помещений и художественно-образное, привлекательное решение фрагментов; широкое использование в развивающей среде помещений, высокохудожественных и качественно выполненных помещений станкового, монументально-декоративного и прикладного искусства; разнообразие и эстетическая завершенность уголков природы, композиций из природного материала и озеленение помещений.

Гигиенические: соответствие кубатуры, площади, естественной освещенности, вентиляции и теплоизоляции нормативам и характеру использования помещения; учет психофизиологических особенностей зрительного восприятия и возрастных предпочтений детей при создании разумной и эмоционально насыщенной цветовой среды помещений; прочности, термо- и влагостойкость, не сгораемость, безвредность и отсутствие неприятных запахов покрытий пола, мебели, игрушек. [24, С.101]

Экономические: определяются утвержденными сметными нормами затрат на строительство, оформление и приобретение инвентаря и пособий для каждого типа дошкольного учреждения.

Также были выдвинуты и другие требования:

1.                 Учет психофизиологических факторов.

2.                 Учет градостроительных особенностей.

3.                 Функциональная целесообразность помещений.

4.                 Обеспечение физических параметров жизни человека.

Раскроем эти требования.

1.                 Психофизиологические требования, в равной мере учитывающие запросы личности и коллектива. Поэтому необходимо учитывать ряд психофизиологических факторов. Известно, что люди любят разные краски, что у народов один и тот же оттенок может иметь не одинаковое, часто противоположное толкование, что символические цвета государственных флагов строго регламентированы и с возрастом наблюдаем трансформацию привычек: дети свойственна подвижность, с годами предпочтение отдается смысловым играм.

2.                 Учет градостроительных особенностей. Градостроительные требования проявляются в выборе места для постановки здания. Ориентиром здесь служат замечательные пейзажи, уже возведенные архитектурные сооружения. Это требование всегда отличало искусство зодчих. Зодчие используют любую возможность контакта природы и создаваемого интерьера. Внешнее и внутреннее пространство переходят одно в другое, взаимно обогащаются.

3.                 Функциональная целесообразность помещения, т.е. полное соответствие своему назначению. Это требование должно подчиняться как объемно-планированное решение, так и конструктивное решение. Функциональные назначения здания определяет требования к освещенности, температуре, звукоизоляции, вентиляции, отоплению, водо- и газоснабжению, канализации. Бытовому оборудованию, теле- и радиофиксации, к отделке помещений и благоустройству здания и др.

4.                 Обеспечение физических параметров жизни человека. Изучаются способы ограждения от неблагоприятных условий воздействий климата. Выбирают внешнее очертание, взаимное расположение и конструкцию стен, перекрытий с нужной прочностью, долговечностью, теплоизоляционностью и другими свойствами. Строитель защищает жителя от ветра, стужи, дождя или палящего солнца.

Глава II. ПРОЦЕСС УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

1. Художественные средства модернизации развивающей среды в ДОУ

 

а) Конструкция и форма:Конструкция и форма помещений строится в нашей стране по типовым и индивидуальным проектам. Типы зданий и детских дошкольных учреждений имеют существенные различия между собой. Эти различия определяются и условиями строительства, и климатом, и особенностями местности. Более эффективны одно- и двухэтажные здания дошкольных учреждений, чем трехэтажные. Детские сады в городе находятся в многоэтажном окружении, и их вытянутая по горизонтали архитектура как эмоциональное ядро микрорайона должна выявляться в оправе - ожерелье городской застройки. В этих условиях образную выразительность одно- двухэтажному зданию детского сада придают объемно-планировочная композиция, ориентация по солнцу, игра освещенных и затененных участков, использование конструкций, рисунка и материала кровли, рельеф местности и растительность цветовая и фактурная отделка фасадов, входов и т.д. В некоторых районах используются плоские крыши для приема детьми солнечных и воздушных ванн. Такие крыши с несложным их дооборудованием защитными тентами и ограждениями удобны для устройства там всевозможных озеленений, даже сада. Это очень перспективный и оригинальный способ увеличения полезной площади с минимальными экономическими затратами. Разумеется, использование этой дополнительной площади возможно лишь в условиях абсолютной безопасности эксплуатации плоской крыши для жизни и здоровья ребенка. [6, С.26]б) Материалы:

Нельзя говорить о полноценном умственном воспитании ребенка - дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична и он не получает от взаимодействия с ней прогрессивную информацию. Поэтому следует чаще менять эстампы и другие предметы тематического художественно-декоративного оформления в групповой комнате. Нужно обращать внимание ребенка на качество и фактуру современных материалов, отделку игрушек, предметов обстановки. Малыш лучше усваивает учебный материал, если мебель, которой он пользуется при этом, удобна и красива, если у него есть необходимый ассортимент хорошо сделанных принадлежностей, привлекательных и качественных материалов для той или иной деятельности, если он зрительно хорошо воспринимает образец и ничто не отвлекает его внимание. Если ребенок имеет дело с материалами, выполненными на высоком качественном уровне, у него воспитывается аккуратность, бережливость, интерес к труду взрослого.

в) Декоративное оформление.

Значительную роль в развитии ребенка - дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные кладки, изделия народного прикладного искусства и т.д., с детства входят в сознание и чувства ребенка. Они развивают мышление, нравственно-волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду людей. Применение древесины в архитектурно-художественном облике интерьера детского учреждения ни у кого не вызывает сомнения легкости, прочности, теплоты живого материала. Техника настенной росписи и граффито требует большого мастерства и специальной подготовки. Поэтому в условиях детского сада она встречается редко. Керамика широко входит в отделку интерьера детского сада - это вставки, рельефы, панно, изразцы, объемная скульптура и композиционные решетки-перегородки, утилитарная керамика - вазы, горшки, кашпо и т.д. Большое место занимает витраж, он представляет собой обколотые куски цветного стекла, скрепленные бетоном.

Все произведения искусства в интерьере должны быть подчинены требованиям места и времени. Необходимо, чтобы произведение декоративного искусства выполнялось для определенного интерьера. При этом учитывают назначение помещения, его высоту, освещенность и т.д.

Не все виды декоративного убранства получили одинаковое распространение в художественном оформлении помещений. Наиболее часто применяют панно, гобелены, витражи, фото, чеканку.

Из этого можно выделить виды декоративного искусства, применяемые в оформлении:

1. Декоративная кладка кирпича и стеновых панелей;

2. Различные виды штукатурки (под шубу);

3. Каменная штукатурка;

4. Настенная роспись по сырой штукатурке (фреска);

5. Техника с граффито (цветная - резная штукатурка);

6. Мозаика;

7. Применение керамики в виде объемных работ и рельефов (терракота, майолика);

8. Витражи;

9. Инкрустация по дереву;

10. Техника по переработке древесины (обожение, выжигание, травление);

11. Гобелена;

12. Макраме и других тканных материалов;

13. Чеканка и гравировка по металлу;

14. Ажурная ковка и литье из металла;

15. Спаянные полосовые металлы.

К декоративному оформлению еще относятся информационные стенды:

1. Уголок для родителей;

2. Методический уголок;

3. Для сотрудников детского сада.

г) Формы живой природы.

Уголок природы должен быть доступен детям, чтобы они могли наблюдать жизнь растений и животных, ухаживать за ними. Важно изящно и грамотно оформить эти уголки. Напольные композиции озеленения можно приподнять на подиуме в виде микроландшафта с перепадами уровней. Используется центральная линейная и ярусная, смешанная композиции озеленения помещений. Часто зеленые уголки выделяются цветозонированием, фактурной отделкой стены, декоративной подсветкой. Нередко озеленение имеет «конструктивную основу»: это может быть небольшой спил дерева или декоративная ветка, изгибы которой дают опору вьющимся растениям. К стволу-спилу не следует прибавлять полки из чужеродного материала, лучше если это будут деревянные решетки, плетеные корзиночки для вазочки с растением. Не нужно в уголке природы разрисовывать стены «под пейзаж», в «цветочный орнамент» и т.п. Лучше использовать приемы профессиональной обработки стен или украсить их крупноформатной, художественно выполненной фотографией пейзажа. Цветы и растения можно сгруппировать в живописные композиции на специальных подставках; не следует монотонно расставлять их по подоконникам. Интерьер всегда украсят работы детей из природного материала, со вкусом оформленные.

Увлекательное зрелище представляет аквариум с подсветкой микрофауны и поднятый несколько выше, чем обычно он стоит на подставке. Ребенок должен видеть аквариум не сверху, где он закрыт оргстеклом и рефлектором, а панораму подводного мира. Нельзя раскрашивать и расписывать задние стенки аквариума под «волшебные замки». Дети должны хорошо видеть обитателей в их естественных условиях. Рядом с живым уголком размещается «Календарь природы», он может быть различных форм и размеров. Не следует его разрисовывать, пусть он будет скромнее и ярче будут выявлены цветом условные знаки времени года и погоды. Сменные иллюстрации времен года должны быть размещены в одной плоскости с календарем и согласованы в цвете и по материалу. [20, С.53]

д) Свет и цвет.

Вопросы окраски и освещения интерьера необходимо рассматривать в тесной связи. Человеческий глаз воспринимает освещение и цвет благодаря света отраженного от предметов. Цвет и свет лота зависят от того, как и каким цветом освещена поверхность предмета. При ярком солнечном свете цвета хорошо различимы, при недостаточном освещении цвета тускнеют и плохо можно различить оттенки цвета.

Свет должен создавать оптимальные условия для зрительной работы, а так же продуктивность занятия, режим активного труда и отдыха. Свет должен обеспечивать хорошее самочувствие, настроение, предупреждать преждевременную усталость, способствовать высокой производительности, деятельности.

Исследования показали, влияние светового режима на психику человека. Наибольшая активность наблюдается при естественном солнечном освещении. Активность падает по мере использования искусственного света, но избыток света может привести к заторможенности психики, как защитная реакция. Так же на психику влияют частые перемены уровня освещенности.

Цвет может вызывать определенные эмоции и настроения, способность цвета видоизменять окружающую среду. Цвет способен визуально изменять пространства: теплые насыщенные цвета -уменьшают пространства, а холодные светлые тона - зрительно расширяют пространства.

Цвет должен подбираться по двум основным принципам:

1.       По сходству (подбираются цвета стоящие в цветовом кругу по соседству: сочетание желтых и желто-оранжевых, синих и светло-синих и т.д.). И этот принцип уравновешивает психику.

2.       По контрасту: цвета, лежащие на диаметрально-противоположных сторонах цветового круга (желтый - фиолетовый, желто - зеленый), цвета, лежащие на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг. В этом случае психика возбуждается.

При подборке цвета необходимо учитывать расположение помещения. Помещение, выходящее на южную сторону с избытком естественного освещения, должно окрашиваться в холодные цвета. В помещении, выходящем на северную сторону, должны использоваться теплые цвета. Известно, что цветовое воздействие интерьера тем естественнее, чем более цветовые тона стен, пола и потолка соответствуют впечатлениям, получаемым человеком в природе; тональность пола по ассоциации с землей должны иметь более теплую, насыщенную окраску; стены - по аналогии с пейзажем - будут светлее, а потолок совсем светлый, как небосвод. [22, С.16]


2. Формирование развивающей среды в студии детской изобразительной деятельности

Изостудия в детском саду создается как система помещений и условий, способствующих самовыражению ребенка в творчестве, то есть в разнообразных видах художественной и проектной деятельности с использованием различных средств, в том числе конструирования, компьютерной графики. В традиционных художественных занятиях и ремеслах ребенок обогащает свой внутренний мир, размышляет о том, что его поразило и взволновало в широком окружающем мире. В изостудии у ребенка на базе сформированных способностей самовыражения развивается такая важнейшая форма познавательной активности, как проектное мышление.

Изостудия должна быть оснащена столами-мольбертами, рисовальными тумбами со сменным покрытием (бумага, линолеум, фланель и др.) для разнообразной художественной индивидуальной и коллективной деятельности. Необходимо предусмотреть использование детьми различных изобразительных техник. В студии можно поместить компьютер Эппл-Макинтош, снабженный рисовальной программой, используя которую дети и взрослые могут создавать интереснейшие рисунки, графические фантазии, различные рисованные проекты. Хорошо, если в изостудии или рядом с ней имеется зал, в котором дети могут посмотреть диапозитивы, диафильмы, видеофильмы. Замечательно, если удастся приобрести лазерные диски с разнообразными познавательными программами для детей и взрослых.

Хорошо, если в изостудии есть музыкальный центр, предусмотрено помещение, где дети могут рассматривать образцы прикладного искусства, художественные произведения, выполненные в различных традициях.

Помещения, предназначенные для студии, должны быть просторными и светлыми. Стены нельзя расписывать пестро, но целесообразно одну из стен как бы углубить пейзажем с хорошей перспективой, который может нарисовать только художник - профсссионал.

В летнее время часть деятельности детей в студии переносится на открытый воздух. Особое место в проектной деятельности детей может занять составление вариантов размещения цветников, огородных растений, домиков для животных. Этому проектированию следует найти место и за экраном компьютера.

Проектная деятельность детей может носить оформительский характер, может быть использована практически при приготовлении салатов, сервировке стола и т.д.

Ремесла и проектная деятельность детей тесно связаны, так как служат организации среды самими детьми, которые хотят ее создать. В этом случае стены изостудии «раздвигаются» и «проектанты» выходят в свои группы, рекреации, во двор детского учреждения.

3. Развивающая среда и художественное творчество дошкольников


В детском саду ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности художественной деятельности. Конечно, не все время и не все дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для тех, кто хотел бы, должны быть созданы условия, посредством которых ребенок удовлетворит свои запросы и стремления, а его потребности найдут воплощение в системе действий.

Чтобы развивать творческую инициативу ребенка, его воображение, активность реакций, в детских садах хорошо бы широко использовать свободные игры. Это те радостные для ребенка минуты, когда он сам выбирает, планирует и организует свою деятельность, проявляя самостоятельность эстетических суждений, свободное самовыражение.

Художественная деятельность ребенка должна ориентироваться на его возрастные особенности - аналитические, физиологические, психологические.

Изобразительная деятельность - одна из любимых детьми. Такой деятельностью они могут заниматься и самостоятельно, без помощи взрослого, насколько позволяют им их умения и навыки, а также предложенные материалы. Но навыки и умения у дошкольников разные, и не всеми материалами умеют владеть дети. В этом им должен помочь взрослый, в частности педагог. Сегодня в обучении детей изодеятельности перед педагогами стоит одна задача - развитие у дошкольников творческих способностей, но способности, как известно, на пустом месте не рождаются, а чтобы ребенок мог творчески созидать, предстоит кропотливая работа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5