бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе бесплатно рефераты

Правильно организованное физическое воспитание предусматривает учет всей совокупности условий и подбор физических упражнений в определенной системе и последовательности.

Принцип прогрессирования. Сущность этого принципа заключается в том, что в процессе физического воспитания постепенно повышаются требования, ставятся все более трудные новые задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок.

Чтобы приобрести широкий круг умений и навыков, надо постепенно овладевать более сложными движениями. Большой запас двигательных умений и навыков позволяет легче осваивать новые движения. Вместе с тем у детей развивается способность лучше координировать движения. В процессе занятий физическая нагрузка должна постепенно возрастать. Как только нагрузка становится привычной, она уже не может вызывать положительные изменения в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение функциональных возможностей, нужно систематически увеличивать объем и интенсивность нагрузок.

Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для детей, соответствуют их возрастным и индивидуальным возможностям. [27, с. 66].


1.2.6 Методы и приемы обучения физическим упражнениям

Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические. [27, с. 68]

К первой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.

Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях.

Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. Чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению, нужно показывать движение на высоком техническом уровне, т. е. в полную силу, в нормальном темпе, с подчеркнутой легкостью. После этого упражнение объясняют в целом и еще раз показывают

Использование наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы), а также кинофильмы, кинокольцовки.

Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости . [27, с. 69]

Словесные методы. К данной группе методов относятся название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.

Практические методы. Применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.


1.2.7 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств.

Теория физического воспитания учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития». .[13, с. 35]

На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников[14, с.24].

На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения.

Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прилагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции : 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.

Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить Равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений : небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться.

В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечнососудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера(ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.[29, с.24]

В дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.[27, с.41]


1.3 Особенности организации разных видов занятий по физической культуре для старшего дошкольного возраста

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Ее назначение и методика проведения общеизвестны.

Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака в течение 10-12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от эколо­гических и погодных условий). [24,с.38]

При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года важно помнить об их вариативном содержании и характере. Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольных учреждений могут быть внедрены разные ее типы и варианты как в содержательном плане, так и в методике проведения. Предлагаем рассмотреть разные варианты.

Утренняя гимнастика игрового характера включает 2~3 подвижные игры или 5-7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.

Упражнения на полосе препятствий. Детям предлагаются упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений, увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.

Оздоровительные пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе - в течение 5-7 мин. непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.

Комплекс упражнений с тренажерами простейшего типа (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск «Здоровье»).

Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия, танцевальных движений). [24,с.38]

Для про ведения утренней гимнастики подбираются упражнения из числа рекомендованных программой для данного возраста. В содержание утренней гимнастики включаются разные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры, упражнения общеразвивающего воздействия.

Оптимальная двигательная активность детей во время утренней гим­настики может быть достигнута путем подбора упражнений разной степени интенсивности, определенного коли­чества повторений, темпа их выпол­нения.

Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение двух недель. Активизация функциональной деятельности организма детей 5- 7 лет происходит за счет увеличения продолжительности утренней гимнастики (10-12 мин.), длительности непрерывного бега (2-3 мин.), увеличения количества подскоков (30-50 подскоков) и их усложнения. Увеличиваются также темп и количество повторений упражнений общеразвивающего воздействия. Каждое упражнение повторяется от 3 до 8 раз из разных исходных положений (стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе), с предметами и без предметов.

В старшем дошкольном возрасте дети должны самостоятельно воспроизводить весь комплекс целиком после двух-трех повторений. Во время организации утренней гимнастики необходимо музыкальное сопровождение, которое создает радостный, эмоциональный фон, важно соблюдать требования к одежде, физкультурному оборудованию и месту ее про ведения.

Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.

Она состоит из 3-4 игровых упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки). В конце разминки рационально провести упражнения на расслабление мышц (1-2 мин.). Продолжительность двигательной разминки составляет не более 10 мин.

Физкультминутка проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомления детей. Перед началом физкультминуток открыть фрамуги. [24,с.39]

Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12-15-й мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физических упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающего воздействия: наклоны туловища, движения рук вверх в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивания, под­скоки, разные виды ходьбы.

Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делается глубокий и спокойный выдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным.

Предлагается проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т. д.).

Гимнастика после дневного сна. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы.

Этому может помочь комплекс гимнастики, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и ее продолжительность (в среднем от 7 до 15 мин.). Желательно в течение года использовать разные варианты гимнастики после дневного сна. Предлагаем их рассмотреть.

Гимнастика игрового характера состоит из 2-3 игровых упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены» . [24,с.40]

Разминка в постели и самомассаж, комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, которая вызывает приятные положительные эмоции; лежа в постели, поверх одеяла, они в течение 3-4 мин. выполняют 4-5 упражнений общеразвивающего воздействия: 1 - повороты головы вправо - влево; поглаживание рук, живота, ног, пяток; 2 - разведение и сгибание рук; 3 - подтягивание к себе ног, обхватив колени руками, и выпрямление их; 4 - лежа на спине, одновременный подъем обеих ног и опускание их; 5 - движения ногами, как при езде на велосипеде.

Можно предложить упражнения из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя. После этих упражнений по указанию воспитателя дети встают с постели, быстро выполняют несколько движений в разном темпе (ходьба на месте, постепенно переходящая в бег, и т. д.); выбегают из спальни в групповую комнату, хорошо проветренную (температура 17-19 градусов).

В группе дети выполняют произвольные, танцевальные, музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание и затем одеваются.

Упражнения с тренажерами или на спортивном комплексе (в группе, спальне или в физкультурных, тренажерных залах).

Дети занимаются небольшими подгруппами по 7-10 человек. Например: одна подгруппа лазает по канату, подвесной и наклонной веревочной лестнице, передвигается по рукоходу и другому нестандартному оборудованию произвольным способом; выполняет висы на перекладине, канате; упоры стоя, лежа на перекладине и др. Воспитатель обязательно следит за качеством выполнения движений и страхует детей.

Тем временем другая подгруппа произвольно выполняет различные упражнения с тренажерами и на велотренажерах· (диск «Здоровье», «Бегушая дорожка», детский эспандер, «Велосипед» и др.). Через 5-6 мин. подгруппы меняются местами.

Этот вид гимнастики достаточно сложен, так как он рассчитан на большую самостоятельность детей и на их достаточный двигательный опыт.

В любой комплекс гимнастики после сна необходимо включать разные .виды ходьбы, бега, прыжков, коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5