Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе
Правильно организованное
физическое воспитание предусматривает учет всей совокупности условий и подбор
физических упражнений в определенной системе и последовательности.
Принцип прогрессирования. Сущность этого принципа заключается в том, что в
процессе физического воспитания постепенно повышаются требования, ставятся все
более трудные новые задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок.
Чтобы приобрести широкий круг
умений и навыков, надо постепенно овладевать более сложными движениями. Большой
запас двигательных умений и навыков позволяет легче осваивать новые движения.
Вместе с тем у детей развивается способность лучше координировать движения. В
процессе занятий физическая нагрузка должна постепенно возрастать. Как только
нагрузка становится привычной, она уже не может вызывать положительные
изменения в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение функциональных
возможностей, нужно систематически увеличивать объем и интенсивность нагрузок.
Прогрессирование требований
лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и
связанные с ними нагрузки посильны для детей, соответствуют их возрастным и
индивидуальным возможностям. [27, с. 66].
1.2.6 Методы и приемы обучения физическим упражнениям
Эффективность формирования
двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов
обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.
[27, с. 68]
К первой группе методов
относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий
(рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки),
имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.
Показ физических
упражнений. При показе у детей через
органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях.
Показ применяется, когда
детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз.
Чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом
упражнении и побудить к его наилучшему выполнению, нужно показывать движение на
высоком техническом уровне, т. е. в полную силу, в нормальном темпе, с
подчеркнутой легкостью. После этого упражнение объясняют в целом и еще раз
показывают
Использование наглядных
пособий. Для уточнения техники
физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных
изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы), а также
кинофильмы, кинокольцовки.
Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых,
явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей
физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность,
стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают.
Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим
удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции
побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует
закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости
. [27, с. 69]
Словесные методы. К данной группе методов относятся название
упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к
детям, рассказ, беседа и др. Словесные методы активизируют мышление ребенка,
помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию
более точных зрительных представлений о движении.
Практические методы. Применяются для создания мышечно-двигательных
представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и
умений.
1.2.7 Особенности развития физических качеств у детей
дошкольного возраста
Под физическими качествами и
способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют
его физическое состояние, это - прежде всего состояние его морфофункционального
развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К
числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности,
такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди
разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует
отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека
выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных
(физических) качеств.
Теория физического воспитания
учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста:
возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности,
формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления,
своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием которой
происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается «переход
ребенка к новой высшей ступени его развития». .[13, с. 35]
На протяжении дошкольного
детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем
свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У
дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она
возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются
показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с
2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей
выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с
602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.
Вместе с тем ученые утверждают,
что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более
высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет,
ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до
6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать
это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств
дошкольников[14, с.24].
На развитие физических
качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического
воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения
направленные на развитие способности быстро выполнять движения.
Дети осваивают упражнения
лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения
не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных
условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением
требований.
Для воспитания у детей умения
развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения:
бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали.
Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у
детей умения прилагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным
темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого
времени эффективным средством является бег на короткие дистанции : 15, 20, 30
метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по
сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в
утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на
прогулке.
Для развития ловкости
необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения:
применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на
коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению
движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа
движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками.
Могут быть использованы упражнения в которых дети прилагают усилия, чтобы
сохранить Равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках
и др.
Упражнения для развития
силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает
вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела
(прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений :
небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к
утомлению.
Необходимо также учитывать
темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно
выполняться.
В силовых упражнениях
предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища.
Они разгружают сердечнососудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное
давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением
целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.
Для развития выносливости
больше всего подходят упражнения циклического характера(ходьба, бег, прыжки,
плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое
количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления
мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.[29, с.24]
В дошкольном возрасте важно
решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь
следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в
частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность,
согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение
отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет
его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть
результат своего действия.[27, с.41]
1.3 Особенности организации разных видов занятий по
физической культуре для старшего дошкольного возраста
Утренняя гимнастика является
одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть
направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное
выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых
усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней
гимнастики. Ее назначение и методика проведения общеизвестны.
Утренняя гимнастика должна
проводиться ежедневно до завтрака в течение 10-12 мин. на воздухе или в
помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). [24,с.38]
При составлении комплексов
утренней гимнастики в течение года важно помнить об их вариативном содержании и
характере. Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольных
учреждений могут быть внедрены разные ее типы и варианты как в содержательном
плане, так и в методике проведения. Предлагаем рассмотреть разные варианты.
Утренняя гимнастика игрового
характера включает 2~3 подвижные игры или 5-7 игровых упражнений имитационного
характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как
комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.
Упражнения на полосе
препятствий. Детям предлагаются
упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий
с включением разных основных видов движений, увеличение числа повторов,
усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.
Оздоровительные
пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на
воздухе - в течение 5-7 мин. непрерывный бег в среднем темпе с постепенным
увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные
упражнения.
Комплекс упражнений с
тренажерами простейшего типа
(гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск «Здоровье»).
Комплекс
музыкально-ритмических упражнений
(состоящий из разминки, 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия,
танцевальных движений). [24,с.38]
Для про ведения утренней
гимнастики подбираются упражнения из числа рекомендованных программой для данного
возраста. В содержание утренней гимнастики включаются разные построения и
перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением
двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие
координации, подвижные игры, упражнения общеразвивающего воздействия.
Оптимальная двигательная
активность детей во время утренней гимнастики может быть достигнута путем подбора
упражнений разной степени интенсивности, определенного количества повторений,
темпа их выполнения.
Комплекс утренней гимнастики
следует повторять в течение двух недель. Активизация функциональной деятельности
организма детей 5- 7 лет происходит за счет увеличения продолжительности
утренней гимнастики (10-12 мин.), длительности непрерывного бега (2-3 мин.),
увеличения количества подскоков (30-50 подскоков) и их усложнения.
Увеличиваются также темп и количество повторений упражнений общеразвивающего воздействия.
Каждое упражнение повторяется от 3 до 8 раз из разных исходных положений (стоя,
стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе), с предметами и без предметов.
В старшем дошкольном возрасте
дети должны самостоятельно воспроизводить весь комплекс целиком после двух-трех
повторений. Во время организации утренней гимнастики необходимо музыкальное
сопровождение, которое создает радостный, эмоциональный фон, важно соблюдать
требования к одежде, физкультурному оборудованию и месту ее про ведения.
Двигательная разминка во
время большого перерыва между занятиями позволяет активно отдохнуть
после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.
Она состоит из 3-4 игровых
упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных
физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки). В конце
разминки рационально провести упражнения на расслабление мышц (1-2 мин.).
Продолжительность двигательной разминки составляет не более 10 мин.
Физкультминутка проводится воспитателем по мере необходимости (в
течение 3-5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи,
рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным
образом в момент появления признаков утомления детей. Перед началом
физкультминуток открыть фрамуги. [24,с.39]
Общеизвестно, что
физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на
хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется
двигательное беспокойство (как правило, на 12-15-й мин.), наступает утомление,
можно предложить несколько физических упражнений стоя у своих столов или на
свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающего воздействия: наклоны
туловища, движения рук вверх в стороны, полуприседания и приседания,
подпрыгивания, подскоки, разные виды ходьбы.
Физкультминутка может
сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. При
произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при
произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делается глубокий
и спокойный выдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным.
Предлагается проводить
физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут
выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения,
полуприседания, наклоны и т. д.).
Гимнастика после
дневного сна. После дневного сна
важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться
о профилактике нарушений осанки и стопы.
Этому может помочь комплекс
гимнастики, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет
меняться и ее продолжительность (в среднем от 7 до 15 мин.). Желательно в
течение года использовать разные варианты гимнастики после дневного сна.
Предлагаем их рассмотреть.
Гимнастика игрового характера
состоит из 2-3 игровых упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены» . [24,с.40]
Разминка в постели и
самомассаж, комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной
музыки, которая вызывает приятные положительные эмоции; лежа в постели, поверх
одеяла, они в течение 3-4 мин. выполняют 4-5 упражнений общеразвивающего воздействия:
1 - повороты головы вправо - влево; поглаживание рук, живота, ног, пяток; 2 -
разведение и сгибание рук; 3 - подтягивание к себе ног, обхватив колени руками,
и выпрямление их; 4 - лежа на спине, одновременный подъем обеих ног и опускание
их; 5 - движения ногами, как при езде на велосипеде.
Можно предложить упражнения
из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя. После этих упражнений по
указанию воспитателя дети встают с постели, быстро выполняют несколько движений
в разном темпе (ходьба на месте, постепенно переходящая в бег, и т. д.);
выбегают из спальни в групповую комнату, хорошо проветренную (температура 17-19
градусов).
В группе дети выполняют произвольные,
танцевальные, музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят
к упражнениям на дыхание и затем одеваются.
Упражнения с тренажерами или
на спортивном комплексе (в группе, спальне или в физкультурных, тренажерных
залах).
Дети занимаются небольшими
подгруппами по 7-10 человек. Например: одна подгруппа лазает по канату, подвесной
и наклонной веревочной лестнице, передвигается по рукоходу и другому нестандартному
оборудованию произвольным способом; выполняет висы на перекладине, канате;
упоры стоя, лежа на перекладине и др. Воспитатель обязательно следит за
качеством выполнения движений и страхует детей.
Тем временем другая подгруппа
произвольно выполняет различные упражнения с тренажерами и на велотренажерах·
(диск «Здоровье», «Бегушая дорожка», детский эспандер, «Велосипед» и др.).
Через 5-6 мин. подгруппы меняются местами.
Этот вид гимнастики
достаточно сложен, так как он рассчитан на большую самостоятельность детей и на
их достаточный двигательный опыт.
В любой комплекс гимнастики
после сна необходимо включать разные .виды ходьбы, бега, прыжков, коррегирующие
упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|