бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе бесплатно рефераты

Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе

Содержание


Введение

Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Основы теории физического воспитания

1.1.1 Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста

1.1.2 Основные понятия теории физического воспитания

1.1.3 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях

1.1.3.1 Задачи физического воспитания

1.1.3.1.1 Оздоровительные задачи

1.1.3.1.2 Образовательные задачи

1.1.3.1.3 Воспитательные задачи

1.1.3.2 Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные факторы, физические упражнения

1.2 Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания

1.2.1 Взаимосвязь воспитания в процессе занятий физическими упражнениями

1.2.2 Двигательные умения и навыки

1.2.3 Этапы обучения детей физическим упражнениям

1.2.4 Закономерности формирования двигательных навыков

1.2.5 Принципы обучения в процессе физического воспитания

1.2.6 Методы и приемы обучения физическим упражнениям

1.2.7 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста

1.3 Особенности организации разных видов занятий по физической культуре для старшего дошкольного возраста

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1 Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.[Цит. по: 29 с.5] П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечает:«Особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности» [20, с.3]. Также известно, что многие предпатологические состояния детей можно профилактировать средствами физического воспитания, и в этой связи специалисты считают, что данная система функционирует недостаточно эффективно.

Таким образом, крайне важно правильно организовывать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача детского сада и родителей. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое воспитание.

Нужно отметить, что возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными занятиями (иностранный язык, обучение чтению, письму). Это ведёт к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьёзный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.

Сложной проблемой современной школы остается процесс адаптации ребенка на этапе начального обучения. С первого учебного дня первоклассник испытывает воздействие новых социальных, педагогических и психологических факторов, вызывающих адаптивные реакции, как организма, так и личности в целом. Ему необходимо адаптироваться к новой системе обучения к высоким умственным нагрузкам, к новым межличностным отношениям, к коллективу класса и ко многому другому.[1,2, 3]

Таким образом, адаптацию ребенка к школе следует рассматривать как сложный многофакторный процесс, связанный с освоением личностью школьной среды, включением ее в систему поведения, в духовный мир, потребности, психологию и жизнедеятельность ученика. Происходящие изменения связаны с преодолением трудностей объективного и субъективного характера.

Многие проблемы, связанные с адаптацией ребенка к школе, могут быть устранены в процессе занятий физическими упражнениями. Необходимость связи задач физического воспитания с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания обосновывал П.Ф.Лесгафт.[20]. Однако, несмотря на традиционное декларирование принципа всестороннего развития личности в процессе физического воспитания, его реализации в реальной практике работы уделяется недостаточное внимание.

Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности.

Вместе с тем, многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств

Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность.

Нужно отметить, что необходимость приспособления к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую «платит» организм ребенка за свои успехи в учебе, определяют целесообразность тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватному приспособлению. Сложность адаптации к школе усугубляется все возрастающим противоречием между постоянным ухудшением уровня здоровья и повышением требований в обучении. Вместе с тем, в физическом воспитании школьников проблема адаптации первоклассников еще не получила должного внимания и научного обоснования. [1,2, 3]

Выявленные противоречия позволяют констатировать особую актуальность педагогического исследования по теме: «Подготовка детей к обучению в школе, средствами физического воспитания».

Объект исследования: физическое воспитание детей старшей возрастной группы в дошкольном учреждении.

Предмет исследования: процесс адаптации детей к школе в старшей возрастной группе методами физического воспитания.

В связи с этим можно так сформулировать цель исследования: выявить условия физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Анализ специальной литературы, практики педагогической работы и данных комплексных обследований детей позволили выдвинуть гипотезу исследования. Процесс адаптации к школе детей старшей возрастной группы проходит более успешно при выполнении следующих условий:

1)                использования физических упражнений, способствующих усвоению системы элементарных знаний об окружающих предметах и явлениях, сенсорному развитию, повышению уровня развития познавательных процессов, становлению речи;

2)                приоритетного развития физических качеств, наиболее значимых для здоровья детей;

3)                воспитания устойчивого активного интереса к занятиям физическими упражнениями;

4)                оптимального сочетания практических, словесных и наглядных методов обучения для активизации мыслительной деятельности дошкольников при обучении двигательным действиям.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были сформулированы следующие задачи:

1)                Проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме адаптации к школе средствами физического воспитания, изучить программы физического воспитания обучения детей в детском саду ;

2)                Изучить и проанализировать теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста;

3)                Изучить и охарактеризовать процесс обучения, воспитания и развития дошкольника в системе физического воспитания;

4)                 Рассмотреть особенности организации разных видов занятий по физической культуре в старшем дошкольном возрасте. Изучить рекомендации специалистов.

5)                Дать характеристику модели оптимального двигательного режима

6)                Экспериментально оценить эффективность методики физического воспитания и определить взаимосвязь при подготовке к школе.

Методологическую основу исследования составляли: теории адаптационного синдрома и адаптации Ф.З.Меерсона; идеи Я.А.Каменского и П.Ф.Лесгафта о связи физического и умственного воспитания; теория и методика физической культуры (Л.П.Матвеев и др.) и физического воспитания дошкольников (Д.В.Хухлаева.).

 Решение поставленных задач достигалось путём использования комплекса методов исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в литературных источниках; педагогические контрольные испытания; педагогические наблюдения; опытно- экспериментальная работа; индивидуальное и групповое тестирование; математико-статистический анализ результатов исследования.

Этапы исследования: На первом этапе формировались основные положения исследования, изучалась психолого-педагогическая литература и методическая, анализировалась методика физического воспитания в дошкольном учреждении для детей подготовительной группы.

На втором этапе рассмотрено состояние исследуемой проблемы на практике и раскрыта сущность ее реализации.

В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.

Исследование проводилось на базе детского учреждения №15 г. Снежинска.

Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 30 наименований.


Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Основы теории физического воспитания

1.1.1 Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста

Уже в XVI-XVII вв. в разработке теоретических концепций обучения Я.А.Коменским утверждается идея единства образования ума, души и тела.[18, с. 121]

 Разработкой научных основ физического воспитания активно занимались И.М. Сеченов (1829-1905), П.Ф. Лесгафт (1837-1909) и др. [18, с. 122]

В разработке педагогических инноваций значительную роль сыграл К.Д. Ушинский, указывающий на необходимость учитывать возраст детей, их стремления и интересы. Он видел возможности физических упражнений «не только в укреплении тела ..., но и предупреждении болезней, и излечении их». [18, с. 123]

П.Ф.Лесгафт углубил и расширил теоретические представления о взаимосвязи духовного и физического развития человека, определяя основной задачей школы и дошкольного учреждения - формирование человека как личности .[20, с.5]

В настоящее время, Всемирная Организация Здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества: «В 21 веке - здоровье каждому человеку планеты!» При этом понятие «здоровье» определяется как его физическое, психическое и социальное благополучие. Такая трактовка понятия «здоровье» поднимает роль физической культуры совершенно на новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни людей. И основы здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. [35, с.6].

Именно поэтому в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется физической культуре, организации оздоровительной работы с детьми. В настоящее время, в ряде детских учреждений работу по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки.

Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.

Поэтому будущий воспитатель должен стать квалифицированным специалистом в деле, которым ему предстоит заниматься, а значит, прежде всего, освоить теорию и методику физического воспитания дошкольников.

Осуществлять физическое воспитание детей, это значит: [35, с.6].

¾              уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;

¾              формулировать задачи физического воспитания на определенный период (например, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;

¾              проектировать: желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению цели;

¾              организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;

¾              сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;

¾              владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

Профессиограмма воспитателя включает и личностные качества:

¾              иметь четкие позиции в отношении к собственному здоровью, искать действенные способы своего оздоровления;

¾              быть убежденным в значимости физической культуры как одной из задач и важнейшего средства разностороннего развития личности;

¾              систематически заниматься оздоровительными видами физических упражнений, вести здоровый образ жизни.


1.1.2 Основные понятия теории физического воспитания

Воспитатель детского сада в своей работе постоянно оперирует специальными понятиями теории физического воспитания, проанализируем и дадим расшифровку некоторым из них.

 Что же собой представляет физическое развитие человека? Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.

Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.

Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.

Таким образом, физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. [35, с.7].

В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная ёмкость легких и т.д.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5