Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе
Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе
Содержание
Введение
Глава
1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
1.1
Основы теории физического воспитания
1.1.1
Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного
возраста
1.1.2
Основные понятия теории физического воспитания
1.1.3
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях
1.1.3.1
Задачи физического воспитания
1.1.3.1.1
Оздоровительные задачи
1.1.3.1.2
Образовательные задачи
1.1.3.1.3
Воспитательные задачи
1.1.3.2
Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные факторы,
физические упражнения
1.2
Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе
физического воспитания
1.2.1
Взаимосвязь воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
1.2.2
Двигательные умения и навыки
1.2.3
Этапы обучения детей физическим упражнениям
1.2.4
Закономерности формирования двигательных навыков
1.2.5
Принципы обучения в процессе физического воспитания
1.2.6
Методы и приемы обучения физическим упражнениям
1.2.7
Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
1.3
Особенности организации разных видов занятий по физической культуре для
старшего дошкольного возраста
Глава
2. Экспериментальная часть
2.1
Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе
Заключение
Список
использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Одной из сторон развития личности является физическое
развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья,
долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического
физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от
здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.[Цит. по: 29 с.5] П.Ф.
Лесгафт в своих трудах отмечает:«Особое внимание следует уделить связи
умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических
усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются
интенсивность и качество умственной деятельности» [20, с.3]. Также известно, что многие предпатологические
состояния детей можно профилактировать средствами физического воспитания, и в
этой связи специалисты считают, что данная система функционирует недостаточно
эффективно.
Таким образом, крайне важно
правильно организовывать занятие физической культурой именно в детстве, что
позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное
физическое, но и разностороннее развитие личности.
Подготовка детей старшего
дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача детского
сада и родителей. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие
каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое воспитание.
Нужно отметить, что возросшие
требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объёма и
интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко
учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) строится по типу
школьного образования и перегружается дополнительными занятиями (иностранный
язык, обучение чтению, письму). Это ведёт к увеличению учебной нагрузки, что, в
свою очередь, наносит серьёзный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья
детей.
Сложной проблемой современной
школы остается процесс адаптации ребенка на этапе начального обучения. С
первого учебного дня первоклассник испытывает воздействие новых социальных,
педагогических и психологических факторов, вызывающих адаптивные реакции, как
организма, так и личности в целом. Ему необходимо адаптироваться к новой
системе обучения к высоким умственным нагрузкам, к новым межличностным
отношениям, к коллективу класса и ко многому другому.[1,2, 3]
Таким образом, адаптацию
ребенка к школе следует рассматривать как сложный многофакторный процесс,
связанный с освоением личностью школьной среды, включением ее в систему
поведения, в духовный мир, потребности, психологию и жизнедеятельность ученика.
Происходящие изменения связаны с преодолением трудностей объективного и
субъективного характера.
Многие проблемы, связанные с
адаптацией ребенка к школе, могут быть устранены в процессе занятий физическими
упражнениями. Необходимость связи задач физического воспитания с задачами
умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания обосновывал
П.Ф.Лесгафт.[20]. Однако, несмотря на
традиционное декларирование принципа всестороннего развития личности в процессе
физического воспитания, его реализации в реальной практике работы уделяется
недостаточное внимание.
Физическое воспитание
традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса
человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем
заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности.
Вместе с тем, многочисленные
исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении
психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями
физических и психических качеств у дошкольников Установлено, что отставание в
умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств
Доказано положительное
влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность.
Нужно отметить, что
необходимость приспособления к новым условиям и новой деятельности, высокая
цена, которую «платит» организм ребенка за свои успехи в учебе, определяют
целесообразность тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации
ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватному
приспособлению. Сложность адаптации к школе усугубляется все возрастающим
противоречием между постоянным ухудшением уровня здоровья и повышением требований
в обучении. Вместе с тем, в физическом воспитании школьников проблема адаптации
первоклассников еще не получила должного внимания и научного обоснования. [1,2, 3]
Выявленные противоречия позволяют
констатировать особую актуальность педагогического исследования по теме:
«Подготовка детей к обучению в школе, средствами физического воспитания».
Объект исследования:
физическое воспитание детей старшей возрастной группы в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: процесс
адаптации детей к школе в старшей возрастной группе методами физического
воспитания.
В связи с этим можно так
сформулировать цель исследования: выявить условия физической готовности
детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Анализ специальной
литературы, практики педагогической работы и данных комплексных обследований
детей позволили выдвинуть гипотезу исследования. Процесс адаптации к школе
детей старшей возрастной группы проходит более успешно при выполнении следующих
условий:
1)
использования физических
упражнений, способствующих усвоению системы элементарных знаний об окружающих
предметах и явлениях, сенсорному развитию, повышению уровня развития
познавательных процессов, становлению речи;
2)
приоритетного развития физических
качеств, наиболее значимых для здоровья детей;
3)
воспитания устойчивого активного
интереса к занятиям физическими упражнениями;
4)
оптимального сочетания
практических, словесных и наглядных методов обучения для активизации
мыслительной деятельности дошкольников при обучении двигательным действиям.
В соответствии с поставленной
целью и выдвинутой гипотезой нами были сформулированы следующие задачи:
1)
Проанализировать научную,
психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме адаптации к
школе средствами физического воспитания, изучить программы физического
воспитания обучения детей в детском саду ;
2)
Изучить и проанализировать
теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста;
3)
Изучить и охарактеризовать процесс
обучения, воспитания и развития дошкольника в системе физического воспитания;
4)
Рассмотреть особенности организации разных видов
занятий по физической культуре в старшем дошкольном возрасте. Изучить
рекомендации специалистов.
5)
Дать характеристику модели
оптимального двигательного режима
6)
Экспериментально оценить
эффективность методики физического воспитания и определить взаимосвязь при
подготовке к школе.
Методологическую основу
исследования составляли: теории адаптационного синдрома и адаптации Ф.З.Меерсона;
идеи Я.А.Каменского и П.Ф.Лесгафта о связи физического и умственного
воспитания; теория и методика физической культуры (Л.П.Матвеев и др.) и
физического воспитания дошкольников (Д.В.Хухлаева.).
Решение поставленных задач
достигалось путём использования комплекса методов исследования:
теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в литературных
источниках; педагогические контрольные испытания; педагогические наблюдения;
опытно- экспериментальная работа; индивидуальное и групповое тестирование;
математико-статистический анализ результатов исследования.
Этапы исследования: На первом этапе формировались основные положения
исследования, изучалась психолого-педагогическая литература и методическая,
анализировалась методика физического воспитания в дошкольном учреждении для
детей подготовительной группы.
На втором этапе рассмотрено
состояние исследуемой проблемы на практике и раскрыта сущность ее реализации.
В заключении подведены общие
итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
Исследование проводилось на
базе детского учреждения №15 г. Снежинска.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка, включающего 30 наименований.
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания
детей дошкольного возраста
1.1 Основы теории
физического воспитания
1.1.1 Место и роль
физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста
Уже в XVI-XVII вв. в
разработке теоретических концепций обучения Я.А.Коменским утверждается идея
единства образования ума, души и тела.[18, с. 121]
Разработкой научных основ
физического воспитания активно занимались И.М. Сеченов (1829-1905), П.Ф.
Лесгафт (1837-1909) и др. [18, с. 122]
В разработке педагогических
инноваций значительную роль сыграл К.Д. Ушинский, указывающий на необходимость
учитывать возраст детей, их стремления и интересы. Он видел возможности
физических упражнений «не только в укреплении тела ..., но и предупреждении
болезней, и излечении их». [18, с. 123]
П.Ф.Лесгафт углубил и
расширил теоретические представления о взаимосвязи духовного и физического
развития человека, определяя основной задачей школы и дошкольного учреждения -
формирование человека как личности .[20, с.5]
В настоящее время, Всемирная
Организация Здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю
существования человечества: «В 21 веке - здоровье каждому человеку планеты!»
При этом понятие «здоровье» определяется как его физическое, психическое и социальное
благополучие. Такая трактовка понятия «здоровье» поднимает роль физической
культуры совершенно на новый уровень: она становится основой формирования
здорового образа жизни людей. И основы здорового образа жизни человека
закладываются в дошкольном возрасте.
Ни в какой другой период жизни
физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые
шесть лет.
Болезненный, отстающий в
физическом развитии ребенок быстрее утомляется у него неустойчивое внимание,
память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в
деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и
расшатывает волю ребенка. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие
физической культурой в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит
в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие
личности. [35, с.6].
Именно поэтому в программах
воспитания и обучения в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется физической
культуре, организации оздоровительной работы с детьми. В настоящее время, в
ряде детских учреждений работу по физическому воспитанию ведут организаторы
физической подготовки.
Но в большинстве дошкольных
учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются
воспитатели.
Поэтому будущий воспитатель
должен стать квалифицированным специалистом в деле, которым ему предстоит заниматься,
а значит, прежде всего, освоить теорию и методику физического воспитания
дошкольников.
Осуществлять физическое воспитание
детей, это значит: [35, с.6].
¾
уметь анализировать и оценивать
степень физического здоровья и двигательного развития детей;
¾
формулировать задачи физического
воспитания на определенный период (например, на учебный год) и определять
первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;
¾
проектировать: желаемый уровень
конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению цели;
¾
организовать процесс воспитания в
определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы
работы в конкретных условиях;
¾
сравнивать достигнутые результаты
с исходными данными и поставленными задачами;
¾
владеть самооценкой профессионального
мастерства, постоянно совершенствуя его.
Профессиограмма воспитателя
включает и личностные качества:
¾
иметь четкие позиции в отношении к
собственному здоровью, искать действенные способы своего оздоровления;
¾
быть убежденным в значимости
физической культуры как одной из задач и важнейшего средства разностороннего
развития личности;
¾
систематически заниматься
оздоровительными видами физических упражнений, вести здоровый образ жизни.
1.1.2 Основные понятия
теории физического воспитания
Воспитатель детского сада в
своей работе постоянно оперирует специальными понятиями теории физического
воспитания, проанализируем и дадим расшифровку некоторым из них.
Что же собой представляет
физическое развитие человека? Развитие человека представляет собой процесс
физического, психического и социального созревания и охватывает все
количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств,
происходящие под воздействием окружающей действительности.
Физическое развитие связано с
изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов
чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят
существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в
формировании психических качеств и черт личности.
Социальное развитие ребенка,
осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в
изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах
коллектива и т.д.
Таким образом, физическое
развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием
условий жизни и воспитания. [35, с.7].
В узком значении этот термин
используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост,
вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная ёмкость легких и
т.д.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|