бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников бесплатно рефераты

      Наиболее полно запросам экологического образования и воспитания учащихся младшего школьного возраста отвечают дидактические (познавательные) игры. Г.П. Мойснер отмечает, что главное свойство дидактических игр состоит в том, что в них познавательные задачи выступают перед школьником в скрытом виде. Играя, ребенок не думает учиться - учение здесь протекает непреднамеренно. Увлекают детей игры с карточками, загадками о растениях и животных, игры-викторины: "Что в лесу растет?", "Кто в лесу живет?", "Лесные ориентиры, цветочные часы, лесные загадки" и т. п. Использование дидактических игр на уроках, экскурсиях, прогулках, во время турпоходов, при подготовке домашних заданий, на занятиях в группе продленного дня позволяет значительно расширить знания учащихся о взаимосвязях человека с природой, об объектах природного окружения, которые необходимо знать, чтобы умело использовать и оберегать [9].

      Решению задач экологического образования в наибольшей степени способствуют творческие сюжетно-ролевые игры. Это игры "в кого-нибудь" или "во что-нибудь". В педагогической литературе эти игры называются по-разному - сюжетными, подражательными и т. д. Установлено, что воспитательный эффект творческой игры постигается при соблюдении методики, при которой организация, распределение ролей и подготовка к игре сохраняют ее неповторимую прелесть, детскую непосредственность а также обеспечивают знания об объектах игры, приближение ее условий к реальным ситуациям.

      Г.П. Мойснер считает, что при разработке содержания игр экологического характера необходимо, чтобы центром их были взаимоотношения людей, их гуманное, заботливое отношение к природной среде. В содержание ролевых игр включаются знания о моральных нормах и правилах поведения человека в природе, т. е. о проблемах, которые в процессе урока не могут рассматриваться достаточно глубоко и всесторонне. Система ролевых игр строится с учетом специфических целей на каждом этапе обучения. Так, для детей младшего возраста основная цель игры состоит в овладении конкретными знаниями и правилами поведения в природной среде, чему способствует исполнение школьниками ролей растений, животных и других обитателей местных природных сообществ, людей, которые используют и охраняют природу [9].

      Педагогически правильно организованная игровая деятельность школьников позволяет достигать полного их самовыражения, активности и свободы действий, разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботливого отношения к ее объектам.

Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей.

      Часто на экскурсиях у ребят возникает желание собирать занимательный материал. И тогда учителя предлагают учащимся завести тетради и переписывать или наклеивать в них из журналов, газет, календарей небольшие тексты, загадки, ребусы, кроссворды и др. Тетрадям дают названия "Интересные или забавные странички", "Тетрадь занимательного материала". Собранный материал можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, уроков естествознания.

      Изменение, движение, развитие - это универсальные свойства объектов окружающей среды. Если ребенок будет иметь представления об этих свойствах, он быстрее научится обобщать то, что видит. Наблюдая за явлениями живой природы, дети знакомятся с ростом и развитием живых существ, видят, как они приспособлены к сезонным условиям. Изменения в природе носят строго последовательный характер, определяемый временными промежутками. Особую роль в познании закономерных изменений в природе играет сопоставление, которое позволяет выявлять устойчивые и меняющиеся признаки объектов.

      В.М. Пакулова считает, чтобы закрепить, уточнить и систематизировать чувственные представления, следует результаты наблюдений фиксировать в календарях и альбомах природы. Особенно ценными они становятся тогда, когда отражают закономерно меняющиеся явления природы [13].

      Ежедневно дети наблюдают и отмечают значками погоду, в виде картинки состояние живой природы (растительного и животного мира). Так же ведется работа с "Календарем наблюдений за ростом растений". Еженедельно дети под руководством учителя делают в нем зарисовку растущего растения, изображают условия (погода и трудовые операции), при которых растение развивается. К моменту окончания его развития (созревание плодов и семян) накапливается серия страниц календаря, наглядно отражающих последовательный рост и изменения, характерные для растения. Страницы, собранные в ширму, превращаются в графическую модель развития конкретного живого организма.

      Успешному формированию представлений о взаимосвязи растений и животных со средой их обитания, о физических явлениях и свойствах неживой природы также способствуют такие методы обучения, как элементарные опыты, проводимые учителем или самими детьми, и демонстрация моделей. Простые опыты с растениями, помещенными в однотипные, но различающиеся по одному из признаков условия, помогают сравнивать наблюдения и убеждаться в значимости отдельных факторов, способствующих росту и развитию живых организмов. А демонстрация моделей (например, обобщенная модель маскировки или конкретная модель бабочки-павлиний глаз) дает последовательное представление о приспособленности животных к среде обитания.

      Итак, на экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии - формирование практических умений младших школьников, их представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке. Если экскурсия проводится в начале темы, то впечатления, полученные в ходе ее, используются на последующих уроках как основа для формирования еще более конкретных образов о строении отдельных частей растений и для усвоения их внутренних свойств. Экскурсии также могут проводиться в процессе изучаемой темы для уточнения знаний школьников о предметах природы, процессах и явлениях и их взаимосвязи. В конце темы часто проводятся обобщающие экскурсии, в ходе которых изучаемые на уроках природоведческие понятия закрепляются и конкретизируются













Заключение


       Актуальность проблемы формирования практических умений младших школьников обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников. В школах формирование практических умений подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически.       Формирование практических умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся.

       В ходе исследования выдвинута цель: определить роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников.

       Объектом исследования определен процесс формирования практических умений младших школьников.

         В ходе исследования были проанализированы психолого-педагогическая и научно-методическая литература; определена сущность формирования практических умений младших школьников: выявлено влияние экскурсий на формирование практических умений младших школьников.

       С  целью выявления сформированности практических умений на уроках естествознания у младших школьников, были разработаны   критерии, показатели, определены  уровни сформированности практических умений младших школьников.

        Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.




Список литературы


1.     Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе  экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.

2.     Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников  во внеурочной работе. М., 1984.

3.     Информационно-методическое  письмо  об  обновлении  курса  преподавания природоведения в программе естественнонаучного  образования  «Природа  и люди». //Начальная школа, 1998, №8.

4.     Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.

5.     Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996.

6.     Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.

7.     Колесникова  Г.И.  Экологические  экскурсии  с  младшими   школьниками.  //Начальная школа, 1998, №6.

8.     Лисицын М.В. Формирование практических умений и навыков. КГПИ, 1984.

9.     Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической  тропы.  //Начальная  школа, 1998, №3.

10.  Ожегов, С.А. Словарь русского языка: около 57 000 слов /под ред. Чл.-корр АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с.

11.  Орлов В.И. Знания, умения и навыки учащихся. // Педагогика № 2, 1997. с. 33-39.

12.  Павленко  Е.С.   Экологическое   образование   и   воспитание   младших школьников. //Начальная школа, 1998, №5.

13.  Пакулова В.М., Кузнецова В.  И.  Методика  преподавания  природоведения. М.: Просвещение, 1990.

14.  Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1995.

15.  Плешаков  А.А.  Природоведение:  учебник  для   2-го(3)   класса.   М.: Просвещение, 1998.

16.  Плешаков  А.А.  Природоведение:  Учебник  для   3-го(4)   класса.   М.: Просвещение, 1998.

17.  Плешаков А.А. Сто заданий по  природоведению:  Рабочая  тетрадь  для 2-го(3) класса. М.: Вита -Пресс, 1999.

18.  Плешаков А.А. Сто и ещё 14 заданий по  природоведению:  Рабочая  тетрадь для 3-го(4) класса. М.: Вита-Пресс, 1999.

19.  Программно-методические материалы.  Природоведение.  //Начальная  школа. М.: Дрофа, 1999.

20.  Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.

21.  Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. – М., Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 288 с.

22.  Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.


















Приложения

Приложение 1.


«Природные наблюдения зимой» (экскурсия)

Задачи:

а) образовательные: установить рассеивание семян зимой; пронаблюдать за живым миром (птицы, мыши и т.д.) и изучить их следы и повадки зимой; изучить внешний вид деревьев в зимнее время года; изучить и исследовать шурф; изучить температурные изменения в природе; сформировать умение наблюдать за природой и работать в группах; формировать умение работать с оборудованием.

б) воспитательные: формировать отзывчивость ко всему живому в природе; физическое воспитание: укрепление здоровья детей в процессе проведения наблюдений природы. Эстетическое воспитание: воспитывать эстетическое видение природы через показ красоты строения, формы и цвета.

в) развивающие: развивать наглядно-образное мышление; формировать умение сравнивать деревья, животных по внешнему виду; развивать наблюдательность школьников в процессе проведения наблюдений за природой.

Оборудование: блокнот, карандаши, мешок для сбора, термометр уличный, лопата, снегомерная рейка 1м, дневники наблюдений природы.

Ход урока.

I.                  Организация класса

- Ребята, послушаем тишину

II.               Фенологическая минутка

Дежурный фиксирует погоду на доске, устанавливает причины изменения погоды; обобщает сезонные изменения в природе за неделю.

III.           Объяснение новой темы

– Ребята, экологи прислали вам письмо (зачитывает)


Ребята! Нам понадобилась ваша помощь, мы не успеваем провести природные наблюдения г.Новокузнецка зимой, так как находимся в Африке. Сегодня на уроке естествознания вам нужно провести наблюдение за природой своего города. Для этого вам нужно поделиться на 5 групп, и выполнить следующие наблюдения:

- пронаблюдать за внешним видом деревьев и зарисовать их

- найти следы зверей на снегу и зарисовать их

- изучить слои снега и зарисовать их

- найти и собрать растения с осени

- измерить температуру у почвы и на поверхности снега

Мы на вас надеемся, заранее благодарны.

Экологи

(дети делятся на группы, выбирают ответственного за оборудование, получают карточки, инструкции, получают необх.оборудование)

IV.            Самостоятельная работа учащихся

Ребята самостоят-но выполняют работу, учитель при необходимости помогает им

V.               Физкультминутка

Ручки вверх, ручки вниз, на носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок, на носочках скок-скок-скок

А затем поприседаем, никогда не замерзаем.

VI.            Беседа по итогам наблюдений

Каждая группа отчитывается перед классом о своем наблюдении. Вместе пишут отчетное письмо экологам, учитель интересуется, понравилось ли детям наблюдать за природой, что нового узнали

VII.        Подведение итогов

Оценивается работа детей, выставление отметок в дневник, журнал

Коллективный обед (дети заранее приносят чай, печенье, конфеты)


Приложение 2.

Экскурсия «Осенние изменения в природе». (Октябрь)

Цель:

  • закрепить знания, умения и навыки детей по пройденному материалу;
  • учить различать признаки времен года;
  • с помощью поэтического слова показать красоту осени;
  • уточнить и систематизировать знания о характерных признаках осени;
  • научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда;
  • закрепить знания о растительном и животном мире в период наступления осени;
  • воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе;
  • обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, развивать речевую деятельность.

 

Этапы урока

Традиционные рекомендации.

Наши рекомендации.

1. Орг.момент.

1. Эмоциональный настрой детей. Обращается внимание на красоту природы, неба, растений.

1. Учитель читает стихотворение Е.Головина «Осень»:

Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней.

-какие приметы осени отметил автор?,– а какие вы еще приметы знаете?

2. Повторяются правила поведения в природе.

2. Какое правило нам не подходит и почему?

-Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите!

-Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, и вы не узнаете ни одной тайны!

-Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

2. Основная часть.

1. Характеристика погоды дня:

-какое сейчас время года?

-какая сегодня погода?

-как светит солнце?

-как выглядит парк по сравнению с летом?

-как изменилась погода по сравнению с летом?

-измерим температуру воздуха (учитель).

Беседа:

-вспомните первые признаки осени;

-сравните общий вид леса в летнее и осеннее время;

-обратите внимание на красоту природы;

-как вы думаете, почему у тополей, по сравнению с другими деревьями, раньше желтеют и опадают листья?

(дети отвечают с помощью учителя)

Учитель говорит о значении и мерах по охране изучаемых растений.

2. Наблюдение за жизненными формами растений (дерево, кустарник, трава):

-учим детей различать деревья, кустарники и травы;

-учим различать лиственные и хвойные деревья;

-знакомство с изменениями в жизни растений осенью: окраска листьев, опадание листьев, изменения травянистых растений, плодов, грибов.

2. Далее учащиеся разбиваются на группы по 2-3 человека и работают самостоятельно. Задания группам учитель составляет заранее на отдельных карточках. Перед выполнением самостоятельной работы учитель еще раз напоминает о том, какое количество материала надо собирать и как это делать. Подчеркивается необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы: с деревьев и кустарников ветки не ломать, собирать опавшие листья, веточки, кору.

3. Изменения в жизни животных: насекомые, птицы, звери.

4. Сбор экскурсионного материала.


5. Игра.

Подвижная игра «Летает – не летает».

Заключительная часть.

Подведение итогов, выводы: С наступлением осени стало холоднее, листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску. Они становятся бурыми, желтеют и опадают. Травы увядают. Созревают плоды и семена. Изчезают насекомые. Птиц стало меньше. Они улетают в теплые края.

В конце экскурсии обобщаются результаты выполненной учащимися самостоятельной работы и проводится заключительная беседа о том, что дети узнали нового на экскурсии.

Домашнее задание.

Домашнее задание: составить рассказ об экскурсии по следующим вопросам

- с какими осенними явлениями в жизни растений вы познакомились?

- по каким признакам различают деревья, кустарники, травы?

- опишите внешний вид наиболее интересных птиц, насекомых или растений, с которыми познакомились на экскурсии.

Задания для осенней экскурсии:

1 группа:

1. Измерьте с учителем температуру воздуха на месте экскурсии, сравните с летней. Как она изменилась?

2. Соберите опавшие листья, постарайтесь определить, с какого дерева они опали.

5 группа:

1. Посмотрите, что стало с почвой по сравнению с летом. Почему?

2. Как изменилось поведение насекомых по сравнению с летом? Почему? Понаблюдайте за их внешним видом. Много их или мало? Где больше – в тени или на солнце? Почему?

2 группа:

1. Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему?

2. Найдите 3-4 цветущих травянистых растения. С помощью учителя определите их название.

6 группа:

1. Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних?

2. На каких травянистых растениях вы заметили семена? Рассмотрите их внешний вид, соберите в пакетик для подкормки птиц зимой.

3 группа:

1. Отметьте, как светит солнце по сравнению с летом. Почему?

2. Проведите наблюдения за кустарниками. Какие на них (по окраске) листья, на каких есть плоды? Соберите опавшие плоды и опавшие листья различной окраски.

7 группа:

1. Пронаблюдайте, какие растения остались зелеными, на каких много красных, желтых листьев. Почему?

2. Соберите листья травянистых растений различной окраски и формы. Положите в папку. Сделайте гербарий.

4 группа:

1. Пронаблюдайте, как изменились водоемы по сравнению с летом. Почему?

2. Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Соберите листья различной окраски, опавшие с деревьев.

8 группа:

1. Отметьте, какие работы выполняют люди осенью в парках, садах, поле, на лугу. Почему?

2. Соберите опавшие плоды деревьев. С помощью учителя определите, каким деревьям они принадлежат. Сделайте коллекцию плодов.



Страницы: 1, 2, 3