Роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников
Наиболее полно запросам
экологического образования и воспитания учащихся младшего школьного возраста
отвечают дидактические (познавательные) игры. Г.П. Мойснер отмечает, что
главное свойство дидактических игр состоит в том, что в них познавательные
задачи выступают перед школьником в скрытом виде. Играя, ребенок не думает
учиться - учение здесь протекает непреднамеренно. Увлекают детей игры с
карточками, загадками о растениях и животных, игры-викторины: "Что в лесу
растет?", "Кто в лесу живет?", "Лесные ориентиры, цветочные
часы, лесные загадки" и т. п. Использование дидактических игр на уроках,
экскурсиях, прогулках, во время турпоходов, при подготовке домашних заданий, на
занятиях в группе продленного дня позволяет значительно расширить знания
учащихся о взаимосвязях человека с природой, об объектах природного окружения,
которые необходимо знать, чтобы умело использовать и оберегать [9].
Решению задач экологического
образования в наибольшей степени способствуют творческие сюжетно-ролевые игры.
Это игры "в кого-нибудь" или "во что-нибудь". В
педагогической литературе эти игры называются по-разному - сюжетными,
подражательными и т. д. Установлено, что воспитательный эффект творческой игры
постигается при соблюдении методики, при которой организация, распределение
ролей и подготовка к игре сохраняют ее неповторимую прелесть, детскую
непосредственность а также обеспечивают знания об объектах игры, приближение ее
условий к реальным ситуациям.
Г.П. Мойснер считает, что при
разработке содержания игр экологического характера необходимо, чтобы центром их
были взаимоотношения людей, их гуманное, заботливое отношение к природной
среде. В содержание ролевых игр включаются знания о моральных нормах и правилах
поведения человека в природе, т. е. о проблемах, которые в процессе урока не
могут рассматриваться достаточно глубоко и всесторонне. Система ролевых игр
строится с учетом специфических целей на каждом этапе обучения. Так, для детей младшего
возраста основная цель игры состоит в овладении конкретными знаниями и
правилами поведения в природной среде, чему способствует исполнение школьниками
ролей растений, животных и других обитателей местных природных сообществ,
людей, которые используют и охраняют природу [9].
Педагогически правильно
организованная игровая деятельность школьников позволяет достигать полного их
самовыражения, активности и свободы действий, разумно согласующихся с
требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты
природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботливого отношения к ее
объектам.
Рассмотренные выше приемы и методы
обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не
только полезными, но и интересными, привлекательными для детей.
Часто на экскурсиях у ребят
возникает желание собирать занимательный материал. И тогда учителя предлагают
учащимся завести тетради и переписывать или наклеивать в них из журналов,
газет, календарей небольшие тексты, загадки, ребусы, кроссворды и др. Тетрадям
дают названия "Интересные или забавные странички", "Тетрадь
занимательного материала". Собранный материал можно использовать при
проведении внеклассных мероприятий, уроков естествознания.
Изменение, движение, развитие -
это универсальные свойства объектов окружающей среды. Если ребенок будет иметь
представления об этих свойствах, он быстрее научится обобщать то, что видит.
Наблюдая за явлениями живой природы, дети знакомятся с ростом и развитием живых
существ, видят, как они приспособлены к сезонным условиям. Изменения в природе
носят строго последовательный характер, определяемый временными промежутками.
Особую роль в познании закономерных изменений в природе играет сопоставление,
которое позволяет выявлять устойчивые и меняющиеся признаки объектов.
В.М. Пакулова считает, чтобы
закрепить, уточнить и систематизировать чувственные представления, следует
результаты наблюдений фиксировать в календарях и альбомах природы. Особенно
ценными они становятся тогда, когда отражают закономерно меняющиеся явления
природы [13].
Ежедневно дети наблюдают и
отмечают значками погоду, в виде картинки состояние живой природы
(растительного и животного мира). Так же ведется работа с "Календарем
наблюдений за ростом растений". Еженедельно дети под руководством учителя
делают в нем зарисовку растущего растения, изображают условия (погода и
трудовые операции), при которых растение развивается. К моменту окончания его
развития (созревание плодов и семян) накапливается серия страниц календаря,
наглядно отражающих последовательный рост и изменения, характерные для
растения. Страницы, собранные в ширму, превращаются в графическую модель
развития конкретного живого организма.
Успешному формированию
представлений о взаимосвязи растений и животных со средой их обитания, о
физических явлениях и свойствах неживой природы также способствуют такие методы
обучения, как элементарные опыты, проводимые учителем или самими детьми, и
демонстрация моделей. Простые опыты с растениями, помещенными в однотипные, но
различающиеся по одному из признаков условия, помогают сравнивать наблюдения и
убеждаться в значимости отдельных факторов, способствующих росту и развитию
живых организмов. А демонстрация моделей (например, обобщенная модель маскировки
или конкретная модель бабочки-павлиний глаз) дает последовательное
представление о приспособленности животных к среде обитания.
Итак, на экскурсии учащиеся
наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года.
Чаще всего основная цель экскурсии - формирование практических умений младших
школьников, их представлений о предметах и явлениях природы в реальной
обстановке. Если экскурсия проводится в начале темы, то впечатления, полученные
в ходе ее, используются на последующих уроках как основа для формирования еще
более конкретных образов о строении отдельных частей растений и для усвоения их
внутренних свойств. Экскурсии также могут проводиться в процессе изучаемой темы
для уточнения знаний школьников о предметах природы, процессах и явлениях и их
взаимосвязи. В конце темы часто проводятся обобщающие экскурсии, в ходе которых
изучаемые на уроках природоведческие понятия закрепляются и конкретизируются
Заключение
Актуальность проблемы
формирования практических умений младших школьников обусловлена тем, что в
педагогике недостаточно разработана огромная роль экскурсий в формировании
практических умений младших школьников. В школах формирование практических
умений подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически.
Формирование практических умений у учащихся начальных классов выступает перед
школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным,
если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков
учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят
обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в
конечном итоге качество знаний учащихся.
В ходе исследования выдвинута
цель: определить
роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников.
Объектом
исследования определен процесс формирования практических умений младших школьников.
В ходе
исследования были проанализированы психолого-педагогическая и
научно-методическая литература; определена сущность формирования практических умений
младших школьников: выявлено влияние экскурсий на формирование практических умений младших
школьников.
С целью
выявления сформированности практических умений на уроках
естествознания у младших школьников, были разработаны критерии,
показатели, определены уровни сформированности практических умений младших
школьников.
Таким
образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Список литературы
1. Алексеев С.В., Симонова Л. В.
Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.
//Начальная школа, 1999, №1.
2. Захлебный А.М., Суравегина
И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. М., 1984.
3. Информационно-методическое
письмо об обновлении курса преподавания природоведения в программе
естественнонаучного образования «Природа и люди». //Начальная школа, 1998,
№8.
4. Исаева Н.Н. Научить понимать
и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
5. Клепинина З.А., Мельчаков Л.
Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996.
6. Климцова Т.А. Экология в
начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.
7. Колесникова Г.И.
Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 1998,
№6.
8. Лисицын М.В. Формирование практических
умений и навыков. КГПИ, 1984.
9. Мойснер Г.П. Всё начиналось с
экологической тропы. //Начальная школа, 1998, №3.
10. Ожегов, С.А. Словарь
русского языка: около 57 000 слов /под ред. Чл.-корр АН СССР Н.Ю. Шведовой. –
18-е изд. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с.
11. Орлов В.И. Знания, умения и
навыки учащихся. // Педагогика № 2, 1997. с. 33-39.
12. Павленко Е.С.
Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная
школа, 1998, №5.
13. Пакулова В.М., Кузнецова В.
И. Методика преподавания природоведения. М.: Просвещение, 1990.
14. Плешаков А.А. Зеленые
страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1995.
15. Плешаков А.А.
Природоведение: учебник для 2-го(3) класса. М.: Просвещение, 1998.
16. Плешаков А.А.
Природоведение: Учебник для 3-го(4) класса. М.: Просвещение, 1998.
17. Плешаков А.А. Сто заданий
по природоведению: Рабочая тетрадь для 2-го(3) класса. М.: Вита -Пресс,
1999.
18. Плешаков А.А. Сто и ещё 14
заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 3-го(4) класса. М.:
Вита-Пресс, 1999.
19. Программно-методические
материалы. Природоведение. //Начальная школа. М.: Дрофа, 1999.
20. Сухомлинский В.А. Сердце
отдаю детям. Киев, 1988.
21. Фридман Л.М. Психопедагогика
общего образования. Пособие для студентов и учителей. – М., Издательство
«Институт практической психологии», 1997. – 288 с.
22. Шевчук Н.А. Мир вокруг нас.
//Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
Приложения
Приложение 1.
«Природные наблюдения зимой»
(экскурсия)
Задачи:
а) образовательные: установить
рассеивание семян зимой; пронаблюдать за живым миром (птицы, мыши и т.д.) и
изучить их следы и повадки зимой; изучить внешний вид деревьев в зимнее время
года; изучить и исследовать шурф; изучить температурные изменения в природе;
сформировать умение наблюдать за природой и работать в группах; формировать
умение работать с оборудованием.
б) воспитательные: формировать
отзывчивость ко всему живому в природе; физическое воспитание: укрепление
здоровья детей в процессе проведения наблюдений природы. Эстетическое
воспитание: воспитывать эстетическое видение природы через показ красоты
строения, формы и цвета.
в) развивающие: развивать
наглядно-образное мышление; формировать умение сравнивать деревья, животных по
внешнему виду; развивать наблюдательность школьников в процессе проведения
наблюдений за природой.
Оборудование: блокнот, карандаши, мешок
для сбора, термометр уличный, лопата, снегомерная рейка 1м, дневники наблюдений
природы.
Ход урока.
I.
Организация
класса
- Ребята,
послушаем тишину
II.
Фенологическая
минутка
Дежурный
фиксирует погоду на доске, устанавливает причины изменения погоды; обобщает
сезонные изменения в природе за неделю.
III.
Объяснение
новой темы
– Ребята, экологи
прислали вам письмо (зачитывает)
Ребята! Нам понадобилась ваша
помощь, мы не успеваем провести природные наблюдения г.Новокузнецка зимой, так
как находимся в Африке. Сегодня на уроке естествознания вам нужно провести
наблюдение за природой своего города. Для этого вам нужно поделиться на 5
групп, и выполнить следующие наблюдения:
- пронаблюдать за внешним
видом деревьев и зарисовать их
- найти следы зверей на снегу
и зарисовать их
- изучить слои снега и
зарисовать их
- найти и собрать растения с
осени
- измерить температуру у
почвы и на поверхности снега
Мы на вас
надеемся, заранее благодарны.
Экологи
(дети делятся на группы, выбирают
ответственного за оборудование, получают карточки, инструкции, получают
необх.оборудование)
IV.
Самостоятельная
работа учащихся
Ребята
самостоят-но выполняют работу, учитель при необходимости помогает им
V.
Физкультминутка
Ручки вверх, ручки вниз, на носочках
подтянись.
Ручки ставим на бочок, на носочках
скок-скок-скок
А затем поприседаем, никогда не
замерзаем.
VI.
Беседа
по итогам наблюдений
Каждая группа
отчитывается перед классом о своем наблюдении. Вместе пишут отчетное письмо
экологам, учитель интересуется, понравилось ли детям наблюдать за природой, что
нового узнали
VII.
Подведение
итогов
Оценивается
работа детей, выставление отметок в дневник, журнал
Коллективный обед (дети заранее
приносят чай, печенье, конфеты)
Приложение 2.
Экскурсия «Осенние изменения в
природе». (Октябрь)
Цель:
- закрепить знания, умения и навыки детей по
пройденному материалу;
- учить различать признаки времен года;
- с помощью поэтического слова показать красоту
осени;
- уточнить и систематизировать знания о характерных
признаках осени;
- научить понимать связи между явлениями неживой
природы и сезонными видами труда;
- закрепить знания о растительном и животном мире в
период наступления осени;
- воспитывать эстетический вкус, бережное отношение
к природе;
- обогащать словарный запас определениями,
активизировать глаголы, развивать речевую деятельность.
Этапы урока
|
Традиционные рекомендации.
|
Наши рекомендации.
|
1. Орг.момент.
|
1. Эмоциональный настрой детей. Обращается внимание
на красоту природы, неба, растений.
|
1. Учитель читает стихотворение Е.Головина «Осень»:
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней.
-какие приметы осени отметил автор?,– а какие вы еще
приметы знаете?
|
2. Повторяются правила поведения в природе.
|
2. Какое правило нам не подходит и почему?
-Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не
рвите!
-Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, и вы не узнаете
ни одной тайны!
-Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу,
противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
|
2. Основная часть.
|
1. Характеристика погоды дня:
-какое сейчас время года?
-какая сегодня погода?
-как светит солнце?
-как выглядит парк по сравнению с летом?
-как изменилась погода по сравнению с летом?
-измерим температуру воздуха (учитель).
|
Беседа:
-вспомните первые признаки осени;
-сравните общий вид леса в летнее и осеннее время;
-обратите внимание на красоту природы;
-как вы думаете, почему у тополей, по сравнению с другими деревьями,
раньше желтеют и опадают листья?
(дети отвечают с помощью учителя)
Учитель говорит о значении и мерах по охране изучаемых растений.
|
2. Наблюдение за жизненными формами растений
(дерево, кустарник, трава):
-учим детей различать деревья, кустарники и травы;
-учим различать лиственные и хвойные деревья;
-знакомство с изменениями в жизни растений осенью: окраска листьев,
опадание листьев, изменения травянистых растений, плодов, грибов.
|
2. Далее учащиеся разбиваются на группы по 2-3
человека и работают самостоятельно. Задания группам учитель составляет
заранее на отдельных карточках. Перед выполнением самостоятельной работы
учитель еще раз напоминает о том, какое количество материала надо собирать и
как это делать. Подчеркивается необходимость соблюдения элементарных правил
охраны природы: с деревьев и кустарников ветки не ломать, собирать опавшие
листья, веточки, кору.
|
3. Изменения в жизни животных: насекомые, птицы,
звери.
4. Сбор экскурсионного материала.
|
|
5. Игра.
|
Подвижная игра «Летает – не летает».
|
Заключительная часть.
|
Подведение итогов, выводы: С наступлением осени
стало холоднее, листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску. Они
становятся бурыми, желтеют и опадают. Травы увядают. Созревают плоды и
семена. Изчезают насекомые. Птиц стало меньше. Они улетают в теплые
края.
|
В конце экскурсии обобщаются результаты выполненной
учащимися самостоятельной работы и проводится заключительная беседа о том,
что дети узнали нового на экскурсии.
|
Домашнее задание.
|
Домашнее задание: составить рассказ об экскурсии по
следующим вопросам
- с какими осенними явлениями в жизни растений вы познакомились?
- по каким признакам различают деревья, кустарники, травы?
- опишите внешний вид наиболее интересных птиц, насекомых или растений,
с которыми познакомились на экскурсии.
|
Задания для осенней экскурсии:
1 группа:
1. Измерьте с учителем температуру воздуха на месте экскурсии, сравните
с летней. Как она изменилась?
2. Соберите опавшие листья, постарайтесь определить, с какого дерева
они опали.
|
5 группа:
1. Посмотрите, что стало с почвой по сравнению с летом. Почему?
2. Как изменилось поведение насекомых по сравнению с летом? Почему?
Понаблюдайте за их внешним видом. Много их или мало? Где больше – в тени или
на солнце? Почему?
|
2 группа:
1. Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему?
2. Найдите 3-4 цветущих травянистых растения. С помощью учителя
определите их название.
|
6 группа:
1. Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних?
2. На каких травянистых растениях вы заметили семена? Рассмотрите их
внешний вид, соберите в пакетик для подкормки птиц зимой.
|
3 группа:
1. Отметьте, как светит солнце по сравнению с летом. Почему?
2. Проведите наблюдения за кустарниками. Какие на них (по окраске)
листья, на каких есть плоды? Соберите опавшие плоды и опавшие листья
различной окраски.
|
7 группа:
1. Пронаблюдайте, какие растения остались зелеными, на каких много
красных, желтых листьев. Почему?
2. Соберите листья травянистых растений различной окраски и формы.
Положите в папку. Сделайте гербарий.
|
4 группа:
1. Пронаблюдайте, как изменились водоемы по сравнению с летом. Почему?
2. Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Соберите листья
различной окраски, опавшие с деревьев.
|
8 группа:
1. Отметьте, какие работы выполняют люди осенью в парках, садах, поле,
на лугу. Почему?
2. Соберите опавшие плоды деревьев. С помощью учителя определите, каким
деревьям они принадлежат. Сделайте коллекцию плодов.
|
Страницы: 1, 2, 3
|
|