бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников бесплатно рефераты

2. Средний уровень.

       Учащиеся имеют знания о практической деятельности и умениях людей. Учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников, знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого). Учащиеся  осваивают виды практической деятельности, но не всегда знают основные их особенности, понимают значимость практических умений для людей. Учащиеся проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей, но их интересы к учебной и практической деятельности неустойчивы, неглубоки. Учащиеся мечтают в будущем получить какую-то профессию, связанную с исследованием природных явлений, но не могут объяснить свой выбор. Учащиеся участвуют в экскурсиях, когда этого требует учитель. Добросовестно выполняют поручения, но не проявляют инициативы, активности,  творчества.

3. Низкий уровень.

       Учащиеся имеют незначительные  представления о практической деятельности и умениях людей. Учащиеся  не могут усвоить практические умения, не понимают значимости практических умений для людей. Учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения). Учащиеся не проявляют интереса к учебной и практической деятельности, а также к трудовой деятельности взрослых людей. Учащиеся участвуют в экскурсиях при контроле  учителя. Трудятся недостаточно добросовестно, не имеют простейших навыков трудовой, практической деятельности.






































Глава II. Использование экскурсий на уроках естествознания с целью формирования практических умений у младших школьников


2.1.         Роль экскурсий в образовательном процессе


      Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподавания естествознания большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования практических умений младших школьников в образовательном процессе.

      Экскурсия – это  форма  организации  учебно-воспитательного  процесса,

которая позволяет проводить  наблюдения,  а  также  непосредственно  изучать различные предметы, явления  и  процессы  в  естественных  или  искусственно созданных условиях [13].  Экскурсии  имеют  большое познавательное и воспитательное  значение.  Они  конкретизируют,  углубляют, расширяют знания учащихся. На  экскурсиях  учащиеся  проверяют  на  практике многие теоретические знания и переводят их в умения и  навыки.  Мы  живём  в непосредственной близости к природе,  являющейся  естественной  лабораторией для экологического воспитания. Задача современного педагога по естествознанию – донести до ума и сердец  младших школьников, что от состояния окружающей среды зависит состояние  здоровья  и природы, и человека [19].

      В 1 и 2 классах четырёхлетней начальной школы экскурсии направлены  на формирование общих природоведческих представлений. В курсе  «Ознакомление  с окружающим миром»  авторов  А.А.  Плешакова  и  О.Н.  Сорецкой  предусмотрены  следующие   экскурсии:  

-         при изучении темы  «Что  нас  окружает»  -  экскурсия  с  целью  ознакомления  с ближайшим природным окружением, общественной жизнью, трудом людей в  городе;

-         при изучении темы «Родной край» экскурсии проводятся  в  разное  время  года (осень, зима, весна). На них учащиеся знакомятся с природой и трудом  людей, с поверхностью и водоёмами края [15].

      В курсе «Природоведение» А.А.  Плешакова  на  экскурсиях  продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатые на  занятиях  по ознакомлению с окружающим миром.  Программой  3  класса  при  изучении  темы «Природа и мы» предусмотрены следующие экскурсии:

-         природа вокруг  нас (объекты  живой  и  неживой  природы);  изменения  в  природе  под  влиянием человека;

-         охрана  природы  (лесопитомник,  ботанический  сад,  экологическая

-         тропа) [16].

      В 4 классе при изучении темы «Сохраним природу своего края» экскурсии:

-         растения и животные леса;

-         растения и  животные  луга; 

-         растения  и  животные водоёма.

      Но важное значение на экскурсиях  уделяется  экологическому  обучению:

-         выявляются  отрицательные  изменения  в  природном   окружении,   являющиеся результатом хозяйственной деятельности и личного  поведения  людей  (воздух, вода, растения, животные);

-         систематизируются и расширяются знания об  охране природы;

-         раскрывается  роль  природы  в  жизни  человека; 

-         систематизируются представления о взаимосвязях в природе [16].

      Благодаря экскурсиям  этот  материал становится доступнее для младших школьников.

      В практике преподавателей экскурсии проводятся, в основном, во  внеурочное  время.

      Также  проводятся  экскурсии  на  станцию  юннатов,  поездки  в  город-герой, дельфинарий, наблюдения за  растениями  и животными в парках  и  скверах  города.  На  уроках  труда  дети изготовляют кормушки для птиц. В время осенней экскурсии развешивают  их,  а в зимнее время – подкармливают птиц.

      Например, в ходе  экскурсии  «Природа  вокруг  нас»  по  экологической

тропе, проходящей в пойме реки Томи на Соколухинских горах. Приведём пример экскурсии:

Тема экскурсии: «Природа вокруг нас».

Цель  экскурсии: 

-         Изучение  природы  ближайшего   окружения;  

-         распознавание деревьев,   кустарников,   травянистых   растений   по характерным  признакам; 

-         выяснение  влияния   близости города на лесной массив  и  реку  Томь; 

-         определение правил экологически грамотного поведения.

                               План экскурсии.

      Главные остановки во время экскурсии:

1.     «Травянистые растения».

2.      «Памятник природы».

3.     «Соколухинские горы».

4.     «Танцующий лес»

      Дети делают остановки у разных природных объектов, с  помощью  атласа-определителя сами узнают названия растений  и  насекомых.  Затем  в  игровой форме  упражняются  в   запоминании   деревьев,   кустарников,   травянистых растений, учатся различать их по листьям, веточкам, коре. Задачей  экскурсии является не  только  запоминание  растений  и  встреченных  животных,  но  и выяснение, как на лесной массив влияет близость  города,  людей.  Обращается внимание  детей  на  негативные  последствия,  вызванные  пребыванием  здесь большого числа людей: сломанные  деревья,  вытоптанные  дорожки  и  полянки, мусор,   выжженные   места   от    разведения    костров.    Устанавливаются соответствующие   причинно-следственные    связи,    определяются    правила экологически  грамотного  поведения.  После   проведённой   экскурсии   дети описывают свои  впечатления  от  увиденного  в  сочинениях,  сопровождая  их рисунками.

      С учётом того, что у младших  школьников  ведущим  видом  деятельности является игровая, для  лучшего  усвоения  экологических  понятий  проводятся дидактические игры во время экскурсий [9].

      Дидактическая игра «Деревья и кусты».

      В начале игры вспоминают, как по величине  можно  отличить  деревья  и

кусты (дерево высокое,  а  куст  низкий).  Сообщается  условие  игры:  когда называют дерево, руки нужно поднимать вверх, а когда куст –  опустить  вниз. Учащиеся  делятся  на  две  команды,  выбирают  ведущего,  который  называет сначала дерево (поднимает руки вверх), а потом куст  (опускает  руки  вниз). Все учащиеся  повторяют  эти  движения  осмысленно.  Ведущий  может  назвать дерево, а руки  при  этом  опустить,  или  назвать  куст,  а  руки  поднять. Учащиеся должны внимательно прислушиваться и не ошибиться. Тот,  кто  ошибся выбывает  из  игры.  Выигрывает  та  команда,  в  которой  останется  больше участников.

      Дидактическая игра «Кто раньше пройдёт».

      В  игре  могут  участвовать  5-6  учеников,  остальные  –   наблюдают. Участники игры становятся вдоль стартовой линии. Ведущий предлагает  каждому припомнить как можно больше названий деревьев и кустарников.

      Содержание игры: каждый из участников,  идя  (по  очереди)  вперёд  от линии старта, должен громко произносить при каждом шаге название дерева  или кустарника. Останавливаться  нельзя.  Если  участник  игры,  сделав  шаг  не назовёт дерева или кустарника, он должен остановиться  и  присесть.  В  игру вступает  другой  участник.  Выигрывает  тот,  кто  пройдёт   дальше.   Игра тренирует  память,  помогает  запомнить  названия  деревьев  и  кустарников, которые видели во время экскурсии.

      Одним  из  важнейших  условий  формирования  практических умений в начальной школе являются непосредственно наблюдения  детей  за  объектами  и явлениями  природы.  Наблюдения  проводятся  под  девизом  «Познай  природу» [22].  Это  достигается   благодаря   экскурсиям.   Программные экскурсии дополняются экологическими вопросами. В  ходе  экскурсий  решаются некоторые экономические задачи: научить  вести  экологические  наблюдения  в природе,   глубже   узнать   свой   край,   отработать    правила    личного природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике.


































2.2. Использование экскурсий на уроках естествознания с целью формирования практических умений младших школьников

      Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, в том числе обучения естествознанию, проблема формирования практических умений младших школьников является довольно значимой. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.

В развернутом виде педагогические условия формирования и развития практических умений можно представить так:

-         определенное содержание знаний, поддающееся способам осмысления;

-         нахождение таких приемов и средств, таких ярких сравнений, образных описаний, которые помогают закрепить в сознании и чувствах учащихся факты, определения, понятия, выводы, играющие наиболее значимую роль в системе содержания знаний;

-         определенным образом организованная практическая деятельность, характеризующаяся системой умственных действий;

-         такая форма организации обучения, при которой обучающийся ставится в позицию исследователя, субъекта деятельности, требующей проявления максимальной умственной активности;

-         использование средств самостоятельной работы;

-         развитие умения активно оперировать знаниями;

-         при решении любой познавательной задачи использование средств коллективной работы на уроке, опирающихся на активность большинства, переводящих учащихся от подражания к творчеству;

-         побуждать к творческим работам так, чтобы каждая работа, с одной стороны, стимулировала бы учащихся к решению коллективных практических задач, с другой, развивала бы специфические способности ученика [11].

      Руководство учителем чувственными восприятиями детей, процессом образования представлений должно осуществляться:

-         Путем постановки четких хорошо продуманных вопросов, ответы на которые могут быть подтверждены чувственным опытом детей.

-         Не осложненными заданиями, имеющими целью приучить детей сравнивать изучаемые предметы и явления, находить в них черты сходства и различия.

-         Путем составления четкого плана наблюдений.

-         Заданиями по постановке доступных для детей опытов.

-         Приемами учета и закрепления полученных учащимися конкретных представлений (зарисовка, приготовление гербариев, коллекций, моделей) [21].

      Экскурсии в природу можно представить как особый вид самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся, который направлен на их самообразование и саморазвитие. Ребенок младшего школьного возраста несет в себе потенциальные возможности развития в нем интереса к изучению природы.

      Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной учитель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна - набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях С.Маршака, Ю.Коринца и др. [19].

      В начале экскурсии учитель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.

      В сельской местности детей знакомят с аграрным трудом, организуя для них встречи с хлеборобами, овощеводами, животноводами (чаще всего это родители учащихся). На таких занятиях учитель опирается на наблюдения учащихся, на их практический опыт. Дети рассказывают, какие животные у них в хозяйстве, как они помогают родителям ухаживать за ними и т. д.

В городских условиях проводятся заочные экскурсии-беседы с использованием диапозитивов, таблиц и других средств наглядности [5].

      Принимая участие в уходе за комнатными растениями и домашними животными, работая на пришкольном участке, в саду, на огороде, дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.

      Конкретные представления о предметах и явлениях окружающей природы, о труде людей в природе уточняются и закрепляются в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр, требующих узнавания, классификации, соотнесения. (Например, учитель раздает опавшие листья с различных деревьев (клен, дуб, береза, по его сигналу дети должны подбежать к соответствующему дереву) [5].

      Г.И. Колесникова предлагает для эффективного формирования практических умений и нравственно-эстетического отношения к природе постановку проблемных ситуаций и во время экскурсий, и в ходе занятий в классе, на пришкольном участке, во время игры. [7].

      Познавательные ситуации чаще предлагаются учителем. Например, он показывает картину: на заснеженной лесной поляне - следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины. Ставятся вопросы: какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать по этой картине? К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они получили необходимые знания.

      Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от учащихся решения той или иной нравственной задачи. Например: "Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его". Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она?

Страницы: 1, 2, 3