бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реализация регионального компонента по литературе во внеклассной работе бесплатно рефераты

Теория. Разные варианты творческой переработки народных сказок.

Джерард Даррелл. «Говорящий сверток». Джерард Даррелл — естествоис_пытатель, защитник живой природы и писатель. Зоопарк Даррелла на острове Джерси. Книги Даррелла о путешествиях и поисках животных. «Говорящий свер_ток» — книга, которая посвящена защите животных, созданных фантазией челове_ка. Приключения современных школьников в Мифландии. Сюжет сказочной повес_ти и победа справедливости в сказочной стране. Роль словарей в жизни этой фанта_стической страны.

Теория. Роль и место словарей в жизни человека.

Джанни Родари. «Сказки по телефону». Джанни Родари — любимец многих поколений юных читателей. «Сказки по телефону» — отклик на стремление века к лаконизму и оперативности. «Страна без углов», «Человек, который купил Сток_гольм», «Вопросы наизнанку», «Старые пословицы», «Про мышь, которая ела ко_шек». Решение нравственных проблем. Современный подход к знакомым сюжетам. Активные герои и стремительные сюжеты. Их особенности. Лаконизм и афори_стичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону».

Теория. Лаконизм как одно из свойств художественного текста. Его особенно_сти и достоинства.

Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес», Владимир Владимирович Набо_ков. «Аня в Стране чудес». Алиса и Аня — героини сказок.

Сказка ученого Кэрролла и ее перевод-переработка В. В. Набоковым. Любо_знательность героини сказки Набокова и ее способность к необычным решениям и поступкам. Чудо и парадокс на страницах сказки ученого. Сказка ученого для детей и для взрослых.

Теория. Парадокс.

Джон Рональд Руэл Толкин. «Хоббит, или туда и обратно». Толкин — один из самых читаемых в мире авторов второй половины XX века. Новый жанр в лите_ратурах мира — фэнтези. Сказочная страна Хоббитания и ее обитатели в произве_дении писателя-ученого. Бильбо, Гэндальф и другие герои. Характер и взгляды главного героя как причина событий. Нравственные принципы, утверждаемые ав_тором. Малые формы фольклора (загадки) на страницах произведения. Смысл двойного названия его. Многочисленные исследования о выдуманной стране Хоб-битании. Связь произведения с фольклором.

Теория. Фэнтези как жанр.

Русская литература XX века

Русская литератур XX века. Писатели и их судьбы. Герой литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. «Детство». «Сказка». «Первый соловей». «Кана_рейка». Бунин-поэт. Впечатления детства в его стихах: роль фантазии и роль памя_ти. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках его стихов. Мир вос_поминаний в мире творчества.

Теория. Двусложные стихотворные размеры (ямб и хорей).

Константин Дмитриевич Бальмонт. «Снежника». «Золотая рыбка». «Фейные сказки» («У чудищ», «Осень», «Как я пишу стихи»). Лирика Бальмон_та. Совершенство его стиха. Стихи для детей. Близость фольклорным образам.

Теория. Стихотворение и его воплощение в музыке.

Игорь Северянин. «В парке плакала девочка». «Что шепчет парк». Со_чувствие всему живому в стихах поэта.

Теория. Трехсложные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест).

Иван Сергеевич Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» — Антоном Чеховым на пруду в Замоскворечье. Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле. Двойное название рассказа и его причины.

Теория. Название произведения.

Алексей Михайлович Ремизов. «Змей». Увлечение писателя русским фольк_лором. Мастерство использования старинной речи. Сборник писателя «Посолонь» (от слова «солнце»). Сказка «Змей» и ее герой. Отвага, изобретательность и... неве_жество Петьки. Сюжет и неизбежность его комической развязки. Теория. Рассказ.

Евгений Иванович Замятин. «Огненное «А». Корабел, инженер, писатель Евгений Замятин. Рассказ «Огненное «А» о мечте подростков начала века (связь с Марсом). Герой Вовочка как читатель. Сюжет, который рожден прочитанной кни_гой. Комическая развязка.

Теория. Юмор.

Александр Иванович Куприн. «Мой полет». Куприн — один из самых По_пулярных писателей начала XX века. Автобиографический очерк и его герои: один из первых русских летчиков, Заики, и Куприн. Сюжет и поступок героев.

Теория. Очерк.

Михаил Михайлович Зощенко. «Великие путешественники». «Золотые слова». Произведения Зощенко для детей. «Великие путешественники» как одно из забавных путешествий, с которым ученики познакомились в начальной школе. Но_вый взгляд на эту «робинзонаду» в 5 классе. Минька и Леля — герои цикла расска_зов. Фантазия и находчивость юных путешественников. «Золотые слова» этих геро_ев и их важность.

Теория. Создание комической ситуации. Художественные приемы в юмори_стических рассказах.

Поэтический образ Родины

А. А. Блок. «На лугу», «Ворона». С. А. Есенин. «Пороша», «Ночь», «Заметает пурга...», «Черемуха». М. М. Пришвин. «Времена года». Н. А. Заболоцкий. «Отте_пель». Д. Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето...». Н. М. Рубцов. «Звезда по_лей» и другие стихотворные и прозаические произведения о красоте родной земли. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Природа в лирике поэтов XX века. Теория. Лирическая проза.

Героическое прошлое России

А. И. Фатьянов. «Соловьи». А. Т. Твардовский. «Я убит под Ржевом», А. А. Ахматова. «Мужество». Г. Гамзатов. «Журавли». Песни, созданные на стихи по_этов, и их популярность в годы Великой Отечественной войны и после нее.

Теория. Песня: слово и музыка в их единстве.

Современная литература Виктор Петрович Астафьев. «Игра». «Васюткина озеро»

Автобиографические произведения писателя о детских годах. «Игра» и другие рассказы о формировании характера подростка в сибирской деревне. «Васюткина озеро». Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя. Теория. Автобиографический рассказ.

Федор Александрович Абрамов. «Валенки». Тяжкий труд в тылу в годы Ве_ликой Отечественной войны. Даша Косова и ее премия. Теория. Название произведения.

Василий Иванович Белов. «Скворцы». Быт русской деревни в произведени_ях писателя. Труд крестьянина. Его дом и семейные заботы. «Скворцы» — рассказ о жизни дружной крестьянской семьи, ее заботах и бедах. Болезнь Павлуни и муже_ство семьи в преодолении общего горя.

Теория. Сюжет и герои литературного произведения.

Кир Булычев. «Заповедник сказок». Защита народных сказок, их сюжетов и героев в «Заповеднике сказок». Новые сказки о девочке Алисе из будущего. Алиса — главная защитница сказочных героев.

Теория. Герои фольклорных произведений в сюжете современной сказки. Туве Янсон. «Последний в мире дракон». Писательница и художник Туве Янсон. Утверждение права современной литературы на сказку. Мир нарисованных и описанных в книгах новых сказочных героев Туве Янсон. Муми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которые стали героями ее книг. Теория. Литературная сказка и иллюстрация.

Путешествия и приключения

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергич_ного купца Даниэля Дефо. Герой его книги — Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолю_бие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя. Теория. «Робинзонада».

Рудольф Эрих Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Барон Мюнх_гаузен и придуманные им истории. «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаз», «Удивительная охота» и др. Ирония и гротеск, гипербола и литота в «подлинных историях».

Теория. Гротеск. Литота.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Марк Твен мастер занима_тельного и веселого повествования. Автобиографическая повесть и ее герои. Про_винциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Приключения подростков. Их смелость, авантюризм и неуемная фантазия. Бэкки Тэтчер.

Теория. Прототип.

Астрид Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Астрид Линдгрен и ее тезис: «Не хочу писать для взрослых!» Знакомые герои ее произведений: Карл_сон, который живет на крыше, Пеппи Длинный чулок, Эмиль из Ланнеберги и др. Три детективные повести о Калле Блюмквиста: «Калле Блюмквиста играет», «Калле Блюмквиста рискует» и «Калле Блюмквиста и Расмус.

События и приключения повести «Калле Блюмквиста играет». Детективный сюжет повести. Калле и его друзья: Андерс и Ева-Лотта. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравст_венных ценностей в повести.

Теория. Трилогия. Детективный сюжет.

Сюжет и композиция художественного произведения

Итоги наблюдений за сюжетом и композицией в художественных произведе_ниях. Элементы построения произведения: завязка, кульминация, развязка. Сюжет и герой произведения.

Новая жизнь старых героев

Николай Степанович Гумилев. «Маркиз де Карабас». «Орел Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэта XX века.

Болеслав Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода». Синдбад XX века в сказке польского классика. Знакомый герой в новом произведении. Что принес новый век в облик героя и события его жизни. Почему новый рассказ о ста_ром герое признали классическим произведением польской литературы.

Теория. Новая жизнь героев художественных произведений.

Итоги. Чтение летом

Марина Ивановна Цветаева, «Книги в красном переплете». Советы поэта и собственные вкусы и пристрастия учеников-читателей и организации летнего чтения.

Обзор книг для самостоятельного летнего чтения с включением произведений курса следующего класса.


Заключение


Разработка концепции регионального компонента содержания общего образования является задачей коллектива специалистов в различных областях педагогической науки.

Концепция, разработанная на основе система – деятельного подхода, теории развития личности, позволит перевести богатый опыт реализации регионального компонента содержания общего образования на качественно новый уровень, что в свою очередь обеспечит решение насущных проблем региона, Омской области.

Таким образом, региональный компонент содержания общего образования будет соответствовать целям и задачам модернизации российского образования, совершенствованию содержанию общего образования.

При рассмотрении цели образования и структурные элементы содержания общего образования на основе изучения опыта реализации регионального компонента по литературе во внеклассной работе, мы можем утверждать, что действительно если в процессе обучения школьников педагог реализует региональный компонент по литературе, то это обеспечивает высокий уровень знаний по предмету развивает творческие способности учащихся, воспитывает любовь к родному краю. Изученный опыт позволяет сделать вывод, что изучение литературы родного края – это одно из новых направлений преподавания литературы в школе в городе Омске, главная цель которого изучить и возродить традиции литературного просвещения в Сибири, вызвать у учащихся интерес к своей «малой» родине, пробудить чувство любви к своему городу, литературе и культуре Сибири и родного края, развивать творческие способности учащихся. По мнению учителей практикантов самая главное – это желание ребят заниматься литературным краеведением. Свой выбор они объяснили желанием расширить свой общий кругозор, глубже познакомиться с творчеством писателей родного края. Краеведение дает возможность учащимся познакомиться с лабораторией писателя при этом основной, и региональный компонент переплетаются, дополняя друг друга.

С введением регионального компонента образования в учебный план школ вошли спецкурсы, факультативы по литературному краеведению, в результате чего учащиеся приобретают региональные литературные знания о местном фольклоре, о литературной жизни родного края, о связях с ним писателей.



Глава 2: Практическая часть


2.1 Констатирующий эксперимент


В 5 классе Гауфской средней школы был проведен тест – опросник.

Входящий тест:

1.                Знаете ли вы пословицы и поговорки Омской области?

Каких вы знаете Омских писателей?

Читали ли вы сказки Омской области?

Сколько лет городу Омску?

Назовите Сибирских поэтов:

А) А. Пушкин, М. Лермонтов

Б) В. Сокольский, Т. Белозеров

В) А. Бестужев, И. Крылов.

6. Знаете ли вы Омские песни?

Итоги тестирования:

Количество испытуемых 18 человек 5 – го класса.

При проверке выяснился такой результат:


Номер вопроса

Количество учеников и ответы.

 1

12 человек – ответили, 6 человек - не ответили

 2

16 человек - ответили, 2 человека – не ответили

 3

9 человек читали, 9 человек не читали

 4

15 человек знают, 3 человека не знают

 5

11 человек правильно, 7 человек неправильно

 6

4 человека знают, 14 не знают


2.2 Выводы


Данный эксперимент проводился в 5 классе Гауфской средней школы. Программа этой школы включает в себя программу по литературе для учащихся общеобразовательных школ 5 – 11 классов авторского коллектива (А. Г. Кутузов, М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин). Изучение литературного краеведения в школе повысит у детей интерес к творчеству писателей и поэтов родного края. Когда мы проводили анкету и беседовали с учителями, выяснили, что дети с интересом отвечают на вопросы, узнают новое.


2.3 Формирующий эксперимент. Проведение внеклассных занятий


Для подтверждения гипотезы нашей выпускной квалификационной работы были проведены внеклассные занятия по литературе. Эти уроки проводились в 5 классе Гауфской средней школы Омской области.

Цель данных занятий: формирование и развитие духовного мира личности, обладающей культуросообразным поведением. В ходе изучений произведений родного края; развитие интереса к творчеству писателей и поэтов родного края.


Внеклассное занятие №1

Тема: Жизнь и творчество Т. Белозерова.

Цели: познакомиться с Т. Белозеровым, понять его мысли и чувства, учиться выразительно, читать стихотворения.

Оборудование: доска, мел выставка, фото, книги, большой портрет.

Ход урока: Эпиграф: «Любовь моя, поэзия». Заранее раздаются слова детям.

1 – ый ученик: Наш рассказ о Тимофее Максимовиче Белозерове мы хотим начать словами его друга – писателя Акима. «Я уверен, писал он, - прочитав радостную, певучую книгу Т. Белозерова, вы вместе со мной будете гордиться знакомством с ярким, самобытным русским поэтом».

2 - ой ученик: Т. М. Белозеров родился 23 декабря 1925 года в селе Камыши Курганской области в многодетной крестьянской семье. Потеряв родителей в годы войны, он переехал в Омскую область. Здесь получил семилетнее образование, затем работал столяром на станции Калачинск, был учеником художника, лесозаготовителем по найму.

3 - ий ученик: Закончив в 1952 году Омское речное училище Белозеров много лет работал мастером на заводе, учился заочно в литературном институте им. Горького. За годы учебы в институте в различных издательствах вышли большими тиражами книжки «Весна», «Лесной скрипач», «Гудки на реке», «Выбирай на вкус», «Подснежники», «Огородный подрастай», «Лесные качели», «Мои друзья», едва коснувшись прилавков, разошлись подчистую.

4 - ый ученик: Т. Белозеров мастер на все руки. Чистый сибиряк. Человек, пришедший в поэзию через многие профессии. А это всегда важно. Талант талантом, но раскрыть себя талант может только через знание и познание жизни. Точнее, надо пройти эту жизнь, а потом уже говорить о ней что – то другим…

Учитель: В книгах Белозерова с ребятами беседует взрослый человек, сам по-детски влюбленный в окружающий мир и стремящийся заразить своей любовью читателя. Он наделил тот мир добротой и гуманностью, лаской и дружелюбием. Малышу туда входить не страшно: всегда найдутся добрые друзья, которые помогут, как помогают тоненькому ростку гороха окружающие растения в стихотворении «Горох».

Ученик читает наизусть стихотворение «Горох».

5 – ый ученик: Т. Белозеров знает родную Сибирскую землю, ее природу, ее людей. Знает и любит любовью искренней и трепетной. Эта любовь и трепетность передается читателю совершенно естественно, без малейшего нажима. Вот стихотворение «Ранетки». В нем все просто, зримо и почти осязаемо. Сразу представляешь себе зимнее сибирское дерево, все в птицах. Читает наизусть стихотворение «Ранетки».

6 – ой ученик: Отличительная черта дарования Т. Белозерова – наблюдательность. Даже в самой обычной вещи поэт умеет открыть нечто интересное, заманчивое, увлекательное. Он раскрывает перед нами красоту мира и питает этим любовь к нему.

Учитель: Неистощимая фантазия, гибкая изобретательность позволяют поэту показать знакомый мир в новом свете, в обыденном увидеть необычайное, в прозаическом почувствовать поэзию.

Дети читают наизусть: «Подснежники», «Паучок», «Дыня».

7 – ой ученик: Т. Белозерова можно назвать поэтом – рисовальщиком, так как многие его стихи посвящены природе: и зверям, и птицам, то есть всему тому, что мы сейчас замысловато называем « окружающей средой». Но это только на первый взгляд. На самом деле стихи Белозерова куда более глубоки и значительны, чем поначалу может показаться.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5