Реализация регионального компонента по литературе во внеклассной работе
Реализация регионального компонента по литературе во внеклассной работе
Министерство образования
Омской области
БОУ СПО «Омский педагогический
колледж №1»
Выпускная квалификационная
работа
Реализация регионального
компонента по литературе во внеклассной работе
Выполнила:
Студентка 509 группы
Специальность 050301
Русский язык и литература
Егорова Анастасия Александровна.
Научный руководитель:
Верес Любовь Мироновна
Преподаватель русского языка и литературы.
Омск – 2009 г.
Содержание
Введение
Глава 1: Теоретическая часть
1.1. Из истории вопроса
1.2. Цели образования и структурные элементы содержания общего образования
1.3. Опыт реализации регионального компонента содержания общего образования
1.4. Взаимосвязь процессов функционирования и развития в Омской области
с элементами общего образования
1.5. Основные принципы внеклассной работы
1.6. Программа по литературе
Заключение
Глава 2: Практическая часть
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2 Выводы
2.3. Формирующий эксперимент. Проведение внеклассных занятий
Внеклассное занятие №1
Внеклассное занятие №2
Внеклассное занятие №3
2.4. Контрольный эксперимент
2.5. Вывод
Заключение
Список литературы
Введение
В процессе модернизации российского образования
большое внимание уделяется вариативной составляющей содержания общего образования.
В соответствии с принципом вариативности, нормативно – правовыми документами предусмотрена
возможность включения в содержание общего образования регионального компонента.
Учитывая, что в процессе модернизации российское
образование должно обеспечить процессы развития страны, а значит способствовать
решению задач перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике,
преодоление опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного
развития, региональный компонент содержания общего образования должен быть гармонично
связан с решением этих задач.
Соответственно, основанный на рекомендации
Межрегионального Координационного Совета Сибири, решении Омского комитета по образованию
администрации области богатый опыт реализации регионального компонента содержания
образования, необходимо осмыслить и концептуально оформить в соответствии с задачами
модернизации российского образования.
Необходимость разработки концепции регионального
компонента содержания общего образования отмечается на совещаниях работников образования
Омской области.
В концепции, исходя из новых целей образования,
необходимо установить взаимосвязь федерального и регионального компонентов содержания
общего образования, определить состав, структуру регионального компонента, в соответствии
с ведущими целями образовательных областей рассмотреть функциональное значение региональной
составляющей их содержания и адекватные форм организации образовательного процесса
в рамках образовательных областей.
Концептуальное оформления опыта реализации
регионального компонента - содержание общего образования предполагает выбор приемлемых
методологических и теоретических оснований концептуальной работы. Выбранные основания
предопределяют следствия проблемного характера. Решение проблем позволяет прогнозировать
возможность достижения поставленных целей модернизации российского образования с
учетом региональной специфики.
Знание культуры края важно для каждого образованного
человека, что и обуславливает актуальность темы.
Актуальность данной проблемы заключается
в том, что реализация регионального компонента способствует приобретению учащимися
новых знаний. Анализ школьной практики показывает, что при изучении регионального
компонента учащихся совершенствуют свои способности.
Объект исследования – процесс организации
внеклассной работы по литературе в 5 классе.
Предмет – реализация регионального компонента
во внеклассной работе по литературе в 5 классе.
Цель – рассмотреть реализацию регионального
компонента во внеклассной работе по литературе.
Задачи:
1.
Рассмотреть цели образования и структурные элементы содержания общего
образования.
Рассмотреть
опыт реализации регионального компонента содержания общего образования.
Выявление практического
использования регионального компонента образования в школе.
Разработать
и провести внеклассные мероприятия по реализации регионального компонента.
Рассмотреть
взаимосвязь процессов функционирования и развития в Омской области с элементами
содержания общего образования.
Гипотеза: если в процессе обучения школьников
педагог реализует региональный компонент по литературе во внеклассной работе, то
это обеспечивает высокий уровень знаний по предмету, развивает творческие способности
учащихся, воспитывает любовь к родному краю.
Методы исследования: наблюдение, беседа,
анализ работ учащихся, эксперимент, беседы с учителем.
Глава 1.
Теоретическая часть
1.1 Из
истории вопроса
Русская литература, как и многие другие национальные
литературы, имеет уже многовековую историю. Она неразрывно связана с фактором времени.
Писатели – классики и писатели – современники живут в контексте вечности и конкретного
времени. Менее понят и осмыслен фактор пространственной характеристики литературы.
А между тем культура еще у своих истоков четко зафиксировала свою связь с географией:
литература Киевской Руси и Новгорода, Русского Севера и Дона. Литература Сибири
в этом отношении не является исключением. Ее своеобразная история и этническая география,
особенности климата и специфика сибирского характера – все это способствовало рождению
оригинальной литературы. Литература Сибири имеет почти 400 – летнюю биографию. К
сожалению, литература Сибири, определившаяся в последние годы как серьезная научная
проблема, делает первые и еще общие шаги в школе.
Важность изучения родного края, использования
местного материала в обучении и воспитании подчеркивали в своих трудах Я. А. Каменский,
Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци. К. Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной
и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что поля Родины, ее язык, ее предания
и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Они помогают
и возгореться искрами любви к Отечеству. Ушинский обосновал необходимость включения
местного материала в преподавание учебных предметов, связывал с преподаванием учебных
предметов, связывал с преподаванием «отчизноведения» развитие речи детей, изучение
родного языка, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности». Умение
сопоставлять изучаемое со знак омой местностью – способность, чрезвычайно полезную
и в практической жизни.
Идеи К. Д. Ушинского о создании учебников
краеведческого характера и использования их в обучении поддерживал Л. Н. Толстой.
Великого писателя занимала и главная проблема краеведения – соотношения изучаемого
в школе и окружающей действительности. В статье «Об общественной деятельности на
поприще народного образования» Л. Толстой утверждал, что школа забывала то, что
если бы жизнь не подготавливала к ней учеников, не давала бы ее ученикам такого
материала, который будет перерабатывать школа, сама школа была бы бессильна и бесплодна.
Жизнь бессознательным путем дает понятия. Школа сознательным путем приводит их в
гармонию и систему.
Во второй половине 19 века велось не только
теоретическое исследование проблем краеведения, но были сделаны и практические шаги
по внедрению краеведческого подхода в обучение. Так, в Василеостровской женской
гимназии А. Карповой была составлена программа отчизноведения. В некоторых учебных
заведениях Иркутской, Вологодской губерний ввели сочинения краеведческого характера.
Сбором фольклора занимались учащиеся в Вятке, Петрозаводске, Самарской, Томской
губернии, Омске и других. Таким образом, уже к 20 веку русскими педагогами методистами
были разработаны вопросы школьного краеведения. Временем начала бурного развития
краеведения считаются 20 – е годы 20 века. В эти годы еще более усилилось увлечение
краеведческими экскурсиями, которые рассматривались как средство организации активного
отношения школьников к окружающей действительности, формирования у них жизненного
опыта. По мнению Я. А Ротковича, литературные экскурсии давали материал для интересных
сопоставлений художественного образа и реальной жизни, создавали у учащихся нужную
эмоциональную настроенность.
К использованию литературного краеведения
в учебном процессе обратились 80 – 90 – е годы. В настоящее время образование не
может пониматься как процесс, ограничивающийся узкими рамками школы. События в общественной
жизни, огромные сдвиги в культуре современности должны помочь подростку, пассивно
воспринимающему материал, активно и сознательно отнестись к объекту, научить видеть
облака на небе и грязь под ногами, радостный смех праздника и озабоченность трудового
дня. В программах школ 1 и 2 ступени краеведение определяют как основу преподавания.
В 20 – е годы, называемые «золотым десятилетием»
краеведения, были подняты и разработаны многие краеведческие вопросы, опробованы
различные формы привлечения местного материал, как в учебной, так и во внеклассной
работе. Но оценить свой вклад в науку и школьную практику краеведы не успели, смена
идеалов привела к смене педагогических парадигм.
Современные философы считают, что, в наше
время «образованный человек – это не столько “человек знающий”, сколько приготовленный
к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить
свое место в мире». Для того чтобы подготовить такого человека, современная школа
пробует вводить новые, интеграционные предметы, среди которых ученые называют краеведение,
больше внимания уделяет гуманитарным дисциплинам, особенно литературе. Потому уместно
введение литературно – краеведческих спецкурсов и факультативов с опорой на региональные
знания. (Гвоздев Б. С. с. 123)
В последнее время значительно обновилось
содержание структуры литературного образования школьников: созданы вариативные программы,
учебники для всех типов общеобразовательных учреждений; по – новому ставятся в программах
цели литературного образования. На первый план выдвигается освоение учащимися художественных
ценностей и формирование на этой основе эстетического вкуса и нравственных позиций
учащихся.
Изучение литературы родного края – это одно
из новых направлений преподавания литературы в школах в г. Омске. Главная цель такого
преподавания - изучить и возродить традиции литературного краеведения в Сибири,
вызвать у учащихся интерес к своей «малой» Родине, пробудить чувство любви к своему
городу, литературе и культуре Сибири и родного края, развить творческие способности
учащихся.
Одна из важнейших проблем времени –
приобретение учениками «благородства не ради внешнего впечатления, но истинного
с весомой пользой для жизни настоящей и будущей». Школа почти для каждого, оставаясь
одним из самых сильных впечатлений, воспоминаний начала жизни, во многом определяет
и жизнь последующую, лепит и формирует не окрепшую еще юную душу, подготавливая
ее для будущих земных путей – дорог. И у литературы, которую мы изучаем в школьные
годы, роль здесь наиглавнейшая. Если по правилам народной медицины тело нужно лечить
травами той местности, в которой живешь, то, может быть, душу – литературой, культурным
наследием Сибири.
С введением регионального компонента образования
в учебный план школ вошли спецкурсы, факультативы по литературному краеведению,
в результате чего учащиеся приобретают региональные литературные знания – о местном
фольклоре, о литературной жизни родного края, о связях с ним писателей.
Формы включения литературного краеведения
в учебный процесс определяются литературным развитием школьников и литературно-краеведческим
материалом. При этом общекраеведческие сведения используются в основном на уроках
литературы, региональные – на факультативных занятиях регионального курса, во внеклассной
и внешкольной работе. Литературное краеведение – это та же сфера, где творчество
учителя и учащегося может проявиться наиболее полно. Подход к литературному краеведению
не только как к узкому региональному началу, но и имеющему важность для культуры
всей страны позволяет считать его основным краеведческим компонентом в литературном
образовании, может изучаться в любой школе.
Искусство постижения народной эстетики посредством
изучения собственно словесных и музыкальных фольклорных жанров – основная задача
обучения в 5 классе. Важно, что в процессе изучения литературы учащиеся получают
наряду с другим общекраеведческие литературные знания о связях писателей-классиков
с тем или иным краем, о влиянии определенных мест на творчество писателя, о литературных
местах России.
Самое главное – это желание ребят заниматься
литературным краеведением. Свой выбор они объяснили желанием расширить свой общий
кругозор, глубже познакомиться с творчеством писателей родного края. Краеведение
дает возможность учащимся познакомиться с лабораторией писателя, притом основной
и региональный компонент переплетаются, дополняя друг друга.
1.2 Цели
образования и структурные элементы содержания общего образования.
В Концепции модернизации российского образования
до 2020 года, исходя из роли образования в развитии российского общества, тенденции
мирового развития, определяются, новые социальные требования к системе образования
в России. Развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения
в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству,
отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством
ответственности за судьбу страны, детализируется в структуру более конкретных целей:
. ускорение темпов развития общества ставит
перед образованием цель подготовить выпускников к жизни в динамичном обществе;
. расширение возможностей политического и
социального выбора требует повышения уровня готовности выпускников к такому выбору;
.переход к постиндустриальному, информационному
обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия предполагает
коммуникабельность и толерантность;
.решение глобальных проблем в результате
сотрудничества в рамках международного сообщества будет обеспечено, если у выпускников
формируется современное мышление;
.динамичное развитие экономики, рост конкуренции,
сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,
Глубокие структурные изменения в сфере занятости
предопределяют необходимость формирования у выпускников потребности в повышении
профессиональной квалификации и переподготовке, готовности к профессиональной мобильности.
Содержание образования, являясь одним из
факторов экономического прогресса, в соответствии с Законом РФ об образовании
(ст. 14, п. 1) должно быть ориентировано на:
- обеспечения самоопределения личности, создание
условий для ее самореализации;
- развитие общества;
- укрепление и совершенствование правового
государства, то есть обеспечивать достижение целей образования.
Содержание образования, в соответствии с
рабочим определением стратегии модернизации российского образования представляет
собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по
структуре человеческой культуре. Оно состоит из четырех основных структурных элементов:
. опыта познавательной деятельности, фиксированного
в форме ее результатов – знаний;
. опыта осуществления известных способов
деятельности – в форме умения действовать по образцу;
. опыта творческой деятельности – в форме
умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
. опыта осуществления эмоционально –
ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.
Объем и состав структурных элементов содержания
образования определяется образовательной программой. Образовательная программа раскрывается
через нормативный текст, определяющий: цели программы, учебный план, отражающий
инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе (образовательном
учреждении). Набор учебных программ, соответствующий данному учебному плану, совокупность
программ внеурочной деятельности, взаимосвязанных с учебными программами; описание
организационно-педагогических условий и педагогических технологий, применяемых для
реализации образовательной программы; систему методик педагогической диагностики,
обеспечивающей обоснование для коррекции (изменения) образовательной программ. Описание
ожидаемых результатов реализации образовательной программы и дальнейших направлений
индивидуального образовательного маршрута (Богданов, с. 117).
Вариативность программ общего образования
обеспечивается наличием и соотношением в структуре их содержания следующих компонентов,
закрепленных Законом РФ об образовании:
а) базового федерального;
б) регионально-национального;
в) самостоятельно определяемого общеобразовательным
учреждением исходя из запросов обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).
Прослеживая взаимосвязь целей общего образования,
структурных элементов содержания общего образования и компонентов в структуре содержания
становится очевидным, что основным элементом, обеспечивающим достижение целей, является
федеральный компонент содержания общего образования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|