бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие высшего профессионального образования в России бесплатно рефераты

Со всей остротой был поставлен вопрос кому и как разрабатывать психологию, быть ли ей философской или естественнонаучной дисциплиной. Особое внимание ученых привлекало  изучение детства. Познавая ребенка, они надеялись решить ряд  принципиально важных вопросов.

Прежде всего необходимо было понять тенденцию биологического и социального развития человечества. Один из основоположников изучения детства английский исследователь Дж.Селли писал "Та же любознательность, которая заставляет геолога возвращаться к первым стадиям образования планеты, а биолога отыскивать древнейшие формы жизни, стала побуждать исследователей человека к попыткам раскрыть путем тщательного изучения детства, тот процесс, посредством которого человеческая жизнь приобретает свои характеристические формы"  (Селли Дж. 1909).

Внимание к изучению детства диктовалось также и тем, что  проникновение в психологию ребенка помогало разобраться в  психологии взрослого человека.

Решение ряда философских вопросов, в частности вопроса о соотношении между высшими формами разума и чувства и  элементарными фактами жизненного опыта, невозможно было  без исследований ребенка.             Вопрос о "врожденных идеях", т.е. о  том, формируется ли содержание нашего сознания на основе  опыта или в человеке заложены определенные врожденные идеи,  и другие "темные" вопросы философии могли быть освещены  или, по крайней мере, упрощены "благодаря тем открытиям,  которые дает нам история первых лет жизни", - писал французский исследователь Г.Компейре ( Компейре Г. 1912).

Еще одним источником интереса к изучению детства явилось убеждение в том, что познание особенностей детского ума  даст возможность понять историю умственного развития человечества, пролить свет на сложный путь формирования человеческого сознания.                                                        Возникала надежда понять и пути формирования социальных чувств и социального сознания человечества. Исследователей детства интересовала чрезвычайная неприспособленность ребенка к жизни в отличии от детенышей животных. Он требует длительной заботы со стороны взрослых.                                      Этот факт имел не только биологическое, но и социальное значение: слабость и беспомощность ребенка явились толчком для  развития социальных чувств сострадания к другим людям, ко  всему слабому и беспомощному.

Необходимость разностороннего познания ребенка диктовалась также потребностями педагогической практики, неудовлетворительным состоянием как общественного, так и семейного воспитания и обучения.                     Ученые пришли к убеждению, что  улучшить тему воспитания невозможно без знания закономерностей детского развития.

Мысль о психологическом обосновании педагогического  процесса имела давнюю традицию.  Она была убедительно основана в трудах Я.А.Коменского, лежала в основе педагогических систем Ж.-Ж..Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребеля. Но только успехи естествознания в области изучения ребенка, накопление данных в области анатомии, физиологии, патологии позволили поставить задачу научного исследования психического развития ребенка.

Указанные причины, обусловившие  широкий  интерес  к изучению психического    развития  ребенка,  создали  предпосылки   для    формирования детской психологии как специальной научной  отрасли.


Глава2. Реформа образования и перспектива развития

высшего образования в России

Стратегии в области образования на XXI век.

Содействие развитию систем образования, отвечающих задачам XXI века.

Роль информационных и документационных служб в обновлении систем образования.

"Обучение без границ": устранение барьеров, мешающих обучению.

Образование взрослых и непрерывное образование: признание квалификаций, полученных вне формальных систем.

Техническое содействие обновлению систем образования.

Обновление общего среднего и профессионального образования.

Обновление среднего образования: структуры, содержание и сети.

Естественнонаучное и техническое образование.

Профилактическое образование, направленное на борьбу со злоупотреблением наркотиками и СПИДом.

Педагогическое образование и улучшение статуса преподавателей.

Международный проект по техническому и профессиональному образованию (ЮНЕВОК).

Расширение доступа девушек к естественнонаучному, техническому и профессиональному образованию.

Высшее образование и развитие.

Роль и функции высшего образования.

Программа УНИТВИН/ кафедры ЮНЕСКО.

Содействие академической мобильности.

«РАДУЖНЫЕ» ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая группа по реформе профессионального образования создана одной из первых в октябре 2003 года в рамках экспертной поддержки деятельности рабочей группы под руководством помощника Президента Российской Федерации И. Шувалова. Вместе с еще четырьмя «национальными проектами»: здравоохранение, создание рынка доступного жилья, реформирование системы социальной защиты военнослужащих и развитие Калининградской области. Обсуждение реформы образования стало для Центра стратегических разработок «пробным шаром»— своего рода экспериментом по апробации нового формата работы.

Рабочую группу ЦСР по реформе профессионального образования возглавил доктор экономических наук, профессор Государственного университета — Высшей школы экономики Лев Якобсон. К моменту начала деятельности Рабочей группы реформа образования находилась в сравнительно высокой стадии проработки. Достаточно полно были изучены такие проблемы образования, как: непрозрачная дифференциация качества и доступности образования, слабая чувствительность к интересам потребителей (семей и работодателей), затратная модель использования ресурсов, искусственные ограничения конкуренции и сотрудничества, слабая связь образования с научной средой и ряд других. Были выработаны подходы к решению этих проблем, в экспериментальном режиме внедрен ряд инструментов реформы, в том числе единый государственный экзамен (ЕГЭ) и финансирование отдельных вузов с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), речь о которых шла еще в Стратегии, разработанной в ЦСР в 2000 году. В то же время, это был этап снижения скорости преобразований.

В экспертном сообществе не было достигнуто консенсуса по вопросу путей дальнейших изменений в системе профессионального образования. Отдельные направления подвергались критике со стороны ректорского корпуса, научной среды, ряда экспертов, потребителей образовательных услуг. В этих условиях Рабочая группа целью своей деятельности поставила выявление приоритетных проблем развития образования на среднесрочную перспективу и подготовку новых принципиальных решений с учетом вызовов современности, включая разработку необходимых нормативных правовых актов. С октября 2003 года по май 2004 года Рабочая группа проводила в ЦСР экспертные обсуждения в еженедельном режиме по выделенному комплексу проблем профессионального образования с рассмотрением предлагаемых для их реализации мер. Формат экспертной работы в ЦСР позволил достичь высокой степени согласия авторитетных представителей научно педагогического сообщества, работодателей и профсоюзов по обсуждаемым вопросам.

В результате Рабочей группой подготовлено 13 законопроектов, нацеленных на устранение диспропорций, повышение качества, социальную гармонизацию и рост эффективности образования.

В настоящий момент концепция дальнейшей реформы российского профессионального образования и пакет нормативных правовых актов для реализации этой концепции прорабатываются в Правительстве. Из разработанных Рабочей группой законопроектов пять, по наиболее приоритетным проблемам, вошли в План действий Правительства Российской Федерации на 2004 год по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства).

Подготовка пакета нормативных правовых актов осуществлялась в тесном взаимодействии с Минобразованием России, а после реструктуризации федеральных органов исполнительной власти, с его правопреемниками — Минобрнауки России и Рособразованием. В экспертных обсуждениях принимали участие ректора ведущих вузов, руководители объединений работодателей и крупных предпринимательских структур, эксперты в области экономики, структуры и содержания образования, руководители Российской академии образования, Минобразования России, отраслевого профсоюза, представители Государственной Думы, Аппарата Правительства Российской Федерации, администраций ряда субъектов Российской Федерации. В частности в деятельности Рабочей группы участвовали В. Садовничий — ректор МГУ им. М. В. Ломоносова, А. Грязнова — ректор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, И. Федоров — ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана, В. Мау — ректор Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, эксперты Государственного университета–Высшей школы экономики (Я. Кузьминов — ректор, Б. Рудник — проректор, В. Шадриков — директор Института содержания образования), С. Борисов — президент объединения предпринимательских организаций «Опора России», О. Еремеев — генеральный директор координационного совета объединений работодателей России, В. Зернов — председатель Совета ассоциации негосударственных вузов России, В. Демин — президент Союза директоров средних профессиональных учебных заведений России, А. Лейбович — первый заместитель директора Института развития профессионального образования, В. Жураковский — академик секретарь отделения профессионального образования РАО, М. Топилин — заместитель Минист ра труда и социального развития Российской Федерации, И. Фрумин — координатор проектов по образованию представительства Всемирного банка, Е. Чепурных — заместитель Министра образования Российской Федерации, М. Кротов — проректор Санкт Петербургского государственного университета, С. Шишкин — директор научных программ Независимого института социальной политики, В. Лившиц — секретарь ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

На современном этапе деятельность ЦСР в области реформы образования в значительной степени сфокусирована на проблемах интеграции науки и образования и реструктуризации государственного сектора образования через внедрение новых организационно правовых форм организаций социальной сферы. Перспективы дальнейшей проработки в ЦСР подходов к реформе образования во многом связаны с тем, какой вид после переработки в

Правительстве приобретут документы, созданные в ЦСР, в каком режиме будет осуществляться их доработка при внесении в Государственную Думу.

Развитие системы образования в России

Рассмотрим развитие системы высшего образования в России с начала 90-х годов. По данным Госкомстата РФ, основанных на результатах Всероссийской переписи населения 2002 г., порядка 109,4 млн. человек в России в возрасте 15 лет и более имеют образование основное общее и выше, что составляет 90,2% этой возрастной группы. По сравнению с 1989 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 18,3 млн. человек, или на 20%. При этом из группы населения в возрасте 15 лет и более 71,4 млн. человек (59%) имеют профессиональное образование (высшее, среднее и начальное).

Всего с 1989 г. по 2002 г. число специалистов с высшим образованием увеличилось на 6,6 млн. человек (на 52%), со средним профессиональным - на 11,2 млн. человек (на 52%), с начальным профессиональным - на 0,7 млн. человек (на 5%). Число лиц, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру), составило по итогам переписи 4 тыс. человек. Кроме того, увеличилось на 5% (1 млн.) число лиц, имеющих среднее образование.

Помимо всего прочего, по количественным характеристикам наблюдается рост уровня образования среди молодежи. Так, по данным Госкомстата, за 1989-2002 гг. было подготовлено и выпущено 7,1 млн. специалистов с высшим и 8,3 млн. специалистов со средним профессиональным образованием. При этом численность молодых людей в возрасте 16-29 лет с высшим образованием выросла по сравнению с 1989 г. на 42,5%, со средним профессиональным - на 7,7%. В расчете на 1000 человек в этом возрасте приходится 112 человек с высшим образованием (в 1989 г. - 84) и 225 человек со средним профессиональным (в 1989 г. - 223). В то же время численность юношей и девушек в возрасте 16-29 лет, имеющих только начальное общее образование, увеличилась за указанный выше период в 2,1 раза и составила 0,5 млн. человек, из которых 70% не учится.

На начало 2002 учебного года количество студентов в стране выросло по сравнению с 1990 г. в 2,1 раза и составило 5,95 млн. человек. При этом наблюдались схожие тенденции роста числа высших учебных заведений (в 2 раза), количество которых к 2003 г. составило 1039 (см. рисунок ниже). При этом, если наиболее высокие темпы роста количества ВУЗов наблюдались до 1997 г. (средние темпы прироста - 8,1% в год), то в отношении студентов картина обратная (12,3%).

Источник: составлено по данным Госкомстата РФ

Также наблюдается рост численности профессорско-преподавательского состава, количество которого выросло с 1990 г. по 2002 г. на 54,6% до 339,6 тыс. чел. (см. рисунок ниже). При этом по соотношению количества студентов на преподавателя наблюдается устойчивый рост. Так, на начало 2002/2003 учебного года на 1 преподавателя в среднем по стране приходилось 18 студентов, что на более чем на 36% больше, чем в начале 90-х годов.

Источник: составлено по данным Госкомстата РФ

По показателям обеспеченности бюджетными ресурсами среднее образование в России сталкивается с серьезным недофинансированием. Так, согласно экспертным оценкам объем финансирования сферы образования в России составляет порядка 4% ВВП, при этом 9,3% душевого ВВП на одного учащегося средней школы. В странах же сопоставимого уровня развития расходы на одного учащегося составляют от 20 до 25% душевого ВВП.

Следует также отметить, что помимо количественных оценок необходимо принимать во внимание качественные оценки системы образования. Так, необходимо оценивать уровень знаний и умений, которые получают учащиеся, и насколько эти знания и умения востребованы экономикой в настоящее время. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос, как быстро трудоустраиваются и насколько эффективно работают лица с различным видом образования.

Отметим, что в России в последние годы наблюдаются процессы роста занятости дипломированных специалистов в народном хозяйстве страны (см. рисунок ниже).

Источник: составлено по данным Госкомстата РФ

Прим: движение снизу вверх по диаграмме соответствует движению слева направо в подписях данных 

Однако, несмотря на указанные выше тенденции, в России значительная часть выпускников профессионального образования работают не по специальности.  Также отметим, что на фоне указанных выше процессов занятости населения с высшим образованием, уровень безработицы по данной категории за последние 10 лет практически не изменился.                      Основной рост безработицы приходится на население со средним общим образованием.

Не исключено, что данные оценки излишне субъективны, но при этом, очевидно, что российская система образования по-прежнему в большинстве своем излишне теоретизирована и скудно нацелена на практическое применение, недостаточна гибка в современных условиях.                   Например, в большинстве случаев, после получения диплома о высшем образовании, человеку приходится нести дополнительные затраты (материальные, временные) на переобучение, то есть можно поставить под сомнение эффективность инвестиций в человеческий капитал по целому ряду российских учебных заведений. В то же время, существует нехватка специалистов по широкому кругу областей, подтверждением чему может служить, например, значительный рост в последние годы числа иностранных менеджеров в ряде компаний, стратегии развития которых ориентированы на международные стандарты.

Заключение

В стране стали складываться новые социально-экономические отношения, которые повлияли на формирование содержания высшего профессионального образования. Оно стало развиваться путем количественных — появление новых профессий (специальностей) и специальностей (специализаций) и качественных изменений — гуманитаризации содержания обучения.

В определении профессионального образования «Российской педагогической энциклопедией» акцент сделан лишь на «подготовке специалистов». Другие возможные атрибуты профессионального образования не учитываются. В нашем рассмотрении в системе профессионального образования выделены следующие элементы: 1) сеть профессиональных учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов для работы в определенной сфере деятельности; 2) сеть  учебных заведений по переподготовке и повышению квалификации профессиональных кадров; 3) органы управления, координирующие деятельность профессиональных учебных заведений; 4) наличие нормативно-правовой и материальной основы для деятельности всей системы профессионального образования; 5) осуществление практики профориентационной и пропедевтической работы; 6) определение целей, задач, содержания и методов профессионального образования; 7) развитие научной мысли, касающейся проблем профессионального образования.

Вопрос – Как должно развиваться высшее профессиональное образование в России?

Ответ очевиден, развиваться оно должно на основе анализа истории своего развития!


       Список литературы

1.     Высшее образование в России: очерк истории до 1917 года. / Под ред. В.Г. Кинелева - М.: НИИ ВО, 1995

2.     Золин С.М. Истоки высшей школы России. М., 2002

3.     История педагогики. Часть 2 / Под ред. Пискунова А.И. - М.: ТЦ СФЕРА, 1998

4.     История профессионального образования в России / Российская академия образования. Ассоциация" Профессиональное образование". Центр непрерывного образования. Института истории и теории педагогики РАО; Под науч. ред. С. Я. Батышева и др. -М.: Профессиональное образование, 2003.

5.     Непрерывное образование как фактор устойчивого развития образовательных учреждений:

6.     Новиков А.М. Профессиональное образование России / Перспективы развития. - М.: ИЦПНПО РАО, 1997

7.     Оценка качества образования в российских вузах: Опыт и проблемы: Материалы межвузовского семинара /Под ред. И.А. Дементьева, В.Н. Мининой. - СПб., 2004.

8.     Пособие для работников образования. Серия: Механизмы устойчивого развития образовательных учреждений в современных условиях.

9.     Пошконяк Н.М. Образование: традиция и нововведения в условиях социальных изменений // инновации и традиции в образовании: Сб. Рос. - Югосл.конф. 23-25 сент. 1995

10. Российская наука: тенденции и перспективы /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2002. - №22

11. Российская наука: тенденции и перспективы /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 21

12. Система профессионального образования в Российской Федерации: Национальный доклад. - М.: Национальная Обсерватория профессионального образования, 1998

Источники сети Интернет:

#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://edc.pu.ru




Страницы: 1, 2