бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие высшего профессионального образования в России бесплатно рефераты

Развитие высшего профессионального образования в России

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

Глава1. История развития высшего профессионального

образования в России ……………………………………………………………..5

1.1 Развитие культурно-просветительной и научной жизни……………………5

1.2 Развитие научной мысли……………………………………………………...10

Глава2. Реформа образования и перспектива развития высшего образования в России……………………………………………………………………………...14

Заключение………………………………………………………………………...23

Список литературы……………………………………………………………….24

Введение

Стремительные социально-экономические изменения, которые происходят в современном мире в целом, и проблемы, которые необходимо будет решать человеку XXI века, предполагают поиск нетрадиционных путей совершенствования основополагающих факторов, оказывающих особое влияние на становление каждой отдельной личности. К таковым факторам относится система образования в целом и профессионального образования, в частности. Профессиональное образование является одним из фундаментальных прав личности, закрепленных «Всеобщей декларацией прав человека».

Отечественная система профессионального образования переживает сегодня серьезные перемены. Они обусловлены меняющейся социокультурной  ситуацией, ориентацией на общечеловеческие идеалы, реформированием  всей системы образования, которую характеризует смена парадигм и образовательных технологий. Закономерно вытекающим из этого является пересмотр места и роли профессионального образования в образовательной системе страны, идеи оптимизации его структуры и управления, формирования личностно ориентированного педагогического процесса, его содержания, форм, методов и технологий.

В связи с этим особое значение приобретают изучение и переосмысление исторического опыта, поскольку накопленные положительные идеи прогрессивных педагогов прошлого, опыт деятельности профессиональных учебных заведений и органов их управления позволит критически осмыслить и заимствовать все наиболее передовое для дальнейшего совершенствования системы профессионального образования.

В историографии профессионального образования в целом, следуя логике исторического развития нашей страны, можно выделить три основных периода, каждый из которых, в свою очередь, делится на более мелкие этапы:

1) досоветский период (с середины XIX века до 1917 года);

2) советский период (с 1917 года до конца 80-х гг. XX века);

3) современный период (с начала 90-х гг. XX века до сегодняшнего дня).

Историография профессионального образования  представлена в работах ученых, государственных и общественных деятелей, преподавателей учебных заведений  и краеведов. Характерным для всех работ является многообразие подходов к анализу и оценке российской истории образования.

Одними из первых теоретиков профессионального образования в России были В.Н.Татищев, В.И.Геннин, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой, А.А.Барсов. В их трудах впервые было представлено теоретическое осмысление целевых, содержательных, технологических и организационных аспектов профессионального образования.

Методологические и теоретические вопросы профессионального образования досоветского периода разрабатывались в исследованиях Е.Н.Андреева, И.А.Анопова, Н.Ф.Бунакова, В.П.Вахтерова, Н.К.Вентцеля, Н.Х.Весселя, С.А.Владимирского, И.А.Вышнеградского, Г.Ю.Гессе, В.И.Гриневского, П.Ф.Каптерева, Н.А.Корфа, С.Н.Кривенко, П.А.Кропоткина, С.А.Левитина,  И.М.Максина, А.Г.Небольсина, М.Л.Песковского, Н.И.Пирогова, К.К.Сент-Илера, И.А.Стебута, К.Д.Ушинского, К.Ю.Цируля, И.И.Янжула и др.

Официальный взгляд на отечественную школу в целом принадлежит представителям учебного ведомства (И.М.Богданов, А.И.Георгиевский, С.Миропольский, С.В.Рождественский и др.).

Положительной стороной этих работ было использование широкого круга документов и материалов, малодоступных исследователям других направлений. Однако специальные исследования, посвященные вопросам профессионального образования, среди них отсутствуют.

Гораздо больше было исследований либерально-демократического направления. К ним можно отнести труды Н.Ф.Бунакова, С.А.Владимирского, Б.Б.Веселовского, Е.А.Звягинцева, П.Ф.Каптерева, Н.А.Корфа, Г.А.Фальборка,

В.И.Чарнолуского, Н.В.Чехова и др.

1.Актуальность исследования:

2.Объект исследования:

3.Предмет

4.Цель:

рассмотрение этапов истории развития высшего профессионального образования в России.

5.Задачи:

1. Выделить наиболее важные аспекты исторического развития высшего образования.

2. Показать современное состояние высшего профессионального образования.

6.Методы исследования:

7.Методологическая основа исследования:

8.Основные рабочие понятия:

9.Структура работы:

 В первом проанализированы совокупные интересные факты, по которым можно судить о развитии высшего образования в дореволюционной России, выделены наиболее выдающиеся личности, жизнь и деятельность которых повлияла на образование.

Во втором разделе приводятся статистические данные о современном состоянии высшего профессионального образования,  дана    оценка перспектив развития, определенных федеральной реформой в сфере образования.

Реферат состоит из введения,  2 глав,  заключения   и  списка используемой литературы включающий 12  наименований.


Глава1. Общие моменты развития образования России

Параграф1.1 Развитие культурно-просветительной и научной жизни

В 60-е годы ХIХ в. в русской истории появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на  распространение знаний среди народных масс. По инициативе  передовой интеллигенции, главным образом студенческой молодежи, в середине ХIХ в. возникли воскресные школы - образовательные школы для взрослых крестьян, ремесленников и т.п.;  были созданы первые народные библиотеки и читальни - общедоступные бесплатные библиотеки для трудящихся; стали проводиться народные чтения, являвшиеся одной из наиболее распространенных форм популяризации общеобразовательных,  профессиональных и прикладных знаний.

Важную роль в распространении просвещения сыграли комитеты и общества грамотности - общественные просветительные организации. Они занимались изданием лучших произведений русских и зарубежных писателей, составлением каталогов лучших книг для народа, организацией народных чтений,  летних педагогических курсов, созданием народных школ и библиотек, сбором статистических данных в области народного образования и т.п. В состав комитетов входили лучшие представители русской интеллигенции. Так, в состав Санкт-Петербургского общества грамотности, основанного в 1861 г., входили  Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев.

Большое значение для развития народного просвещения  имела организация педагогических музеев. Одним из первых не  только в России, но и во всем мире был Педагогический музей  военно-учебных заведений в Соляном городке в Петербурге, созданный в 1864 г. Первоначально музей ставил задачу систематизации учебных пособий, издаваемых в то время лишь за границей, содействия разработке отечественных пособий и пропаганду передовых методов преподавания.

С 1865 г. музей стал  организовывать педагогические выставки, где собирались широкие круги русского учительства. Позднее музей стал издавать  каталог наглядных пособий и учебных руководств для начальных и средних школ, проводить курсы для учителей и воспитателей, организовывать публичные лекции, которые читали наиболее видные ученые и педагоги того времени: И.М.Сеченов, С.М.Соловьев, Н.Х.Вессель  и др. Педагогический отдел музея, в работе которого принимали участие ведущие педагоги        (П.Ф.Каптерев, Л.Н.Моздалевский, Н.А.Корф и др.) много сделал для организации изучения наследия выдающихся педагогов. Со временем музей развернул большую научно-исследовательскую работу и стал общественным научным центром, разрабатывающим многие актуальные вопросы педагогической науки. Здесь же была организована первая в России экспериментальная лаборатория по  педагогической психологии.

В пореформенный период оживилась издательская деятельность, стал заметно расти выпуск книг по проблемам воспитания и обучения, начали, в частности, издаваться книги по проблемам детского развития, а также по естественным наукам (биологии, физиологии, антропологии), связанным с разносторонним изучением человека. Именно в эти годы появились первые  педагогические журналы ( "Журнал для воспитания", "Учитель",  "Русский педагогический вестник", "Семья и школа", "Педагогический листок", "Воспитание и обучение" и др.), в которых  стали широко обсуждаться теоретические проблемы воспитания  и обучения, в том числе и вопрос о психологическом обосновании педагогических воздействий. В ходе обсуждения основных  проблем умственного, нравственного и физического воспитания  стала настойчиво проводиться мысль о необходимости тщательного изучения внутреннего мира ребенка. В 1866 г. возник первый русский журнал, посвященный вопросам воспитания детей  дошкольного возраста, "Детский сад". На его страницах нашла  отражение деятельность русских педагогов, сыгравших важнейшую роль в развитии научной педагогики и становлении педагогической психологии, К.Д.Ушинского, Н.Х.Весселя, П.Ф.Каптерева. 70-е годы - начало работы издательства Е.Н.Водовозовой, выпускавшее педагогические, научно-популярные и детские книги.

Реформы 60-х годов внесли коренные изменения в ход развития научной жизни.

В конце 50-х - начала 60-х годов положение русской науки  было весьма незавидным.

Главными носителями науки были  университеты, где наиболее авторитетными признавались ученые, приглашенные из-за границы.

Некоторые учебные курсы читались на иностранных ( в основном на немецком) языках,  так как профессора не владели русским языком. Русских научных изданий почти не было, иностранные книги приходили редко и нерегулярно. По множеству специальностей не было никаких руководств на русском языке. Даже элементарные пособия  зачастую были переводными.

После французской революции 1848 года были прекращены командировки русских ученых за границу. Прекращение живых контактов с европейской наукой резко отрицательно отразилось на состоянии русской науки.

В 60-е годы непосредственная связь русских ученых с европейской научной жизнью была восстановлена. Более активной  стала деятельность Петербургской академии наук. В 1862-1863  гг. было отправлено за границу свыше 60 человек, готовившихся к занятию профессорских кафедр по всевозможным специальностям (Модесюов В.И. 1890. - С.80). Молодые ученые регулярно посылали в Россию отчеты, которые публиковались в "Журнале министерств народного просвещения". Обычно научная  командировка продолжалась 2-3 года. В числе командированных были многие ученые, сыгравшие впоследствии видную роль  в избранной отрасли науки - филолог А.А.Потебня, историк В. И.Герье, философ и психолог М.М.Троицкий и др. В 1862 г.  К.Д.Ушинский был командирован за границу и в течение ряда  лет изучал постановку женского образования в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии. Несколько лет работал в лучших европейских лабораториях И.М.Сеченов.

В 1863 г. был принят новый университетский устав, согласно которому университеты рассматривались не только как высшие учебные заведения, но и как носители науки и просвещения,  как посредники между наукой и обществом.

Университетам была возвращена   автономия. Расширился  объем    университетского    образования, появилась научная специализация, вводились   новые научные дисциплины.

Университетская реформа создала благоприятные условия для развития университетов, а тем самым и для развития науки.  Следствием этого явилась организация научных обществ, оказавших огромное влияние на развитие русской науки.

Сначала  правом организации научных обществ пользовались физико-математические факультеты, создавшие общества естествоиспытателей. Первым было Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, открытое в 1863 г. В конце 60-х годов общества естествоиспытателей  были созданы при Петербургском, Киевском, Харьковском, Казанском и Новороссийском университетах. Члены этих обществ  провели множество научных исследований, собрали многочисленные экспонаты для университетских музеев и кабинетов. Организовывались экспедиции по изучению природы России, включая самые отдаленные и неизведанные края.

Эта деятельность  чрезвычайно способствовала широкому и плодотворному развитию естественных наук.

Важное значение для развития русской науки имели съезды ученых. Первым был съезд естествоиспытателей, состоявшийся в 1867 г. в Петербурге.

С этого времени съезды ученых различных специальностей стали мощным двигателем научного  прогресса. Психологических и научно-педагогических съездов  в эти годы в России не было. Но психологи и педагоги принимали участие в съездах ученых других специальностей, в частности, были непременными участниками съездов естествоиспытателей. Особую роль в развитии педагогической мысли, в совершенствовании методов воспитания и обучения играли учительские съезды. Первый учительский съезд состоялся в 1867 г.  в Александровском уезде Екатеринославской губернии. В 1870  г. проходил съезд учителей в Симферополе; в его работе принимал участие К.Д.Ушинский. Съезд при Всероссийской политехнической выставке в 1872 году собрал около 700 участников,  перед которыми выступили видные педагоги и методисты.

В пореформенный период больше внимания стало уделяться и педагогическому образованию. Получили распространение  4-6-недельные педагогические курсы повышения квалификации  учителей начальной школы. К.Д.Ушинский разработал план  подготовки учителей начальной школы. По этому плану строили работу все земские учительские семинарии и школы. Он же  высказал идею создания в университетах педагогических факультетов. Все это стимулировало внимание к улучшению педагогического образования. В 1867 г. в Петербурге и в 1875 г. в Нежине были открыты историко-филологические институты для подготовки учителей средней школы. За четыре года обучения они  давали основательную педагогическую и методическую подготовку. Учителей для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ стали также готовить открывшиеся в 60-70-е годы высшие женские курсы.

Параграф1.2 Развитие научной мысли

Европейская научная мысль середины ХIХ в. (прежде всего философия и естествознание) характеризуется распространением принципа развития. Сформулировав основные положения  диалектического метода познания, принципа развития и принципа историзма в подходе к изучаемым явлениям, Г.Гегель распространил свое учение и на психологию. Он показал, что психику необходимо исследовать не как скопление отдельных фактов и явлений психической жизни, а как целостный процесс формирования и развития, подчиненный определенным закономерностям. Изучение психического развития с позиций диалектического метода впервые потребовало учета качественного своеобразия психики на разных возрастных этапах, в частности, качественного отличия психики ребенка от психики взрослого человека. Такой подход открыл простор для разностороннего изучения различных ступеней развития человеческой психики, начиная с детства.

Распространение идеи развития в естествознании, создание эволюционной теории Ч.Дарвина дало мощный толчок развитию естественных наук. Значительных успехов достигли науки о человеке. Были получены точные научные данные о строении и функциях различных систем человеческого организма. Для  психологии особое значение имело изучение мозга и органов  чувств (исследования Г.Гельмгольца, И.М.Сеченова и др.).

Успехи естествознания сулили возможность всестороннего познания человека и расширение возможностей сознательного целенаправленного формирования его внутреннего мира.  Это порождало надежду на научное решение общественных проблем. Поэтому интерес к естественным наукам и решению с их  помощью философских, мировоззренческих вопросов был очень  широк. Изучение естественных наук в эти годы стало привлекать наиболее многочисленную часть студенческой молодежи.  "Самое характеристическое явление науки двух последних десятилетий есть необычайное усиление и распространение естествознания: а вместе с тем и промышленная деятельность народов расширилась и приобрела такое значение, какого не имела  никогда.

Как бы кто ни смотрел на этот факт, но не признать  его никто не может" - отмечал К.Д.Ушинский (Ушинский К.Д.  Т.8.). "Успехи общественных наук, характеризующие  наше столетие, - указывал он, - идут не только вширь, но и  вглубь. Число знаний человека о природе не только увеличивалось в громадных размерах, но и сами эти знания все более и  более приобретают научную форму" (Там же).

Особое внимание привлекали науки, могущие дать объяснение природе самого человека и пролить свет на механизмы  высшей формы жизнедеятельности человеческого организма  психической деятельности. Происхождение высших психических  функций,  физиологические основы психики - эти проблемы ста- ли предметом широкого обсуждения, вызывали горячие дискуссии, далеко выходящие за рамки физиологии. "...Каждый образованный человек чувствует ныне потребность знакомиться по  крайней мере с главнейшими основаниями и общими выводами  физиологии" - отмечал П.Д.Юркевич (Юркевич П.Д. 1862). "Вопросы о душе, ее изменениях и состояниях, также  вопросы об отношении душевных явлений к телесному организму и к его различным частям слишком тесно связаны с много численными вопросами о нашем существовании и нашей цивилизацией (Там же).

Страницы: 1, 2