Развитие внимания первоклассников при проведении экскурсий
Трудности сравнения связаны с тем, что детям этого возраста еще очень
трудно найти основание для сравнения. В этом случае целесообразно использовать
различные методические приемы, одним из которых является использование трех
предметов. Рядом с двумя предметами, у которых дети не могут найти общих
признаков, надо положить третий, отличающийся именно по этому признаку.
Таким образом, все эти приёмы и методы способствуют развитию
наблюдательности, образного мышления, и это необходимое условие эффективного
усвоения знаний. Вместе с тем это одно из важнейших средств развития личности
ученика (его чувств, переживаний, эмоционального отношения к окружающему).
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: наблюдение как
метод обучения будет способствовать развитию внимания первоклассника. А для
того, чтобы выявить уровень развития внимания первоклассников нам нужно
проанализировать критерии уровней внимания.
Далее опишем критерии уровней сформированности внимания у
первоклассников.
Уровень внимания может быть определён с помощью следующих показателей: объём
внимания, устойчивость внимания, переключение внимания.
Объём внимания - это количество объектов, воспринимаемых
одновременно с достаточной ясностью и отчётливостью. Чем больше предметов или
элементов воспринимается одномоментно, тем больше объём внимания и тем более
эффективна будет деятельность. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в
пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5
объектов.
Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов,
явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их
связей друг с другом.
Устойчивость внимания – длительность удержания внимания к
одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивым называется внимание,
способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном
предмете или на одной и той же работе. И. П. Павлов говорил о своей работе:
«Это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об
избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».
Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго,
без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие
обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания
может колебаться у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели
деятельности и её значимости, от отношения к выполняемой работе.
Внимание не может долго задерживаться на неподвижном объекте, если мы не
можем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче различными свойствами
объект, тем легче сосредоточить внимание на нём в течение длительного времени.
Переключение внимания – сознательное и осмысленное
перемещение внимания с одного объекта на другой.
Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой
деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а
последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.
Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением,
которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает
трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нравится, а предыдущая
деятельность, наоборот, была более интересной.
Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности
предмета к более значимому.
В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности
человека – одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие
медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания.[22]
2.2. Результаты опытно – экспериментальной работы.
Задачами данного параграфа являются:
1.
Описать
результаты экспериментальной работы.
2.
Описать
методические рекомендации для развития внимания детей.
Для выявления уровней внимания первоклассников мы подобрали
диагностические методики из следующих источников:
- «Развитие внимания детей», автор- Любовь Валерьевна Черемошкина.[47]
- «Диагностики познавательной сферы ребёнка», автор Тамара Геннадьевна
Богданова.[4]
- «Настольная книга практического психолога», автор- Евгений Иванович
Рогов. [38]
- «Играя, развиваем логику», автор- Олег Владимирович Завязкин.[19]
Нашей задачей было - определить уровень внимания первоклассников по трём
показателям: объём внимания, устойчивость внимания и переключение
внимания.
Мы предлагали детям выполнить 6 тестов (по два на каждый показатель).
Затем мы проанализировали результаты этих тестов и, судя по количеству верно и
точно выполненных детьми заданий, мы в процентном соотношении разделили все 3
исследуемых нами показателя на уровни: высокий, средний, низкий.
Первый тест (Л. В. Черемошкиной), который мы предложили детям, был на
выявление уровня объёма внимания. Он заключался в следующем: предлагались две
картинки, в которых нужно было найти три отличия (см. Приложения). На
выполнение этого теста детям давалось 15 секунд. Результат получился следующий:
задание выполняли 28 человек (28 мы взяли за 100%).
Все три отличия нашло 8 человек, т.е. 28,5%. Это высокий уровень. Два
отличия нашли 20 человек, т. е. 71,5%. Это средний уровень. И детей, которые
нашли только одно или вообще не нашли ни одного отличия, нет.
Также на выявления уровня объёма внимания мы предлагали детям ещё один
тест Л. В. Черемошкиной. Он заключался в следующем: детям предлагалась фигура,
состоящая из нескольких геометрических фигур (треугольники, ромбы, круги).
Общее количество фигур составляло 5: 2 треугольника, 2 круга, 1 ромб. И детям
нужно было за 30 секунд найти всевозможные фигуры и записать их количество.
Данный тест выполняло 29 человек (29 мы взяли за 100%). Результаты получились
следующие:
Все 5 фигур нашло 24 человека или 82,7%. Это высокий уровень.
Детям, которые нашли хотя бы 2 фигуры, или допустили неточности, мы
присудили средний уровень: 3 человека или 10,3%.
И детям, которые не нашли ни одной фигуры или нашли только одну, мы
присудили низкий уровень: 2 человека или 6,8% [39]
Ниже представим диаграмму по объёму внимания всех детей:
1 тест:
Высокий уровень (28,5% или 8 человек);
Средний уровень (71,5% или 20 человек);
Низкий уровень (0%).
2 тест:
Высокий уровень (82,7% или 24 человека);
Средний уровень (10,3% или 3 человека);
Низкий уровень (6,8% или 2 человека).
По результатам теста на выявление уровня объёма внимания можно сделать
следующий вывод: у детей 1 «В» класса преобладает высокий уровень объёма
внимания.
Следующий тест, который мы проводили с детьми (Е. И. Рогова) был на
выявление устойчивости внимания детей. Он заключался в следующем: даётся
два ряда самых разнообразных букв, среди которых «запрятаны» три слова. И детям
за 12 секунд нужно было найти эти слова и подчеркнуть их. (см. Приложения)
Задание выполняло 28 человек. Результаты получились следующие:
Все три слова нашли 4 ученика, т.е. 14,2%. Это высокий уровень.
Два слова нашли 9 учеников, т.е. 32,1%. Это средний уровень.
И одно слово (или вообще ни одного) нашли (не нашли) 15 человек, т. е.
53,5%. Это низкий уровень.
Ещё один тест на выявление уровня устойчивости внимания Е. И. Рогова
заключался в следующем: детям предлагался небольшой литературный текст,
состоящий из 4 предложений. И детям нужно было за 1 минуту прочитать текст и
подчеркнуть в словах только букву «а». Задание выполняло 29 учеников.
Результаты получились следующие:
Ребятам, которые нашли букву «а» в 100- 80% текста, мы присудили высокий
уровень (12 человек или 41,3%).
Ребятам, которые нашли букву «а» в 80- 50% текста, мы присвоили средний
уровень (6 человек или 20,6%).
И ученикам, которые нашли букву «а» ниже 50% текста или вообще не нашли, мы
присудили низкий уровень ( 11 человек или 38%). [38]
1 тест:
Высокий уровень (14,2% или 4 человека);
Средний уровень (32,1% или 9 человек);
Низкий уровень (53,5 или 15 человек).
2 тест:
Высокий уровень (41,3% или 12 человек);
Средний уровень (20,6% или 6 человек);
Низкий уровень (38% или 11 человек).
По результатам тестов на выявление уровня устойчивости внимания, можно
сделать следующий вывод: у детей 1 «В» класса преобладает низкий уровень
устойчивости внимания.
Следующий тест, который мы проводили с детьми, был на выявление уровня переключаемости
внимания. (Т. Г. Богдановой). Он заключался в следующем: детям предлагается
3 ряда разных слов. В каждом ряду надо найти и подчеркнуть слова, которые
обозначали какой – то предмет, например, в первом ряду из всех слов детям нужно
было найти и подчеркнуть те слова, которые обозначают птицу, во втором ряду –
растение, и в третьем – фрукт (см. Приложения). На выполнение теста отводилось
15 секунд. Выполняли тест 28 человек. Результаты получились следующие:
Все слова нашёл 21 человек. (75%) Это высокий уровень (сюда же мы отнесли
тех детей, которые не нашли одного слова из всех).
Не нашли два-три слова – 3 ученика (10,7%). Это средний уровень.
Дети, которые нашли всего два-три слова, или вообще не нашли ни одного
слова – 4 человека (14,2%). Это низкий уровень.
Ещё один тест на выявления уровня переключаемости внимания О. В.
Завязкина, который мы провели с детьми, заключался в следующем: детям
предлагались 4 ряда лиц (см. Приложения). В первом ряду дано 4 разных лица, а в
трёх остальных рядах одного лица из верхнего ряда не хватает. Детям нужно было
в 3 остальных рядах дорисовать недостающие лица. Задание выполняло 29 человек.
Результаты получились следующие:
Все лица (и в правильном порядке) нашли и дорисовали 22 человека или
75,8%. Это высокий уровень.
Не дорисовали одно лицо, или допустили 1 ошибку 4 человека или 13,7%. Это
средний уровень.
И детям, которые допустили 2 и более ошибок или неверно нарисовали лица
(3 человека или 10,3%), мы присвоили низкий уровень. [4]
1 тест:
Высокий уровень (75% или 21 человек);
Средний уровень (10,7% или 3 человека);
Низкий уровень (14,2% или 4 человека).
2 тест:
Высокий уровень (75,8% или 22 человека);
Средний уровень (13,7% или 4 человека);
Низкий уровень (10,3% или 3 человека).
Ниже представим общий график по всем 3 показателям внимания:
Диаграмма №1: Уровень объёма внимания по результатам 2
тестов:
По данному графику видно, что у детей 1 «В» класса преобладает средний
уровень объёма внимания (71%).
Диаграмма №2: Уровень устойчивости внимания по результатам 2
тестов:
По данному графику
видно, что у детей 1 «В» класса преобладает низкий уровень
устойчивости внимания (45,5%).
Диаграмма №3: Уровень переключаемости внимания по результатам
2 тестов:
По данному графику видно, что у детей 1 «В» класса преобладает высокий
уровень переключаемости внимания (около 75%).
По результатам тестов на выявление уровня переключаемости внимания видно,
что у детей 1 «В» класса преобладает высокий уровень переключаемости
внимания.
По результатам проведённых тестов можно сделать следующий вывод: детям
необходимо развивать устойчивость внимания.
Теперь перейдём к описанию методических рекомендаций по проведению
экскурсий с первоклассниками.
В 1 главе мы отметили, что развитию внимания первоклассников способствуют
планомерные и систематические наблюдения за какими-либо объектами или
явлениями. И поэтому мы подготовили комплекс экскурсий, предложенных разными
авторами с целью развития у детей внимания и наблюдательности на следующие
темы:
- «Экскурсия в сад-огород»;
- «Кто построил этот дом?»;
- «Осенние явления в живой природе»;
- «Признаки зимы»;
- «Экскурсия в школьный ЗИМНИЙ САД».
Ниже опишем ход проведения каждой экскурсии, её особенности, цели,
задачи.
Первую экскурсию на тему «Сад-огород», предлагаемую нам М. П.
Яновой, мы проводили с детьми в период летней практики. [50]
Основные учебно-воспитательные задачи данной экскурсии следующие:
- познакомить детей с деревьями и растениями сада и огорода;
- познакомить детей с орудиями труда, которые использует человек при
работе в саду и огороде;
- воспитывать у детей любовь к труду;
- развивать память, мышление, внимание, развивать интерес к
природе, любознательность, трудолюбие.
Место проведения нашей экскурсии мы определили заранее: садовые участки в
районе Чёрной речки. Для проведения экскурсии мы подготовили необходимое
оборудование:
- таблицы с рисунками овощей и фруктов;
- иллюстрации огородных орудий труда;
- рисунки с фрагментами садовых и огородных работ.
Экскурсию мы начинаем с вводной беседы, состоящей из группы загадок:
1. Сидит дед, во сто шуб одет; 2. Девица в темнице, а коса на улице.
Кто его раздевает, (МОРКОВЬ)
Тот слёзы проливает. (ЛУК) 3. Сто одёжек и все без застёжек.
(КАПУСТА)
4. Синий мундир, жёлтая подкладка,
А в середине сладко. (СЛИВА)
Далее задаём детям вопросы: «Ребята, а каким общим словом можно
объединить все эти слова?», «Какие ещё фрукты и овощи растут в саду?», «У кого
из вас есть сад или огород?», «Помогаете ли вы своим родителям?» и т. д. Затем
мы задаём загадки про орудия труда:
1.
Зубастый
зверёк грызёт со свистом дубок. (ПИЛА)
2.
Двенадцать
коней одним поводом веду. (ГРАБЛИ)
3.
Кто берёт
сено тремя зубами? (ВИЛЫ)
После этого раздаём детям иллюстрации с изображениями овощей, фруктов,
орудий труда и предлагаем задание: поднимите карточку те, у кого изображён
овощ, у кого фрукт, у кого орудие труда и т. д. и тем самым проверяем,
насколько дети внимательны. И после вводной беседы мы отправились вместе с
детьми на садовые участки наблюдать, какие же растения мы увидели, какими
орудиями труда работали люди. Дети наблюдали и запоминали, а мы задавали им
наводящие вопросы.
По возвращении в лагерь мы всё обобщаем, вспоминаем, делаем выводы:
- О чём мы говорили на экскурсии?
- Что интересного вы наблюдали на дачных участках?
- Какие фрукты, овощи вы видели?
- Какой труд людей наблюдали?
- Почему надо ценить труд человека?
И в заключении мы даём детям задание: нарисовать картинку на тему нашей
экскурсии и составить общий альбом отряда, состоящего из отдельных частей:
овощи, фрукты, орудия труда.
Вторую экскурсию, предлагаемую Петуховым П. А., на тему «Кто построил
этот дом?» мы проводили с детьми в период стажёрской практики. Цель
экскурсии - понаблюдать за процессом строительства жилого дома. Основные учебно-воспитательные
задачи данной экскурсии следующие:
- знакомить учащихся с трудом взрослых, с профессиями, связанными со
строительством, с техникой и инструментами, которые помогают человеку в труде;
- знакомить учащихся со строительными материалами;
- воспитывать уважение к труду взрослых;
- развивать у детей внимание и воображение.
Экскурсию мы начали с вводной беседы в классе, используя при этом большое
количество тематической наглядности: «Сегодня мы с вами проведём экскурсию на
строительную площадку и узнаем, кто строит дома, какая техника помогает
строителям в работе и какие материалы используют при постройке дома». Далее, с
помощью загадок, мы выясняем, какие же машины помогают людям и кратко
пересказываем процесс строительства.
1. - Рученька – ручища, что в земле ты ищешь?
- Ничего я не ищу, землю рою и тащу! (ЭКСКАВАТОР)
2. Что за машина: шея, как у гуся,
Сила, как у слона? (ПОДЪЁМНЫЙ КРАН)
По ходу рассказа помещаем на доску иллюстрации и новые слова: СТРОЙКА,
СТРОИТЕЛЬ, ЭКСКАВАТОР, КАМЕНЩИК, КОТЛОВАН, АРХИТЕКТОР, КОПЁР.
После вводной части мы проводим с детьми беседу по технике безопасности и
затем переходим к непосредственно самой экскурсии на строительную площадку.
На экскурсии мы наблюдаем за разными объектами и обращаем особое
внимание детей на следующее:
- какие работы выполняются на строительной площадке,
- какие машины выполняют эту работу,
- рабочие каких строительных профессий участвуют в возведении и отделке
здания,
- какие строительные материалы используются?
Дети наблюдают и отвечают на данные вопросы. Мы спрашиваем учеников, что
ещё интересного и необычного они заметили и просим рассказать всем об этом
объекте или явлении. Таким образом дети наблюдают за несколькими объектами,
переключая своё внимание.
По возвращении в класс, мы всё обобщаем, вспоминаем, делаем выводы. Мы
снова задаём детям вопросы, которые задавали во время самой экскурсии. Дети
рассказывают, дополняют ответы друг друга, уточняют, делятся своими
впечатлениями. И мы даём им задание: нарисовать картинку по проведённой
экскурсии, то, что им особенно запомнилось и понравилось. [34]
Третью экскурсию, предлагаемую нам автором «Методического пособия по
естествознанию и экологическому воспитанию» Р. А. Петросовой на тему «Осенние
явления в живой природе», мы проводили с детьми в период стажёрской
практики. Цель экскурсии – познакомить учащихся с некоторыми
представителями лиственных древесных растений; пронаблюдать признаки
наступления осени. Основные учебно- воспитательные задачи данной экскурсии
следующие:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|