Развитие внимания первоклассников при проведении экскурсий
В «Психологии» В. А. Крутецкого понятие «мышление» толкуется, как
процесс опосредованного и обобщённого познания (отражения) окружающего мира.
Крутецкий отметил, что способность к мышлению постепенно формируется в процессе
развития ребёнка, развития его познавательной деятельности.[22]
В. С. Мухина считает, что ребёнок стремится к знаниям, а само усвоение
знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?» и «почему?». Он
вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный
путь для ответа на вопрос. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы
действует в ней в своём воображении. Такое мышление, в котором решение задачи
происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно –
образным. Конечно, первоклассник может мыслить логически, но следует помнить,
что этот возраст восприимчив к обучению, опирающемуся на наглядность.[26]
Мышление ребёнка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом,
особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для
правильного решения определённых проблемных ситуаций, считает Крутецкий.[22]
Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребёнка, называет его
стадией конкретных операций, с предметами. Главной особенностью данного периода
является то, что умственные операции, совершаемые ребёнком, становятся теперь
обратимыми. Первоклассники осваивают различные понятия сохранения и начинают
выполнять другие логические манипуляции. Например, они могут распределять
объекты по их признаку, например, по высоте и весу.
Следовательно, возраст 7 – 11 лет по своему психологическому содержанию
является переломным в интеллектуальном развитии ребёнка. Его мышление всё
больше становится похожим на мышление взрослого. Умственные операции ребёнка
приобретают большую развитость – он уже в состоянии сам формировать различные
понятия, в том числе и абстрактные.[36]
И. В. Дубровина считает, что память, так же, как ощущение и восприятие,
является процессом отражения, причём отражается не только то, что действует
непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.
Дубровина характеризует память, как запоминание, сохранение и
последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или
делали.[15]
Д. Б. Эльконин отметил, что в младшем школьном возрасте память
претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями
мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребёнка постепенно
приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и
опосредованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей».[18]
И. В. Дубровина отметила, что у первоклассников хорошо развита
непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребёнка
сведения и события его жизни. Совершенствование памяти в младшем школьном
возрасте обусловлено в первую очередь освоением в ходе учебной деятельности
различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и
смысловой обработкой запоминаемого материала. Опора на мышление, использование
различных способов и средств запоминания (группировка материала, осмысление
связей различных его частей, составление плана и др.) превращают память
младшего школьника в истинную высшую психическую функцию осознанную,
опосредованную, произвольную. Память ребёнка из непосредственной и
эмоциональной становится логической, смысловой.[16]
И. В. Дубровина подчёркивает, что в младшем школьном возрасте
продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребёнка.
Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной
выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно – двигательной
координации) отмечается именно в возрасте 7 – 11 лет. В этот период наблюдается
ярко выраженный психомоторный прогресс, который обеспечивает прогрессивное
развитие точных и силовых движений, а также создаёт необходимые условия для
освоения всё большего числа двигательных навыков и предметных ручных
манипуляций.
Развитие моторики, считает Дубровина, играет важную роль в овладении
учебными навыками, прежде всего письмом. Становление сложнейшего психомоторного
навыка опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации
движений, как правило уже достигших необходимого развития к началу младшего
школьного возраста.
Так же Дубровина подытожила, что развитию моторики детей следует уделять
специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники,
осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов,
поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего
психического развития.[15]
А. А. Реан считает, что в младшем школьном возрасте внимание ребенка
становится произвольным, однако это происходит не сразу. Довольно долго,
особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается
непроизвольное внимание детей. Вместе с этим происходит развитие и определенных
свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и
концентрация, а также произвольное внимание.[36]
Реан отметил, что развитие внимания у детей в этом возрасте вызвано не
только биологическими причинами, но, в первую очередь, той деятельностью,
которой занимается ребенок.
Также он считает, что особую роль в развитии произвольного внимания у
ребенка играет школа и учебный процесс. В процессе школьных занятий ребенок
дисциплинируется, у него формируется усидчивость, способность контролировать
свое поведение.
По мнению Реана, в 1-х классах ребенок не может ещё полностью
контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему превалирует
непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия
яркими, захватывающими внимание ребенка, с периодической сменой методов подачи
учебного материала. Следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в
основном наглядное. Поэтому для того, чтобы заинтересовать его, изложение
учебного материала должно быть предельно наглядным. Постепенно, в процессе
целенаправленной познавательной деятельности, внимание у детей младшего
школьного возраста достигает весьма высокого уровня развития.[36]
В. А. Крутецкий, считает, что «если у человека сформировалась привычка
быть всегда внимательным, то внимание становится закрепленной, постоянной его
особенностью, которая называется внимательностью. Крутецкийй отметил:
внимательность – важное качество личности. Внимательный человек отличается
наблюдательностью, он полнее и точнее воспринимает окружающее, обучается и
трудится гораздо успешнее, чем человек, не обладающий этим свойством личности».
Автор утверждает, что обучение в школе – сильнейший стимул развития внимания.
Внимание – одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же
время в учебной деятельности оно и развивается. В школе внимание ученика
подчиняется распорядку учебной работы, от ребенка требуется быть внимательным
не только к тому, что интересно, но обязательно для него как ученика. На этой
основе происходит постепенный переход от преобладающего на начальных этапах
обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию
произвольного, сосредоточенного внимания.[22]
Крутецкий отметил следующее: внимание первоклассника неустойчиво,
отличается частым непроизвольным перемещением с одного объекта на другой. Первокласснику
трудно распределить внимание. Если он увлекся учебной работой, то одновременно
контролировать свое поведение часто не в состоянии и поэтому разговаривает
вслух, вскакивает с места, отвечает без вызова учителя, принимает неправильные
и некрасивые позы. Возрастная особенность внимания первоклассника –
сравнительная слабость произвольного внимания.
Значительно лучше в этом возрасте развивать непроизвольное внимание. Все
новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников без всяких
усилий с их стороны.
К возрастным особенностям внимания, считает Крутецкий, относится и его
сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники ещё не умеют длительно
сосредоточиться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна. [22]
По мнению Мухиной В. С., младший школьник в известной степени может и сам
планировать свою деятельность. Планирование, безусловно, организует внимание
ребенка.[26]
Мухина отметила: хотя дети в начальных классах могут произвольно
регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно
сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, или
на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания
спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований
для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм
деятельности.
И добавила, что первоклассники способны удерживать внимание на
интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и ориентации
высокой мотивации.[26]
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Возрастная особенность внимания младших школьников – сравнительная
слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания,
управления им в начале младшего школьного возраста ограничены.
Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно значимых
мотивов учения, ростом осознания своей ответственности за успех учебной
деятельности.
Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание.
Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном
материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они
привлекают детей своими интересными деталями.
Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая
устойчивость, неумение длительно сосредоточиваться на работе, особенно на
однообразной и неинтересной, отвлечение внимания. В результате дети могут не
выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в
слове и слова в предложении.
Отсюда вытекает одна из важных задач учителя: использовать такие
педагогические условия при проведении различных экскурсий, которые будут
способствовать развитию произвольного, устойчивого внимания детей.
В. А. Крутецкий считает, что развитию внимания первоклассников
способствует метод планомерного и систематического наблюдения за какими
– либо явлениями или объектами.[22]
Также Крутецкий отметил: наблюдение учащихся 1 – 2 –х классов может быть
значительно улучшено, если оно будет совершаться под руководством и с помощью
взрослых.
Лишь в процессе школьного обучения ребёнок систематически приучается к
наблюдению как целенаправленной, планомерной и организованной деятельности.[42]
У первоклассников самостоятельный анализ наблюдаемого проводится
беспорядочно, отсутствуют плановость, системность наблюдения, нет попыток
отделить существенное от несущественного.[43]
В. А. Крутецкий отметил следующее: развитию наблюдательности школьников
чрезвычайно способствует правильная организация их наблюдений за погодой,
природой, развитием растений, поведением животных. При проведении экскурсий,
туристических походов, посещении музеев и выставок следует побуждать школьников
обращать внимание на характерные детали и различные особенности предметов и
явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать их различие и сходство,
замечать их связи и отношения.[22]
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и
социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный
статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы
жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не
было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.
Подлинное развитие и совершенствование ощущений у ребёнка возможно только
в том случае, если он сам будет заинтересован в таком развитии, сам будет
добиваться успехов.
Особенности восприятия зависят не только от жизненного опыта,
направленности личности, интересов, богатства духовного мира, но и от
индивидуальных особенностей человека.
Первые годы жизни ребёнка сензитивны к развитию речи и познавательных
процессов.
В младшем школьном возрасте память претерпевает существенные изменения,
обусловленные качественными преобразованиями мышления.
Развитие моторики, играет важную роль в овладении учебными навыками,
прежде всего письмом.
А внимание первоклассника неустойчиво, отличается частым непроизвольным
перемещением с одного объекта на другой.
1.2. Особенности проведения экскурсий во внеурочное время.
Задачами данного параграфа являются:
1. Раскрыть содержание понятий «экскурсия», «внеурочное время».
2. Раскрыть особенности организации и проведения экскурсий с
первоклассниками.
Прежде чем раскрыть особенности экскурсий и рассмотреть, с какой целью
они проводятся, мы раскроем содержание основных понятий данного параграфа,
таких, как: «внеурочное время» и «экскурсия».
В «Словаре русского языка» Евгеньевой А. П. внеурочный процесс
(время) характеризуется как процесс, происходящий, производящийся сверх
или помимо уроков. (Внеурочные занятия) [17]
В этом же словаре Евгеньевой А. П. даётся ещё одно определение данному
понятию: внеурочное время (процесс) – производящееся помимо
положенного, установленного. (Внеурочное время) – [17]
Проанализируем понятие «внеурочное время». Оно определяется как процесс
направленности, но в «Словаре русского языка» А. П. Евгеньевой – это процесс,
происходящий, производящийся сверх или помимо уроков; в том же словаре это
понятие определяется и как процесс, производящийся помимо положенного,
установленного.
В рамках нашей работы мы будем пользоваться следующим определением: «внеурочное
время - это процесс, происходящий, производящийся сверх или
помимо уроков».
Ниже рассмотрим, какое определение понятию «экскурсия» дают разные
авторы.
Автор учебного пособия «Педагогика» Сластёнин В. А. характеризует экскурсию
как специфическое учебно - воспитательное занятие, перенесенное в
соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на
предприятие, в музей, на выставку, и т.д. [40]
Тюмасёва З. И., автор книги «Экологическое строительство детской души»
даёт следующее понятие экскурсии: экскурсия – один из видов
занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению младших
школьников. [44]
Понятие «экскурсия» определяется как учебно-воспитательное занятие, но в
«Толковом словаре» Даля – это научная прогулка, выход на поиск чего-либо; в
«Педагогике» Сластенина В. А. – это специфическое учебно - воспитательное занятие;
а в книге «Экологическое строительство детской души» Тюмасевой З. И. – это один
из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому
просвещению младших школьников. В рамках нашей работы мы будем пользоваться
определением из «Толкового словаря» Даля: экскурсия –
научная проходка, прогулка, выход на поиск чего-либо, собирание трав и т.д.[14]
В рамках нашей работы нам необходимо выделить важнейшие особенности
проведения экскурсий во внеурочное время, охарактеризовать их, выявить их
значение для первоклассников.
Но сначала мы рассмотрим особенности внеурочных форм обучения в целом,
дадим им характеристику.
Р. А. Петросова, отмечает, что к внеурочным относят те формы организации
учебной деятельности школьников, которые вынесены за рамки школьного
расписания, но непосредственно связаны с целями урока и содержанием учебного
материала. Связь с уроком обеспечивается и тем, что задания, выполняемые вне
урока, определяются учителем. Эти задания можно выполнять под руководством
учителя, но чаще – самостоятельно, а результаты следует обязательно, в той или
иной форме, проверять на уроках.[33]
Петросова выделяет главную задачу начального обучения: организация
познавательной деятельности во внеурочное и внеучебное время. В этой работе
можно выделить несколько направлений:
- проведение факультативных курсов, содержанием которых является ознакомление
с окружающим миром;
- экскурсионная работа по краеведению;
- организация кружков, углубляющих интерес детей к объектам окружающего
мира;
- проведение вечеров досуга, встреч, конкурсов и т.п.
Целесообразно, чтобы тематика внеурочных занятий касалась разных сторон
окружающего мира: природы, истории общества, истории края, взаимоотношений людей,
искусства и др.
Р. А. Петросова определяет основную и самую главную цель внеурочных
занятий с младшими школьниками. Итак, внеурочные занятия необходимо проводить для
расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и
более глубоким наблюдениям над каким-либо объектом окружающего мира.
Цель и задачи внеурочной воспитательной работы придают специфический
характер функциям целостного педагогического процесса -обучающей, воспитывающей
и развивающей.
Обучающая функция внеурочной работы, по мнению Петросовой, заключается
не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в
обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни.
Петросова отмечает: огромное значение во внеурочной работе имеет
развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов
школьника, в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их
в соответствующую деятельность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|