Развитие вербальных способностей детей на уроках русского языка
Ветер плакал в трубах и выл, как
собака, потерявшая хозяина.
Время было близко к ночи.
В кабаке дяди Тихона сидела компания
извозчиков и богомольцев. Их загнал в кабак осенний ливень и неистовый мокрый
ветер, хлеставший по лицам, как плетью. Промокшие И уставшие путники сидели у
стен на скамьях и, прислушиваясь к ветру, дремали. На лицах была написана
скука. У одного извозчика, малого с рябым, исцарапанным лицом, лежала на
коленях мокрая гармонийка: играл и машинально перестал.
Над дверью, вокруг тусклого,
засаленного фонарика, летали дождевые брызги. Ветер выл волком, визжал и,
видимо, старался сорвать с петель кабацкую дверь. Со двора слышалось фырканье
лошадей и шлепанье по грязи. Было сыро и холодно. (А. П. Чехов).
Неистовый мокрый ветер, хлеставший что
лицам, как плетью; ветер выл волком, визжал и, видимо, старался сорвать с
петель кабацкую дверь.
Текст
По дороге из дома.
Люблю ветер. Больше всего на свете.
Как воет ветер! Как стонет ветер! Как может ветер выть и стонать! Как может
ветер за себя постоять!
О ветер, ветер! Как стонет в уши! Как
выражает живую душу! Что сам не можешь, то может ветер Сказать о жизни на целом
свете.
Спасибо, ветер! Твой слышу стон. Как
облегчает, как мучит он! Спасибо, ветер! Я слышу, слышу! Я сам покинул родную
крышу...
Душа ведь может, как ты, стонать. Но
так ли может за себя постоять? Безжизнен, скучен и ровен путь. Но стонет ветер!
Не отдохнуть...
(Н. М.Рубцов).
Ветер воет; ветер стонет; ветер может
за себя постоять; стонет в уши, выражает живую душу; может ветер сказать о
жизни на белом свете; стон (ветра) облегчает и мучит.
Результативность речетворческого
осмысления слова значительно повышается, если на уроке используются не только
произведения художественной литературы, но и произведения живописи, музыки.
Они помогают учащимся почувствовать живописное и музыкальное значение и
звучание слова. Так, в процессе освоения слова ветер предлагаются следующие
творческие задания:
• Нарисуйте (словесно) ветер (в лесу,
на море, в поле, на лугу и т. д.). Как вы сможете это изобразить?
• Перед вами пейзажи (И. С.
Остроухов. «Сиверко»; Н. М. Ромадин. «Ветер на Укш-озере»). Как бы вы назвали
эти картины? Обоснуйте свой ответ.
• Представьте себе, что вы
композитор. Вас просят подготовить музыкальное сопровождение к тексту 2.
Расскажите о созданном вами музыкальном произведении, навеянном данным
текстом.
В процессе определения речетворческой
глубины и перспективы слова у учащихся рождаются замыслы собственных текстов.
Таким образом, речетворческое осмысление слова — это путь от слова в словаре
через слово в художественном тексте к слову своему, собственному: «...всякое
слово существует для говорящего в трех аспектах: как нейтральное и никому не
принадлежащее слово языка, как чужое слово других людей, полное отзвуков
чужих высказываний, и, наконец, как мое слово, ибо, поскольку я имею с ним
дело в определенной ситуации, с определенным речевым намерением, оно уже
проникается моей экспрессией»[6,71].
Результатом процесса речетворческого
осмысления слова являются творческие работы учащихся. Приведем некоторые из
них.
Танец ветра.
Свежий поток устремлен на меня,
Шепчет он тайны, тихо маня. Нежно целует, танцует со мной, Песню заводит,
уводит с собой. В край, где мечты поднимаются в небо, В край, где никто никогда
прежде не был, В сказку забвенья, в мир новых грез, Будем лететь мы сквозь
радугу слез. Кончатся горести, счастье начнется, Прежний же страх никогда не
вернется. Черными мысли не будут казаться, Станут мечты потихоньку сбываться.
(Галя 3., Х кл.).
Одиночество, страх, безграничная
грусть — вот что ощущал забытый всеми Ветер-ураган. Он забился в самый темный
угол своего дома — огромной угрюмой скалы.
Наступил ясный день, затем ночь, а он
все думал, думал... Казалось, грустные призраки окружали его и нашептывали ему:
«Ты никому не нужен. Вес тебя боятся и ненавидят». Этот шепот все продолжался и
продолжался, как жужжание пчел в улье. Ветру казалось, что его голова сейчас
лопнет. От горя и усталости он провалился в глубокий сои без сновидений.
Проснулся Ветер от легкого прикосновения. Это была царица Природа — его мать.
Она сказала сыну:
— Лети, сегодня твоя очередь.
— Нет, нет, я больше не могу, не
хочу, не буду! — закричал Ветер.
— Ты должен, в этом твоя суть, —
мягко напомнила Природа.
И Ветер, опустив голову, поплелся, но
решил больше не вырывать с корнем деревья, не сносить крыши домов. «А что, если
я стану легким, буду приносить тепло и радость», — подумал Ветер. Но как только
он подлетал к домам, все говорили: «Уходи, улетай прочь, мы тебя боимся, ты
опять все разрушишь. Мы тебе не верим!» И так всюду: «Уходи!!!» Он летел,
глотая слезы, горечь, обиду. Он не понимал, почему так, ведь он теперь хороший.
Ветер устал, устал от ненужности. Он упал на мягкую траву и зарыдал, как вдруг
услышал легкий шепот травы: «Уходи, уходи, мы тебя боимся». Ветер вскочил и
понесся вверх, ввысь, к солнцу... и растаял, упав на землю живительным дождем.
И все закричали: «Какой теплый, славный дождик, мы его так долго ждали, мы его
так любим!» (Юля Т., Х кл.).
2.2.
«Рождается внезапная строка...»
Художественная речетворческая
личность, будь то личность мастера слова или учащегося, способно видеть,
слышать, чувствовать глубоко, тонко, по-особенному. Основными ее качествами
являются «эстетическое отношение к жизни, способность вживаться в мир персонажа,
стать но его позицию, выходя за пределы собственного Я; развитое воображение,
наблюдательность, чуткость к слову и оттенкам значений»[4,87]. Оно обладает
ассоциативным мышлением, способностями рефлексирования и речевого
прогнозирования.
К сожалению, с годами учащиеся
утрачивают эмоциональность и образность восприятия окружающего миро, образуется
«подростковая дыра» художественного развития. Такое положение во многом
объясняется тем, что формированию образного мышления должного внимания не
уделяется. В известной мере это извинительно, поскольку и время, и решение дидактических
задач сознательно-коммуникативного обучения не дают пока возможности делать
это но уроках русского языка постоянно и целенаправленно. В какой-то степени
художественное речетворчество реализуется в написании учащимися сочинений и
изложений, но системно (но специальных занятиях) оно может быть представлено в
настоящее время либо в классах с углубленным изучением русского языка, либо во
внеклассной работе, в частности в кружках русского языка. Далее приводятся
некоторые такие занятия (речетворческие тренинги) с образцами выполнения
заданий.
Предлагаемые речетворческие тренинги
строятся на словах, художественных текстах, произведениях живописи и музыки и
соотносятся с пережитым, близким, а значит, понятным школьникам.
Материал отбирается с учетом его
способности стимулировать художественное речетворчество учащихся.
Тренинг: СОЗДАЙТЕ КОНТЕКСТ ПО
ОБРАЗНОМУ СРЕДСТВУ
На этом занятии учащиеся должны
научиться вводить образное средство, использованное мастером слова, в
собственный художественный текст, например: слезливое утро (А. Ч е х о
в);стеклянные кустарники (И. Бунин); белое поле ржи (Л.Андреев); пьяный ветер
(В. Набоков); бьются зори огненным крылом (М. Волошин); знакомые шаги,
любопытное солнце, задумчивая дверь (А. Блок); луна скользит блином в сметане,
жгучий взгляд подснежников (Б. Пастернак); взбалмошная луна, журавлиная тоска
сентября (С. Есенин).
Активизировать образное мышление
учащихся при выполнении этих заданий призвано авторское образное средство, к
пониманию которого можно прийти, либо вернув его в авторский текст, либо
создав свой.
Вернуть образное средство автору
несложно. Для этого достаточно выяснить, из какого произведения автора взято
это средство. А вот создать свой художественный текст на основе авторского
образного средства — задача уже речетворческая. Именно такое творческое задание
учащимся и предлагается.
Приведем выполнение задания с
образным словосочетанием А. Блока любопытное солнце.
«Утро. Ты рассеиваешь сонный, тяжелый
туман у земли, у подножия гор. Словно новый мостик по затушеванному небу —
одна полоса, две... Перескакиваешь на деревья, скользишь по стволам золотой
белкой. Оттуда по-детски ползешь меж зеленеющих с новой силой лугов и полей,
будишь кашки, пастушью сумку, кучку васильков у муравейника, муравьев. Услышав
плеск воды, ты, как на зов матери, несешься к нему, улыбаешься... Вот эта
маленькая ложбинка, наполненная сладким напевным шепотом... Ты подкрадываешься,
почти ползком, чтоб не заметила, и, подождав мгновение, освещаешь все ее
подводное сердце своим лучистым смехом! Я пришел! Это я, я... Теперь, когда
ты знаешь, что я здесь, мне можно полететь дальше. Всплеск участился, и,
оставив несколько «зайчиков», ты засветил дальше... Ложбинка искрилась,
пыталась догнать неугомонных «зайцев» и думала: «До чего же быстрое (нет, не
угнаться), до чего же игривое и любопытное солнце!» И в подтверждение её мыслям
вдалеке послышались крики перепуганных внезапным пробуждением птиц... — голоса
далеких гор, голоса ветра...»
ХУДОЖНИК
Следующие упражнения связаны с умением
вербально передавать зрительные впечатления.
Я и художник.
Опишите картину
.Назовите картину. Сравните свое
название с авторским.
В какое состояние приводит вас
увиденное? Обратите особое внимание на детали. Какова их роль?
В данном типе тренингов механизм
образного мышления учащихся должны включить произведения изобразительного
искусства: картины, гравюры, рисунки и т. д.
Например, ребятам предлагается
рассмотреть картину И. Э. Грабаря «Груши». Они дают ей свои названия:
«Бабушкин натюрморт», «Первый
урожай», «Золотая осень», «Деревенские радости», «Грушево-яблочный десерт»,
«Фрукты».
Картина рождает у учащегося замысел,
который затем воплощается в художественном тексте.
Деревенские радости
«Лето... Зеленые коленки малышей. Пение
половиц в дачном домике. Лепестки ромашек на подоконнике. Запах яблочного
пирога. Топится баня. Запах березового веника. Скрипит телега. Гуси чинно вышагивают
по мягкой зеленой травке. Звук падающего в колодец ведра. Тихо. Еще тише.
Слипаются глаза. Засыпают даже назойливые мухи».
Я — художник.
Нарисуйте (словесно) пейзаж, портрет,
натюрморт.
Основа образного мышления в данном
типе тренингов — мир фантазии, ограничителем которого выступает жанр живописи.
Натюрморт «Творчество». «Комната
слегка освещена тусклой настольной лампой. В небольшом закутке лежат книги.
Одна из них — томик Пушкина в темно-коричневом, плотном переплете. На нем
лежит листок с какими-то надписями, цифрами. Рядом — уже успевшая покрыться
тонким слоем пыли книга Мопассана. В ней торчит закладка с изображением
желто-оранжевого солнца и какой-то надписью, последние буквы которой А. Я. На
книге лежит ручка, в которой уже почти не видно стержня, а рядом на обрывке
листа непонятным почерком написано несколько слов, после чего идет
многоточие...»
«Школьный стол с непонятными каракулями
и чьими-то именами. Не стол, а мемориальная доска с фразами типа Здесь был
Вася.
На столе стоит стакан. В нем на дне
осталась заварка. Рядом со стаканом лежит небольшой журнал-книжечка с яркой
обложкой и многозначительным названием «Откровения». Из-под журнала выглядывает
край белого листочка. На нем чьи-то каракули. Возле журнала шариковая ручка в
синем футляре. Положенная на ручку записная книжка разбухает от каких-то
листочков, вырезок из газет и исписанных страниц. Хлебные крошки, сложенные в
кучку, лежат маленькой горкой около исписанного листа».
КОМПОЗИТОР
Задания этого тренинга направлены на
установление связей между звуковыми, музыкальными образами, на закрепление
умения выразить словами свои впечатления от звучащей музыки.
Я и композитор.
Прослушайте музыкальное произведение.
Какие мысли и чувства оно у Вас вызывает? Опишите свое состояние.
Симфоническая поэма М. Чюрлениса
«Море».
«Стою на берегу моря, такого могучего
и бескрайнего.
Хочется чайкой полететь в голубую
даль. Наполняя душу чистотой и свежестью, парить над морем. Как легко дышится!
Вольный ветер и я — в едином порыве.
Хочется лететь, в полной мере сознавая,
что такое свобода».
Я — композитор. Напишите (словесно)
музыку к тексту.
День был ясный, прозрачный, слегка
морозный, один из тех осенних дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с
сыростью, и с тяжелыми калошами. Воздух прозрачен до того, что виден клюв у
галки, сидящей на самой высокой колокольне; он весь пропитан запахом осени.
Выйдите вы на улицу, и ваши щеки покроются здоровым, широким румянцем,
напоминающим хорошее крымское яблоко. Давно опавшие желтые листья, терпеливо
ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из
себя лучи, как червонцы. Природа засыпает тихо, смирно. Ни ветра, ни звука.
Она, неподвижная и немая, точно утомленная за весну и лето, нежится под
греющими, ласкающими лучами солнца, и, глядя на этот начинающийся покой, вам
самим хочется успокоиться... (А. Чехов).
«Слышу чистые, теплые, по-осеннему
прозрачные звуки: льется плавная и нежная мелодия, чуть скрипнула дверь, послышались
тихие шаги, прошуршала попираемая ногами осенняя листва, тихо, убаюкивающая
спокойная мелодия».
АССОЦИАТИВНЫЕ ШАГИ
В этих упражнениях учащиеся должны
установить между двумя отдаленными понятиями ассоциативный переход длиной в
несколько шагов. Например, между словами крик и рябина учениками
устанавливается ассоциативная цепочка: крик— боль, боль— одиночество,
одиночество — горечь, горечь— рябина; между словами ветер и книга: ветер —
осень, осень — лист, лист— стол, стол— книга.
Данный тип тренинга помогает учащимся
определить сюжетные линии своего будущего художественного текста.
БИНОМ ФАНТАЗИИ
Ребята учатся по двум не связанным
между собой словам создавать текст. Например, предлагаются слова ветер
— книга.
«Утро. Сижу у распахнутого в весенний
сад окна. Запах яблони и черемухи кружит голову, сводит с ума.
Ветер листает страницы моей любимой
книги, как страницы моей жизни. Не спеши, ветер!»
Создайте свой текст, используя ассоциативный
ряд. Примеры выполнения задания.
Белый — снег, след, душа.
Белый снег кристально белый, Весь в
рельефах неумелых. Голос твой белеет следом, Просыпаясь в белом небе. А за ним
с оттенком синьки Без тоски и без запинки Пробуждается душа В белом мире, не
спеша.
Белый— пух, перина,снег
Сыплется пух из небесной подушки:
Кто-то перину неба встряхнул.
Кружатся хлопья, хлопья, как душем, Тех поливают, кто сердцем заснул.
Небо на землю падает снегом, Небо с
собою несет синеву, Мокрым, холодным, но все-таки пледом Греет растущую жизни
траву.
Определите направленность авторских
ассоциаций в художественном тексте.
Решение поставленной речетворчес-кой
задачи возможно лишь после анализа текста, предполагающего глубокое в него
проникновение.
Знаешь, знаешь, обморочно-пьяно
снилось мне, что в пропасти окна высилась, как череп великана, костяная,
круглая луна.
Снилось мне, что на кровати, криво
выгнувшись над вздутой простыней, всю подушку заливая гривой, конь лежал
атласно-вороной.
А вверху — часы стенные, с бледным,
бледным, человеческим лицом, поводили маятником медным, полосуя сердце мне
концом.
Сонник мой не знает сна такого,
промолчал, притих перед бедой сонник мой с закладкой васильковой на странице,
читанной с тобой...
(В.Набоков).
• Какое чувство в вашей душе вызывает
этот текст?
• Как вы думаете, почему герою
приснился такой сон? Чем он вызван?
• Нарисуйте (словесно) луну,
описанную В. Набоковым. Почему поэт рисует луну не в проеме, а «в пропасти»
окна?
• Каким увидел во сне коня лирический
герой? Почему конь не рыжий, не белый, а атласно-вороной?
• Опишите часы, нарисованные автором.
Каким речевым средством поэт добивается ощущения физической боли у героя от
соприкосновения с часами?
• Как истолковал сон сонник? Почему
он «притих перед бедой»?
• О чем напомнила герою васильковая
закладка?
• Опишите (с опорой на сон) состояние
героя.
Учащиеся, выявляя направленность
авторских ассоциаций в тексте, находят ключи к замыслу поэта, связанному с
предчувствием смерти любви: пропасть — череп — костяная — вздутая простыня
(мертвое тело) — бледное— беда.
СЛОВЕСНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Комплексный речетворческий тренинг
предполагает заполнение учащимися речетворческой карты. Такая карта отражает
процесс рождения у учащихся замысла собственного текста, размышления с опорой
на слово: обостренное внимание к написанию и звучанию слова; ассоциации,
вызванные словом; поиск слов, рифмующихся с исходным словом; «оживление» слова
(наполнение цветом, звуком, запахом и т. д.).
РЕЧЕТВОРЧЕСКАЯ КАРТА РЯБИНА.
(Заполняется учащимися.)
• Звучание и написание слова.
• Резко, с болью начинает звучать
слово, затем смягчается,
• Четыре замороженные бусинки висят
на слове рябина.
• Ассоциации. Гроздь, огонь, осень,
аллея, дом, деревня, окно, заморозки, снегири, воспоминания.
• Рифмовка-тренировка. Рябина, калина,
осина, паутина, корзина.
• Цвет. Охристые листья, бордовые ягоды
осени, цвет крови, цвет старого вина, золотистая.
• Звук. Стук капель по стеклу, лай собак,
шелест деревьев, щелканье спелых замороженных ягод, тяжелый, сухой.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|