Развитие вербальной памяти у умственно отсталых учащихся
Была проведена игра
«Загадки и отгадки хором». Есть загадки, в которых ответ произносится хором,
всеми присутствующими. Они написаны в стихах, и слово, являющееся ответом на
загадку, отнесено на конец последней строчки. Его легко отгадать не только по
смыслу задачи, но и по рифме. Загадки с коллективным ответом особенно любят младшие
школьники. Им доставляет большое удовольствие сообща отгадывать и дружно, хором
выкрикивать ответ.
Ребятам были предложены
следующие загадки.
Ем я уголь, пью я воду. Как
напьюсь – прибавлю ходу. Везу обоз на сто колес И называюсь.. (паровоз)
Смело в небе
проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что такое?. (самолет)
По волнам
плывет отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое?
(пароход)
Чтоб тебя я
повез, Мне не нужен овес. Накорми меня бензином, На копытца дай резину И тогда,
поднявши пыль, Побежит (автомобиль)
На рояль я не
похожий, Но педаль имею тоже Кто не трус и не трусиха Прокачу того я лихо У
меня мотора нет Я зовусь (велосипед)
Кто далеко
живет, Тот пешком не пойдет. Наш приятель тут как тут. Всех домчит он в пять
минут. Эй, садись, не зевай, Отправляется (трамвай)
Два березовых
коня По снегам несут меня Кони эти рыжи, И зовут их... (лыжи)
И в лесу мы и
в болоте, Нас везде всегда найдете На поляне, на опушке Мы зеленые ...
(лягушки)
Вместо носа –
пятачок, Вместо хвостика – крючок Голос мой визглив и звонок Я веселый...
(поросенок)
Нору день и
ночь копаю, Вовсе солнышка не знаю, Кто найдет мой длинный ход Сразу скажет – это...
(крот)
Кто на свете
ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят... (черепахи)
Огромная
кошка мелькнет за стволами, Глаза золотые и уши с кистями. Но это не кошка,
смотри, берегись, Идет на охоту коварная... (рысь)
Под корой
сосны и ели Точит сложные тоннели, Только к дятлу на обед Попадает... (короед)
Летом много
их бывает, А зимой все вымирают. Прыгают, жужжат над ухом, Как они зовутся?..
(мухи)
Я весь день
ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, Здесь, под крышей
обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей)
Всех перелетных
птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад-вперед по пашне вскачь, А зовется
птица... (грач)
Нам в
хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно-бронзовый...
(скворец)
Схватил за
щеки, кончик носа, Разрисовал окно без спросу: Не кто же это? Вот вопрос! Все
это делает... (мороз)
Едва повеяло
зимой, Они всегда с тобой. Согреют две сестрички, Зовут их... (рукавички)
Обогнать друг
друга рады. Ты смотри, дружок, не падай! Хороши тогда, легки Быстроходные...
(коньки)
Красный кот Дерево
грызет, Дерево грызет, Весело живет. А воды попьет, Зашипит, умрет. Ты его
рукой не тронь – Этот красный кот... (огонь) [39]
В процессе отгадывания
загадок, проводилась работа по заучиванию тех или иных слов. Т.е. если у ребят
возникали трудности при отгадывании, им были предложены наводящие вопросы, либо
показывались картинки, с помощью которых, они могли бы угадать, какое слово
загадано в загадке. И затем, когда был назван правильный ответ, загадка
повторялась, что представляло собой закрепление полученной информации. По
окончании данной игры, с ребятами обсуждалось, что они узнали нового, какие
отгадали сегодня слова, т.е. также проводилась закрепляющая работа. Было
замечено, что ребята охотнее работают, когда занятия проводятся в игровой форме
и в этом принимает участие весь коллектив класса.
Также еще одним приемом –
игрой было использование игры «Колпак мой треугольный», т.е. ребята вставали
вкруг и вместе с руководителем проговаривали следующий текст: «Колпак мой
треугольный, треугольный мой колпак, если он не треугольный, значит он не мой
колпак».
Суть данной игры в том,
что ребята должны повторять слова, изображая при этом, каждое слово движением
рук. С каждым последующим повторением из стишка убирается по одному слову, и
убранное слово изображается движением.
Например, мы убираем
слово «колпак», и просто изображаем его движением. Выглядит это примерно так: «(Движение
руками, изображающее колпак) мой треугольный, треугольный мой (движение руками,
изображающее колпак), если он не треугольный, значит он не мой (движение
руками, изображающее колпак)». И так далее, пока все слова не будут убраны из
предложения и заменены на движения. И также в обратном порядке каждое слово
возвращается в предложение и продолжает изображаться движениями. Преимущество
данной игры в том, что она сочетает в себе многократное повторение слов,
которые необходимо запомнить, сочетаемое с элементами игры и ассоциативным
запоминанием (с помощью движений). [18]
Хотелось бы выделить
несколько важных моментов в работе с умственно отсталыми детьми. Один из
важнейших элементов психотерапии – поощрение, которое выражается в вербальной и
невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и т. д.) формах.
• Ребенка нужно поощрять
как можно чаще и как можно естественней.
• Ребенка нужно поощрять
теми способами, которые ему больше всего нравятся.
• Ребенка нужно хвалить
постоянно, даже если у него ничего не получается, а при малейшей удаче тем
более.
Индивидуально занимаясь с
ребенком, рекомендуется соблюдать следующие моменты:
- сидите справа от него.
Правая сторона – это будущее. Когда педагог находится справа, он помогает
ребенку продвигаться в нужном направлении – к результатам;
- занимайте позицию
Левелинга – на уровне глаз ребенка (он – на стуле, педагог на стульчике; он – на
полу и педагог – на полу);
- следите за своим
голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр,
звучание);
- принимайте ребенка
таким, какой он есть;
- будьте с ним “здесь и
сейчас” (думая о своем, педагог теряет контакт с ребенком, а он – интерес к
тому, что он делает);
- оставьте за порогом
ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте
спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни;
- никогда не гладьте
ребенка по голове и не кладите руку ему на голову – это жест, вызывающий
отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние. [39]
Контрольный
эксперимент
Основной целью третьего
этапа работы стала оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
Для проведения
контрольного эксперимента были проведены методики, использованные в
констатирующем эксперименте: «10 слов», «пиктограмма», «воспроизведение
рассказов», а также данные результатов работы родителями с детьми
экспериментального класса.
По данным методики «10
слов» экспериментальном классе, были получены результаты, отраженные в таблице 2.7.
Таблица 2.7 Результаты
теста «10 слов» в экспериментальном классе
|
Экспериментальный класс
|
До эксперимента
|
После эксперимента
|
Количество слов / Этапы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
20%
|
20%
|
20%
|
15%
|
15%
|
15%
|
15%
|
5%
|
10%
|
10%
|
2
|
45%
|
50%
|
30%
|
35%
|
30%
|
35%
|
30%
|
35%
|
20%
|
20%
|
3
|
35%
|
30%
|
45%
|
40%
|
50%
|
40%
|
40%
|
45%
|
50%
|
50%
|
4
|
0
|
0
|
5%
|
10%
|
5%
|
10%
|
15%
|
15%
|
20%
|
15%
|
5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
5%
|
6
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
7
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
8
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
9
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
10
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
По данным контрольного
эксперимента выяснилось, что оперативная вербальная память детей находиться
примерно на том же уровне. Этот уровень можно определить как III уровень, т.е. воспроизведение трех и
менее слов. В экспериментальном классе, на первом этапе правильно произвели 3
слова 40% учащихся, на втором этапе 40%, но возрос процент учащихся до 15%,
которые воспроизвели 4 слова. На третьем этапе 15% учащихся воспроизвели 4
слова, увеличилось количество учащихся, которые назвали 3 слова до 45%.
Четвертый этап характеризуется ростом процента учащихся до 20%, которые назвали
4 слова. На пятом этапе понизился этап учащихся до 5%, которые воспроизвели 4
слова, но возрос процент учащихся до 5%, которые воспроизвели 5 слов.
Наглядно изменения, произошедшие
в результате формирующего эксперимента можно проследить, сравнив диаграммы
результатов экспериментального класса формирующего и контрольного
экспериментов. Приложение 5: Диаграмма 4, Диаграмма 5.
По методике «Пиктограмма»
были получены следующие данные контрольного эксперимента. (таблица 2.8)
Таблица 2.8 Результаты
теста с применением пиктограммы
Количество воспроизведенных
слов
|
До эксперимента
|
После эксперимента
|
1
|
100%
|
100%
|
2
|
90%
|
100%
|
3
|
35%
|
35%
|
4
|
5%
|
15%
|
5
|
0%
|
10%
|
В экспериментальном классе
все дети (100%) воспроизвели одно и два слово из предложенных пяти слов. 35%
воспроизвели 3 слова, 15% воспроизвели 4 слова, что на 10% больше, чем до
эксперимента. И появился процент детей, которые воспроизвели 5 слов, он
составляет 10%. Дети быстрее вспоминали, к какому слову они рисовали тот или
иной рисунок.
«Воспроизведение
рассказов»
В рамках контрольного
(так же, как и констатирующего) эксперимента был выбран способ, когда текст
читался экспериментатором. Напомним, что методика «Воспроизведение рассказов»
проводилась индивидуально с каждым учащимся экспериментального класса, т.к.
необходимо было создание условий, когда ребенок размышляет, самостоятельно
отвечает на наводящие вопросы.
По данным методики
«Воспроизведение рассказов», в контрольном эксперименте были получены следующие
результаты. (таблица 2.9)
Таблица 2.9
Степень воспроизведения текста
|
До эксперимента
|
После эксперимента
|
100% воспроизведение текста
|
0%
|
0%
|
Частичное воспроизведение текста
|
65%
|
85%
|
Отсутствие воспроизведения текста
|
35%
|
15%
|
По полученным данным,
делаем выводы, что стопроцентного воспроизведения предложенного текста не
наблюдается и в констатирующем, и в контрольном экспериментах. Но, по итогам
формирующего эксперимента, контрольное исследование показало, что возрос процент
детей частично воспроизведших текст на 20%. И, соответственно снизился процент
детей, которые не смогли воспроизвести текст вообще на 20%.
Также хотелось бы
отметить результаты работы родителей с детьми. Анализируя протоколы,
заполненные родителями во время занятий с детьми по методике «Опосредствованное
запоминание». Было отмечено, что дети, выбирая слова для запоминания, все чаще
выбирали карточки с рисунком, наиболее соответствующим данному слову, т.е. с
логической точки зрения, который помог бы ребенку воспроизвести в памяти слово.
Также можно отметить улучшение объяснения ребенком связи карточки и выбранным
словом.
Анализируя методику
«Отгадывание загадок хором», наблюдались следующие тенденции:
1.
Дети быстрее
угадывали слова, когда им был объяснен смысл слова, либо задавались наводящие
вопросы.
2.
Также
положительно влияло на воспроизводство слова, отгадывание, то, что занятие
проводилось коллективно и в игровой форме, т.к. интерес к занятию не снижался в
течение всего урока.
3.
Дети охотно
отгадывали слова, т.к. при правильной отгадке, каждого ребенка хвалили в
присутствии всего класса, что, несомненно, влияет на улучшение атмосферы в
коллективе, и педагогического процесса в частности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|