бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления детей с природой бесплатно рефераты

Дети знакомятся с почвой, с ее обработкой, подготовкой к выращиванию растений. Система знаний о неживой природе лежит в основе понимания взаимосвязей между живой и неживой природой. Условием для уточнения представлений дошкольников о песке, камнях, глине, почве, о значение этих материалов для жизни используются различного вида деятельности: посадка и пересадка растений и т.д.

Правильно определить величину, форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цветов при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. ребёнок может только при хорошей эстетической восприимчивости, которую у него надо систематически развивать как образы прекрасного, при этом составными частями эстетического отношения являются:

эстетическое восприятие формы, объектов, цвета, симметрии, ритма, композиции; эстетическая оценка природы и её явлений;

эстетическое суждение ребёнка о природе, в котором выделяются качества объектов и явлений природы, которые можно характеризовать как эстетические.

«Отношение к природе — сложный феномен, интегрирующий в себе познавательный процесс, эмоциональные проявления и волевую деятельность, - отмечает Н.Ф. Виноградова. - Результативность процесса воспитания нравственного отношения к природе во многом определяется сроком начала целенаправленного и систематического влияния на детей» (35, с.77 - 78).

На основе проведённого анализа были выделены познавательные и эмоциональные процессы.

Познавательные - включают: восприятие объектов и явлений природы и выделение их свойств и качеств (формы, цвета, строения, динамики и других); сравнение объектов природы, установление их сходства и различия по названным свойствам, выделение общего и индивидуального, обобщение. Данный процесс связан с умственными операциями анализа, синтеза, абстрагирования и требует достаточно богатого словарного запаса и высокого уровня связной речи, которые между собой взаимосвязаны.

Эмоциональные - включают эстетические чувства, чувство радости от общения с прекрасными явлениями и объектами природы, удовольствие от удавшегося рисунка, лепки на темы природы. Данные процессы, как подчёркивают исследователи, осуществляются в разных видах деятельности: в интеллектуально-речевой, в изобразительной, музыкальной, трудовой деятельности. Многие авторы указывают на огромную роль природы, однако специальных исследования, посвященных данной проблеме, нам не встретилось, что и обусловило тему нашего исследования.

Природа лучший воспитатель ребенка, но при этом важно научить его видеть, понимать и ценить окружающую природу: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» (143).

Необходимо согласиться с мнением отдельных ученых, что воспитатели больше внимания обращают на эстетическую сторону природы, что становится доминирующим в формировании детского отношения к ней. Действительно, в природе заложена истинная красота, но задача педагога состоит не только в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, но и научить ценить, высказывать суждения, общаться и действовать в природе по законам красоты - справедливо отмечают в своих исследованиях Н.Ф. Виноградова, Н.А.Стародубова, В.А.Яшина, Г.Н.Бавыкина. Для этого авторы рекомендуют использовать длительные наблюдения за животными и растениями, проводить игры по обогащению и закреплению знаний о природе, организовывать труд в природе, деятельность по уходу за животными и растениями. Действенными методами, по мнению Н.А.Стародубовой являются задания на все проявления отношения к природе: работа детей с иллюстративным материалом, решение проблемных ситуаций, постановка детей в ситуацию выбора отношения, беседы с ними по поводу совершенных поступков и т.п. Вместе с тем, отмечает автор, к старшему дошкольному возрасту у детей формируется интерес к объектам природы, особенностям их жизни, поведения. Об этом свидетельствуют и реакция детей на вносимых животных и растений. Существующая методика представляет для нас особый интерес, и была использована нами в ходе констатирующего эксперимента. Н.Ф. Виноградова, рассматривая ознакомление с природой дошкольников, как одно из важнейших направлений в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений, предлагает глубже давать знания о человеке, о его связи с природой.

Итак, заключённые в природе и в окружающей действительности эстетические ценности должны усваиваться в полной мере, и в этом смысле сформированное эстетическое отношение является показателем его усвоения. В процессе формирования словаря учитывается сила воздействия природы на чувственно-эмоциональную сферу личности и способность живой природы вызывать живой отклик и вырабатывать в человеке глубокие нравственно-эстетические ценности. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря и эстетических переживаний ребёнка. Правильно определить величину, форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цветов при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. ребёнок может только при хорошей эстетической восприимчивости, которую у него надо систематически развивать как образы прекрасного. ,

Умение видеть, понимать и создавать прекрасное в природе обогатит духовную жизнь маленького человека, сделает её богаче, интереснее, даст ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Огромная роль в этом процессе отводится взрослым, и в первую очередь родителям и педагогам (Н.Ф.Виноградова).


1.3 Преемственность в словарной работе между дошкольным учреждением и начальной школой


Модернизация системы образования особо актуализировала проблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой является реализация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой. Преемственность как понятие имеет широкий содержательный диапазон. Она рассматривается как закономерность, как принцип, фактор, условие, способ и средство развития.

Вопросы преемственности в обучении и воспитании в разное время изучались такими учеными, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другими, которые, отмечают, что особую остроту эта проблема приобретает при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту и из младшего звена школы в среднее, поскольку точка их сопряжения совпадает с точкой смены типов самого детского развития.

А.В. Запорожец (1968) был глубоко убежден, что «узкое, ограниченное понимание преемственности как внешнего согласования, установления внешнего соответствия в воспитательно-образовательной работе детского сада и школы является совершенно неудовлетворительным и что нужно иметь в виду внутреннюю, органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства».

Анализ показывает, что преемственность в психологии и педагогике понимается и как условие успешной педагогической деятельности, и как принцип, который обеспечивает единство, целостность обучения и воспитания в целях повышения их качества и развития личности каждого ребенка (Б.Г. Ананьев). Основными характеристиками преемственности ученые считают: самоценность каждого возраста и опору на возрастные особенности детей (А.В. Запорожец); связь и согласованность всех компонентов методической системы и этапов учебно-воспитательной работы (Н.Ф. Виноградова, М.В. Максимова, М.В. Сурнина и др.); последовательность и перспективность в отборе и расположении учебного материала, в способах его изучения и осмысления (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Исследователи подчеркивают, что вопрос преемственности в работе между дошкольным учреждением и начальной школой приобретает все большую актуальность, обостряется и требует решения её на качественно новом уровне. Таким образом, на современном этапе преемственность рассматривается как двухсторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется «самоценность детства» и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу не «с нуля», а «подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает его потенциал». Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Анализ показывает, что в нормативных документах, научных и методических источниках, в работах педагогов и психологов преемственность между всеми звеньями системы образования рассматривается как условие успешного осуществления непрерывного образования. В педагогике сложился взгляд на преемственность, как на «связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы» (концепция непрер. Образовании). Данное понятие характеризуется осмысливанием пройденного пути на новом, более высоком уровне, подкреплением имеющихся знаний новыми, расширением новых связей, благодаря чему их качество повышается. (Б.Г.Ананьев, Ф.А. Сохин, М.В.Максимова и другие).

Исходя из психолого-педагогического рассмотрения, следует отметить, что понятие преемственности характеризуется:

• связью между старым и новым в процессе развития;

• сохранением и переносом наиболее существенных элементов на последующие ступени развития.

Из этого следует необходимость того, чтобы учитель имел полное представление о будущих учениках, знал особенности их физического, социального, познавательного, эстетического развития, а также развития речи и речевого общения.

Общеизвестно, что преемственность в работе педагогических коллективов дошкольного и начального школьного звена должна осуществляться при взаимной заинтересованности и на знании содержания программных документов. В частности воспитателям детского сада нужно знать, программу начальной школы, чтобы готовить воспитанников детского сада к её успешному усвоению в школе.

Для обеспечения преемственности необходимо также учитывать сложные переживания ребенка, возникающие у него на пороге школы в промежутке между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит пережить и печаль расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое.

В настоящее время актуализируются поиски новых подходов к проблеме преемственности между школьным и дошкольным образованием. Для ее успешного решения необходимо прежде всего отказаться от понимания преемственности как формальных, внешних связей между детскими садами и школами, а также попыток копировать в детских садах работу школьного учителя. Нужно выявить общее и различное в системе взаимоотношений воспитателя и учителя с ребенком, наладить сотрудничество воспитателя, учителя и родителей. Только так можно преодолеть разрыв между требованиями начальной школы и природой детства, осуществить подлинную демократизацию гуманизацию образования, реализовать принципы личностно ориентированного подхода к каждому ребенку. Важно правильно определить цели и задачи преемственности между двумя первыми звеньями системы образования и содержательно реализовать их на практике.

Ряд авторов (Т.И. Бабаева, Е.И. Иванова) подчеркивают в своих исследованиях, что работа по интеграции деятельности школ и ДОУ может стать конструктивной и эффективной лишь при условии существенного обновления содержания образования на принципах гуманизации и демократизации образовательного процесса в указанных звеньях, разработки и внедрения в практику инновационных преемственных по своей сути программ, а также дифференциации обучения и воспитания на основе учета возрастных психологических, индивидуальных особенностей каждого ребенка, перестройка системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные новые профили и услуги образовательных учреждений.

В основе подобной работы должно лежать понимание общей стратегической для всех звеньев образования идеи - идеи обеспечения высокого уровня развития личности - и специфических, приоритетных направлений в работе каждого звена системы образования: для начальной школы - формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения, для дошкольного- раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу. Главная цель этой работы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело.

Аналогичной точки зрения придерживаются и психологи (Л.А. Венгер, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец 1963; и другие). А.В. Запорожец (1968) был глубоко убежден, что «узкое, ограниченное понимание преемственности как внешнего согласования, установления внешнего соответствия в воспитательно-образовательной работе детского сада и школы является совершенно неудовлетворительным и что нам нужно иметь в виду внутреннюю, органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства».

Итак, по мнению авторов, решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка, т. к. духовного, психологического и физического, на этапах дошкольного и школьного детства.

Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; только тогда две начальные ступени образования будут действовать не изолировано друг от друга, а в тесной взаимосвязи друг с другом, что позволит школе организовать учебно-воспитательный процесс с опорой на развитие, получаемое детьми в дошкольных учреждениях, а последним работать с ориентацией на последующую образовательную работу в школе, при этом формирование качеств, необходимых школьнику, должна осуществляться не вопреки, а на основе развития тех качеств, которые присущи дошкольнику.

Вопрос о преемственности по существу является вопросом о социальной зрелости ребенка, его готовности к школьному обучению, т.к. при поступлении в школу ребенку впервые предоставляется право и одновременно вменяется в обязанность осуществление деятельности общественно значимой по смыслу, содержанию и форме, т.е обучение.

Рассматривая вопрос о преемственности обучения детей в детском саду и в начальной школе А.В.Запорожец, Ф.А. Сохин,.В. Т.Кудрявцев исходят из положения о том, что преемственность содержания программ обеспечивается их построением на единых теоретических основах с учетом психологических особенностей усвоения в каждом возрастном периоде. В своем исследовании они исходили из того, что наличие у детей определенного круга знаний, умения сознательно применять их - является основой преемственности в содержании обучения, должно обеспечить высокую успеваемость учащихся при изучении сходных разделов программы I класса и детского сада и тем самым будет способствовать успешному усвоению учащимися более сложных разделов изучаемых предметов. При этом особое значение, указывают авторы, приобретает преодоление существенных различий в уровне знаний и умений, имеющихся у детей, которые приходят в школу из детского сада.

Преемственность зон актуального и ближайшего развития ребенка обоснована посредством изучения социальной ситуации, ведущего вида деятельности и общения, новообразований, центральной психической функции дошкольного и младшего школьного возрастов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин).

Важно, на наш взгляд отметить, что повышение эффективности обучения в 1 классе школы, по мнению авторов, может быть достигнуто только при сочетании задач обогащения и углубления программных знаний детей в детском саду. Данное положение является основополагающим при выборе программного обеспечения ДОУ и школы.

Мы солидаризируемся с мнением исследователей и практических работников, что на фоне вариативности программ, учебных планов проблема преемственности обостряется и требует решения её на качественно новом уровне. В основе осуществления преемственности должна осуществляться диагностическая, аналитическая, пропедевтическая и коррекционно-педагогическая работа, которая сможет способствовать оптимизации данного процесса, если будет рассматривается как комплексная работа всего педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с коллективом детей, родителями и учителей в течение всего пребывания - от младшей группы до выпуска ребенка из подготовительной к школе группы (Максимова М.В.).

Преемственность между детским садом и начальной школой может иметь самые разные формы. Многое зависит от творческого подхода к делу, от понимания важности этой проблемы, умения организовать педагогов на ее реализацию.

Анализ показывает, что одной из наиболее распространенных и обязательных является составление планов совместной работы ДОУ и школы. На новый учебный год, как правило, разрабатывается конкретный план мероприятий по осуществлению преемственности с начальной школой. В составлении годового плана учреждения принимают участие, по большей части, директор, зам. директора по воспитательной работе, завуч начальной школы, психолог, логопед, а также учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования. Обязательные мероприятия годового плана предусматривают совместную деятельность педагогического коллектива ДОУ и детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется подготовительной к школе группе. Помимо разносторонних представлений в различных областях и способов выполнения учебно-познавательной деятельности, предусматривается необходимость воспитания у детей положительного отношения к школе, к будущим учителям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8