Развитие представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни в процессе проведения экскурсий
Кроме научного, термин представление
имеет обиходное значение неполного, приблизительного, предварительного знания. В
процессе познания представление является переходной ступенью от ощущения и восприятия
к мышлению [11]. Исключительная роль представления в процессе познания состоит в
том, что с их помощью мысленно воссоздается действительность тогда, когда ее непосредственное
восприятие невозможно. Вместе с понятиями представление составляют одно из условий,
обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретических
и практических задач. Однако представление не проникает в сущность предмета. Для
развития и функционирования представления необходимо слаженное взаимодействие первой
и второй сигнальных систем, без чего представление не может быть выражено в речи
и других видах знаковой активности человека (музыкальные звуки, рисование, выразительные
движения и др.). Слово и знак позволяют углубить представление о действительности.
В практике обучения представление, как правило, выступает в роли чувственной опоры
при формировании понятий.
В дошкольном возрасте закладываются
основные представления об окружающем мире, которые обеспечивают дальнейшее успешное
умственное развитие ребенка [52]. Умственное воспитание может быть определено как
группа положений, регламентирующих формы мысли и действия, независимо от того, на
какой предмет направлена умственная деятельность. Такого рода правилам подчиняется
способ отличия одних представлений от других, сопоставление новых представлений
о событии, предмете с прежними; деятельность, вызываемая стимулами, возникновение
эмоций [53].
Образы представления отличаются
от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных
людей они различны по отчетливости, яркости, полноте. Степень наглядных образов
представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей
человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, от
степени наглядных исходных образов восприятия [26], [27].
В работе Г. А. Урунтаевой
говорится, что в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Оперируя
образами и представлениями, мышление дошкольника становится внеситуативным, расширяются
границы познания. Рассуждение начинается с постановки вопроса. Вопросы рождаются
и при нарушении сложившихся представлений, когда возникает противоречие между тем,
что малыш видит или узнает, и его прошлым опытом, имеющимися знаниями. Если новое
представление совпадает со сформировавшимся только по некоторым признакам, а по
остальным различается, появляется вопрос.
В развитии представления важную
роль играет память. Эта связь происходит через механизм ассоциации, об этом говорит
Мухина. Представление менее жестко связано с предметом и означает некоторое обобщение:
одни свойства предмета, менее «заметные» и не удерживаемые памятью, в нем отбрасываются,
другие, более важные, выдвигаются на первый план. Значение представления в процессе
познания определяется тем, что оно дает человеческому сознанию возможность оперировать
наглядно чувственными образами вещей или явлений без непосредственного контакта
с ними. Представление носит осмысленный характер, оно обозначается словом, на его
содержание влияют приобретенные человеком ранее знания, весь его практический опыт.
Однако представление означает менее глубокое знание, чем понятие, в котором отражаются
существенные свойства предметов в отвлечении от несущественных [70]. Представление
не выходит за пределы чувственного познания. Тем не менее в процессе познания наряду
с понятием, с логической абстракцией представление обладает самостоятельной ценностью,
как наглядное, образно – зрительное отражение мира. Представление дает возможность
сознанию выйти за пределы непосредственно данного, воспроизводить прошлое и предвосхищать
будущее. Без представлений невозможны воображение и фантазия, а следовательно, невозможна
и творческая деятельность.
В работах Л. А.
Каменевой, П. Г. Саморуковой говорится, что представления детей о важнейших явлениях
природы и общества тесно взаимосвязаны: обогащение, развитие какого – либо одного
из них ведет к заметным положительным сдвигам в развитии других представлений. Эти
основополагающие представления выступают как узловые точки умственного, нравственного,
эстетического развития ребенка, образуя своеобразный каркас интеллектуально –
нравственной сферы, который определяет восприятие и понимание окружающего мира,
направление и особенности преобразований вновь приобретаемых знаний, сведений. Эти
представления развиваются на протяжении всей жизни человека. Именно они создают
преемственность умственного развития в различные периоды жизни и достаточно интенсивно
развиваются в дошкольном детстве. Эти образования в своем развитии тесно взаимосвязаны.
Так, углубление представлений детей о таких важнейших явлениях ведет к существенной
перестройке общих представлений об изменении и развитии предметов и явлений, общих
представлениях, об их прошлом, настоящем, будущем, о строении вещества и т.д. Эти
представления у детей выступают в виде догадок, предположений, не вполне ясных знаний.
Эти базовые представления
дошкольников несут функцию не только отражения основных свойств объективного мира,
но и функцию общей организации, познавательного опыта детей, организации их когнитивной
сферы. Чрезвычайно важное обстоятельство заключается в том, что эти представления
тесно связаны с формированием начальных форм общего подхода к познанию окружающего
мира, своеобразной методологии познавательной деятельности, которую ребенок реализует
при ознакомлении с различными предметами и явлениями. Дети часто обозначают произвольным
словом новый объект, который они уже выделили, но который остается для ребенка еще
в значительной мере неопределенным. Такая своеобразная фиксация только лишь возникающего
представления, знаний имеет важное значение для их дальнейшего развития на основе
взаимодействия с уже имеющимися знаниями ребенка в процессе его активной деятельности
с окружающим миром.
Образы, представления, понятия
– самые различные психические образования когнитивного характера, - будучи сформированы
в процессе деятельности, приобретают относительную самостоятельность и могут вступать
друг с другом во взаимодействие, обусловленное как внутренним строением этих образований,
так и общей направленностью личности ребенка [26].
Производство идей, представлений,
сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в
материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представления, мышления,
духовного общения людей является здесь еще непосредственно порождением материального
отношения людей. Первоначально познание свойств, недоступных непосредственно –
чувственному отражению, является прямым результатом действия, направленного на практические
цели. Познавательный результат таких действий, отражаемый в словесной форме, приобретает
характер, резко отличающий его от результата непосредственно – чувственного отражения,
генерализуемых в соответствующих чувственных не образованиях, в так называемых эйдетических
образах и представлениях.
Формирующиеся у отдельных
людей представления, понятия, идеи подвергаются отбору и уточнению в соответствии
с критерием уже не индивидуальной практики, а несоизмеримо более широкой и богатой
практики общественной.
Таким образом представления
относятся к таким психолого – педагогическим понятиям, которые формируются в рамках
чувственного познания. Они несут функцию не только отражения основных свойств объективного
мира, но и функцию познавательную, организации когнитивной сферы дошкольников в
целом. Тем не менее представления обладают самостоятельной ценностью, как наглядное,
зрительное отражение мира. Носят осмысленный характер, обозначаются словом и означают
менее глубокое знание, чем понятие.
1.2 Проблемы развития представлений
о труде взрослых у дошкольников в процессе проведения экскурсий
Анализ психолого-педагогической
литературы позволил выделить различные подходы к проблеме развития представлений
о труде взрослых.
Н. К. Крупская, ориентируя
воспитателей на расширение детского кругозора, указывала, что основной источник
впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная сфера, в которой
они живут. Но не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении.
Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых
следует рассказать детям.
В дальнейшем роль ближайшего
окружения была экспериментально обоснована в трудах Р.О. Жуковской, С.А.
Козловой, Т.А. Марковой и др.
Воспитанию положительного
отношения к труду взрослых способствует самостоятельная трудовая деятельность детей.
В. А. Сухомлинский писал: «Патриотические убеждения утверждаются в детском сознании
только тогда, когда ребенок своими руками создает что–то нужное и полезное народу,
переживает свою деятельность, свой труд как борьбу за умножение богатства Родины».
В работах Р. С. Буре, Г.
Н. Годиной отмечается основной компонент трудовой деятельности – социально –
значимая мотивация и в связи с этим обосновывается методика включения детей в трудовую
деятельность через показ значимости и ценности процесса и результата труда. В исследовании
Д. В. Сергеевой системно раскрывается методика организации ручного труда, его нравственная,
эстетическая ценность в воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике
выделилась научная школа, показывающая роль знаний и представлений о труде взрослых
в жизни ребенка – дошкольника.
В работах В.И. Логиновой,
Г.Г. Саморуковой ознакомление с трудом взрослых строится на причинно –
следственных связях: преобразование предмета труда в процессе труда в его продукт.
В работах Т.А. Марковой, В.Г.
Нечаевой подчеркивается роль представлений о труде взрослых в аспекте формирования
качеств личности: трудолюбия, заботливости, внимания и др., раскрывается методика
формирования представлений. Она включает в себя проведение этических бесед, рассматривание
картин, создание проблемных ситуаций и др. Эти ученые подчеркивают роль экскурсий,
которые в наглядной форме показывают возможность ознакомления детей с профессиями.
В работе А. М.
Виноградовой подчеркивается необходимость поддерживания и развития интереса ребенка
к труду взрослых, организуя с этой целью экскурсии, прогулки, наблюдения, беседы,
чтение художественной литературы. На конкретных зримых примерах важно подвести малышей
к пониманию доступных им понятий (любой труд почетен; труд людей взаимосвязан и
служит общему благу; людей труда уважают; уважение к труду проявляется в бережном
отношении к тому, что сделано руками людей), а также к посильному участию самого
младшего члена семьи в делах взрослых.
Совершенно очевидно, что работа
педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести
желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Важно донести
до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного
воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве,
проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет
в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок
проявляет интерес к нему.
Знакомство ребенка с трудом
взрослых – один из источников воспитания в нем бережного отношения к общественному
добру.
Бережливость по данным Т.А.
Марковой, Р.С. Буре формируется из правильного отношения к труду окружающих. Важно,
чтобы ребенок на опыте убеждался в величайшей пользе труда для других. Макаренко
говорил: «Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение
в этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от того,
насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько
он к этому труду будет подготовлен».
В «Программе воспитания в
детском саду» (под редакцией Васильевой) тема труда связана с разными темами. Благодаря
этому ознакомление с трудом взрослых осуществляется в течение года на недостаточно
широком материале. К развитию представлений и понятий о жизни и деятельности людей
программа подходит с мировоззренческой позиции: дети должны усвоить основной смысл
труда в нашем обществе и его некоторые особенности. Так как последнее предполагает
совокупность не отдельных фактов, а последовательно взаимосвязанных знаний, раскрывающих
доступные детям закономерности, то систематическое планирование различных видов
деятельности на занятиях и вне их является необходимым в практике воспитания.
Через ознакомление детей с
родным городом, селом, жизнью разных народов, населяющих нашу страну, раскрывается
особенность труда и его значение в жизни людей. Все это дает основание полагать,
что в значительной части занятий, направленных на ознакомление детей с общественными
явлениями и развитие у них соответствующих представлений, должны содержаться сведения
о труде и его особенностях.
Наблюдения за трудом взрослых,
которые проводятся в соответствии с «Программой воспитания в детском саду» (под
ред. Васильевой), знакомят ребят с трудом людей различных профессий вне дошкольного
учреждения. При проведении наблюдений важно обращать внимание не только на внешнюю
сторону труда взрослых, но и давать пояснения, какое значение он имеет, как взрослые
ответственно относятся к своему делу, как организован их труд.
В работе С. Котлярова говорится,
что сообщение определенных знаний об окружающем, развитие у детей тех или иных представлений
не ограничивается рамками занятий. Большое место должна занимать в этом повседневная
работа. В исследованиях Р. И. Жуковской, Крулехт Н.Д. подчеркивается, что большое
влияние на детей оказывают результаты труда взрослых. Наблюдая за деятельностью
взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата.
Так повышается интерес старших дошкольников к труду, требовательность к качеству
выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том,
что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно
силам и формирующимся у них навыкам.
Результатом обучения, прежде
всего, является развитие различных видов познавательной деятельности или отдельных
ее элементов: понятий, представлений, различных умственных действий.
В работе С. А. Козловой раскрываются
наглядные методы, которыми пользуются воспитатели при ознакомлении детей с трудом
взрослых. К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся:
наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и кинофильмов, а также
некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в функции самостоятельных
методов: показ образца – задания, способа действия и др.
Наиболее действенные способы
ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать
для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание
которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому
поведению взрослых.
В исследованиях С.А.
Козловой подчеркивается постепенность в расширении сведений при ознакомлении с трудом
взрослых. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети
получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование
представлений о труде, ценностного отношения к нему.
Детей вначале привлекает внешняя
сторона труда – видимые действия людей, орудия труда, материалы [3]. Сам трудящийся
человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают
от внимания детей.
В процессе наблюдений важно
фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее
значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования
их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых оказываются особенно
действенными в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально насыщен,
раскрывает красоту труда, вызывает у детей чувство восхищения. Это усиливает стремление
детей сохранить, возможно, дольше блеск натертого пола, белизну чисто выстиранной
скатерти, об этом говорится в работах Л. А. Венгер, Крулехт Н.Д.
Наблюдения за трудом взрослых
положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, вещам [31],
[46]. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с глиной, стараются
не сорить; если кто–либо насорит, без напоминания сам за собой убирает.
Эмоциональность наблюдений
на экскурсиях повышается, если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности.
В процессе деятельности они лучше познают явления, об этом говорят Крулехт
Н.Д., Шатова.
У детей особенно возрастает
интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое
участие. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий,
они с особой охотой продолжают потом трудиться при выполнении своих небольших обязанностей
в детском саду и семье. Участие детей в труде можно осуществить в процессе многих
экскурсий.
Экскурсии – один из основных
видов занятий и особая форма организации работы по воспитанию, одна из очень трудоемких
и сложных форм обучения [3]. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это
своего рода занятия под открытым небом.
Как показал анализ педагогической
литературы, экскурсия как форма организации образовательной работы с детьми зародилась
и широко использовалась в школе при изучении естественных наук (географии, ботаники,
зоологии, позднее природоведения). Однако, как показали работы Р. С. Буре, С.
Н. Николаевой, характер познавательной деятельности детей на экскурсии –
непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их – оказался доступным
и детям дошкольного возраста. Знания, формируемые на экскурсии в форме представлений
разной степени обобщенности, отвечают требованиям программ воспитательной работы
с дошкольниками. Все это сделало экскурсию одной из важных форм организации обучения
в детском саду.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|